Описание типов, получаемых участниками практики образовательных результатов.

НОМИНАЦИЯ «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА – ЧИТАЮЩАЯ СТРАНА»

ПРАКТИКА

«МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА В РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В РАМКАХ КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

1. Название практики: «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА В РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

2. Данная практика направлена на методику организации осмысленного чтения на уроках литературного чтения, на уроках внеклассного чтения, а также самостоятельного детского чтения в I – IVклассах. Практика «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА В РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» реализуется в рамках урока, на любом этапе, а также во внеурочной деятельности. Может быть использована учащимся в самостоятельной работе.

3. Цели практики: освоение алгоритма моделирования ментальной карты для осмысленного чтения художественных произведений, развития познавательного интереса обучающихся.

Задачи практики:

- формировать основы читательской грамотности и системного изучения литературы в основной школе в процессе освоения алгоритма моделирования ментальной карты;

- формировать читательскую позицию.

4. Целевая аудитория данной практики: учащиеся начальной школы, 1-4 классы.

5. Читательская практика «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА В РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» актуальна как инструмент для осмысленного чтения. Чтение для младшего школьника – это тяжёлый труд, требующий больших затрат времени и сил. Причиной нежелания учащегося начальных классов заниматься чтением является непонимание прочитанного, что порождает частичный или полный отказ от чтения художественных текстов. Моделирование ментальных карт на уроке литературного чтения и во внеурочной деятельности повышает качество понимания и осознания текстов.

В методике преподавания предметов в начальной школе отсутствуют практические разработки по данной теме, что определяет актуальность и целесообразность данной практики, которая способствует организации читательской деятельности детей.

6. Ключевые образовательные форматы данной практики: фрагмент урока, внеурочное занятие.

7. Технология практики.

Принципы:

· Опора на речевой опыт учащегося.

· Опора на многоаспектную суть языковых единиц и категорий: форма слова, значение слова, этимология слова.

· Непрерывность в интеллектуальном, речевом поиске с использованием различных информационных ресурсов: электронные и цифровые; толковые, этимологические, словообразовательные словари, школьные библиотечные ресурсы.

· Визуализация ментальной карты.

· Запрет на бездумное чтение.

· Дозирование печатного текста (на первых этапах).

· Системная  работа над типом речи «рассуждение»:

-  начальный этап (1 класс) «рассуждение – доказательство» с опорой на текст;

- на втором этапе (2 класс) «рассуждение – объяснение» с использованием словарей и дополнительной справочной информации;

- на третьем этапе - «рассуждение – размышление» (3 – 4 класс), представление результатов «читательского воображения», выявление  причинно-следственных связей , рефлексия на происходящее, личностная оценка.

Алгоритм создания карты.

ü Расположи лист горизонтально (А4 или А5).

ü Выдели в центре листа область – ядро карты. В ядро занеси самую важную информацию: главный персонаж, центральный образ произведения.

ü В правом верхнем углу выдели область для свободных рассуждений.

ü От центра проведи информационные векторы (связи), которые появляются в ходе прочтения текста. Не указывай направление стрелки, если не уверен: событие возникло по причине поступков главного героя (образа) или событие привело к действию главного героя (образа). Вернись к обозначению стрелки в конце, когда будешь завершать работу над картой.

ü Посмотри, есть ли еще в тексте события, связаны ли они с новыми образами (героями)?

ü Обозначь на листе второстепенные образы (героев) произведения, проследи, какие события с ними связаны, что сказано о них в тексте. Каждый образ соедини векторами-событиями.

ü Подумай, какое место занимает автор произведения? В чем его роль: явная или скрытая?

ü Посмотри на области информации, расположенные  у каждого вектора. Они связаны с ядром-центром карты, но связаны ли они между собой? Обозначь каждый участок своим цветом. Подумай, какое событие происходило раньше, какое позже. Как развивался образ (персонаж)? Записывай свои рассуждения с помощью ключевых фраз в правый верхний угол карты.

ü Расскажи по карте, что удалось тебе узнать из данного произведения: кто из героев встретился, как менялся (раскрывался) их характер? Что ты открыл как читатель, что тебя особенно удивило, не оставило равнодушным?

8. Читательская практика «Ментальная карта в работе с текстами в начальной школе» реализовывается в период с 2018 по 2020 год. На протяжении этого времени данная практика адаптировалась для работы с младшими подростками, отрабатывался алгоритм. Реализация проходила в основном на уроках литературного чтения. Положительно зарекомендовала себя на первых уроках литературного чтения в 1 классе во втором полугодии.

9. Читательская реализовывается в рамках курса «Смысловое чтение» во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, Челябинской области.

10. Данная практика социально-ориентирована и социально-значима. На основе данной практики у учащихся появляется интерес к книге, желание читать; составленные  самостоятельно ментальные карты позволяют  детям рассказывать о прочитанных книгах одноклассникам, родителям, грамотно выстраивать выступление по анализу произведения.

Описание типов, получаемых участниками практики образовательных результатов.

Личностные  результаты

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

–эмоциональное сопереживание прочитанному;

–понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка.

Предметные результаты

– ориентироваться в тексте;

– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

– соотносить главную мысль и название произведения;

– находить портрет и пейзаж в произведении;

– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

–– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

 

Метапредметные результаты

Познавательные

- структурировать  информацию;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– понимать структуру построения рассуждения;

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные

– участвовать в учебном диалоге;

– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного

Регулятивные                                        

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с ментальной картой;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

 

12.  Достижение описанных выше результатов гарантируется понимаем текста, осознанием его смысла. Учащиеся оценивают свою работу по следующим критериям:

ü Я понимаю о чём текст.

ü Я могу назвать главное и второстепенное (героев/образы), которое встречается в данном тексте.

ü Я могу назвать основные события, происходящие в тексте и объяснить, как они повлияли на развитие сюжета текста.

ü Я осознаю с какой целью автором был написан данный текст.

13. В данной практике достижение образовательных результатов можно проверить презентацией своей карты другим учащимся класса, которые в свою очередь оценивают и вносят её в свою работу.

Участники могут оценить карту своего одноклассника по следующим критериям, предложенным в таблице ниже.

 

Таблица 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ С ПОМОЩЬЮ НЕШКАЛИРОВАННЫХ «ЛИНЕЕЧЕК»

Структура карты – в карте отражены все составляющие части; описываемый процесс разбит на последовательность отдельных шагов; запись карты четкая, полная и продуманная в деталях; в карте верно указаны примеры (если предполагались)   Высокий уровень - карта читаема, по ней может работать любой человек из класса, включая эксперта. По карте легко читается представленный в ней текст. Низкий уровень - не отражен замысел текста. Графически не изображена информация.
Отражены все образы, герои, объекты   Высокий уровень - указаны все герои произведения, причинно-следственные связи. Низкий уровень – не указаны второстепенные персонажи, не указано развитие событий.
Верно указаны виды связей между объектами, героями Высокий уровень - точно определены причино-следственные связи между объектами. Низкий уровень - нет осознания направления вектора, указаны только односторонние направления, нет анализа события.

 

14. Методические материалы  по реализации читательской практики.

МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А. С. ПУШКИНА,

2 КЛАСС

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

ПО РАБОТЕ С АЛГОРИТМОМ ДАННОЙ КАРТЫ

1. Расположили лист горизонтально.

2. Выделили центр – ядро карты. В ядро карты занесли три центральных персонажа: старик, старуха и рыбка.

3. В правом верхнем углу выделили область для свободных рассуждений. По мере заполнения карты, заполнялась эта область.

4. Центральные образы связаны между собой стрелками (связи) – информационные векторы. Векторы устанавливаются в ходе прочтения текста и направление стрелки определяется в самом конце анализа текста.

5. Внизу карты выделили три информационные области: мирское (жизнь земная), испытания (граница перехода от земного в неземное – испытание для главного героя, которое он переживает в произведении) и перерождение (рождение «заново» или отказ от материальных ценностей в пользу духовных – вечных). В эти области внесена информация по тексту о событиях, которые развивали сюжетную линию и меняли характер литературных героев.

6. На заключительном этапе составления карты видно, что характеры главных героев (старика и старухи), они обозначены следующими фигурами: кругом и треугольником,  не поменялись[1].


МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИРИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 «ОСЕННИЕ ОДУВАНЧИКИ» В. Д. БЕРЕСТОВА

3 КЛАСС

 

 

 


ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ В. Д. БЕРЕСТОВА «ОСЕННИЕ ОДУВАНЧИКИ»

 

В веночках из листков распластанных,

Полуувядших, тёмно-красных,

Без стебельков, без цветоножки,

Как пуговицы или брошки,

Горят они, к земле приколоты,

Последнее живое золото.

И, словно первые снежинки,

Летят последние пушинки.


МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИРИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КАПЛЯ» В. Д. БЕРЕСТОВА

3 КЛАСС

 

 

 


ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ В. Д. БЕРЕСТОВА «КАПЛЯ»

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке,

Будто в ней вся ценность бытия

 

То она алмаз, то аметист,

То она опал, то изумруд.

Пёстрый дятел, цирковой артист,

К нам слетел и покачался тут.

15. Информация о носителе практики: Погорелова Евгения Викторовна, высшее образование (специалист) специальность – педагогика и методика начального обучения/ учитель начальных классов; высшее образование (специалитет, магистратура) специальность – педагогическое образование, магистр, МОУ «СОШ № 5 УИМ» города Магнитогорска, 7 лет и 11 месяцев, педагогика и психология, победитель городского конкурса «Образцовый кабинет начальной школы – 2019». Контакты: Погорелова Евгения Викторовна, orlova_mgn@mail.ru, +7 (906) 852 - 85 -39.


[1] Три фигуры: круг, квадрат и треугольник, как три разных формы характеров героев произведения. Круг – мягкий, покладистый, безвольный. Квадрат – твердый, упертый, «однобокий» - «недальновидный». Треугольник – лидерская позиция, которую занимает персонаж; стремится все время вверх, растет, тянется к цели.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!