ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ХОРОВОДАХ



Лекция 4

Тема: Основы хореографической драматургии и ее основные компоненты, композиционный план . Рисунок танца и хореографический текст .Хоровод .

КОМПОЗИЦИЯ И ПОСТАНОВКА ТАНЦА.

Термин «композиция» восходит к греческому слову, означающему

«составление», «сочинение». Композиция есть важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и

целому. Произведение создает балетмейстер — это может быть сочинение балета, сюжетного и тематического номера хоровода и т. д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, они

основываются на определенном музыкальном материале. Композиция

отражает все особенности музыки, строится по законам драматургии.

В композиции следует различать рисунок танца и хореографический

текст. В. Ю. Никитин в своей работе «Композиция и постановка танца

в современной хореографии» отмечает:

«Художественное произведение в любом виде искусства — это

всегда единое композиционное целое. Многие искусствоведы пытались найти те общие принципы композиции, которые объединяют работы различных авторов. Исследовались такие понятия, как авторский

стиль, манера, замысел и т. д. Однако ни один исследователь не смог

найти то главное, что делает художественное произведение единым по духу и стилю, несущим художественную идею, востребованную зрителем. Поэтому в контексте данной работы мы остановимся только на составных частях композиции, которые относятся к любому виду искусства, но исследуем их применение в хореографии. Итак, эти элементы:

1) мотивы;

2) повторение;

3) вариации и контрасты;

4) кульминации и кульминационные моменты;

5) пропорции и сбалансированность частей;

6) переходы (связывание);

7) логическое развитие и единство.

Мотив сам по себе не является художественным произведением,

но может послужить основой, если:

– будет повторен несколько раз, для того чтобы зритель его запомнил;

– без вариаций и контрастов повторение мотива будет выглядеть

однообразным и скучным;

– без кульминации мотив лишается своего содержания и не может

донести идею автора;

– без соразмерных пропорций мотив может быть сведен на нет или,

наоборот, стать господствующим;

– без логичных переходов м отивы никогда не выстроятся в единый

хореографический текст и будут выглядеть изолированными дви-

женческими фразами;

– без логического развития от мотива к мотиву может быть утеряна

идея танца. Мотивы не только определяют движение, они определяют сценографию и свет, линии и формы пространства, образы и

логику поведения исполнителей.

Повторение как композиционный прием

1. Повторение мотива несколько раз возможно со сменой направления при повторе.

2. Более акцентированное повторение за счет увеличения количества

движений или выделения их за счет пауз.

3. Прием „Эхо“ предполагает, что некая часть из уже использованного материала возникает вновь в новом контексте.

4. Прием „Резюме“ предполагает, что основная часть мотива повторяется вновь в увеличенном или сокращенном варианте.

5. Прием „Обзор“, при котором отдельные части мотива повторяются несколько раз.

6. Прием «запоминание», при котором в новом содержании возни-

кают некие отголоски того, что было использовано до этого, они

могут быть изменены, но сохраняют ассоциации с уже использованным материалом.

7. Прием «замирание», при котором происходит несколько повторений в более сокращенном виде.

Вариации и контрасты. Эти элементы композиции различны, но

они дополняют друг друга. Вариация — это видоизменение мотива,

т. е. некое изменение того хореографического текста, который уже

использовался.

Контраст требует введения совершенно иного материала, который

противопоставляется уже использованному мотиву. Естественно, этот

контрастный материал можно назвать новым мотивом. Для успешной

презентации танцевального произведения необходимо использовать

оба этих элемента.

Вариация дает интересное логическое развитие целого, обеспечивая его необходимыми средствами для постоянного повторения лейт темы, чтобы зритель увидел ее в различных ракурсах и лучше ее понял. Контраст всегда бывает неожиданным, он вносит изменения, которые дают новые краски, и очень часто контрасты становятся кульминациями или кульминационными моментами. Контрасты могут состояться за счет изменения времени, т. е. контрастом медленному мотиву будет служить быстрый. Возможно изменение пространства: мотиву, представленному в маленьком пространстве, будет контрастен

мотив, представленный в большом пространстве.

Возможно изменение силовых характеристик: мотив легких движений противопоставляется мотиву акцентированных и напряженных

движений. Контраст не всегда появляется внезапно, движение может

постепенно убыстряться, может постепенно возрастать напряжение,

может постепенно изменяться пространство.

Кульминация и кульминационные моменты. „Кульминация —

вершина музыкально-хореографического действия, подготовленная

экспозицией, завязкой и развитием действия. Текст — движения, позы

в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок — в своем

логическом построении приводят к этой вершине“ (31).

Достаточно долго считалось, что в хореографическом произведении должна быть только одна кульминация, и обычно она выстраивалась не хореографическим, а драматическим способом, т. е. идея, которую пытался донести постановщик, должна была в определенный

момент получить свое разрешение. А поскольку эта идея всегда носила

реалистичный характер, то ее выражение строилось по законам драмы,

т. е. на конфликте каких-то противоборствующих сил, которые в кульминации, с помощью, а не за счет движения одерживали победу ил

погибали. Именно на таком разрешении конфликта в кульминации

построено все романтическое балетное искусство. Поэтому кульминация в подобных спектаклях всегда была одна, и после нее могли быть

только развязка и финал. В современной хореографии, когда произведение решается только с помощью движения, без привлечения драматургии, кульминаций может быть несколько, и каждый зритель, в зависимости от своего восприятия, может сам определить для себя наиболее важные кульминационные моменты. В восприятии произведений современного искусства не может быть двух одинаковых мнений,

и совершенно не обязательно, чтобы два человека одинаково выделили

кульминационные моменты в хореографическом произведении. Конечно, возможна „суперкульминация“, особенно если это сюжетное

произведение, но в этом случае уже от постановщика зависит, чтобы

именно на этот момент зрители обратили особое внимание. Какими

способами этого можно достичь?

– Достижение кульминации с помощью самого движения: за счет

повторения, выделения паузой, акцентом, резкого изменения (кон-

траст);

– достижение кульминации за счет изменения силовых и временных

характеристик, постепенное нарастание по силе или по времени, вне-

запное изменение динамики за счет неожиданных акцентов, резкое

изменение ритмической модели;

– достижение кульминации за счет изменения пространства, резкое

изменение величины пространственной модели (размер, уровень, на-

правление), изменение фокуса движения, изменение качества движения за счет его расширения или уменьшения;

– достижение кульминации за счет изменения отношений исполнителей, неожиданный контраст движений в группе, увеличение или

уменьшение количества исполнителей. В сюжетном произведении —

изменение образа и в зависимости от этого движенческого мотива».

 

 

РИСУНОК ТАНЦА

(ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК)

Рисунок в широком смысле слова — изображение, очертание ка-

кой-либо поверхности. Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить

за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем эти передвижения на листе бумаги, то тем самым мы зафиксируем рисунок танца.

Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной

идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию

героев, которое проявляется в их действиях и поступках. В древние

времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок:

взять хотя бы танец ликования вокруг убитого животного, который

чаще всего строился на движении по кругу. И. В. Смирнов в своей работе «Искусство балетмейстера» высказывает предположение, что с

появлением земледелия наряду с круговым появляется и линейное по-

строение рисунка танца. Это в какой-то степени связано с отражением

в нем трудового процесса полевых работ. На протяжении веков хорео-

графия усложнялась, разнообразнее становился рисунок. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их, способствует наиболее яркому выявлению н а с цене хореографического текста.

Различные построения и перестроения оказывает на зрителя определенное психологическое воздействие:

1) горизонтальное — спокойный, статичный характер;

2) вертикальный — возвышенный характер;

3) диагональное — возбуждающий, динамичный характер.

Танец делится на бытовой и сценический. Бытовой, фольклорный,

народный танцуется для себя, а сценический — для зрителя. В фольклорном танце наиболее распространен круг, две линии, переходы в

виде «восьмерки». Расчета на восприятие со стороны в фольклорном

танце не было — его можно смотреть со всех сторон. Сцена обязательно предполагает точку восприятия, и рисунок строится по сценическим законам. Сценическое восприятие осуществляется только с

одной стороны, и хороший балетмейстер отмечает, как расположены

места, и делает так, чтобы рисунок смотрелся из любой точки зала.

Музыка должна быть обработана для сцены, нельзя использовать

фольклорный вариант. Логика развития рисунка предусматривает

связь предыдущего рисунка с последующим: каждый последующий

рисунок должен быть развитием предыдущего. Рисунок должен быть

завершенным и переходить из одного в другой. Задача хореографа,

изучающего народный танец и работающего над ним — не только бе-

режно сохранить то, что создано поколениями прежних исполнителей,

но и умело развить этот вид хореографического искусства. Важно при

этом не исказить образ, жизненный характер русского человека, его

чистоту, достоинство, нашедшие отражение в горделивой осанке,

плавности и напевности движений. Работая над постановкой народно-

го танца, балетмейстер должен досконально изучить фольклорный

материал данной области разновидности танцев, характер и манеру

движений, специфические, характерные для этой области темы хороводных песен. При сочинении танца широко используется принцип

лейтмотива, повтора композиционного рисунка. В эту часть нередко

включаются специфические движения, жесты, позы, игровые моменты, которые также проходят через весь номер. Они чаще всего завершают рисунок, танцевальную комбинацию, фигуру танца, придают

ему своеобразие, оригинальность.

Контрастность — одно из активных средств выразительности в

хореографии. Так, ярким, впечатляющим становится и простой рису-

нок, если перед ним шел сложный. Еще Новерр писал: «Некоторое

знакомство с геометрией может принести здесь немалую пользу: наука

эта внесет ясность в фигуры танцев, порядок в их комбинации, придаст

четкость формам и, сокращая переходы от фигуры к фигуре, сообщит

исполнению больший блеск». Ж. Новерр приводит пример со сценой

охотников: на переднем плане располагаются высокие, на заднем —

маленькие, чем создается иллюзия линии горизонта.

Симметрия, асимметрия и объемность

в композиционном построении

Симметрия — зеркальное отражение, асимметрия — противоположность. Эти принципы существуют в самой природе, и они сформулированы на основе учета закономерности восприятия. Симметрия,

спокойное равновесие, создается за счет повторяемости геометрических фигур в пространстве через равный промежуток времени.

В жизни человека радует состояние покоя, согласия, созвучия, равновесия, но только на определенное время. Гераклит сказал, что пре-

краснейшая гармония слагается из противоположностей. Асимметрия

характеризуется неустойчивостью, нарушением равновесия, спокойствия и т. д. Жизнь есть развитие, непрестанное движение, а развитие совершается в борьбе противоположностей, которая рождает согласие,

созвучие, временный покой. Человека радует процесс преодоления не-

согласия, дисгармонии, радует продуктивная творческая борьба. Так в

самом композиционном построении должно происходить стремление

ассиметричного построения к симметричному. В. Ю. Никитин отмечает:

«В народных танцах, на спектаклях классического балета и на

концертной эстраде мы часто видим, как танцующие то стремительно

летят или плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль, и мы их

видим сбоку, то вдруг становятся спиной. Ракурс — это точка зрения

из центра зрительного зала на танцующего (или танцующих): анфас,

круазе, эффасе, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й арабески — это все ракурсы».

Статуарные положения, или позы, — очень важные аспекты пре-

зентации танца, они являются продолжением движения, мгновенное

замирание еще более подчеркивает его динамику. Движение в позе

продолжается, живет и умирает, и постановщик должен использовать

каждое значение позы в зависимости от контекста хореографии. Каждая поза и меет с вой ф окус, и з которого рождается движение, каждая

поза должна иметь динамику и перспективу развития. Использует позу

постановщик, как скульптор. Длинные фразы достаточно трудны для

запоминания зрителем, поэтому лучше их выстраивать поэтапно. Например, первое движение при повторе заменить вторым и третьим или,

возможно, взять первое движение, дать его в развитии, потом проделать это со вторым движением и т. д. В результате этих видоизменений только постановщик и исполнители знают, в  какой последовательности создавались те или иные мотивы. «Балетмейстерам почаще

следовало бы обращаться к картинам великих живописцев, тогда как

можно реже прибегать к симметрии в фигурах, которая, повторяя

предметы, дает нам на одном и том же полотне как бы две схожие кар-

тины», — писал Ж. Новерр.

Говоря об объемности в композиционном построении танца, мы

рассматриваем как отдельную геометрическую форму, так и совокупность нескольких геометрических форм. Объемность предполагает

возможность показать не только конкретную геометрическую форму

со всех сторон, но и создать условия для воздействия такого построения на зрителя. Пример объемной фигуры на сцене — диагональ, которая создает условия восприятия трехмерного пространства, тогда как

законченная шеренга позволяет представить только высоту и ширину,

колонна — высоту. Несколько факторов влияют на создание объемности: объемность возникает за счет движения самой геометрической

формы в пространстве и за счет верхнего рисунка.

Основные виды хореографического рисунка

1. Статический рисунок — неподвижный рисунок.

2. Одноплановый рисунок — все исполнители находятся на общей

танцевальной площадке, на одном уровне.

3.1. Многоплановый — исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.

3.2. Многоярусные построения, например «Крепость» в армянских

танцах: на плечи одних становятся другие, и совершается движение по

кругу.

4. Симметричный рисунок — зеркальное отражение, например два

круга.

5. Асимметричные рисунки. В таких рисунках исполнители или

группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или рас-

полагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка хореограф должен учитывать, что при

восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или

группой и при достаточно большом интервале между исполнителями

общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят.

6. Динамические рисунки. Это достаточно распространенный тип

рисунков в народном танце. К ним можно отнести «Мельницу», «Цветок», «Волну», «Шен» и тому подобные перестроения.

По характеру используемых линий можно различать следующие

рисунки:

– линейные;

– круговые и дугообразные;

– в ряде национальных танцев, а также шоу, широко используется

верхний рисунок.

7. Геометрические рисунки: круг, квадрат, треугольник.

8. Орнаментальные — витиеватые. Ломанные, зигзагообразные, раз-

личные переплетения.

9. Верхний рисунок — платки, ленты, шарфы, волосы, юбки и др.

ХАРАКТЕРНОСТЬ ОБРАЗА

По действиям и поступкам м ы с удим о людях, изображаемых на

сцене, и понимаем, кто они, какая внутренняя характерность образа,

а чтобы ее создать, надо найти «себя в роли», воспитать и вырастить в

себе качественные внутренние элементы, необходимые для изображения образа. Пример. Как играть стариков, когда ты молод? Станиславский отвечал: «…если б ы я заставил вас пройти пешком 45 к илометров, вы бы устали и стали бы делать то, что делает ваш покорный слуга. Все жесты, которые были у вас в молодости, сохраняются и в старости, но благодаря отложению солей сочленения у стариков точно не

смазаны, это суживает широту жестов, сокращает углы сгибов сочленений, поворотов туловища. Движения делаются медленными и вялы-

ми. Чтобы сесть, нужно опереться руками на стол, а потом медленно

сесть и отдохнуть. Так же, чтобы подняться, нужно ухватиться. Достать платок: молодой делает быстро, а старик ищет, делается все в

другом ритме. Относительно старческой походки. Старик может много

бегать, но прежде чем пойти, ему надо нацелиться». Станиславский

говорил: «Мы забываем (на сцене) и то, как сидим, пьем, смотрим,

слушаем, как в жизни внутренней и внешней действуем. Всему этому

надо сызнова учиться на подмостках сцены, совершенно так же, как

ребенок учится ходить, говорить, смотреть, слушать».

Типичное выражение лица

при наиболее часто испытываемых эмоциях

Слово «мимика» происходит от греческого «мимикой» — «подражательный». Лицо является важнейшей частью физического облика

человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и

сигнализирует о состоянии человека. Каждое выражение — это сокращение многих лицевых мышц. Эмоциональные проявления складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Типичные выражения лица при наиболее часто

выражаемых эмоциях

• Гнев. Мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз. Лицу придается на-

хмуренное выражение: глаза блестят, раскрыты, ноздри расширены,

26

крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты на-

зад, принимают прямоугольную форму и обнажают стиснутые зубы,

лицо часто краснеет.

• Презрение. Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята,

словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ

опущены, глаза тусклые и суженные.

• Страдание. Брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ не-

сколько опущены, лицо застывшее.

• Страх. Брови немного подняты, но имеют прямую форму, их

внутренние концы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные

морщины, глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки

его оттянуты назад, что позволяет натянуть и распрямить губы над

зубами.

• Удивление. Подтянутые брови образуют горизонтальные морщины н а лбу, г лаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округлую форму.

• Радость. Губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт,

вокруг глаз — мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или

раскрыты, на лбу — горизонтальные складки.

Мимика и жесты дают возможность людям понимать друг друга,

часто совместно заниматься сложной деятельностью, например: дайвингом, работой под водой. Некоторые профессии предполагают виртуозное владение своим телом и языком жестов, например: профессия

актера, танцора, артиста балета. Всё понятно без слов. Игра различными актерами одной и той же роли — пример того, как при одном и том

же тексте создаются столь разные образы. Этому служит язык жестов — система знаков — условных жестов, используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее.

Основные типы жестов

Жесты защиты, скуки, доверия, нервозности, тревожности, силы,

уверенности в себе, оценки. Жесты лжи. Жесты хорошего настроения,

открытости, плохого настроения. Жесты гнева (злости).

 

ХОРОВОД. РИСУНОК — ГЛАВНОЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ХОРОВОДАХ

Хоровод — не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг; его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало в старинных языческих обрядах и игрищах славян, поклонявшихся могущественному

богу солнца — Яриле. В старинном русском словаре «Азбукование

иностранных слов, перешедших в русский язык» рядом со словом «танец» стоит слово «лик» (славянское лицо образ). Танцую — значит

«ликую», пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь. В танце каждый

русский человек желал быть лучше, возвышенней, чем в повседневной

жизни, он выражая в нем свои думы и мысли о красоте человеческой,

как внутренней, так и внешней.

Танцы делятся по времени, темам, содержанию, форме и характеру. По времени выделяются весенние, летние, осенние, зимние танцы,

по темам — трудовые, семейно-бытовые, величальные, по форме —

сомкнутые и разомкнутые, по характеру — игровые и неигровые.

При зарождении хоровод был неразрывно связан с песней. Если в

танце воплощаются душа, характер, то в песнях — история народа, его

мудрость. Русский танец приобретал такие черты, как эмоциональность, содержательность, плавность и певучесть движений. Всё это

воплощалось в целых сценах, в которых под песню разыгрывалось ее

содержание. Обычно хор поет песню, а солисты с помощью простых

танцевальных движений, пантомимы, нескольких методов построения

представляют ее.

Хороводы встречаются у многих народов мира, женский хоровод с

песнями в Индии называется кулями. К старинным хороводам относится французские бранль, фарандола, в Англии — раунд. Широко

распространен хоровод у славянских народов: коло в Сербии, хоро в

Болгарии, хора в Молдавии, веснянки на Украине. Русские хороводы

назывались кара годы, танки, круг олицетворял движение солнца —

слева направо.

Народные танцы делятся на четыре вида:

1) наборные (притопывания, несложные дроби);

2) разборные;

3) игровые;

4) плясовые.

Наборные исполнялись в начале праздника: тогда ходили чинно,

партнеры обменивались приветствиями, кланялись, каждый выбирал

себе пару, если хоровод смешанный — шли от избы к избе, от деревни

к деревне. На восходе были разборные, когда участники таким же способом расходились по домам. Плясовые танцы характеризовались зачаточной формой перепляса. Хороводы изображали определенное действие (кружится метель, колосится рожь и т. д.). Большое место уделялось дробям, выстукиваниям. Этому учили с детства, каждая деревня

имела свои дроби. Большой популярностью пользовались игровые хороводы, в которых разыгрывались целые театральные сцены с пантомимой. Они сохранились до нашего времени в виде детских игр («А

мы просо сеяли»). В хороводе могут использоваться различные детали:

веточки, платки, полотенца, — которые помогают раскрыть содержание песни.

 

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ ХОРОВОДОВ

Фигуры бывают смешанными (их исполняют парни и девушки), а

также такими, которые исполняются одними девушками. Руки могут

быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз. Круг в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской — «шина». Количество участников не ограничено, но их должно быть н е

меньше 3 человек. Повернувшись к центру лицом, берутся за руки,

идут по солнцу, легкий оборот — и обратно. Перечислим основные

фигуры:

1. Два круга рядом — повороты в одну или разные стороны.

2. Круг в круге.

3. Корзиночка: внешний круг — из парней внутренний — из девушек; корзиночка движется различными шагами или гармошкой в

любую сторону.

4. Восьмерка.

5. Улитка (в Московской области), капусточка (в Рязанской).

6. Змейка: в Архангельской области — «кривули», в Московской —

«уж».

7. Ворота, воротца, воротники — две линии исполнителей стоят одна

напротив другой.

8. Гребень — прочес.

 

ОБЛАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РУССКОГО ХОРОВОДА

Север России (Архангельская, Вологодская область)

В Архангельской области хороводы носили названия «ходецы»,

«круги», «кружок». Большинству хороводов северных областей, как

игровым, так и орнаментальным, присущи строгость и благородство

движений. Северные хороводы не переходят в пляску и не соединяются с ней. Но, несмотря на кажущуюся сдержанность и спокойствие

исполнения, все северные танцы наполнены внутренним темпераментом. Характерной чертой северных хороводов является линейное по-

строение. Круг — форма, побуждающая к быстрому движению. Есть

хороводы и под быструю песню, но даже в быстрых хороводах танцующие сохраняют грациозную, сдержанную манеру исполнения.

Сибирские танцы

Переселенцы приносили с собой в новые места усвоенные с детства нравы и обычаи. Вот почему истоки народного творчества сибиряков надо искать в общем художественном творчестве русского народа.

Примером могут служить гуляния с березкой и вождение вокруг нее

хороводов, веселые игры и хороводы во время проводов Масленицы,

ряженье и пляски в святочные дни. Фигурные хороводы водились по

улицам или полянам в форме круга или змейкой. Известен хоровод

«Метелицы» под песню «Вдоль по улице метелица метет», или когда

стенка юношей идет навстречу девушкам и отходит назад.

Тяжелая борьба за существование на необжитых еще местах в условиях сурового климата заставила население изменять прежние привычки — без учета этого невозможно понять манеру исполнения сибирского танца, а именно она определяет художественное восприятие

народа. В ряде мест поражает количество хороводов с небольшим количеством исполнителей. Это объясняется характером поселений:

в Сибири были не большие города, села и деревни, а заимки, состоящие иногда из двух-трех домов. И прошло значительное время, прежде

чем заимки выросли до размера деревень. Расстояние в десятки верст

между заимками, холода до 50 градусов мороза, жаркое лето, когда по

вечерам одолевает мошка, гнус, — всё это мало способствовало про-

ведению досуга на открытом воздухе, специальных помещений не было, а комната в избе была мала для подвижного отдыха.

Среди хороводных танцев есть и такие, которые исполняются

только девушками. Объясняется это тем, что в зимнее время мужики — далеко в тайге, на промыслах и на охоте. Некоторые фигуры в

хороводах напоминают кадриль, но в то же время они самобытны и

оригинальны. Однако есть и массовые танцы, например «Звездочка»

(село Орлинка), «Барыня-подковырка». Количество долей в долистых

танцах кратно трем.

Фигуры, наиболее характерные для сибирского танца

1. Кружение со своими партнерами, потом переход к другим с обяза-

тельным возвратом каждый раз к своим.

2. Звездочка.

3. Подходы линии к линии шеренгами.

4. Движение по кругу парами.

5. Цепочка, в которой после круга со своими партнерами переходят к

партнеру другой пары, а затем опять к своему партнеру. Собственно, в

этом заключается весь танец «Барыня-цепочка», повторяющий основную композицию хоровода. Следует упомянуть и танец «По листу-

листочку». Встречи и переходы совершаются как по одному, так и па-

рами. Почти совсем не встречается такая распространенная фигура,

как «воротики». Все движения исполняются, как мы говорим, «тяже-

ло», т. е. по земле, прыжки отсутствуют, присядки редки, зато очень

развиты дроби. Тяжелая одежда и обувь не способствует раскованно-

сти движений. Встречается особая манера исполнения русского пере-

менного шага (м. р. — 2/4): на последнюю четверть такта вместо лег-

кого скользящего проноса ноги через 1-ю позицию нога проводится

вперед с ударом к аблука об п ол и с тавится в переди н а в сю с тупню с

каблука на носок. В тяжелой валяной обуви труднее сделать шаг с

носка на каблук. При простой дроби каждая восьмая доля такта акцен-

тируется ударом каблука об пол с особенно сильным акцентом на по-

следнюю восьмую.

Центральная Россия. Московская, Рязанская,

Владимирская, Калининская области

В Центральной России раньше, чем на Севере, стала нарушаться

замкнутость домашнего бытия. С возникновением ремесел и развитием промышленности женщины трудятся вместе с мужчинами. Женщина чувствует себя гораздо свободнее, более равноправна с мужчиной.

Как и на Севере, в любые хороводы принимают всех, без возрастных ограничений. В хороводах, как в игровых, так и орнаментных, появляется припляс, сам хоровод частично соединяется с пляской, несмотря

на это, хороводам присуща плавность, строгость и сдержанность исполнения. Орнаментные хороводы в Московской области исполняются

под песню «По улице-мостовой».

Припляс — это новый элемент, который отсутствует в северном

орнаментном хороводе, состоящий из притопов на сильную или слабую долю. Здесь в игровых хороводах, особенно по их окончании, час-

то встречается поцелуй. Тому есть несколько объяснений:

– в хороводе это уже не считается это зазорным;

– это выполнение определенного ритуала, обычая.

Разнообразно используется платочек: им усиливают акценты и

подчеркивают ритм песни. Во всех областях бытует хоровод «А мы

просо сеяли».

Юго-Запад России

Сюда относятся Брянск, Калуга, часть Орловской области.

Очень распространены хороводы-величания, в которых ученики

разыгрывают песню в форме игры. Особенно празднично величают

неженатую молодежь или же мужа и жену. Парней сравнивают с месяцем, солнцем, царевичем. А девушек — с ягодкой, звездочкой, задоринкой.

Чтобы исполнять мужскую роль, одевали мужскую одежду. Хороводы чаще исполнялись в быстром и среднем темпе. Движения, как в

игровых, так и орнаментальных, быстрые, резвые, соединенные руки

приподняты над плечами. Плечи и весь корпус очень подвижны. Всё

это сочетается с резкими поворотами корпуса. В большинстве таких

орнаментных и игровых хороводов припляс и пляска становятся основным хороводным действием всех участников.

Бойкие и острые на язык участники хоровода выбирают «скоморошьих женок», которые исполняют песни. Одна девушка исполняет

первый куплет, приплясывая и притопывая по кругу, вторая хороводница разрывает круг, проходит под руками первой и второго парня и

ведет его за собой. Участницы движутся быстро, лихо подсвистывают,

корпус и плечи движутся живо — в такой манере есть даже некоторая

скоморошья вертлявость.

Основной ход хоровода выполняется небольшим шагом на всю

стопу на каждую восьмую такта, среди игровых много высмеивающих

попов, дьяков и других служащих церкви. Особенности танца — скупое движение ног, необычайная подвижность плеч, движение бедер.

Юг России

Курск, Белгород, Воронеж, Липецк.

В этих регионах сказывается культурное влияние украинцев.

На Украине хоровод называется словом «танок», которым обозначается и место, где танцуют, играют, веселятся. Куряне также называют

хороводы словом «танок».

Орнаментные или плясовые танки делятся на 2 группы.

1. Все фигуры выполняются на месте, самой распространенной фор-

мой является круг, сложные построения— круг в круге: девушки об-

разуют внешний круг, юноши, стоя на месте, приплясывают, а девушки, приплясывая, двигаются п о к ругу. Исполнители поют и пляшут

темпераментно, с азартом. Все движения производят, не разрывая рук.

Есть такие танки, которые исполняются с поясами (длинные мужские пояса с махрами образуют ворота, сквозь которые проходят).

2. Ходовые проходные танки традиционных шествий, носящие торжественный характер и характеризующиеся спокойной манерой исполнения. Такие танки могут танцеваться, например, на Пасху.

Всё же главными чертами всех, в т ом числе и курских, хороводов-

танков, как исполняемых на месте, так и при передвижении по улице,

являлись их плясовая задорная хореографическая форма, разнообразный хореографический рисунок. Все они сопровождались быстрыми

песнями, которые помогают пляшущим построиться своим четким и

острым ритмом.

 

Видео-материалы :

1. https://www.youtube.com/watch?v=NF2giqxocL8  –концерт Госуда́рственного академи́ческого хореографи́ческого анса́мбля «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной 2017г.

2. https://www.youtube.com/watch?v=ZKsoL4izKiA  - Юбилейный концерт ГАХА "Березка" им. Н.С.Надеждиной Государственный Кремлевский Дворец 15.12.2018

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 947; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!