Тема 8: В чем новаторство драматургии А.П. Чехова?



Доцент, к. ф. н. М.А. Телятник

Уч. год

                                         

                                          Планы семинаров:

Тема 1: Поэтические течения рубежа XIX -ХХ вв.  Русский символизм.

Основные вопросы

1. Философская основа, эстетическая программа русского символизма.

2. Старшие символисты: Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус

(краткий обзор творчества, анализ конкретных текстов – по выбору студента).

3. «Младосимволизм». Своеобразие лирики А. Блока и А. Белого.

4. Значение символизма для русской литературы.

 

Основная литература:

Пайман А. История русского символизма. М., 2002.

Русская литература рубежа веков(1890-е – начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. М., 2001.

Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001.

Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX вв. Хрестоматия. М., 1982.

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). М., 1999.

Дополнительная литература

Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий. – М., 2002.

Соловьев В. М. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М., 1994.

Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

 


 

Тема 2: Проза русских символистов. Роман А. Белого «Петербург» как «петербургский текст».

 

Основные вопросы

1. Творческая история романа.

2. Жанрово-стилевое своеобразие романа. Значение контекста и подтекста для понимания произведения.

3. Культурно-исторические, социальные, историософские проблемы в романе.

4. Образ Петербурга и преломление в нем прошлого, настоящего и будущего России.

5. Судьба личности в водовороте истории.

Основная литература:

Пайман А. История русского символизма. М., 2002.

Андрей Белый: pro et contra: Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толковании современников. Антология. СПб., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 2. М., 2001.

Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб., 2003.

Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий. М., 2002.

Дополнительная литература:

Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Колобаева Л. А. Концепция личности в русской прозе конца XIX-начала ХХ в. М., 1987.

Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М., 1994.

 


 

Тема 3. Лирика А. Блока.

Вопросы:

  1. Три тома лирики А. Блока. Идея пути в художественном сознании поэта. «Трилогия вочеловечения».
  2. Мир лирики первого тома Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой и Прекрасная Дама. Соловьевская утопия и реальность. Значение цикла «Распутья» в составе первого тома.
  3. Второй том лирики. Образ героини второго тома. Образ города в лирике Блока. Значение цикла «Город» в составе второго тома. Анализ отдельных стихотворений этого цикла: «Незнакомка», «Петр», «Обман», «Город в красные пределы…», «В кабаках, в переулках, в извивах…», «Повесть» и др.
  4. Третий том – вершина лирики Блока. Характеристика циклов. Цикл «Страшный мир». Значение циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Анализ стихотворений из этих циклов (на выбор). Образ России и тема судеб поколения («Рождение в годы глухие…» и др.). Смысл двух контрастных формул позднего Блока: «страшный мир» и «мир прекрасен как всегда».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блок А.А.: Pro et contra. Личность и творчество Александра Блока в критике и мемуарах современников. СПб., 2004.

2. Блок А.А.: Новые материалы и исследования. М., 1980-1993. Кн.1-5. Т.92. (Лит. наследство).

3. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л, 1970.

4. Долгополов Л. К. А. Блок: Личность и творчество. Изд.2-е. Л., 1980.

5. Лавров А.В. Этюды о Блоке. М., 2000.

6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

7. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. В 3 кн. СПб., 1999.

8. Пайман, Аврил. Ангел и камень: жизнь А. Блока. В 2-х кн. М., 2005.

9. Слободнюк С.Л. Соловьиный сад. Трилогия вочеловечения А. Блока. Онтология небытия. СПб., 2002.

10. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1965.

11. Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд-е 2. Л., 1974. С. 243-310.

 

 


 

Тема 4: Поэтические течения рубежа XIX -ХХ вв. Акмеизм.

Основные вопросы

1. Эстетические принципы. Соотнесенность с символизмом. Программные статьи Н. Гумилева, С. Городецкого, О. Мандельштама. Гумилев как организатор «Цеха поэтов».

2. Творчество Н. Гумилева.

3. Поэзия и проза О. Мандельштама. Сборник «Камень».

4. Ранняя лирика А. Ахматовой.

Основная литература:

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). В 2 кн. Кн. 2. – М., 2001.

Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001.

Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.

Кихней Л. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001.

Роговер Е. Поэты «Серебряного века» и мировая культура: Эстетика и поэтика акмеизма. СПб., 1999.

Дополнительная литература:

Гумилев Н. С. Pro et сontra: Личность и творчество Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2000.

Зобнин Ю.В. Н. Гумилев – поэт Православия. СПб, 2000.

Ахматова А. Pro et Contra: Личность и творчество Ахматовой в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2001 (Т.1), 2005 (Т.2).

Гинзбург Л. Я. Камень // О. Э. Мандельштам. Камень. Л., 1990.

Гинзбург Л.Я. Поэтика ассоциаций // Л.Я. Гинзбург. О лирике. Л., 1974. С.354–397.

Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границе столетий.- М., 2002.

Лопачева М.К. Об акмеизме и аполлонизме // Литературные направления и течения в русской литературе ХХ века. СПб., 2005.

 

 


 

Тема 5: Поэтические течения рубежа XIX -ХХ вв. Футуризм. 

Основные вопросы:

1.  Литературные манифесты русских футуристов. Их соотнесенность с европейским футуризмом.

2. Неоднородность эстетических программ в футуристическом движении.

3. Кубофутуризм и творчество В. Хлебникова.

4. Раннее творчество В. Маяковского. 

5. Эгофутуризм, его программа и поэтическая практика. Поэзия И. Северянина.

6. Группа «Центрифуга». Раннее творчество Б. Пастернака.

 

Основная литература:

Русская литература рубежа XIX-XX вв. (1890-е – начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн.2. М., 2001.

Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001.

Соколов А. Г., Михайлова М. В. Русская литературная критика конца XIX –начала ХХ вв. Хрестоматия. М., 1982.

Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. / Сост.В. Н. Терехина,

А. П. Зименков. М., 1999.

Дополнительная литература:

Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.

Русская литература Серебряного века / Под ред. В. В. Агеносова. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. М., 1993.

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.


 

Тема 6: Творчество И.А. Бунина. Поэзия и проза.

Основные вопросы

1. Поэзия Бунина. Особое положение Бунина – поэта в литературном процессе начала века. Ее художественно своеобразие. Отношение к традициям русской поэзии. Темы лирики Бунина. Соотношение с прозой (идейное и тематическое).

2. . Особенности стиля и поэтики прозы Бунина: смысловая наполненность композиции, фабула и сюжет, функции деталей и подробностей пейзажа, портрета, интерьера. Живописность. Ритмическая организация прозы («Антоновские яблоки», «Туман», «Сосны» и др.)

3. Рассказы Бунина о деревне: «Захар Воробьев», «Ночной разговор», повесть «Деревня».

4. Расширение тематики творчества Бунина в 1914-1917 гг. Философская проблематика рассказов этих лет («Братья». «Господин из Сан-Франциско». «Сны Чанга». «Чаша жизни»).

5. Тема любви в творчестве Бунина. «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар», сборник рассказов «Темные аллеи», и др.

6. «Вымышленная автобиография» - роман «жизнь Арсеньева». Память как категория художественного мира Бунина. Соотношение реальной биографии писателя и автобиографического образа Алексея Арсеньева в романе. Позиция автора в вопросе о судьбе поколения, которому он принадлежит, и о судьбе России. «Жизнь Арсеньева» как высокий образец лирической исповедальной прозы.

Основная литература:

Бунин И. Стихотворения. Л., 1961 (Б. серия «Б-ки поэта») – см. вступит. статью о поэзии Бунина Б.О. Костелянца.

Бунин И. Собр. соч. в 9-ти т. – Т.6 и 7 – см. в конце томов заметки о соотв. произведениях Бунина: «Жизнь Арсеньева» и сборник «Темные аллеи» (также и в отношении других произведений, входящих в другие тома).

Бунин И.А. Рro et contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология.– СПб., 2001.

Мальцев Ю.В. Иван Бунин, 1870-1953. М., 1994.

Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. М., 2004.

Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина.– М., 1998.

Сухих И.М. Русская любовь в «Темных аллеях» (1937 – 1945). "Темные аллеи" И. Бунина. // «Звезда», 2001, № 2. С. 219 – 228

 

Дополнительная литература:

Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей.– М., 1999.

Кузнецова Г.Н. Грасский дневник (О И. А.Бунине). Рассказы. Оливковый сад (стихи). М., 1995.

Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). Тула 1980.

Лавров В. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции (1920-1953): Роман-хроника. М., 1989.

Нефедов Н.Н. Чудесный призрак: Бунин-художник. Минск, 1990.

Рощин М.М. Иван Бунин. М., 2000 (серия ЖЗЛ).

Гречнев В.Я. О прозе и поэзии XIX-XX вв. СПб., 2009.

 


 

Тема 7: Л.Н. Андреев. От театральных фельетонов к новой драме.

Основные вопросы:

1. Театральные фельетоны Андреева  («Три сестры», «Мещане», «Дикая утка», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся?», Диссонанс и др.) Отношение писателя к московским театрам и режиссерам, спектаклям. Формирование мировоззрения писателя.

2. Первая пьеса - «К звездам». Сравнить с пьесой «Дети Солнца» М. Горького.

3.  Пьеса «Жизнь человека», ее постановки в театрах.

4. «Письма о театре» Андреева. Новая драма «панпсихе» («Екатерина Ивановна», «Собачий вальс», «Тот, кто получает пощечины» и др.).

5. Художественное мастерство Андреева-фельетониста и драматурга: психологические характеристики героев, особенности композиции, стиля повествования.

Основная литература:

1. Андреев Л. Н. Драматические произведения: в 2 т. / Л. Н. Андреев; вступ. ст. и прим. Ю. Н. Чирвы. — Л.: Искусство, 1989. — (Б‑ка рус. драматургии).

1. Русская литература рубежа веков (1890-у – начала 1920-х): В 2 кн. Кн. 2. М., 2001.

2. Андреев Л.Н. Полное собрание сочинений и писем в 23 тт. Т. 13. М. 2014. (комментарий).

3. Иезуитова Л. А. Творчество Л. Н. Андреева: 1892-1906. Л., 1976.

4. Телятник М.А. Театральные фельетоны Леонида Андреева. М.: Флинта, 2018.

5. Булышева Е.В. «Екатерина Ивановна» Л.Н. Андреева как «социально-психологическая» драма // Художественная антропология Серебряного века: матер. Международная научная конференции «Литературные чтения». Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 215. – СПБГИК, 2017. С. 38-45.

6. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий. М., 2001.

 

Дополнительная литература:

7. Гречнев В. Я. О прозе и поэзии XIX-XX вв. СПб., 2009.

8. Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками. СПб., 2010.

9. Бабичева Ю. В. Незавершенная драма Леонида Андреева «Закон и люди» // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период) : сб. ст. / Тульский гос. пед. ин‑т им. Л. Н. Толстого. Калуга, 1968. С. 254—265.


 

Тема 8: В чем новаторство драматургии А.П. Чехова?

Основные вопросы: 

1. Этапы формирования метода Чехова-драматурга.

2. Чехов и МХТ: история творческого взаимодействия.

3. Архетипическое и новаторское в чеховской пьесе.

4. «Подводное течение» в творчестве Чехова.

Основная литература:

А.П. Чехов: pro et contra: Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX-начала ХХ вв. (1887-1914): Антология. СПб, 2002.

Русская литература рубежа веков (1890-начало 1920-х). В 2 кн. Кн. 1. М., 2001.

Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Три сестры: Пьесы/ Чехов А.П. СПб, 2008.

Бердников Г. Чехов-драматург. М., 1982. 

Дополнительная литература:

Чеховиана: Чехов и его окружение. М., 1996.

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2 тт. Т. 2. М., 1998.

Труайя А. Антон Чехов. М., 2004.

Бочаров С.Г. Чехов и философия // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2001.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!