Внутренние функции государства. 14 страница



По психологии субъектов политики (Г. Алмонд) — англо-американ-скую, континентально-европейскую, авторитарно-патриархальную и тоталитарную.

Англо-американской политической культуре характерны светский характер, прагматизм, общенациональный консенсус, центризм, умеренность в политике, отказ от крайностей.

Континентально-европейская культура также носит светский характер, но с элементами идеализма. Ей присущи цикличность, разграничения.

Для авторитарно-патриархальной политической культуры свойственно рассмотрение общества как единой семьи во главе с сильным лидером.

Тоталитарная политическая культура — это культура толпы. Её особенность — обожествление власти, формирование представления, что власть всё может, господство мифов, атмосфера напряжённости и борьбы;

По уровню политического участия (Г. Алмонд, С. Верба) — патриархальную (традиционную или провинциальную), подданническую и активистскую.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. При ней индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретной роли. Данный тип политической культуры существует в молодых государствах, в которых сложилась и функционирует корпоративная культура разных социальных общностей, где масса населения безграмотна.

Подданническая политическая культура отличается низкой активностью граждан, пассивным отношением индивида к политической системе. При ней население знает о политике, но ориентировано на политическую систему и результаты её деятельности. Свои надежды на создание свободной и благополучной жизни население возлагает на власть и вождей.

Активистская политическая культура — это самая развитая модель. Она отличается политической активностью граждан, их вовлечённостью и рациональностью. При ней граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.) влиять на политику и власть.

Г. Алмонд и С. Верба выделяли и смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую. По их мнению, эти три типа политической культуры реально преобладали в истории различных обществ.

По типу политического режима называют — либерально-демократи-ческую и авторитарно-тоталитарную политические культуры.

Либерально-демократическую модель политической культуры отличают свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное участие в политической жизни, плюрализм, т. е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной политической культуры свойственны единая собственность, идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы при этом типе культуры только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.

В реальной практике все типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные типы с преобладанием тех или иных компонентов. С точки зрения стабильности политического режима наиболее оптимальна синтетическая культура «гражданственности», где преобладают элементы подданнической и активистской культур.

Политическая культура не исчерпывается универсальными типами. Существуют разнообразные субкультуры, такие образования политической культуры, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, региональных и других субъектов политики. Различают несколько типов таких субкультур — региональную (характерная для разных регионов страны, обусловленная социально-экономическими и другими отличиями), этнолингвистическую, религиозную, половозрастную и другие.

Рассматривая политическую культуру современной Беларуси в свете представленных типологий, ученые обнаруживают в ней типологичные черты закрытой, этатистской, пассивной, подданнической, восточноевропейской, авторитарно-тоталитарной политической культуры. Хотя большинство граждан проявляет живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться любому центру реальной власти, считая, что от их участия в политической деятельности ничего не изменится.

Для политической культуры граждан Беларуси характерны — неуважительное отношение к человеку как к личности, нетерпимость к инакомыслию и оппозиции, правовой нигилизм, зависимость от официальной идеологии, ориентация на социальную справедливость и равенство (несмотря на то, что это оказывается равенство в бедности), коллективизм и другие черты.

Причины существования такой политической культуры большинства граждан Беларуси кроются в историческом прошлом — длительном существовании общинных отношений; вхождении в состав других государств, в особенности, в состав России, где господствовали идеология и политика самодержавия. Сказывается влияние советской тоталитарной системы и коммунистической пропаганды.

Особенности политической культуры большинства граждан Беларуси затрудняют процесс освоения опыта демократического развития других стран, снижают чувствительность людей к нравственно-этическим стимулам политического поведения, предполагают тяготение к скачкообразным и нередко насильственным методам преобразования общества.

Вместе с тем, у определенной части интеллигенции, предпринимателей, граждан идет ценностная переориентация в сторону ценностей открытой, активистской, западной политической культуры. Именно эта часть населения служит тем социальным звеном, которое оказывает социально-культурную поддержку демократическим преобразованиям. Наше общество объективно заинтересовано в ускорении таких преобразований

Ш. Политическая культура выступает важным фактором социализации личности.

Социализация (от лат. «socialis» — общественный) — это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Этот процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Политическая социализация — необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т. д. В то же время, социализация важна для самой личности, поскольку она позволяет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в политическую жизнь, реализовать с помощью власти свои интересы.

Задачи политической социализации:

- формирование у широких слоев общества политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;

- преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений;

- создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.

Важными институтами политической социализации выступают семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, а также участие в политической деятельности и многое другое. На характер и специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, характер политической системы, политический режим. Они могут принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансляцию информации, чувств, ценностей объективной политики, скрытая — путем подражания родителям, известным политикам и т. д.

Очень большое значение в политической социализации играет исторический опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов.

Важное средство передачи исторического опыта — традиции. Это устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиций находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Социализация — процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.

В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.

Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.

Второй этап — в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны — активность и осознанность политических действий.

Третий этап — это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т. д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.

Следует отметить, что первый и второй этапы политической социализации могут находиться в конфликте. Он возникает тогда, когда молодой человек, получивший гуманные демократические представления о политике в семье, школе, университете, сталкивается с жесткими и далекими от демократии реалиями: авторитарной властью на производстве, безнравственностью политиков, бездушием и грубостью государственных служащих, разнообразными силовыми проявлениями власти. В этом случае происходит переоценка ценностей, проявлениями которой становятся аполитичность, конформизм или же радикальный политический протест. Здесь важно, чтобы воспитательный процесс не отрывался от реальной политической практики.

Политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает существенное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, пол, возраст, темперамент, состояние здоровья и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.

Эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и другие элементы составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политическое сознание и поведение человека. Например, без воли наиболее осознанного психологического элемента личности невозможно добиться целей в любой сфере.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и под воздействием целого ряда субъектов (агентов) политической социализации — семьи, дошкольных учреждений, школы и других учебных заведений, родственников, коллег, кланов, политических институтов, молодежных организаций, религиозных и общественных объединений, СМИ.

Интенсивность процесса политической социализации обычно ослабевает после формирования человека как личности, но в менее выраженной форме изменение политических представлений происходит в течение всей жизни: под влиянием новых ролевых требований (занятие руководящих позиций в общественных организациях, партиях, государстве и т.п.), важных политических событий (революции, войны и др.), а также возраста. Известно, например, что пожилые люди придерживаются более консервативных политических взглядов, чем молодежь.

На основании исторического опыта и политической практики выделяют несколько типов, образцов политической социализации.

Во-первых, гармоничный тип политической социализации предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог субъектов политических процессов. Подобная степень культурной одноразности характерна для англо-американской культуры, согласно которой субъекты политического взаимодействия привержены общепринятым идеалам, нормам, ценностям, что позволяет поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.

Во-вторых, плюралистический тип политической социализации, который преобладает в странах континентальной Европы. Этот тип характеризуется наличием значительного числа разнородных субкультур, что предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Консолидированная демократия в рамках плюралистического типа политической социализации основана на динамичном равновесии трёх начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности.

В-третьих, различают конфликтный тип политической социализации, который характерен для незападных цивилизаций. Имеющийся в этих странах высокий уровень нищеты большинства населения, жёсткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей субъектами политических отношений и, прежде всего, властью.

В-четвёртых, выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, партии или определённой религии.

Главная проблема в отмеченном заключается в правильной организации процесса социализации. Американские политологи Д. Истон и Дж. Денис отмечали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям принять их добровольно. Данное возможно тогда, когда политическая система будет задавать психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе политической культуры. Для этого важно поддерживать веру индивидов в важность политической социализации, легитимность власти. Существенную роль в этом должны играть политические и государственные деятели, преподаватели вузов и техникумов, СМИ — все ответственные за передачу общественно-политического опыта. Это особенно важно в нынешний переломный этап развития нашей республики.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, они выступают важнейшими элементами функционирования и стабильности политической системы.

 

Тема 14. Политическая идеология

1. Политическая идеология: генезис, сущность и функции.

2. Основные ценности идеологии либерализма

3. Идеология консерватизма. Неоконсерватизм.

4. Социалистическая идеология и две ее ветви — коммунистическая и социал-демократическая.

5. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.

6. Государственная идеология Республики Беларусь.

І. Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Дестют де Траси в самом начале ХІХ века. В его трактовке идеология означала науку об идеях, о их возникновении и эволюции, о их взаимодействии и переходе от одних людей к другим. Это соответствовало смыслу сочетания древнегреческих слов «идеа» — мысль, замысел и «логос» — учение, наука. Развитие общественных наук с течением времени серьезно изменило понимание сути этого понятия. Несмотря на образовавшееся расхождение между содержанием и вербальным смыслом термина «идеология», этот термин стал популярным.

Значительный вклад в популяризацию понятия «идеология» помимо своего желания внес Наполеон Бонапарт. Его, императора, который непреклонно и талантливо утверждал практическими делами величие Франции, посмели критиковать с позиций либеральной идеологии как диктатора и узурпатора власти какие-то теоретики-ученые. Наполеон стал энергично утверждать, что любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, а идеологов (теоретиков) он назвал лицемерами, оторванными от жизни болтунами и, вообще, пустыми и никчемными людьми.

В популярный термин новое понимание в значительной мере внесли
К. Маркс и Ф. Энгельс. Они критиковали утверждение философа Гегеля за то, что мир будто бы является воплощением идей, а общественные отношения — это продукты сознания людей. Эту точку зрения они называли идеалистической, а все учение — идеологией. Отсюда делался вывод, что идеология — ложное, извращающее действительность учение. Материалистический же подход означал обратное: бытие, т. е. окружающая действительность, определяет сознание людей. Учение, которое опирается на материалистическую основу, будет уже не идеологией, а наукой. Последователи марксизма считали это учение подлинно научной теорией об объективном познании и революционном преобразовании общественных отношений. Отцы марксистского учения признавали существование идеологии как феномена (необычного, исключительного явления), присущего только классовому обществу с его неравенством, угнетением и обманом. Именно в этих условиях у каждой социальной группы, слоя, класса формируются и утверждаются свои ценности, интересы, идеалы и устремления. Затем они оформляются в соответствующие теории, адекватные их положению в обществе. С построением коммунизма, когда исчезнут классы и восторжествует справедливость, исчезнет и идеология. Вместо нее будет господствовать только наука.

В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике вполне утвердился подход к пониманию идеологии как формы выражения «интереса». В основе «интереса» всегда лежат «потребности» — материальные и духовные. Стремление к постоянному удовлетворению этих потребностей обычно приводит к столкновению с другими субъектами общества, имеющими подобные интересы. Это вызывает необходимость заранее объявлять о своих интересах, о своих правах и устремлениях, удовлетворять их.

Такие заявления преподносятся общественности, как правило в облагороженном виде, одетыми в цинично приукрашенную оболочку — концепцию с целью замаскировать или смягчить содержащую в «интересе» выгоду, корысть, даже посягательство на чужое. Современное понимание идеологии представляется таким: идеология — это концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей.

Носителями идеологии могут быть индивиды, группы, корпорации, партии, нации, религиозные конфессии, государства и даже цивилизованные объединения, т. е. все социальные субъекты, способные выработать сносное теоретическое (концептуальное) обоснование своих интересов и устремлений или приобщиться к какой-нибудь господствующей идеологии в конформистских, корыстных целях. Следовательно, в человеческом обществе идеология присутствовала всегда, хотя и не имела нынешнего названия. Она вроде бы «негласно» являлась весьма важным атрибутом человеческого сожительства, выступая духовным интегратором общностей.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!