Специфика видов  продуктивной деятельности в ДОУ



 

3.1. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника

 занимает в детском саду рисование ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Предметное рисование . Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности.

Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.

Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

-научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;

-научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;

-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа

-вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;

-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;

-знакомство детей с цветом

Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

       Вторая младшая группа

-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;

-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;

-обучение промыванию кисти — этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;

-сочетание нескольких форм в одном предмете — снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.

Средняя группа

— развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

-совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;

-развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;

-новое в обучении — передача строения с ритмично расположенными частями (вверху — внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Старшая группа

— совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;

— научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

— вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм — снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;

— научить передаче в рисунке несложных движений;

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Подготовительная группа

Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

-научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

-научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

-развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

-развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

-развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

-накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

 

3.2. Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Материалы: пластилин, глина, бумажная масса, моделин, соленое тесто и др.

Задачи лепки:

- расширяет кругозор,

- способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

- воспитывают художественный вкус

- умение наблюдать. выделять главное, характерное

- воспитывает усидчивость,

- развивает трудовые умения и навыки ребёнка,

- развивает мышцы пальцев, ловкость рук (мелкая моторика руки)

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого»

Виды лепки

По содержанию

Предметная лепка- выполнение отдельных предметов из пластических материалов. Основное внимание уделяется воссозданию характерных признаков и свойств предметов, объектов.

Сюжетная лепка состоит в отображении сюжета, который может быть представлен двумя или несколькими взаимосвязанными фигурками, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка связана с воссозданием предметов народного декоративно-прикладного искусства, отраженного в различных промыслах.

Лепка по замыслу.- Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

2. По характеру

Реалистичная лепка-создание образа, напоминающие реальные предметы и объекты.

Стилизованная лепка – схожа с декоративной, так как связана с обобщением формы до уровня стилизации.

Абстрактная лепка – является самым неоднозначным видом. Создание абстрактного образа характерно для детей раннего возраста. С другой стороны, абстракция формирует способность создать отстраненный образ, позволяет дать детям представление о форме вообще и об эстетических категориях.

3. По форме пластического образа

Объемная лепка предполагает создание трехмерной поделки.

Рельефная лепка представлена поделками, имеющими объемное лепное изображение на плоскости.

В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают виды рельефа:

Барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;

Горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема.

Контррельеф- изображение не выступает над основой, а наоборот, углубляется в нее.

Способы лепки

Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

Пластический (скульптурный) способ- лепка из целого куска

Комбинированный – объединяет конструктивный и пластический.

Кольцевой способ – заключается в выполнении тонких валиков. Они объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Этим способом выпооняется различной формы посуда.

Приемы лепки

Сминание – (обучение с раннего возраста)

Отщипывание (с раннего)

Прижимание (с раннего)

скатывание - процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;(ранний возр.)

раскатывание - когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма; (ранний возр.)

соединение (ранн.в)

сплющивание - процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;(ранний возраст)

прищипывание - детали будто «выщипываются» из цельного куска;(ранний возраст)

вытягивание (с мл.группы)

оттягивание - прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;(с мл. группы)

заглаживание (сглаживание) - приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.(средняя группа)

примазывание (ср.группа)

Техники лепки

Мелкая пластика – высота не более 1 м из пластичных материалов.

Пластилинография – создание плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности.

Бумагопластика- способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.

Папье-маше - воссоздание силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим офрмлением получившейся копии.

 

3.3. Аппликация – (от лат. – присоединение) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:

1. По используемым материалам:

· Из бумаги и картона

· Из природных материалов

· Из бросового материала

· Из ткани, сукна

2. по содержанию:

реалистичная-стилизованная-абстрактная

3. по характеру

предметные — вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов;

сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему;

декоративные — из геометрических и растительных форм;

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений .

4. По форме отображения образа

· Плоскостная -Полуобъемная (рельефная)

6. по цветовому решению: монохромные; полихромные

7. по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин.

Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с закругленными краями, клей, кисточки для клея (тонкие и крупные, широкие и плоские), подставки под кисточки, губки, клеенка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки (тряпочки), вспомогательные материалы (глина, пластилин, воск)

Приемы аппликации:

· сгибание (с р.в)

· сминание (р.в.)

· сложение (многократное сгибание) (мл. гр)

· выгибание (ср.г)

· выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых составляют либо фон для работы, либо отдельный образ) (р.в)

· обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается от лишнего фона путем многократных аккуратных надрывов) (мл.гр)

· накручивание ( с использованием какой-либо основы) (ср. гр)

· скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить многозвеньевую спираль) (ср.гр)

· надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе. (мл. гр)

· разрезание (используется для получения из одного листа бумаги две части (мл.гр)

· прорезание (получение надреза внутри листа) (ср.гр)

· наклеивание (р.в)

· приклеивание (соединение деталей друг с другом) (р.в)

· заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания на эту щель) (ср.гр)

· присоединение (с помощью доп. Материалов: глины, воска, пластилина) (р.в)

· пришивание (старшие группы)

· вырезывание (получение с помощью ножниц, любой детали, любой формы) (средняя группа)

Виды вырезывания из бумаги:

1. вырезывание из бумаги геометрических форм путем преобразования одной в другую (мл.гр)

· из полоски – квадрат, треугольник, прямоугольник

· из квадрата-два (четыре) треугольника, круг

· из прямоугольника – треугольники, овал;

· из прямоугольника и квадрата – ромб, трапеция

2. вырезывание на основе геометрических форм предметов, напоминающих эти формы;

3. симметричное вырезывание

· зеркальное- Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, где вырезается только половина образа

· центрально-лучевое – сложение от центра (снежинка)

· ленточное - Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное).

4. Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Специфика детской аппликации заключается в том, что, благодаря ее материалам, дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.

 

3.4. Конструирование – (от лат. Складывать, расставлять) - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированиемпринято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!