Что: «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»



Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготическоой сказочности и спиритуализма. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Где: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, ул. Волхонка, 12

Когда: 04.03.16 – 15.05.16

Цена: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/

 

 

 

Что: Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736 – 1808)

Это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Один из главных портретистов своей эпохи, он работал для петербургской и московской аристократии. Наследие художника впервые представлено в контексте мира усадебной культуры.

Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Она резюмирует исследования последних 50 лет и представляет зрителям новый взгляд на наследие художника. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И.Э.Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.

Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А.И.Куракиной, В.Н.Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала.

 
 
 

Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской.

Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров "фамильных гнезд" – усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию.

Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В них читается поэтика камерности и "интонация светского полушепота": отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал "Утренний свет" Н.И.Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.

 
 
 

Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века, интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников, и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С.П.Дягилевым.

Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Экспертиза показала, что с рубежа 1760–1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках.

Вместе с другими проектами сезона ("Валентин Серов", "От Елизаветы до Виктории", "Гелий Коржев") выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.

 

Где: Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Когда: 19 февраля — 9 мая

Цена: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/visitors1610/visitors16103974/


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!