Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Семнадцатое июня

Домашняя работа

Максим Горький (1868-1936 ). Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького «Челкаш», «Коновалов». Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького

Цель занятия:

· познакомится с биографией М. Горького и его ранними романтическими рассказами.

Задачи:

· узнать основные факты и даты жизни М. Горького;

· провести анализ ранних романтических рассказов, понять их проблематику;

· разобрать понятия «гордость и гордыня».

На занятии

мы узнаем:

· биографические сведения о начале творческого пути М. Горького;

· характерные черты ранних рассказов М. Горького;

мы научимся:

· анализировать ранние рассказы М. Горького;

· разделять понятия «гордость» и «гордыня»;

мы сможем:

· анализировать и раскрывать характеры персонажей рассказов М. Горького.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Жизнь и творчество М. Горького.

2. Правда жизни в рассказах Горького «Челкаш», «Коновалов».

3.Типы персонажей в романтических рассказах писателя.

4.Тематика и проблематика романтического творчества Горького

Тезаурус

Романтизм — умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности.

Фельетон малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Драма один из жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой

Мелодрама пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Максим Савватеевич Пешков, отец писателя, был столяром-краснодеревщиком.

Мать, Каширина Варвара Васильевна, была из мещан.

Будущий писатель рано потерял родителей. В три года Алёша Пешков заболел холерой, но смог выжить. Заразившись от сына холерой, умер отец. Псевдоним «Максим Горький», по утверждению старых нижегородцев, был взят писателем в 1892 году в память о Максиме Савватьевиче. Мать вторично вышла замуж, умерла от чахотки в 1879 г. Воспитали Алёшу бабушка Акулина Ивановна и дедушка по материнской линии Каширин Василий Васильевич, который в молодости был бурлаком на Волге, затем стал хозяином красильного заведения. К старости дед потерял все нажитое и вёл почти нищенское существование.

Образование Алексей начал получать в доме деда. Старик учил его чтению по старым церковным книгам. Бабушка познакомила мальчика с русскими народными песнями и сказками. О ней он написал кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище.Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.

Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их. Из училища Горького исключили. В документах написали: «Курса <…> по бедности не окончил». Будучи совсем юным, мальчик успевает поработать и рассыльным, и прислугой у чертёжника, и учеником иконописной мастерской, и статистом в театре.

В 1884 году юноша уезжает в Казань, чтобы поступить в университет. У него нет среднего образования, знания он черпает из книг. Но у будущего писателя не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам. В повести «Мои университеты» он позднее писал: «Под шум ливня и вздохи ветра я скоро догадался, что университет — фантазия…». В Казани молодому человеку приходится много и тяжело работать. Денег на съем жилья у Горького не было. Первое время он жил у знакомых, а затем стал подрабатывать в казанском порту и снимать углы в ночлежках вместе с босяками.

Спустя несколько месяцев Горький нашел работу в булочной Василия Семенова, где часто собирались народовольцы. Там он познакомился с трудами русских революционеров, а вскоре вступил в один из подпольных кружков марксистов. Горький был агитатором, он проводил просветительские беседы с неграмотными и рабочими. Этот период жизни Горького полон драматических событий. Репрессии против бастующих студентов, любовная драма, тяготы жизни в чужом городе. Пережитые события юности позже станут основой повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Умерла бабушка, у него стали возникать конфликты на работе, ссоры с членами кружка. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой (стрелялся), тем не менее выжил. Ему повезло: он выжил, хотя и попал под церковный суд и был отлучен от церкви. Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году и заключен на месяц в тюрьму.

После этого Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. В 1890 году Горький отправился в пешее путешествие и побывал на юге России. На юге Горький много общался с местными жителями, занимался традиционными для них промыслами: ловил рыбу, добывал соль. В пути он писал рассказы и заметки, стихи, в которых подражал Джорджу Байрону.

Первое печатное произведение «Макар Чудра» выходит в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький. Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш». Последний приносит Горькому широкую известность.

По рекомендации Короленко Горький в 1895 году стал журналистом «Самарской газеты» и переехал из Нижнего Новгорода в Самару. Там он писал о происшествиях в городе, театральных событиях и светской жизни, публиковал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. В это время он познакомился с Екатериной Волжиной — она подрабатывала в этом же издании корреспондентом. В августе 1896 года они сыграли свадьбу. Волжина была единственной законной женой писателя. С ней в браке Горький прожил семь лет, у них родилось двое детей — сын Максим и дочь Екатерина.

Вскоре писатель вернулся в Нижний Новгород, где стал редактором «Нижегородского листка». Горький стал известным журналистом.

В 1899 году в журнале «Жизнь» публикуется первое крупное произведение Горького — повесть «Фома Гордеев» о жизни русского купечества. Уже на следующий год издательство «Знание» выпускает четырёхтомное собрание сочинений писателя «Рассказы». Он становится настоящей знаменитостью.

В 1899 году Горького выслали из Нижнего Новгорода за пропаганду революционных идей в небольшой город Арзамас. Перед ссылкой ему разрешили съездить в Крым поправить здоровье: у писателя был туберкулез.

В марте 1902 г. состоялась премьера пьесы Горького «Мещане» во время гастролей Художественного театра в Петербурге. Вскоре после выхода спектакля закончилась ссылка Горького, и он вернулся в Нижний Новгород, где дописал пьесу «На дне». На сцене Художественного театра в Москве премьера одноименного спектакля состоялась в декабре 1902 года, прошла с успехом. Во время репетиции пьесы Горького «На дне», писатель познакомился с актрисой Марией Андреевой, женой чиновника Андрея Желябужского. Вместе они прожили больше 15 лет и поддерживали отношения до смерти Горького.

В том же 1902 году Горький возглавил издательство «Знание». Он публиковал писателей-реалистов. Для публикации он старался выбирать произведения, которые были понятны даже читателям из рабочих и крестьян.

22 января 1905 года началась Первая русская революция. Горький поддержал восставших рабочих и написал прокламацию «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в которой призывал к «немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вскоре писателя задержали и заточили в Петропавловскую крепость. На арест Горького отреагировали зарубежные деятели искусств. Французское «Общество друзей русского народа» опубликовало призыв к освобождению писателя: «Великий писатель Максим Горький должен будет предстать, за закрытыми дверьми, перед беспрецедентным судом по обвинению в заговоре против государства <…> Нужно, чтобы все люди, достойные называться людьми, защитили, в лице Горького, свои священные права». Под давлением общества уже в феврале 1905 года писателя отпустили. Чтобы избежать нового задержания, Горький уехал из страны. Около полугода он прожил в США, где написал сборник очерков «В Америке».

Из-за обострения туберкулеза в конце 1906 года Горький уехал в Италию и поселился на острове Капри недалеко от Неаполя. В эмиграции Горький много писал. Он создал роман «Мать», на который его вдохновили революционные события на Сормовском заводе. В полном виде произведение издали в Германии, в России сокращенную версию изъяли из печати. Следующее произведение Горького — пьесу «Враги» — цензура опубликовать не разрешила. Пьесы «Последние» и «Васса Железнова», роман «Жизнь Матвея Кожемякина» и другие работы писателя этих лет выходили в изданиях Германии, Франции и США, почти сразу их переводили на иностранные языки. В этот период Горький сотрудничал с Владимиром Лениным и другими коммунистами, был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В официальной газете РСДРП писатель публиковал обличающие статьи и памфлеты.

В 1913 году писателю разрешили вернуться в Россию. Он поселился в Петербурге, где вновь попал под надзор полиции. В 1915 году писатель начал издавать журнал «Летопись». Вскоре Горький стал редактором большевистских изданий «Правда» и «Звезда».

В годы Первой мировой войны в газетах и журналах Горький публиковал антивоенные статьи. Тогда же писатель основал издательство «Парус».

Февральскую революцию Горький воспринял настороженно. Писатель критиковал Временное правительство. В мае 1917 года Горький начал издавать газету «Новая жизнь», где в разделе «Несвоевременные мысли» публиковал свои статьи с размышлениями о политике. После Октябрьской революции писатель критиковал действия большевиков и Владимира Ленина.

В июле 1918 года за критику власти газету Горького закрыли, а статьи из цикла «Несвоевременные мысли» в СССР не издавали до перестройки. Тогда писатель прямо у себя на квартире в Петрограде создал «Дом искусств» — организацию, которая стала прообразом будущего Союза писателей. Здесь действовала творческая студия Н. Гумилёва, проводили встречи участники литературного объединения «Серапионовы братья», читал лекции Александр Блок.

В 1919 году Горького назначили главой оценочной комиссии наркомата торговли и промышленности. Ему поручили контролировать работу антикваров, которые составляли каталоги конфискованных частных коллекций. Писатель и сам увлекся собирательством — начал покупать старинные китайские вазы, японские статуэтки.

По инициативе Горького в том же 1919 году организовали издательство «Всемирная литература», в котором начали печатать произведения русской и мировой классической литературы с комментариями литературоведов.

В 1920 году Горький встретился с бывшей фрейлиной баронессой Марией Закревской-Будберг. Она стала последней музой писателя, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина». Будберг переводила произведения Горького на английский язык, редактировала его рукописи. Они расстались за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году.

В 1921 году Максим Горький уехал в Германию. Официальной причиной в советской прессе назвали ухудшившееся здоровье писателя, но на самом деле он покинул страну из-за разногласий с правящей партией. Однако все расходы Горького за границей оплачивала РКП (б).

В Берлине Горький основал журнал «Беседа», в котором печатал русских писателей-эмигрантов. В газете «Manchester Guardian» он опубликовал статью, где сообщал, что поддерживает большевиков и жалеет о написанных в 1917–1918 годах критических статьях.

В 1924 году Горький уехал в Италию и поселился в городе Сорренто. К этому году он закончил роман «Дело Артамоновых», а затем приступил к созданию эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Над книгой он работал до конца жизни.

В 1928 году Горький он приехал в СССР и совершил путешествие по стране, во время которого встречался с поклонниками, посещал литературные встречи. В 1929 году писатель вновь побывал на родине. На этот раз он посетил лагерь «Соловки», пообщался с его заключенными. Горький еще несколько раз приезжал в СССР, но окончательно вернулся только в 1933 году. В Москве Горькому устроили торжественный прием. Для жизни ему и семье выделили особняк в центре Москвы, дачу в деревне Горки в Подмосковье, дом в Крыму. Именем писателя еще при его жизни назвали улицу в Москве и родной город — Нижний Новгород.

По инициативе Горького в начале 1930-х создали журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», издали книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», открыли Литературный институт. В августе 1934 года в Москве состоялся Первый съезд советских писателей, на котором был принят устав нового органа — Союза писателей СССР. Горький стал его первым руководителем.

В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. После вскрытия его мозг извлекли и отдали в НИИ мозга СССР для изучения, а тело писателя кремировали. Урну с прахом Максима Горького замуровали в Кремлевской стене.

Максима Горького пять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но так и не вручили ее. Последний раз его представили к награде в 1933 году. Тогда в списке номинантов были сразу три русских писателя: Горький, Мережковский и Бунин.

Свои мечты и чаяния Горький отразил в романтических произведениях 90-х годов. Появившись на литературном олимпе в 90-х годах XIX века, Максим Горький практически сразу вызвал большой интерес у читателей и критиков. Его ранние произведения — рассказы, сказки, поэмы — написаны в романтической традиции. При этом романтизм Горького совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приёмы.

Произведения раннего творчества М.Горького поднимают тему босячества, бродяжничества. К созданию таких произведений побудила начинающего писателя сам жизнь. Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, это были преимущественно разорившиеся крестьяне.

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка, который до Горького в жизни и сознании общества считался общественной язвой, отравляющей общественный организм. Босяк – человек без постоянного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью.

После «откровений» Горького стало видно, что общество всё сгнило и в нём только и осталось здорового, что «босяк».

Горький прекрасно знал пёстрый социальный состав босяков, обитателей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных городов, и потому в произведениях, написанных в 90-е гг. XIX века изображает людей, опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

Писатель объяснял свой интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых было «жульнически высасывать кровь человека, сгущая её в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни обывателей говорили насмешливо, иронически» (М.Горький).

Известно, что рассказы М.Горького о босяках были восприняты обществом и литературной средой как открытие. Но судьбы людей «дна» не были новостью в литературе, о них с сочувствием писали и раньше. В рассказах Горького эта среда впервые изображалась как бы изнутри. Босяк у него пытается осмыслить свое положение, ставит вопрос об ответственности за свою судьбу. Молодой писатель рассматривал героя в контексте социальной и моральной проблематики. Само явление босячества, бродяжничества рождало мысль о глубоком неблагополучии общества, его антигуманном характере. Горький пристально вглядывается в личные мотивы и в личные побуждения своих героев. Истоки этого углубленного подхода к босяку – в опыте писателя. Писатель пытался в босяках найти движение жизни.

Презрение к жадности будет сопутствовать горьковским героям. Босякам будут противостоять люди, которые будут бояться всего нового и бояться самого призрака свободы.

«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш» (1894). Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Это одно из первых реалистических произведений Горького, в котором автор использует приём типизации характеров вместе с романтическими приёмами создания образов.

История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г.Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ: «Совсем неплохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувств, это не каждому дается!.. Я же говорил вам, что вы реалист!.. Но в то же время — романтик!». Короленко помог опубликовать рассказ в журнале «Русское богатство» в 1895 г. Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности.

Сюжет. Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты: внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.

Композиция. Формально рассказ состоит из вступления и трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два.

Направление – реализм.

Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.

Бродяга и вор Челкаш противопоставлен Горьким батраку Гавриле,одному из тех сотен тысяч крестьян, которые уходили в 90-х годах из ра­зоренных деревень на заработки. Челкаш давно покинул деревню и на­всегда освободился от страсти к накоплению, наживе. Деньги нужны ему для того, чтобы пить, веселиться, забыть на время о том, что он отвер­женный, босяк. А безземельный, обнищавший крестьянин Гаврила меч­тает только об одном - о своем хозяйстве, о сытой жизни, и для достиже­ния цели он готов идти на преступление. В стремлении стать хозяином (иначе не прокормиться) Гаврила приходит к преступной позиции: день­ги оказываются важнее чужой человеческой жизни. «Старый травленый волк» Челкаш прекрасно чувствует себя среди «гранита и железа», где голоса людей «слабы и смешны», а сами люди «смешны и жалки», так как презирает их, ценя лишь волю «ловкого, смелого вора». Мнимая свобода Челкаша - результат разрыва всех уз и с городом, и с деревней. При вос­поминании о матери, отце, матушке-земле Челкаш, однако, ощущает себя «одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах». В разру­шении связей между людьми Горький видел утрату смысла жизни.

Рассказ «Челкаш»

Челкаш Гаврила

1. Описание внешности

ПОРТРЕТ «острое хищное лицо» «длинный, костлявый, сутулый», «горбатый, хищный нос», «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы», «кошка». ВЫВОД В описании героя встречаются повторения, что говорит об обычном, естественном состоянии героя. ПОРТРЕТ «здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сморщив глаза», «безумное лицо». ВЫВОД Описание внешности Гаврилы даётся в развитии, наблюдается динамика его характера, причём в худшую сторону.

2. Как герои относятся друг к другу?

Челкаш о Гавриле Гаврила о Челкаше
«сосунок», «дурак», «телёнок», «собака», «гнус» «оборванец», «драный», «пьяница», «тёмный»

3. Имущество героев

Челкаш Гаврила
разорванная рубаха да грязные штаны. Вывод: Свободен, нечего терять. «Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля». Есть что терять.

4. Отношение к свободе

Челкаш Гаврила
Любит свободу, море. Возненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу. «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

 

Челкаш Гаврила
«босяк» «хищник» «волк» «ястреб» «хозяин» «охотник» «крестьянин» «дитятко» «теля» «сосунок» «раб» «жертва»

Челкаш презрительно относится к деревенскому парню Гавриле, которого он подбивает на грабеж.

Оба героя – хищники!

Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»

У Гаврилы возникает желание «убить и ограбить».

«Гаврила кошкой изогнулся»

«Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»

Кто же такие герои и антигерои произведений М. Горького? Какова концепция мира героев? Кого они презирают?

Челкаш Гаврила
На дне жизни – это плохо, но хуже уже некуда. Ощутил преступную слабость обладания богатством. Не остановился. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.

«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажен­ное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, ото­рванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!»

В психологической драме, разыгрывающейся между Челкашом и Гаври­лой, вор Челкаш выглядит неизмеримо человечнее, благороднее крестьянско­го парня Гаврилы. Но эти человечность и благородство относительны. Чел­каш нравственно вырастает только в сопоставлении с мелким собственни­ком и себялюбцем Гаврилой. Горьковские герои, подобно Челкашу, красивы, когда они противостоят трусам и собственникам. Не случайно сила приро­ды противостоит порочной жизненной практике обоих героев.

Идея рассказа: важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств; выше всех материальных ценностей должны быть нравственные ценности, которые не утерял «босяк» Челкаш, но которые «растерял», на первый взгляд, скромный, богобоязливый Гаврила.

Художественное своеобразие рассказа. Во вступлении перед читателем разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов резко контрастируют с картиной свободной морской стихии. Карти­на порта и его жизни вырастает до символа капиталистического мира в целом, где неизбежно порабощение человека и человеческого труда капи­талом. В общей системе образов образ порта существенно важен, так как он объясняет причину существования челкашей. В описании морской стихии угадывается приближение очистительной силы.

При создании образа порта автор использует звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот сцепления ваго­нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль желеЗных листов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег...»; эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воз­дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленова­тое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».

Описание морского порта - это та самая рамка, в которую «оправлен» сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного, любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми глазами, мечтающе­го заработать деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликт­ность сюжета определяет резкую контрастность изображаемого: порт и порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.

Пейзаж принимает активное участие в произведении. Так, босяк Челкаш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­чтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическоезначение и говорит о той грядущей бу­ре, которая очистит жизнь.

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, величие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

Как говорит Горький, герой преображается, глядя на море, приобща­ясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная на­тура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной... На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только боязно в нем...» Со стороны Челкаша это вызывает презрительную усмешку: «Боязно! Экая дура!» Герои, у которых пробуждается сознание и сильно чувство человеческого достоинства, особенно глубоко и радостно воспринимают красоту и величие окружающего их мира.

Итак, Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеоб­разие личности каждого, даже самого забитого человека, тяжесть жиз­ни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Им писатель противопоставляет людей, отличающихся благородством, чувством собственного достоинства. Но Челкаш не герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва бездушного и алчного мира, как Гаврила.

В этом романтико-реалистическом рассказе стал­киваются два понимания свободы: свобода мелкого собственника и свобода босяка, порвавшего связи с породившей его средой. Стремление стать хозяином на своей земле будит в Гавриле темную страсть, тол­кающую его на жалкие и подлые поступки по отно­шению к человеку, которым он готов восхищаться. Свобода Челкаша, свобода от социума, от собственни­ческих инстинктов оборачивается драмой ненужно­го человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло много лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

 Челкаш. Кадр из фильма «Челкаш».1956

В произведении «Коновалов» (1897) показана трагедия человека, который остро ощущает то, что его жизнь лишена осмысленности, и вместе с тем, понимающего, что он никак не может этого изменить.

Александр Иванович Коновалов - невероятно талантливый человек, способный творить. Ему далеко не чуждо слово «труд», он работает в пекарне, и что самое главное, он любит свою работу: по-детски радуется, когда хлеб поднимается в печи, становится золотистым, и унывает, когда что-то идёт не так. Коновалов - мастер своего дела, он с легкостью отдает свои силы выпеканию, и, казалось бы, это занятие могло стать его свободой, но нет.

Натура его меланхоличная. Он считает, что «невозможно в ту пору жить», всё на свете ему опоршивело. Сам себе он становится в тягость. При всём этом Коновалов необычный босяк. «По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин».

Но несмотря на внушительную внешность, в душе герой оставался ребёнком. Рассказчик даже прозвал его «большим человеком с глазами ребёнка». Он сохранил искренность, доверчивость, способность видеть в людях хорошее. Интересно, что «с таким лёгким духом выделяет он себя из жизни в разряд людей, для неё не нужных и подлежащих искоренению». На протяжении всего рассказа герой говорит о том, что сам человек виноват в том, что с ним происходит, а не обстоятельства. Он понимает, что именно он, что-то внутри него заставляет его пить, вести такой недостойный похвалы образ жизни. Коновалов может анализировать свою жизнь, понимает бедственность положения. Это выделяет его «в отдельную статью».

В отличие от других босяков относится к женщинам с пониманием и уважением. Босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают её, но печальный и мягкий тон Коновалова при воспоминании о купчихе - тон исключительный.

Добрый от природы Коновалов стремится помочь Капитолине - девушке из публичного дома, но усилия его бесполезны. В отличие от девушки, уже предвкусившей приближение замужней счастливой жизни, он осознает то, что им с Капитолиной не вывести друг друга из серости обыденных будней.

Коновалов питает огромный интерес к книгам, но только с живым сюжетом, в который описаны действия людей, во многом на него самого похожих. Просит рассказчика ему почитать, при этом он как будто превращается в одного из героев, переживает с другими все события. Услышанное оседает у Коновалова глубоко в душе. И, например, мучения Сеньки Разина он помнит всю жизнь.

Казалось бы, Коновалов хороший человек, многое в жизни понимающий. Почему его жизнь такая неустроенная, в чём причина его бесконечной тоски? Он сам отвечает на этот вопрос: «Не нашёл я точки моей. Ищу, тоскую. Не нахожу» - таков итог его размышлений, которые в конечном итоге довели его до самоубийства.

Раннее творчество Максима Горького неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Банальной повседневности противопоставлены страстные душевные порывы персонажей. Молодой писатель обращается к легендам и сказаниям разных народов. Романтический герой Горького находится в кругу непонимания со стороны окружающих и задуман как знамение конца беспробудного прозябания обывателей. Он сталкивается с невежеством и жестокостью, но чем гуще тьма, тем ярче свет. «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а ещё и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» — так говорит сам автор о своём герое — цыгане Лойко из рассказа «Макар Чудра».

Главная тема ранних романтических произведений Горького – рождение нового героического характера, который раскрывается им во всей сложности и драматичности.

У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные рамки жизни. Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные, удивляющие окружающих поступки, даже преступления – что угодно, только не обыденная скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Всё это прочитывалось российским обществом как пафос «восстания личности против всякого рода давящих её тисков.

Истоки романтических произведений Горького ясны: романтический герой живёт среди несовершенных, а то и трусливых, жалких людей, но всё отсутствующее в реальности воспето в легендах.

Очень многие свободолюбивые герои Горького – индивидуалисты по своей натуре.

 

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный пример.

Какое образование получил М. Горький?

а) экономическое;

б) филологическое;

в) начальное;

г) юридическое.

Разбор решения: Давайте вспомним материал урока и общие факты о жизни М. Горького, мы знаем, что он рос без матери и отца у дедушки, во время его поступления, у него не было диплома о среднем образовании, соответственно, поступить в институт и отучиться он не мог, соответственно ответы а), б), г) неправильные. Как мы помним его растил дедушка и под его руководством М. Горький освоил грамоту, соответственно ответ в) – правильный

Правильный ответ:

в) начальное

Единичный выбор.

Где родился М. Горький?

а) Южный Сахалин

б) Казань

в) Нижний Новгород

г) Владивосток

Разбор решения: Давайте вспомним, что его дед работал бурлаком на Волге, соответственно так как внук его М. Горький жил вместе с ним, город в котором родился М. Горький стоит на реке Волге, из всех перечисленных подходит только Нижний Новгород

Правильный ответ:

в) Нижний Новгород

 

ü Основные выводы

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка. Он изображает людей, опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

В романтико-реалистических рассказах Горького стал­киваются два понимания свободы: свобода мелкого собственника и свобода босяка, порвавшего связи с породившей его средой.

От рассказа к рассказу меняется горьковский романтический герой: от свободного индивидуалиста – к свободе, которая сочетается со служением людям.

До встречи на занятиях.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!