Культура Древнего Египта. (4 тысячелетие – 332 г. до н.э.)



Раздел II

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

 

Культура Шумера. (4300-2000 гг. до н.э.)

Уже на стадии бронзового века из общего тела первобытной культуры стали выделятся рабовладельческие государства. Все они складывались в районах с благоприятными географическими условиями.

В долине рек Тигра и Евфрата были земли, пригодные для земледелия и скотоводства. В прибрежных камышах водилась дичь, а в реке - рыба. Болотистая долина была освоена благодаря древнейшей ирригационной системе. Регион был небогат камнем и лесом, поэтому важнейшим материалом являлась глина.

 Здесь, в Междуречье, расцвела культура, где была изобретена древнейшая письменность (клинопись) на глиняных табличках, возникли мощные города-государства (Урук, Эриду, Ур, Лагаш, Ниппур и другие). Во главе государств, часто враждовавших между собой, стояли цари. Сложилось классовое общество, система налогообложения, чиновничий аппарат, регулярная армия. Вокруг укреплённых стенами городов располагались сельскохозяйственные угодья.

Шумеры были политеистами, поклонялись разным богам, имевшим антропоморфный (человекоподобный) облик. Среди них:бог неба Ан – отец богов, Ки – богиня земля, Иннана - богиня любви и войны, бог воздуха Энлиль, егосын Нингирсу – покровитель земледелия и воин,бог Энки - бог вод и мудрости, Нанна – бог луны, часто изображавшийся в виде быка с лазуритовой бородой. В то же времяфункции и обязанности богов не были четко очерчены, что характерно для всех древних политеистических религий.

Жилища, дворцы и храмы шумеры строили из кирпича-сырца (обожженного на солнце). Стены зданий разнообразились нишами, колоннами, укреплялись и декорировались мозаикой из керамических конусов-гвоздей с разноцветными шляпками, которые втыкались в глиняную штукатурку.

Для своих богов-покровителей шумеры строили ступенчатые храмы – зиккураты, представлявшие собой ряд платформ, поставленных друг на друга. На платформы зиккуратов вели лестницы, а на самом вверху располагалось святилище. В храмах стояли статуи богов, которым постоянно приносили дары и совершали жертвоприношения множество жрецов (до 200 в одном храме). Перед алтарем находились также маленькие вотивные (дарственные) статуэтки молящихся, сделанные из различного камня, металла. Мыслилось, что таким образом житель Шумера может позаботиться о постоянном вознесении за себя молитв. Люди изображались со сложенными у груди руками, с широко раскрытыми нарочито увеличенными глазами.

Захоронения царей были очень пышными, богатыми и сопровождались жертвоприношениями – в том числе человеческими. В гробницах найдены украшения (бусы, серьги, булавки, корона царицы Шуб-Ад), амулеты, ритуальные кинжалы и золотой шлем, драгоценные сосуды, погребальные сани. Сохранились две арфы с украшениями в виде бычьих голов - деревянные, они были покрытыми листами золота и инкрустированы лазуритом и перламутром.

Интересной страницей шумерской культуры являются цилиндрические печати. Вырезанные из твердых пород камня, они в качестве подписи прокатывались по сырой глине, оставляя отпечаток с надписью и изображением.

Благодаря тому, что керамика хранится бесконечно долго, мы довольно много знаем о культуре Шумера из письменных источников – клинописных глиняных табличек. Помимо исторических, хозяйственных, бюрократических записей, расшифрованы и тексты, которые можно назвать литературой.

Это царские надписи, стихотворные записи мифов, песни о героях, молитвы, гимны богам и царям, свадебные и любовные песни, погребальные плачи, поучения, басни, анекдоты, пословицы и поговорки. Последние дошли до наших дней из школьных упражнений. Шумерская школа – Эдуба (в переводе «дом табличек») - учреждение, где первоначально ставилась только задача обучения писцов, постепенно стала местом преподавания всех отраслей знания: математики, медицины, грамматики, музыки и пения. Большинство литературных текстов мыслилось неразрывно с музыкальным сопровождением, музыкальные инструменты обозначались при записи текста (упоминаются свирель, барабан). Самым знаменитым героем шумерской литературы является Гильгамеш – песни о котором, а впоследствии и эпос, ему посвященный, рассказывают о победах над врагами, борьбе с чудовищами, дружбе с диким человеком Энкиду и поисках бессмертия.

В 2350 г. до н.э. города-государства были насильственно объединены Саргоном Великим, царем, происходившим из аккадцев – народа, издавна существовавшего рядом с шумерами. Аккадская литература и культура в целом продолжает и развивает шумерскую, находя позже новое продолжение в Вавилонской и Ассирийской культурах.

Но уже в 2000 году до н. э. Шумер перестал существовать

 

 

Культура Древнего Египта. (4 тысячелетие – 332 г. до н.э.)

В северной Африке, в долине Нила развилась земледельческая рабовладельческая цивилизация. Великая река, которую египтяне обожествляли под именем Хапи, приносила на поля не только воду, но и плодородный ил, служивший естественным удобрением. Была разработана ирригационная система. Природные условия позволили развить экономику, ставшуюбазисом высокой культуры.

В четвертом тысячелетии до н. э. сложилось государство.Египет объединялся постепенно, путем военных действий, из отдельных областей – номов. Последними крупными образованиями стали Верхний и Нижний Египет. Правитель Верхнего Египта Нармер, победив правителя дельты Нила, впервые объединил всю страну.

Жители Древнего Египта были политеистами. Боги Древнего Египта многочисленны и имеют, как правило, зооантропоморфный облик, то есть сочетают черты людей и животных. Среди них Нут – богиня-небо и Геб – бог-земля, Шу – разделяющий их воздух, солнечный бог Ра, плывущий в своей ладье, творец Хнум, изображавшийся с бараньей головой, он создал людей на гончарном круге, бог Тот с головой ибиса – изобретатель письменности, покровитель образования и Осирис – бог умирающей и воскресающей растительности, владыка царства мертвых. Единый пантеон в Древнем Египте так и не сложился, несмотря на то, что некоторые боги постепенно отождествлялись друг с другом. Множество местных богов продолжали почитаться в отдельных номах.

Порядок в государстве поддерживался при помощи развитых бюрократического аппарата, судебной системы и армии. Возглавлял страну фараон, он обожествлялся. Однако на протяжении всей истории за власть с ним соперничали жрецы. Пиком этой борьбы стал период правления фараона Аменхотепа IV, который ради единовластия отменил культы всех богов и ввел культ единого бога - солнечного диска по имени Атон, а себя объявил его единственным жрецом. Взяв себе новое имя – Эхнатон (Благой для Атона), Аменхотеп IV переименовал свою жену Нефертити в Нефер-нефру-Атон (Прекрасная красотой Атона) и построил новую столицу – город Ахетатон (Горизонт Атона). Однако после смерти Эхнатона всё вернулось на свои места и преемником Эхнатона жрецы поставили юного Тутанхамона, всем теперь известного по замечательным находкам в его гробнице.

Важную роль в культуре Древнего Египта играл культ мёртвых. По представлениям древних египтянпосле смерти отлетевшая сила души «ба» должна была вновь вернуться в тело, чтобы совершить путешествие в загробный мир. Отсюда - обычай мумификации. На случай утраты мумии (например, при ограблении захоронения) изготавливалась портретная статуя покойного, на которой писалось его имя. Она тоже могла стать вместилищем ба. Человек шёл на суд богов, по пути встречая различные испытания. Для успешного их преодоления существовали специальные руководства: «Тексты Пирамид», а затем«Книга Мёртвых». В суде Древнего Египта не было презумпции невиновности, и поэтому в своей речи на загробном суде человек отрицал предполагаемую виновность:

 

«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей...» и т.д.

 

Доказательством слов служило взвешивание сердца ответчика, на другую чашу весов клали перо богини истины Маат, и если сердце перевешивало, отягощённое злом, то человека пожирало чудовище Аммит, имевшее тело наполовину льва, наполовину – бегемота и пасть крокодила. Таким образом, наказанием за неправедную жизнь служило небытие, а праведники отправлялись в Поля Иалу – загробное царство. В течение жизни необходимо было подготовиться к вечному существованию. Человек строил себе гробницу, готовил имущество. В захоронение клали ушебти - маленькие фигурки рабов, изготовленные из дерева или камня. Они должны были трудиться для своего хозяина в Полях Иалу и изображались со скрещенными на груди руками, спеленутые как мумия или за работой (пахота, гребля, приготовление пива и т.п). Стены гробницы расписывали сценами будущей жизни покойного в лучшем мире: пирами, охотами, сбором урожая.

Заупокойный культ отразился и в литературе, и в изобразительном искусстве Древнего Египта, влиял на его экономику и на развитие научного знания.

 

В культуре Древнего Египта выделяются следующие периоды.

 

I. Раннее Царство

II. Древнее Царство - время окончательного формирования Египта, как мощного государства, период, когда были построены знаменитые пирамиды в Гизе

III. Среднее Царство - время расцвета древнеегипетской литературы.

IV. Новое Царство - высшая точка развития культуры Древнего Египта.

· Первая половина

· Время правлении Эхнатона

· Вторая половина

V. Позднее Царство - время постепенного упадка древнеегипетской культуры.

Между этими периодами страна по разным причинам распадалась на отдельные части, но каждый раз вновь становилась централизованным государством.

В 332 году Египет был завоеван войсками Александра Македонского.

Наука.

Наука в Древнем Египте существовала в рамках религиозного знания. Большие достижения можно отметить в астрономии, математике, медицине.

 Египтяне наблюдали за звездами и планетами, создали карты звездного неба, разработали солнечный календарь, которым, с небольшими изменениями, мы пользуемся и теперь, разбили сутки на 24 часа.

Они пользовались десятичной системой, знали дроби, арифметическую прогрессию, вычисляли длину окружности, площадь круга.

В связи с обычаем мумификации тел усопших были накоплены знания в области анатомии. Развивается медицина, особенно хирургия. Найдены разнообразные хирургические инструменты и руководства для врачей, списки рецептов.

Из гуманитарных знаний можно отметить историческое – летописи развиваются с первой династии.

 

Образование.

Сначала обучение было домашним – дети получали знания, чтобы унаследовать занятие родителей. Это касалось и письма. Затем появились школы, где с пяти лет учились считать, писать, затем составлять деловые бумаги. Кроме того, обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Профессия писца была почетной, позволяла занять достойное место в обществе. Высокопоставленные лица, даже фараоны, гордились умением писать.

 

Музыка.

Делилась на культовую и светскую. Культовая — гимны, посвященные богам, исполняемые только жрецами-мужчинами. Светская - музыка для сопровождения пиров, танцев. Исполняли её женщины-музыканты. Системы записи не обнаружено.

Инструменты: струнные (арфы), духовые (деревянные флейты и трубы из металла - только для светской музыки), барабаны (были различные и играли на них палочками), систр.

 

Литература.

Также делилась на культовую и светскую. Тексты изобилуют метафорами. Используются параллелизмы, аллитерации.

Культовая литература — «Тексты пирамид», «Книга Мёртвых», гимны богам (к наиболее выразительным относятся гимн Хапи, гимн Атону), религиозные трактаты.

Светская — летописи, надписи царей и вельмож, поучения, сказки (например, сказки папируса Весткар), произведения, рассказывающие о реальных событиях («Рассказ Синухе»), лирика (нравоучительная и любовная).

Надписи царей и вельмож эволюционировали от простого текста на надгробии к содержащим художественные элементы, эмоциональным автобиографиям. В надписи Уни есть строки, описывающие совершенный им по поручению фараона военный поход.

 

Вернулось это войско благополучно,

разорив страну жителей песков.

Вернулось это войско благополучно,

растоптав страну жителей песков.

Вернулось это войско благополучно,

разрушив укрепления ее.

Вернулось это войско благополучно,

срубив смоковницы ее и виноградные лозы.

Вернулось это войско благополучно,

предав огню все (дворцы правителей) ее.

Вернулось это войско благополучно,

истребив воинство ее – многие десятки тысяч (мужей).

Вернулось это войско благополучно,

(захватив) в ней множество пленников

Похвалил меня его величество за это больше всех.

 

Поучения считались самым важным жанром, поскольку сохраняли мудрость на века.

...Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книгах возводит дома и пирамиды в сердцах тех,

             Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина...

Есть ли где-нибудь кто-то, подобный Джедефхору?

Есть ли кто-то, подобный Имхотепу?...

Мудрецы, предрекавшие будущее, -

Вышло так, как они говорили.

 

Поучения содержали как чисто практические советы, так и морально-этические наставления («Поучение Птаххотепа»).

Морально-этической тематике посвящены «Песни Арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой», отражающие драматические сомнения человека в основных установлениях своего времени.

 

Древние цари дремлют в своих пирамидах,

Как и другие, кто был знатен или учен, но есть и такие,

Кто строил гробницы себе, но ныне не имеет место покоя,

Хотя деяния их были великими... Я слышал

Слова Имхотепа и Хордадафа -

Чьи изречения повторяют все люди... Но где их гробницы?

Давно разрушены... Даже руины исчезли бесследно,

Так, словно они никогда не существовали.

Ни одна душа еще к нам не вернулась, чтоб рассказать о том,

Как она поживает, чтобы утешить нас до срока ухода

Туда, куда уйти ей пришлось в свое время... Но пусть наш разум

Забудет об этом и думает о лучших вещах...

Пируй себе в удовольствие, пока жизнь твоя длится.

 

Любовная поэзия пишется как от лица мужчины, так и от лица женщины, так как, несомненно, восходят к обрядовым народным песням, хотя и в тонкой литературной обработке времен Нового Царства. Возлюбленная и возлюбленный именуются - брат и сестра. Здесь впервые в мировой литературе появляются многие традиционные темы любовной лирики: тема любовного недуга, писание красоты возлюбленной, любовная песнь у закрытых дверей возлюбленной.

 

 Улягусь я на ложе

И притворюсь больным.

Соседи навестят меня.

Придет возлюбленная с ними

И лекарей сословье посрамит,

В моем недуге зная толк.

 

Изобразительное искусство.

Архитектура.

Жилые постройки – дома и дворцы Древнего Египта делались из непрочных материалов, так как земная жизнь не вечна. Существовали два основных типа дошедших до наших дней монументальных архитектурных ансамблей – заупокойные комплексы фараонов и храмовые комплексы, посвященные богам.

Погребальные комплексы сложились уже к эпохе Древнего Царства.

Раннее захоронение - мастаба (араб. «скамья») сооружалось в форме стоящей на земле усеченной пирамиды, под которой находилась погребальная камера, делались из камня и кирпича.

Первой пирамидой стала ступенчатая пирамида фараона Джосера (Древнее Царство), построенная знаменитым мудрецом Имхотепом. Она представляет собой шесть мастаб, поставленных друг на друга. Рядом с пирамидой расположен заупокойный храм, где полагалось совершать ритуалы, посвященные покойному.

Первая правильная пирамида была построена для фараона Хеопса его визирем и племянником Хемиуном.

В Древнем Царстве окончательно сложился весь комплекс сооружений для погребения фараона. Начинается он с монументальных ворот, расположенных на границе плодородной земли. От них ведет дорога в пустыню, к огороженной территории, на которой располагается заупокойный храм прямоугольной формы с плоской крышей и, рядом с ним, пирамида. Перед пирамидой могут находиться маленькие пирамидки жен фараона, а вокруг – целый некрополь мастаб приближенных, которые, получая от владыки милости при жизни, в загробном царстве желали оставаться рядом со своим божественным покровителем.

Самые знаменитые - Великие Пирамиды находятся в Долине Мертвых в Гизе. Это пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). У ворот комплекса Хефрена расположен уникальный Большой сфинкс, высеченный из скального массива, дополненного в отдельных частях каменной кладкой. В дальнейшем гигантские пирамиды никогда не строились. Уже в Древнем Царстве пирамиды становятся значительно меньше. Маленькие пирамиды включают в состав заупокойного храма, таков погребальный комплекс царицы Хатшепсут.

С эпохи Среднего Царства в основном захоронения осуществлялись в скальных гробницах, так как боялись грабителей, которые могли не только забрать имущество, но и, что самое страшное, повредить мумию.

Храмовые комплексы, посвящённые богам.

Окончательно тип сложится к эпохе Нового Царства. Храм в Древнем Египте мыслился как жилище бога. Поэтому в него могли входить только жрецы – слуги бога. К храму вела дорога с рядами сфинксов или овнов по сторонам, обсаженная деревьями. Вход представлял собой гигантский портал, состоящий из двух пилонов в форме усеченных пирамид, соединенных перекрытиями. На пилонах крепились флагштоки, перед ними могли стоять обелиски с обитыми медью вершинами, блестевшими на солнце. Могли здесь располагаться и гигантские статуи богов и фараонов. За порталом чередовались колонные залы и дворы, окруженные колоннадами по периметру, в глубине находилось святилище. Чередование открытых, залитых солнцем дворов и сумрачных, расписанных яркими красками таинственных залов создавало драматический эффект. Храмы построены из местного камня тёплого оттенка. Цветовая палитра древнеегипетских мастеров не была широкой – использовались синий, зелёный, жёлтый, красный, коричневый, чёрный и белый, но разнообразие их сочетаний создавало ощущение сказочных зарослей во дворце. Капители колонн выполнялись в виде цветов или бутонов лотоса, папируса или голов богини неба Хатор.

Самые знаменитые храмовые комплексы находятся в Карнаке и Луксоре.

Существовал и вариант скального храма. Те же части высекались в горноммассиве. Таков храм Рамзеса II в Абу-Симбеле (Позднее Царство).

 

Круглая скульптура

Возникнув в связи с нуждами культа, скульптура Древнего Египта на протяжении веков подчинялась канону – правилам, за соблюдением которых следили жрецы. Это изображения богов, а также портретные статуи египтян и маленькие статуэтки рабов, изображенных достаточно обобщенно, созданные для погребений. Для придания жизнеподобия скульптура раскрашивалась. Сложились определенные типы статуй. Основные из них:

· Статуя сидящего бога, правителя.

· Статуя идущего бога, правителя. 

· Фараон с богами

· Семейная группа. Жена обнимает мужа за талию. Могут присутствовать и дети.

· Статуя писца. Изображается сидящим, с палеткой (приспособление для письма).

Все изображения фронтальны, круговой обзор не предусмотрен, поскольку они устанавливались у стены. Чувствуется блок камня, из которого они вырезаны. Боги и фараоны, которые в Древнем Египте обожествлялись, показаны идеальными атлетами, у вельмож подчеркнута полнота – свидетельство достатка.

 

Рельефы и росписи

Создавались по одному и тому же канону. Рельефы были врезанными и раскрашивались. Канон изображения на плоскости сложился достаточно рано, о чем свидетельствует палетка фараона Нармера. Основные принципы изображения на плоскости:

· Изображение построчно, статично

· Размер объекта зависит от его значимости

· Все изображения имеют ясный, найденный силуэт

· Каждый объект и каждая часть объекта изображаются в самом характерном ракурсе, чтобы дать наиболее полное представление об этом объекте. Именно поэтому при изображении человеческой фигуры лицо показывается в фас, а глаз – в профиль, плечи и торс спереди, а ступни – сбоку. Если на росписи показан бассейн, обсаженный деревьями (египтяне разводили сады), то сам бассейн показывают сверху, а деревья – сбоку, чтобы была видна форма.

В период правления Эхнатона канон был нарушен, что, в конечном итоге, привело к расширению возможностей древнеегипетских скульптуры и живописи.

Декоративно-прикладное искусство.

Развиваются практически все его виды. Чрезвычайно богаты ювелирное искусство, художественная мебель, стекло, камнерезное искусство. Интересны фаянсы, ткани, художественная обработка дерева.

 

Интерес к древнеегипетской культуре не ослабевает в Европе со времен наполеоновских походов, когда барон Виван-Денон собрал материалы, положившие начало египтологии. Мотивы древнеегипетского искусства прочно вошли в арсенал европейского, а сюжеты, связанные с древнеегипетской экзотикой – в литературу и кинематограф.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!