Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина



Дисциплина: Русская детская литература

Вид занятия: Практическое занятие

Дата проведения: 14 апреля 2020

Время: 11.30

 

Тема: Народные традиции в сказках А.С. Пушкина и В.А. Жуковского

Ход занятия

1. Сопоставьте сказки В.А. Жуковского «О спящей царевне» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне», выделив в каждой из них черты народных сказок и литературных. Ответ представьте в виде таблицы.

 

Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без внимания самое главное — сферу художественного взаимодействия между поэтами. В этой сфере соотношение «учитель—ученик» обретает более сложный психологический рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его [Жуковского]», — писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825 года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», — замечает известный биограф Пушкина П.И. Бартенев.

Сказки «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у них первоисточники и как они перекликаются с ними.

 

1. Название произведений.

У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича Жуковского - «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича в названии произведения озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще и о семи богатырях». Но в обеих сказках одна и те же героиня - царевна.

Вывод: у Александра Сергеевича название произведения более емкое и содержательное, чем у Жуковского.

2. Историю создания произведений.

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

Таким образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну» в период с 26 августа по 12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832 года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод, озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица, спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба варианта сказки в одной - «Спящей царевне».

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны.

Вывод: сказки написаны в разное время. Разница между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в Царском Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных сказок и взяты они из разных источников.

3.  Композиция

Затем я приступил к чтению и исследованию текста.

В обеих сказках есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

У Пушкина

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Завязка:

У Жуковского:

встреча царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,

У Пушкина:

смерть царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

У Жуковского:

Пир, взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные уснули, царский сын забрел во дворец; пробуждение ото сна царевны и всего дворца.

У Пушкина:

Сватание царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.

Кульминация:

У Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.

У Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка одинакова - свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало

У Пушкина

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Вывод: композиция сказок похожа.

 

 

4. Сюжет

Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

Совпадения:

В обеих сказках царевны прекрасны.

С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то хочет отомстить из-за зависти.

Зло с царевнами совершают женщины.

Со временем с царевен снимается проклятие.

Обеих героинь пробуждают женихи.

Обе сказки заканчиваются свадьбами.

Различия.

Места действия в сказках различны: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.

У Пушкина царевна умерла - у Жуковского уснула.

У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского - 300 лет спала.

Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну - царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.

У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.

Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.

У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

5. Форма произведений

Форма произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.

Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом

6. Герои сказок

 В сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица - мачеха, зеркальце, царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,

В сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак - предсказатель, царевна – дочь, 11 молодых Чародеек, ведьма, царский сын, старик,

Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а Жуковского - 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные герои разные.

7.  Средства художественной выразительности

А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Эпитеты:

1.С белой зари

2.Белёшенька земля

3.Сочельник самый

4. Царица высока,

5. Стройна

6. Бела

7. Горда

8. Ломлива

9. Своенравна

10. Ревнива

11. Добродушна

12. Весела

13. Всех милее

14. Румяней

15. Белее

16 .Царевна молодая

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Эпитеты:

1. Добрый царь

2. Зеленый берег

3. Добрый рак

4. Знатный пир

5. Чародейки молодые

6. Хромоногая

7. старая

8. Злая

9. Разумный царь

10. Драгоценные блюда

11. Золотые блюда

12. Хлебосольный царь

13. Званные гости

14. Майский цвет

15. Душная горница

16. Пряжа тонкая

17. Огромный дом

Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все они различны.

 

Сравнения у Жуковского:

 

1. Грудь, как свежий снег, бела

2. Вспыхнул вдруг, как от огня;

3. Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.

 

Сравнения у Пушкина:

1.Год прошел как сон пустой,

2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;

3. Всех я краше;

4. Он лесного зверя злей.

Вывод: сравнений у Пушкина больше.

 

 

Вывод:

Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу, что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий и 8 сходств.

Различия.

Данные произведения имеют разное название, разную история создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны. Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например, места действия в сказках различны: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.

У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула.

У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского - 300 лет спала.

Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну - царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.

У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.

Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.

У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже различны.

Сходств значительно меньше:

Похожа композиция произведений.

В обеих сказках царевны прекрасны.

С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то хочет отомстить из-за зависти.

Зло с царевнами совершают женщины.

Со временем с царевен снимается проклятие.

Обеих героинь пробуждают женихи.

Обе сказки заканчиваются свадьбами.

 

2. Определите тему и идею каждой из сказок А.С. Пушкина

Сказка О рыбаке и рыбке».

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина - это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг - ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей.

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора

 Идея: человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.

Проблема: безнравственности и невежества, а также алчности, жадности и жестокости.

Старуха была очень невежественной и алчной. Узнав, что старик поймал рыбку, которая выполняет желания, она обругала его, и послала его снова к рыбке, чтобы она исполнила ее желание. Но после исполнения ее первого желания, ей показалось этого мало, и она приказывала старику ходить к рыбке снова и снова, чтобы рыбка исполняла ее новые желания. Рыбка поняла, что старуха слишком жадная и никогда не остановится на достигнутом, поэтому она просто уплыла в синее море и оставила старуху с разбитым корытом у старого дома, как это было раньше.

 

Тема: автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств. Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

Мало «поймать золотую рыбку», нужно правильно распорядиться наградой. И вдумчиво отнестись к тому пути, который она открывает. Ведь даже «царские палаты» старухи - это не столько путь к праздной жизни, сколько ответственность за своих слуг и за сбережение своих богатств.

Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина

 

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

Идея волшебной сказки: добро всегда побеждает зло. Зло в этой сказке — завистливая царица, которая хочет погубить прекрасную царевну из-за её красоты. Добро в сказке олицетворяют царевна, семь богатырей, царевич Елисей. Царевна — добрая, милая, трудолюбивая девушка. Богатыри — надёжные, верные, сильные защитники. Елисей — смелый, мужественный и настойчивый царевич, страстно любящий царевну. Таким образом, сказка учит тому, что надо быть добрее к людям, помогать нуждающимся, не завидовать другим.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Сказка "О мёртвой царевне и о семи богатырях" показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!