ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Фотокопию выполненного в тетради задания отправить

на электронную почту tilyuhina68@mail.ru
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v

 

Дата  16 июня 2021 г.
№ занятия по расписанию 2
Группа 1 вг
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану 142
Тема Практическое занятие № 39.  Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией
Домашнее задание. Форма выполнения. Источник информации 1. Просмотр 1) видеоурока И.А. Бунин. «Тёмные аллеи» https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7526539?menuReferrer=catalogue 2) сценария урока  МЭШ Концепция любви в творчестве И.А.Бунина. Рассказ «Чистый понедельник» https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/58532/view 2. Читать  рассказы И.А. Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник». 3. Учить материал учебника с. 74-76 (Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016). 4. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения. 5. Выполнить задания практического занятия №39. Письменно   ответить на вопрос: 1. И. А. Бунин соединяет в своём повествовании два временных пласта: детали современной героям действительности переплетаются с приметами глубокой древности. С какой целью он это делает? Остальные задания – устно.
Срок предоставления выполненного задания 17 июня 2021 г.

 

Здравствуйте, ребята.

Ø Проверьте свою готовность к занятию (наличие тетради, ручки).

Ø Не забывайте следить за правильностью посадки за компьютером.

Ø Делайте перерыв каждые 30 минут.

Ø Я желаю вам сегодня учебных успехов!

Ø Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

 

16.06

Домашняя работа

Практическое занятие № 39

Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией

Учебная цель занятия: анализ решения темы любви в творчестве И.А.Бунина, определение её новизны на примере рассказа «Чистый понедельник»

Система вопросов и заданий

ПИСЬМЕННО

И. А. Бунин соединяет в своём повествовании два временных пласта: детали современной героям действительности переплетаются с приметами глубокой древности. С какой целью он это делает?

УСТНО

2. Символично ли название рассказа?

3. Герои «Чистого понедельника» - воплощение молодости, здоровья, красоты, богатства. Казалось бы, что они имели всё, что могло стать источником безграничного, пленительного и долгого счастья. Но финальная сцена говорит об обратном. Что же мешает их счастью? Что приводит к любовной драме?

4. Как описывает героев Бунин?

5. Различие героев мы видим уже в портретной характеристике (подтвердите текстом).

6. Какие приёмы использует Бунин для создания портрета?

7. Ослеплённый любовью, герой не понимает свою возлюбленную. Найдите ключевые слова, подтверждающие эту мысль.

8. Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, как Л. Н. Толстой, не объясняет словами мысли и чувства героев, как И. С. Тургенев. Какой приём он использует, чтобы показать внутренний мир героини и героя?

9. Вспомните определение аллюзии, найдите её в тексте. Объясните, как она помогает понять характер героини?

10. Какой образ жизни ведет молодая пара?

11. Век перемен, безумная, шальная жизнь нравится герою: «Я возил её обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты». Как это его характеризует?

12. «Ведь завтра уже Чистый понедельник: Хотите поехать в Новодевичий монастырь?» Что нового узнаёт герой о своей возлюбленной?

13. Что в ее поведении, речи говорило о внутренней муке, борении противоположных чувств?

14. Какие художественные детали передают внутреннюю борьбу в героине?

15. Чем ещё увлечена героиня? Подтвердите текстом.

16. Почему Бунин не объясняет поступка героини? Кажется ли он вам неожиданным?

17. Чем вы объясните ее уход в монастырь?

18. От чего же очищается героиня рассказа «Чистый понедельник»?

19. Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?

20. Какие образы в рассказе «Чистый понедельник» символичны?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Для И. А. Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества. Он останавливает ее на высшей точке наслаждения и увековечивает в прозе.

Сборник «Тёмные аллеи» впервые был издан в 1943 году в Нью-Йорке. В него вошло одиннадцать рассказов. Во второе издание (Париж, 1946) — 38. Рассказы существенно отличаются структурой, объёмом, характером персонажей. Название сборника Бунин взял у Н. Огарева:

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

(«Обыкновенная повесть», Огарев Н.)

Для Бунина, любовь – это темная сторона, мало известная.

Новеллы Ивана Бунина отражают разные временные пласты жизни человека, но все так или иначе касаются одной общей темы — любви, которая раскрывается автором как величайший человеческий дар, как счастье, достающееся человеку, какими бы страшными обстоятельствами это чувство ни сопровождалось. Автор считал эту книгу «самой совершенной по мастерству», высшим своим достижением.

По словам В.Н. Муромцевой-Буниной, писатель подчёркивал, что в цикле «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан своим ритмом, в своём ключе. Трактовка Буниным темы любви связана с представлениями об эросе как могучей силе. По мнению писателя, любовь трагедийна, так как резко меняет жизнь человека. В этом он близок к Ф.И. Тютчеву, который тоже считал, что любовь выявляет «хаос», который есть в человеке. Для героев Бунина любовь — главное в жизни. Она требует высочайшего напряжения духовных и физических сил, чаще всего её финал трагичен («Чистый понедельник», «Натали»)

Книга эта целиком о любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» — эти слова из книги «Темные аллеи» могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т. п. они живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Такая концепция сформировалась в творчестве Бунина еще в предреволюционное десятилетие.

В сборнике нет долгой любви, есть в каждой новелле сюжет, который состоит из пересказа событий. В каждом есть своя изюминка.

Новеллы этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов — Руся, Антигона, Галя Ганская (одноименные рассказы), Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника». Вблизи этого соцветия мужские характеры куда невыразительнее; они менее разработаны, подчас лишь намечены и, как правило, статичны. Они характеризуются скорее косвенно, отраженно — в связи с физическим и психическим обликом женщины, которую любят и которая занимает самодовлеющее место. Даже тогда, когда «действует» только «он», например, влюбленный офицер, застреливший вздорную красивую бабенку, все равно в памяти остается только «она» — «длинная, волнистая», и ее «голое колено в разрезе капота» («Пароход «Саратов»). В «Темных аллеях» мы встретим и грубоватую чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям этих рассказов, и нет в них смакования рискованных подробностей, пресловутой «клубнички». Любовь как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!»

Недаром рядом с полнокровными, дышащими страданием и страстью рассказами из «Темных аллей» («Таня», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали» и т. д.) мы встретим какие-то осколки недописанных, не вполне состоявшихся произведений, с клочковатостью и распадом сюжета («Кавказ»), экспозиции, наброски будущих новелл («Начало») или прямые заимствования из чужой литературы («Возвращаясь в Рим», «Бернар»).

Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который подготавливает читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью и правдивостью. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Он пытается ответить на мучительный вопрос: почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений ушла от него?

Но в первую очередь Бунина интересует истинная земная любовь, «гармония земли и неба». Такая любовь нечасто встречается в жизни, но испытать ее — огромное, ни с чем не сравнимое счастье. Однако уже давно замечено, что чем сильнее, ярче и совершеннее любовь, тем скорее ей суждено оборваться. Но оборваться — не значит погибнуть. Это чувство озаряет весь жизненный путь человека. Так, в рассказе “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

В рассказе “Руся” герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как “однажды она промочила в дождь ноги... и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни”.

А вот перед нами героиня рассказа “Холодная осень”, которая проводила на войну своего жениха холодным осенним вечером. Через месяц его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе молодой девушки. Ей пришлось много страдать, перенести тяжелые испытания, но на пороге старости для нее важно другое: “Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.

Читая бунинские новеллы, обращаешь внимание на то, что он никогда не пишет о счастливой, благополучной любви. Так, погибает от выстрела ревнивого любовника единственная женщина, которую по-настоящему полюбил герой рассказа “Генрих”, умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле “В Париже”, внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня “Чистого понедельника”, умирает от преждевременных родов Натали.

Почему же Бунин никогда не рассказывает о счастливой любви, соединяющей влюбленных? Наверное, потому, что соединение любящих — это уже совсем иные чувства и отношения. Здесь нет места страданиям и боли, но нет и того блаженства, “зарниц счастья”. Поэтому в тот момент, когда история любви идет к счастливому завершению, непременно появляются непредвиденные обстоятельства или разражается катастрофа, вплоть до смерти героев. С присущим ему высоким мастерством писатель стремится остановить мгновение на высшем взлете чувств.

Еще одной интересной особенностью любви героев является то, что они словно избегают даже мысли о браке.

В “Деле корнета Елагина” автор замечает: “Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?” Действительно, и Елагин, и Сосновская понимают, что брак между ними невозможен. В рассказе “Качели” герой задает вопрос: “Но какой же я муж?” И получает ответ девушки: “Нет, нет, только не это”. “Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет”, — считает она. Герой новеллы “Таня” с ужасом думает о том, что будет, если он женится на Тане. А между тем только ее он любит по-настоящему. Как-то раз Бунин процитировал чьи-то слова о том, что часто легче умереть за женщину, чем жить с ней. Видимо, эта точка зрения и нашла отражение в его рассказах о любви. Можно соглашаться с этим, можно не соглашаться. Это не умаляет красоты и прелести бунинских новелл. И неважно, поженились герои или нет. “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Эти слова из книги “Темные аллеи” красной нитью проходят через все творчество Ивана Алексеевича Бунина.

 «Чистый понедельник» (1944) - это один из центральных рассказов книги «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко. Первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

 «Благодарю Бога, что дал мне возможность написать "Чистый понедельник"», — писал Бунин.

Направление. «Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

Жанр. Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего крутого поворота событий. В данном произведении таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

Смысл названия. Большой смысл произведению придает само название рассказа. Чистый понедельник является первым днем Великого поста (следует за Прощеным воскресеньем), и предполагает, что верующие люди воздерживаются от любых проявлений праздной жизни. Данный праздник предполагает строгость в образе жизни, стремление верующего человека провести весь день в «чистоте».

Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, а именно туда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех до принятия религии и ухода в монастырь.

Проблематика: любовь между мужчиной и женщиной, отношения, не приносящие истинного счастья и морального удовлетворения, и вопрос выбора между мирской жизнью и духовностью, стремлению к Богу, самопознанию.

Тема. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но трагичной, которая в итоге заканчивается разрывом. Главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Это история сложного духовного выбора, напоминание о том, что за красивой внешностью может стоять глубокий внутренний мир. В рассказе «Чистый понедельник» герои проходят через разлуку и страдания, девушка осознанно, а молодой человек – поневоле.

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Главные герои рассказа «Чистый понедельник» – идеальная пара, молодые, богатые, очень красивые люди. Автор даёт подробную характеристику внешности влюблённых, их внутреннего мира. Однако с первых строк рассказа Бунина читателя не оставляет предчувствие чего-то трагического.

Уже в начале рассказа отмечается «странная любовь». Герои живут обеспеченной жизнью. Их интересуют Художественный театр, постановки капустников (самодеятельных шуточных представлений, разыгрываемых в узком кругу), лекции Андрея Белого, модные писатели венской школы «модерн» (Г. Гофмансталь и А.Шницлер), произведения польских декадентов (С. Пшибышевского и К.Тетмайера), произведения Л.Андреева, концерт Ф.Шаляпина...

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. Что имеют герои? Все, кроме счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Эти слова принадлежат герою Л.Н.Толстого — Платону Каратаеву, но героиня Бунина приняла каратаевскую философию, а герой «махнул рукой» в ответ на эту фразу. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен. При упоминании о том, что возлюбленная может уйти в монастырь, герой, «забывшись от волнения», закуривает и думает, что способен зарезать кого-нибудь или тоже уйти в монастырь.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре.

Финал произведения остается весьма открытым. Главный герой, глубоко переживающий расставание со своей любимой девушкой, пытается найти утешение в кабаках. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличии ко всему. Однако постепенно начинает задумываться о собственном существовании и о том, почему его возлюбленная сделала такой неожиданный для него выбор. Чистый понедельник подействовал не только на главную героиню, но и на главного героя, жизнь которого полностью изменилась. Через два года после ухода девушки в монастырь рассказчик оказывается в церковных местах, где он однажды побывал с возлюбленной или о которых она рассказывала ему. То, что герой посещает такие места, говорит о том, что он тоже стоит на пути очищения, который уже прошла главная героиня.Судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Образы героев. На протяжении всего повествования И.А. Бунин подчеркивает различия между образом главной героини и образом главного героя. Общее у них заключается лишь в их положении в обществе и богатстве.

Герой - красивый, молодой богатый дворянин - любит свою избранницу, любит искренне, терпеливо выполняет её просьбы и капризы, дарит цветы, шоколад, книги, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. Страдает от неполноты ответных чувств, неопределённости. Эти отношения становятся смыслом его жизни, заглядывать в завтрашний день он боится.

Главный герой на протяжении всех этих отношений просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. «Она была загадочна, странна для меня», - признается герой. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно.

Именно влюбленность дает герою исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен в рассказе портрет героини:

· «смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками»;

· «гляжу на губы… на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный запах ее волос.»;

· «в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботинках.

- Все черное! - сказал я, входя…

Глаза ее были ласковы и тихи»;

· «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком»;

· «стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных сережек вдоль чуть припудренных щек, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички».

Героиня отвечает герою взаимностью, но не соглашается на брак: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь...», — не говорит о совместном будущем. В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий, метаний. Она, казалось бы, с одинаковым интересом посещает древние храмы, монастыри, рестораны и капустники, причем чаще всего не знает, куда отправится в следующую минуту. Так, после посещения ею Рогожского кладбища герои «зачем-то» поехали на Ордынку, там она вспоминает о находящейся неподалеку Марфо-Мариинской обители, но внезапно отправляется в трактир Егорова, а после разговора о монашестве неожиданно едет на пошлейший капустник.

Все ее бытие — непрерывные метания между плотью и духом, сиюминутным и вечным. Все ее поступки стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается герою, зная, что наутро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. Героиню практически невозможно представить в ситуации земного счастья, так как нигде она не чувствует себя комфортно. Героиня рассказа попросту не ищет земного счастья, ибо заранее осознает его невозможность.

Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она несчастна, проводя свою жизнь в праздном разгулье. Она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

В рассказе Бунина героиня выглядит более живым человеком, она ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь. Она нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Через два года произойдёт последняя, мистическая встреча героев в Марфо-Мариинской обители.

Открытый финал позволяет отождествлять с Россией и образ главного героя. Перед ним, как и перед страной, стоит выбор. Рассказчику следует выбрать: жить так, как ему жилось раньше, или пойти по пути своей возлюбленной.

Художественные особенности рассказа. Рассказ «Чистый понедельник» — образец прозы позднего Бунина, его отличают:

– художественная краткость, лаконизм,

– концентрация внешней изобразительности,

– цветовая символика (красный, черный, белый цвета);

– мотив пространственного рубежа (образ ворот): герой движется «от Красных ворот к Храму Христа Спасителя» и обратно;

– реминисценции из фольклорных сюжетов и из церковно-житийной литературы («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Чудо Святого Георгия о змие»).

Выразительные художественные средства Бунина, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования придают этому произведению легкость и чувственность.

События рассказа вписываются в общий исторический контекст (в тексте есть ссылки на «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», концерт Шаляпина, Рогожское кладбище и др.).

Идея произведения реализуется при помощи антитезы: светский мир противопоставляется духовному и религиозному миру через конкретные исторические образы.

Отсутствуют имена у главных героев.

В новелле используется приём синтаксического параллелизма: зима в начале и в конце рассказа.

В изображении героини сказывается свойственная бунинской манере синестетичность: визуальные впечатления даны в единстве с обонятельными, а повторяющаяся деталь — бархат — обращена к тактильному восприятию. Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты черный, бархатный, янтарный не проясняют психологического состояния героини, наоборот, подчеркивают её таинственность.

Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. И.А.Бунин хотел показать и подчеркнуть, что в его произведении много символов.

Примечательно, что в повествовании даже указываются имена писателей-символистов: Белого, Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского. Помимо этого, упоминается и произведение «Огненный ангел», написанное символистом Брюсовым.

Главная героиня, которая интересуется историей и традициями русского народа, живет напротив храма Христа Спасителя. Из своих окон Она видит этот храм и Кремль. Эти два образа символизируют Родину (не только современную Россию, но и старую Русь).

Допетровскую Русь символизируют следующие образы: раскольничье Рогожское кладбище, Иверская, собор Василия Блаженного, Спас-на-Бору, Новодевичий монастырь, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель. И.А. Бунин использует символические образы известных людей старинной Руси. Символами Руси являются Пересвет и Ослябя, князь Святослав и Юрий Долгорукий. В повествовании упоминаются «Рече Гюрги», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В высказываниях главной героини заметны древние слова (архаизмы), связанные с церковным служением: воздух, рипида, трикирий, крюки (воздух — покров для церковных сосудов; рипида — укрепленный на длинном древке лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима; трикирий — ручной светильник с ячейками для трех длинных свечей; крюки — древнецерковные нотные знаки).

И всем этим предметам, символизирующим старую Русь, противопоставлены другие упоминания. Это различные рестораны Москвы («Яр», «Стрельна», «Метрополь», «Прага», «Эрмитаж»), имена современных писателей (упомянутые выше, а также Андреев, Эртель и Чехов), имена современных актеров и режиссеров (Станиславский, Москвин, Качалов, Сулержицкий). Цветы, которые рассказчик заказывал в дом своей возлюбленной каждую неделю, привозимые им коробки конфет, постоянные обеды и ужины, «капустник» Художественного театра, полечка Транблан – все это символизирует аристократическое общество того времени.

Современники Бунина даны в рассказе нередко в ироническом (например, Белый) или негативном (Брюсов) ключе, что связано с неприятием Буниным декаденства, и в частности символизма. Этот же факт определяет и иронию по отношению к Художественному театру, осваивавшему в те годы символистскую эстетику.

Нежные цвета, едва уловимые очертания предметов, тончайшие запахи связаны с мотивом вечности, с жизнью духа: запах зимнего воздуха, запах цветов; «снежно-сизая Москва», белеющая «громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки», «золотая парча», «белый воздух».

В иных тонах нарисована современность, образ которой создается с помощью многочисленных бытовых и гастрономических подробностей: «расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики в крепко прожаренной сметане», «стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной», «огненные блины с зернистой икрой», «замороженное шампанское», табачный дым.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. Героине уютнее в Древней Москве, но она посещает и современную Москву, пытается сделать выбор между земным и духовным. В целом прошлое в рассказе дано с максимальной ясностью, от древних церквей и монастырей веет просветленностью и покоем; настоящее, наоборот, смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение сиюминутности всего происходящего.

Автор использует символы церковных праздников. Символично название рассказа. Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Начало новой жизни главной героини связано с праздником чистого понедельника. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

В символическом представлении героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Героиня сознательно вступает в световой-цветовой диссонанс, облачаясь в черное, когда вокруг светло и ясно, и одевая красное бархатное по вечерам. Красный цвет платья сменяется ослепительным черным – цвет ночи, смирения, тайны, траура по той прошлой жизни, которой жила героиня, черный цвет самый таинственный и противоречивый; и при этом автор делает акцент на том, что она блистала в своем уборе.

Почти все описания внешности героини и окружающего ее мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке; и только на кладбище в Прощеное воскресенье и ровно через два года после того Чистого понедельника происходит процесс просветления, духовной трансформации жизни героев, символична и художественная модификация мироощущения, изменяются образы света и блеска солнца.

Художественное развитие времени в рассказе связано с символическими метаморфозами образа света. Вся история происходит будто в полумраке, во сне, освещенная одной лишь тайной и блеском глаз, шелковых волос, золотых застежек на красных выходных туфлях главной героини. Вечер, сумрак, тайна - вот первое, что бросается в глаза, в восприятии образа этой необычной женщины. Она подтекстовыми символическими парадигмами неразделима и для нас, и для рассказчика с самым волшебным и загадочным временем суток.

Все образы-символы помогают передать противоречивый характер главной героини, показать причины трагичного финала любви между главными героями и продемонстрировать неоднозначный характер Москвы и всей России в целом.

Основная мысль рассказа — о неслучайности всего происходящего в жизни человека, о наличии «логики судьбы», доступной для понимания духовно развитого человека.

Идея. Через любовную линию, которая в произведении все же является основной, И.А. Бунин показал возможные пути развития России. Когда-нибудь Чистый понедельник наступит для каждого человека в отдельности и для России в целом: страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения. Только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни и морально измениться для новой, лучшей.

Основные выводы

Писатель в цикле «Темные аллеи» заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека.

Рассказы касаются одной общей темы — любви, которая раскрывается автором как величайший человеческий дар, как счастье, достающееся человеку, какими бы страшными обстоятельствами это чувство ни сопровождалось: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”.

Для героев Бунина любовь — главное в жизни. Она требует высочайшего напряжения духовных и физических сил, чаще всего её финал трагичен. Герои избегают даже мысли о браке.

«Чистый понедельник» история сложного выбора между физиологической любовью и любовью к божественному, между светскими развлечениями и духовным, нравственным.

Только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни и морально измениться для новой, лучшей.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!