ТОЧКИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С САМИМ СОБОЙ
Урок № 38
(11.02.2021г.)
Тема: Элементы сценического действия.
Сценическое внимание.
Внимание – это психический процесс, активный, сознательный процесс концентрации воли на каком-либо объекте, процесс активного постижения явлений жизни.
То, к чему направлено внимание, — объект внимания. Все объекты, воздействующие на человека, находятся вне него, а на периферии (за исключением объектов, связанных с болезнью самого человека, они — в нем).
*Закон: в каждую единицу времени у человека есть один объект внимания.
Есть несколько видов внимания:
1. Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
2. Произвольное внимание - формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.
3. Творческое внимание - это такое внимание, при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный ему объект НЕ ОБХОДИМЫМ для себя, нужным, важным, интересным, таким, что ему, в конце концов, трудно от него оторваться.
4. Сценическое внимание - это основа внутренней техники актёра, это первое, основное и самое главное условие правильного, внутреннего, сценического самочувствия. Это самый важный элемент творческого состояния актёра.
|
|
Первое, чему должен научиться актер — это умению собирать внимание в одну точку.
Тренинг внимания проходит в три этапа:
1. Наблюдение за объектом общения (живым или неодушевленным);
2. Нахождение точки внимания при общении с самим собой;
3. Нахождении точки внимания при общении с партнером.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЪЕКТАМИ БЛИЖНЕГО КРУГА
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Начинать развивать внимание следует с тех предметов, которые окружают вас в повседневной жизни. Они называются объектами ближнего круга. Выберите какой-нибудь предмет, который находится в вашей комнате, стоит всегда на одном и том же месте. Например, будильник. Рассмотрите его хорошенько. Начинайте разглядывать линии, цвет, форму. Проведите взглядом по его поверхности, «ощупайте» ее глазами, постарайтесь на расстоянии почувствовать, какая она — шероховатая или гладкая, пыльная, поцарапанная? Аналогичным образом рассматривайте и другие предметы. Постарайтесь вникнуть в их сущность, понять их назначение, оценить их необходимость.
|
|
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТАМИ ДАЛЬНЕГО КРУГА
Объекты дальнего круга — те, которые встречаются вам за пределами вашего дома. В первую очередь, это люди, с которыми вы общаетесь.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».
УПРАЖНЕНИЕ 2.
«Зеркало». Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося.
|
|
УПРАЖНЕНИЕ 3.
«Тень». Актер ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера — повторять все движения актера, стать его «тенью». После окончания упражнения поменяться ролями.
ТОЧКИ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С САМИМ СОБОЙ
При выполнении следующих упражнений и этюдов старайтесь концентрировать внимание внутри себя, в области солнечного сплетения.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Преподаватель дает звуковые сигналы (хлопает в ладоши или звонит в колокольчик), ученики по этому сигналу должны синхронно или по очереди:
• Менять положение тела;
• Напрягать и ослаблять мышцы;
• Быстро менять позы и оправдывать их изнутри;
• Переносить внимание с объекта на объект;
• Произносить слова роли и замолкать.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
На сцене или в помещении для тренинга гаснет свет. Нужно добиться полной темноты. Темнота продлится всего одну минуту, за это время ученики должны без малейшего шума покинуть помещение. Свет зажигается — сцена пуста. Снова наступает минутная темнота. Когда появляется свет, актеры должны стоять на своих местах. Все это надо проделывать как можно более незаметно, без единого звука.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!