Методы и приёмы при обучении технике оригами



Перед использованием нижеприведенных методов и приёмов, мы должны понимать и отталкиваться от следующего:

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Это имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в различных дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям. Иными словами – результат деятельности, это достаточно универсальный «реквизит», способствующий повышению мотивации ребёнка, ведь ребёнок не просто так сделал поделку, а применил её в дальнейшем, вполне возможно, что и неоднократно. [5]

В работе особое внимание стоит обратить на следующие правила, которые актуальны для любых продуктивных видов деятельности:

· поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я»);

· развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;

· уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была (не подавлять инициативу ребенка собственным мнением, т.к. мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);

· творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.

· не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;

· вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.

Методы, применимые при работе по технике «Оригами»:

· Наглядные (рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение)

· Словесные (чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам)

· Практические (индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей; выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Приёмы при работе с детьми по технике оригами:

· Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

· Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

· Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

· Показ изготовления должен производиться на столе.

· При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

· Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма — выполнение ребенком, показ второго - выполнение ребенком.

· Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

· Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

· После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

· Образец для складывания не должен быть маленьким.

· Для запоминания терминов ребёнком необходимо включать в работу дидактические и интерактивные игры.

· Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.

· Самое главное- это мотивация. Ребёнок должен чётко представлять для чего он это делает.

Оригами в детском саду. Усложнения по возрастам.

Проанализировав федеральный государственный стандарт дошкольного образования, программу «От рождения до школы» мы выявили, что оригами в младшем дошкольном возрасте отсутствует, ознакомление следует начинать со средней группы. В этом возрасте дети, только начинают знакомиться с простейшими элементами в технике оригами. Они могут сложить прямоугольный лист бумаги пополам, имитируя флажок для украшения участка или праздничную открытку.

В старшем возрасте дети уже могут выполнять несложные поделки способом оригами. У них совершенствуется умение работать с бумагой, сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), создавать объёмные фигуры, делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

В подготовительной группе дети ориентируются на изготовление уже конкретных игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к празднику. Они могут складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (будёновка, пилотка). Использовать разную по форме бумагу, делать разметку с помощью шаблона, тем самым создавая игрушки-забавы. Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении какого-либо продукта. Для изготовления вышеперечисленного могут использовать в качестве образца рисунок-схему. [9]

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывать об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Практический опыт педагогов

Изучив теоретические аспекты техники оригами, приступим к рассмотрению практических результатов, достигнутых педагогами дополнительного образования, воспитателем дошкольной образовательной организации, для создания наиболее подходящего дидактического материала по ознакомлению детей с техникой оригами.

В 2002 году в г.Озерске Челябинской области, в результате наработанного опыта педагогов дополнительного образования, вышла книга “Программно-методические материалы “Волшебный квадрат. Оригами” с произведенным учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и школьного возраста как практическое руководство для воспитателей, учителей, руководителей изостудий, кружков эстетического направления, родителей. Авторами оригами рассматривается как наиболее грамотное насыщение предметно-развивающей среды у детей[7]

Особый интерес с точки зрения дидактики вызывает приложение к данной книге. Оно представляет собой готовые модели со схемами сборки и создавалось более чем пятьюдесятью исполнителями моделей по оригами: учителями, воспитателями, детьми, родителями, психологами.

Практический опыт авторов:

В семье Г. Матвей и Маша заинтересовались техникой оригами с 4-5 лет. Матвей и Маша еще не читали, но освоили знаки, схемы складывания будущих моделей. Самостоятельно, при поддержке, создании условий родителями, дети начали заниматься складыванием сначала простейших моделей, со временем совершенствуя свои навыки. В результате у нас появились знающие, разбирающиеся в очень сложных моделях, «оригамисты-миниатюристы». Свободно моделируют из квадрата со стороной в 1-2 см – журавлика. Матвею сейчас 11 лет, в Маше – 12 лет. Маша закончила в 9 лет заочные курсы по оригами в Санкт-Петербурге, получила сертификат с правом преподавания оригами.

Следующий опыт представляет собой работу конкретного воспитателя в МБДОУ детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска в течение двух лет среди воспитанников старшей (5-6 лет), а затем подготовительной (6-7 лет) группы[3].

Исследование детей на начало учебного 2011-2012 года показало, что знание основных классов животных сформированы недостаточно – 47% знаний, представления о растениях различных климатических зон и представления о диких животных развиты также довольно слабо – 66 и 42% соответственно. Умение различать и называть растения ближайшего окружения демонстрируют с помощью воспитателя 6 из 12 детей, что составило 50% знаний. Знания детей о названиях комнатных растении, их отличительных признаках, особенностях ухода за ними составило на начало года 56%.

В целом результаты диагностики уровня знаний детей о мире живой природы невысоки, поэтому была активизирована работа по ознакомлению детей с природным окружением, при этом использовались различные методы и подходы, однако главный из них - использование оригами как средства познания.

В целях насыщения предметно-развивающей среды игрушки-оригами как в натуральном виде, так и в форме дидактических материалов были использованы в следующих уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:

· Центр сюжетно-ролевой игры – игра «Магазин» (кошельки, сумочки), игра в «цветочный магазин» (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).

· Физкультурный уголок - проведение подвижных игр с ободками-масками, «Два Мороза», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.

· Центр изобразительного искусства - композиции, объединяющие изо и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок» и др.

· Музыкальный уголок - игрушки-самоделки из бумаги (гармошка, трещотка)

· Театральный уголок – игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.

· Центр развития сенсорики - материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогают ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.

· Книжный уголок – книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) - в них дети находят понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков складывают ее.

· Природный уголок - «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор», "Животные севера" и др.

Обучая детей начальным приемам складывания из бумаги, воспитателю не раз приходилось наблюдать, как и родители с увлечением начинали присоединяться к своим детям в изготовлении поделок из бумаги. Так появилась наша выставка работ. Родители помогли детям объединить фигурки в сюжеты.

Родители высказывают наблюдения, что дети дома увлеченно и подолгу занимаются складыванием из бумаги, вовлекая в процесс взрослых. Внешне дети стали более усидчивы, внимательны, рассудительны, аккуратны, эмоционально отзывчивы.

Проводя промежуточную и заключительную диагностическую работу, можно отметить положительную динамику. Анализ показателей уровня усвоения детьми знаний о живой природе в начале и в конце обучения выявил рост значений по всем категориям диагностического исследования.

Рассмотрев практический опыт, можем смело сделать следующий вывод:

Каждый воспитатель дошкольной образовательной организации или педагог учреждения дополнительного образования могут выстроить систему работы, нацеленную на развитие таланта ребёнка, вплотную занявшись с детьми техникой оригами. Так как оригами — это отличное средство для объединения детского и взрослого интересов, педагогических ценностей. Безусловно, работа начнётся с отбора и возможной адаптации дидактических единиц, ассортимент которых достаточно велик. Полученный педагогом опыт позволит достоверно определить наиболее подходящий материал с учетом градации «от простого к сложному», учитывая индивидуальные особенности детей в группе при наличии такой необходимости. Разнообразие возможных поделок и сопутствующих технологий сборки не оставит равнодушным ни детей, ни самого педагога.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 958; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!