Подводящие упражнения — имитация подъема разгибом из положения лежа на спине согнувшись на мате, подъем разгибом в сед ноги врозь на брусьях.



Упражнения на снарядах

Общие сведения

Упражнения на снарядах выполняются в качестве учебных заданий на уроках физической культуры вообще и гимнастики в частности. Однако основное назначение снарядов — использование их в спортивной гимнастике как видов многоборья. В соревнованиях мужчин — четыре снаряда (перекладина, брусья, кольца, конь с ручками), в соревнованиях женщин — два (брусья р/в, бревно). В многоборье для мужчин и женщин кроме снарядов входят вольные упражнения и опорные прыжки. И хотя опорные прыжки и вольные упражнения нельзя отнести к снарядовым, но в целях удобства восприятия этих средств как видов классического шестиборья у мужчин и четырехборья у женщин они и рассматриваются в данной главе.

Упражнения на перекладине

На перекладине возможно выполнение статических, силовых и маховых упражнений, причем две первые группы упражнений предназначены для начинающих гимнастов.

Начальная подготовка на перекладине предполагает освоение простейших упражнений на низкой перекладине, среди которых смешанные висы и упоры: вис стоя, вис присев, вис лежа, висы завесом одной и двумя, упор ноги врозь. К начальной подготовке относятся также подъемы переворотом на низкой и высокой перекладинах, перемахи одной ногой из упора в упор ноги врозь, простейшие повороты с перемахом одной, обороты, соскоки и т.д.

Ниже приводится краткое описание техники с замечаниями по разучиванию упражнений.

Подъем переворотомвыполняется на низкой перекладине из виса стоя на одной, другая (маховая) отведена назад. Махом ноги вперед и далее вверх, не разгибая рук, направить таз к перекладине и, присоединяя толчковую ногу к маховой, перевернуться в упор (рис. 58). Страховка и помощь оказываются снизу под таз и ноги, а для облегчения переворачивания — под плечо.

Рис. 58

Подъем левой (правой) выполняется на низкой перекладине из виса стоя на одной другая назад (рис. 59). Делают 3—4 беговых шага в висе присев. Затем толчком одной и махом другой ноги подносятся к перекладине на уровне носков. Продев маховую ногу под перекладину, ноги разгибают в тазобедренных суставах с плавным переходом в упор ноги врозь. В завершающей фазе подъема гриф перекладины фиксируют на бедре сзадистоящей ноги, что облегчает управление скоростью вращения. Помощь при разучивании подъема оказывается одной рукой под спину, другой — под бедро.

Рис. 60

Оборот вперед из упора ноги врозь левой (правой) выполняется хватом снизу (рис. 60). В начале упражнения надо приподнять таз и как бы «шагнуть» вперед, подавая грудь вверх-вперед. При этом нельзя сгибаться и наклонять голову. После прохождения нижней вертикали активное разгибание сзадистоягцей ноги облегчает подавление инерционных сил и плавный переход в конечное положение. В качестве подводящих упражнений рекомендуются «шаг» вперед с гимнастической палкой между ног (имитация перекладины), раздельное выполнение первой половины оборота с помощью, проводка всего упражнения па низкой перекладине. Страховка и помощь — сбоку и спереди за плечо и ногу, находящуюся впереди.

Оборот назад из упора (рис. 61) выполняется после отмаха из упора (желательно выше горизонтального положения). Опускаясь в упор, необходимо создать вращение тела движением плеч назад и энергичным сгибанием ног под пере-

Рис. 61

кладину. Для противодействия силе тяжести и центробежной силе инерции в основной части упражнения (вниз головой) необходимо удерживать таз у грифа перекладины. Гимнаст завершает оборот, удерживая тело прямым или слегка прогнутым.

В начале разучивания, оборот выполняют, как правило, со значительным сгибанием ног в тазобедренных суставах (ноги обгоняют тело). Эту ошибку исправляют более ранним отведением плеч назад в начале оборота. Упражнение изучается сначала на низкой перекладине, затем — на высокой. Помощь при разучивании упражнения оказывается «подкруткой», а в конце оборота — поддержкой под грудь.

Освоение упражнений на высокой перекладине начинается с разучивания размахивания. Существует два способа размахиваний — изгибами и подтягиванием.

При первом способе гимнаст, находясь в положении виса, быстро поднимает ноги (приблизительно до угла 90°) и сразу же отводит их назад. Далее без паузы подносит ноги к перекладине на уровне коленей с последующим энергичным разгибанием в тазобедренных и плечевых суставах в направлении вверх- вперед.

При втором способе требуется ускоренное подтягивание. Не разгибая рук, гимнаст энергично сгибается с отведением плеч назад, бросковым движением направляет тело вверх-вперед и переходит в вис.

Особенностью хлестообразной техники размахиваний является энергичное сгибательно-разгибательное движение ног в тазобедренных суставах, обеспечивающее перераспределение кинетической энергии между звеньями кинематической цепи и соответственно большую скорость и амплитуду движений при размахивании.

Овладев размахиванием, можно приступать к разучиванию подъема разгибом (рис. 62). Используя мах вперед, гимнаст подносит ноги вплотную к перекладине и, дождавшись начала маха назад, энергично разгибается в тазобедренных суставах с одновременным нажимом на перекладину прямыми руками. Это техническая основа упражнения. В ходе разгибания гриф перекладины как бы скользит по передней поверхности голеней и бедер. Типичныс ошибки подготовительных действий — недостаточное приближение ног к перекладине и преждевременное начало разгибания, с нарушением должного ритма.

Рис. 62

При разучивании упражнения весьма полезна проводка гимнаста на низкой перекладине с помощью одного-двух человек. Помощь оказывается подталкиванием снизу в область таза в момент разгиба.

Мах дугой в вис из упора (рис. 63) — связующий элемент для выполнения ряда более сложных упражнений. В начальной части упражнения (переход из упора в вис согнувшись) важна согласованность движений ног и туловища, исключающая преждевременное опускание таза с отрывом от оси вращения. Разучивать мах дугой в вис удобно на средней перекладине (200—210 см) при помощи преподавателя, который поддерживает гимнаста одной рукой под плечо, а другой — под таз.

Рис. 63

Соскок дугой из упора начинается так же, как и мах дугой в вис. Поскольку выполнение основных действий предполагает более крутую траекторию полета, от исполнителя требуются более активные разгибание в тазобедренных суставах и натяжение грифа снаряда в направлении пазад-кпизу. Следует помнить о трудностях, связанных с приземлением. Попытка ускорить включение зрительного контроля опусканием головы к груди рефлекторно ведет к сгибанию и, как следствие, к «перекруту».

При освоении высоко-далекого полета и стабильного устойчивого приземления полезно многократно повторять соскок через веревку, натянутую перед перекладиной на том же уровне или несколько выше.

Соскок махом вперед является одним из самых простых соскоков с высокой перекладины (рис. 64). В подготовительных действиях гимнаст энергично сгибается в тазобедренных суставах, затем резко разгибается. Благодаря этому значительно облегчается выполнение основного броскового движения ног по ходу маха, бросковое движение ног завершается их быстрым и энергичным разгибанием, обеспечивающим смену общего направления вращения тела. Этот механизм «контрвращения» составляет суть технической основы соскока.

Рис. 64

Соскок махом назад (рис. 65) выполняется махом назад из виса. Гимнаст, проходя вертикальное положение, хлестообразным движением ног усиливает мах и одновременно нажимает руками па перекладину, поднимая плечи и спину. В конечной точке маха (желательно около горизонтали) руки одновременно (акцентированно) отпускают перекладину и отводятся назад, гимнаст как бы «застывает» в полете в прогнутом положении. Затем следует приземление. Страховку выполняют стоя сбоку под перекладиной, одной рукой — под грудь, другой — под спину.

Рис. 65

Размахивание в упоре — важный элемент техники маховых упражнений на брусьях, обеспечивающий предпосылки для освоения многих структурно сходных упражнений.

Правильная динамическая осанка в упоре предполагает гармоничное развитие мускулатуры плечевого пояса, умелое использование рессорных свойств жердей. Основная же трудность размахиваний в упоре на брусьях — обеспечение динамического равновесия.

Для его сохранения гимнаст должен уметь плавно смещать плечи (и ОЦМ) в сторону, противоположную выпоняемому маху, для компенсации возникающего опрокидывающего момента силы тяжести. Это главный механизм управления динамическим равновесием.

Стойка на плечах является базовым статическим упражнением начальной подготовки гимнастов. Она может выполняться из упора стоя на одном или двух коленях, из упора сидя ноги врозь, упора углом, а также махом назад из упора. Для выполнения стойки на плечах из упора сидя ноги врозь надо захватить жерди у бедер, силой приподнять тело и, когда спина примет вертикальное положение, подать плечи вперед, развести локти в стороны и опустить плечи впереди кистей па расстояние 20—25 см. Затем, разгибаясь в тазобедренных суставах, соединить ноги и принять слегка прогнутое положение. Разучивание стойки па плечах удобнее начинать на стоялках или низких брусьях.

Стойка па плечах махом назад(рис. 66) разучивается после овладения размахиванием в упоре. По мере приближения к крайней точке маха назад гимнаст плавно сгибает руки, подает плечи вперед и, разводя локти, мягко опускается па плечи на расстоянии 20—25 см от кистей. Типичные ошибки — недостаточный мах назад (ниже 45—75°), раннее сгибание рук, слишком близкая опора плечами относительно кистей рук. При разучивании упражнения можно использовать стоялки: махом одной ноги и толчком другой стойка на плечах с поддержкой гимнаста тренером или партнером за середину бедра. Если в процессе фиксации стойки на плечах гимнаста переворачивает на спину из-за избыточного маха, то для самостраховки надо развести ноги и плавно опустить их на жерди.

Рис. 66

Кувырок вперед согнувшись из упора сидя ноги врозь (рис. 67) выполняется как бы в несколько приемов.

· 1. Из упора сидя ноги врозь захватить жерди перед бедрами (как можно ближе).

· 2. Поднимая таз и опираясь плечами о жерди, принять положение упора на руках согнувшись и быстро выполнить перехват руками.

· 3. Продолжая вращение вперед и плавно опуская таз, перейти в положение упора сидя ноги врозь.

Рис. 67

Подъем разгибом из упора на руках (рис. 68) выполняется после принятия высокого упора на руках. Из этого «стартового» положения следует пружинящее сгибание с последующим энергичным разгибанием ног вверх-вперед. Торможение движения ног в конце разгибания активизирует реактивные силы, действующие в кинематической паре (ноги-туловище), облегчая движение плеч вверх-вперед и переход в упор.

Рис. 68

Подводящие упражнения — имитация подъема разгибом из положения лежа на спине согнувшись на мате, подъем разгибом в сед ноги врозь на брусьях.

Подъем махом вперед (рис. 69) выполняется после размахивания в упоре на руках. После прохождения вертикали делается бро-

сковос движение ногами по ходу маха. Когда стопы ног достигают высоты жердей, следует энергичный рывок грудью вверх-вперед с одновременным отталкиванием плечами от жердей и «включением» рук. Технически правильное исполнение подъема должно завершаться достаточно высоким положением тела над жердями. Разучивание подъема облегчается, если проводить его на наклонных брусьях. Помощь при подъеме — подталкивание в область таза в момент рывкового движения грудью.

Подъем махом назад (рис. 70) выполняется, как правило, из «стартового» положения — упор на руках согнувшись. Далее следует активное разгибание ног (подтягивая плечи к кистям рук) с последующим хлестообразным махом назад. Используя мах, гимнаст отталкивается плечами от опоры и, подавая плечи вперед, быстро отжимается. Полное выпрямление рук совпадает с высшей точкой маха назад.

Рис. 70

Основная трудность упражнения заключается в наборе большого маха назад с одновременным подтягиванием плеч к кистям. Успешному выполнению подъема способствует помощь преподавателя путем подталкивания гимнаста снизу из-под жердей: одной рукой — под грудь, а другой — под бедро.

Соскок махом вперед выполняется из упора махом небольшой амплитуды. После прохождения вертикального положения гимнаст активно сгибается в тазобедренных суставах (угол между туловищем и ногами — 120—150°) и одновременно смещает все тела в сторону, противоположную соскоку. Завершая мах вперед, гимнаст резко разгибает ноги одновременно с толчком руками, в результате которого тело гимнаста оказывается вне жердей. В завершающей стадии соскока гимнаст активным движением йог книзу разгибается в тазобедренных суставах с одновременным перехватом (дохватом) одной рукой за жердь и приземляется боком к брусьям.

Соскок махом вперед с разноименным поворотом кругом (в сторону жердей) отличается от описанного выше второй половиной движений. После прохождения вертикали мах вперед выполняется не только со смещением тела в сторону соскока, по и с некоторым закручиванием ног в сторону поворота. К концу маха вслед за ногами поворачиваются туловище и голова, гимнаст энергично отталкивается от жердей и завершает поворот, приходя в положение стоя боком (одноименным стороне соскока) к брусьям, с дохватом рукой за жердь.

В качестве подводящих упражнений при разучивании соскока рекомендуются: из упора сидя на левом бедре на правой жерди - соскок с поворотом кругом; более простой вариант — соскок с поворотом на 90° в стойку лицом к жерди хватом двумя руками продольно.

Соскок махом назад выполняется после удовлетворительного освоения размахивания в упоре. Приближаясь к высшей точке маха назад, гимнаст смещает тело в сторону соскока, перенося опору па правую жердь. Оттолкнувшись сначала правой, затем левой рукой, приземляется боком к брусьям. Страховка и помощь: одной рукой — поддержка гимнаста за плечо, другой рукой — снизу под бедро.

Упражнения на кольцах

Одной из специфических особенностей упражнений па кольцах является подвижная опора, что предъявляет высокие требования к балансу и силовой подготовленности гимнастов. На кольцах могут выполняться статические положения, силовые перемещения, маховые движения. Простейшие статические упражнения - вис (рис. 71, а), вис согнувшись (рис. 71, б), вис прогнувшись (рис. 71, в), упор (рис. 71, г).

Рис. 71

Подъем силой (рис. 72) — самое простое силовое упражнение (перемещение) на кольцах. Оно выполняется из виса глубоким хватом в два приема, следующих один за другим без паузы. Первый прием — подтягивание с выходом в упор на согнутых руках.

Подтягиваться следует с ускорением, инерция движущегося вверх тела в сочетании с небольшим сгибанием ног в тазобедрен-

Рис. 72

Рис. 73


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!