Александр Александрович Блок (1880-1921). Лирика А.А. Блока. Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия» и др.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Глоссарий

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Лирический геройэто образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленного из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

Композиция это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Литературный цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

Александр Блок – великий поэт дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха». В своём творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков. Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Приду во храм.

Склонюсь главою молчаливо

К твоим ногам.

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок создал целую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество толкований. Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с ней. Болото символизирует обыденную жизнь. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок писал имя прилагательное «жолтый» через «о» и придавал этому особое значение) символизируют пошлость повседневности.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь - начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Александр Блок – один из самых ярких поэтов Серебряного века. Его поэтика шла в ногу со временем и вторила глобальным изменениям, которые происходили в России на рубеже XIX-XX веков. Символизм и романтика раннего Блока постепенно приобретала более чёткое звучание, на смену «Стихам о Прекрасной Даме» пришла гражданская лирика. Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.

Его творчество приходится на рубеж XIX и XX веков, полных значимыми историческими событиями. Личное творчество и общественное начало слились воедино, а ритм истории нашёл яркое отражение в произведениях поэта.

Тема Родины, России – одна из важнейших в творчестве Блока. В 1908 году в письме Константину Станиславскому он пишет: «…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь».

В каждом лирическом произведении, посвящённом Родине, Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной. В стихотворении «Осенняя воля» 1905-го года писатель поднимает проблему русских эмигрантов, которые не могут вернуться на родину:

…Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В 1915 году Блок публикует сборник «Стихи о России». В неё входит цикл стихотворений «Родина». Автор пишет: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек».

О своей неразрывной связи с Родиной, с её во многом тёмной и сложной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?».

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?..

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и поэт искренне верит в её светлое будущее. Самое значимое стихотворение этого цикла – «Россия», написанное в 1908 году. Оно начинается с реалистической картины русской просёлочной дороги:

…Три стёртых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Стихотворение проникнуто музыкой, своеобразные «песни» передают яркий колорит той эпохи.

В цикле «Родина» есть отдельная часть «На поле Куликовом» (1908 год) – одно из главных поэтических достижений Блока этого периода. Историческая основа сюжета – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Здесь Блок старается понять русскую историю, но не в качестве наблюдателя, а как непосредственный участник.

Сам цикл разделён на пять глав. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит тему России:

…О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность и решительность воина любой ценой защищать свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей:

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Несмотря ни на что, безымянный воин Дмитрия Донского останется ярым защитником своей родной земли и продолжит битву с врагом.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы. Поэт уверен, Россию охраняет неведомая сила. Благодаря этому заступничеству, страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

…И когда, наутро, тучей чёрной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Четвёртое стихотворение («Опять с вековою тоскою») возвращает нас в настоящее время, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

…И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!..

Размышления Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать, чью сторону он занимает: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование даёт сам писатель в статье «Народ и интеллигенция в 1908 году.

В пятом, заключительном стихотворении «На поле Куликовом» мы видим взгляд в будущее, в котором вероятны победы и поражения:

…Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней…

Каждое стихотворение отражает логическую последовательность событий в цикле, а лирический герой проходит определённый путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России.

В 1918-ом году Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция». Статья наполнена эмоциями писателя, в ней огромное количество лозунгов, сравнений. Россия предстает перед нами то бурей, то женщиной, живущей в муках, то называется «новой музыкой». Именно тут Блок говорит, что «жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного; верить не в “то, чего нет на свете”, а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна».

Блок утверждает: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит “разорванный ветром воздух”. Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». Блок принимал революцию, но, к сожалению, он даже и представить не мог, что она приведёт к таким кровавым последствиям, которые не имеют ничего общего с «огнём очищения».

Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 годов Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока развилась астма, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу на лечение в санаторий в Финляндии. Вопрос рассматривало Политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года по ходатайству Максима Горького и Луначарского. В выезде было отказано и вместо этого было постановлено «поручить Наркомпроду позаботиться об улучшении продовольственного положения Блока». Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Выхлопотанное Л.Б.Каменевым и А. В. Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд было подписано 23 июля 1921 года. Но так как состояние Блока ухудшилось, 29 июля 1921 Горький просит разрешение на выезд и жене Блока как сопровождающему лицу. Уже 1 августа разрешение на выезд Л. Д. Блок подписано Молотовым, но Горький узнает об этом от Луначарского только 6 августа. Оказавшись в тяжёлом материальном положении, поэт серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер от воспаления сердечных клапанов, на 41-м году жизни. Накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), Блок сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

 

17.11

Практическое занятие № 46

Александр Александрович Блок (1880-1921). Лирика А.А. Блока. Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия» и др.

ПИСЬМЕННО. По предложенному плану дать анализ ОДНОГО из перечисленных стихотворений А.Блока по выбору обучающегося: «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия», «Вхожу я в темные храмы…»

Общий план анализа:

1. Реальные впечатления, отразившиеся в стихотворении;

2. Место стихотворения в лирической трилогии Блока;

3. Связь с предшествующими и последующими стихотворениями цикла;

4. Композиция стихотворения;

5. Образный строй, звукопись, ритмика;

6. Лексика и символика;

7. Связь с литературной традицией.

8.

1.Анализ стихотворения «Незнакомка»:

1. Время написания и реальная биографическая основа стихотворения.

«Незнакомка» (1906) – один из шедевров русской лирики. Родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица-кукла, синий призрак, земное чудо…Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

2. Жанр и лирический сюжет.

3. Контрастность как одна из важнейших особенностей поэтики Блока. Как катастрофичность жизни, противоречивость сознания и мира отразились в композиции стихотворения?

4. Характер и функции деталей первой части стихотворения. Какими средствами создается представление о жизни страшного мира? Как передано отношение лирического героя к этому миру? Приведите примеры гротескной образности в первой части стихотворения.

5. Средства звукописи в первой части. Использует ли Блок в этой части «Незнакомки» ассонансы? Каков характер аллитераций?

6. Какими ритмическими средствами создает автор ощущение застойности, неподвижности мира в первой части «Незнакомки»? Какой лексики больше в первой части стиха, «высокой» или «низкой»? Приведите примеры.

7. Как меняется настроение лирического героя при переходе ко второй части стихотворения? Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

8. Какие детали создают атмосферу любви и тревожной красоты в этой части «Незнакомки»? Приведите примеры высокой романтической лексики.

9. В чем новизна традиционной романтической коллизии в стихотворении Блока? Серьезным или ироническим смыслом наполнена реплика лирического героя в заключительной строфе «Незнакомки»?

10. Сопоставьте средства звукописи в первой и второй частях стихотворения. Почему во второй части используются ассонансы, как меняется характер аллитераций?

10. Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? «И каждый вечер друг единственный…»

Образ Незнакомки в стихотворении; смысловые грани символики. Можно ли дать однозначную интерпретацию образа?Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

11. Смысл концовки стихотворения. Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: «Я знаю: истина в вине»? Что он имеет ввиду?

12. Почему «Незнакомка» не может входить в цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

 

2. Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

1. Сопоставьте стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье», определите сходства и различия художественных решений.

2. В каком художественном пространстве разворачивается лирический сюжет? Земным или идеальным смыслом наполнен драматизированный монолог? Ощущается ли в стихотворении двоемирие?

3. Почему стихотворение можно назвать целым романом человеческой жизни? Как переданы в нем этапы судьбы человека?

4. Каковы художественные средства создания женского образа? Как достигается сплав земного и идеального в стихотворении?

5. Символический смысл образа «синего плаща» в стихотворении; синий цвет и символика других цветов в лирике Блока;

6. Композиционное обрамление стихотворения; смысл финала, его многозначность: подлинная или кажущаяся?

7. Особенности звукописи и ритмического строя стихотворения.

 

3. Анализ стихотворения «Россия»:

1. Тема России в лирике Блока. Выясните, каким лирическим циклом предваряется стихотворение «Россия» в сборнике «Ночные часы». Почему стихотворение начинается словом «опять»?

2. Традиции лермонтовской и некрасовской поэзии в стихотворении. Как они определяют общественную позицию поэта? Какие ассоциации с художественным миром Гоголя возникают при чтении стихотворения?

3. Мотив дороги в стихотворении. Какова композиционная роль этого мотива в стихотворении?

4. Художественное воплощение реальных наблюдений поэта в стихотворении. Из каких деталей складывается образ России? Есть ли в произведении развернутый пейзаж, развернутая портретная характеристика?

5. Как сливаются в стихотворении образы женщины и России? Каков смысл этого сближения?

6. Романтические контрасты стихотворения. К какому из поэтов-классиков восходит такая традиция изображения России? Как она определяет новые черты мироощущения Блока?

7. Своеобразие звукописи и ритмики стихотворения.

4.Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»

1. Прочитайте выразительно стихотворение.

2. Когда было написано стихотворение?

3. Какова тема стихотворения?

4. Какое чувство положено в основу стихотворения?

5. Какими словами передано это переживание?

6. С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы?

7. С помощью какой символики подчёркивается «небесное» в облике Прекрасной Дамы?

8. Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе?


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!