Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера. 12 страница



На втором этапе собственно и происходит выдвижение уже подготовленных лидеров к политической власти. Механизмы этого выдвижения, в зависимости от страны и политического режима в ней, достаточно многолики и многообразны. Назовем и рассмотрим основные из них.

1.Поиски нового харизматического лидера. Постоянная борьба за власть в обществе практически непрерывно стимулирует вопрос о поиске нового лидера. Этот лидер может быть только харизматическим, наделенным особым талантом и способностями, исключительной популярностью, чтобы одержать победу и прийти к власти. Только такой лидер может сплотить народ в кризисных ситуациях, разрешить сложные проблемы и вывести страну на путь прогресса. Поиск его — дело сложное, но реальное.

2.Признание преемника первоначальным харизматическим лидером. Этот механизм наиболее характерен при передаче власти путем наследования в странах с монархическими режимами. Но он характерен и для стран с переходной, не устоявшейся еще структурой общества и политической власти. Именно это заставляет правящего лидера искать себе преемника, а затем передать ему власть и полномочия. Речь по существу идет о признании преемника первоначальным харизматическим лидером страны. Примером этого можно назвать Россию, где президент Б.Н. Ельцин после долгих поисков преемника остановил свой выбор на В.В. Путине, назначив его премьер-министром, а затем и исполняющим обязанности президента страны. То же произошло и в Азербайджане, где президент Г. Алиев путем назначения передал власть своему сыну Ильхаму.

3.Назначение преемника административным аппаратом. Этот механизм используется в странах, где правящую власть осуществляет бюрократия, которая выдвигает лидера из своей среды. Он характерен также для авторитарных, тоталитарных и либерально-демократических режимов управления.

4.Передача власти по наследству. Типичный механизм для стран с монархическими и феодальными, патриархальными отношениями и режимами власти. Сегодня не популярная мера, тем не менее сохраняющаяся еще во многих регионах и странах (Азии, Африки). Лидером здесь обычно выступает правящий монарх, который получает свою власть и лидерство в порядке наследования.

5.Выдвижение лидеров через парламентские и партийные механизмы. В современном мире наиболее демократичная и популярная форма выдвижения политических лидеров. Свою власть и полномочия лидеры получают в результате парламентских и партийных выборов, в которых участвуют миллионы избирателей. Это открытая борьба и соперничество за власть достойных кандидатов. В результате парламентские и партийные лидеры становятся широко известными и популярными. Именно из них избираются президенты, премьер-министры, видные политики.

6.Выдвижение лидера политическим режимом власти. Механизм, характерный для постсоветских республик, когда после распада СССР на их основе возникли независимые государства с новыми — старыми просоветскими режимами власти, которые выдвинули в основном номенклатурных бывших партийных и государственных руководителей в качестве политических лидеров. Правда, на этой волне выдвинулось много совершенно новых ярких демократических лидеров, сыгравших большую роль в дальнейшей демократизации общества на постсоветском пространстве, начале глубоких реформ всех сторон общественной жизни.

7.Выдвижение лидера на основе национальной идеи. Старый и очень популярный в веках механизм выдвижения политических лидеров. Каждый народ, нация имеет своих защитников, своих лидеров, на которых равняется, которых почитает. Национальных лидеров выдвигает жизнь, крупные политические события, самопожертвование во имя науки, народа и его существования. Ф. Скорина, Т. Костюшка, К. Калиновский, Я. Купала, В. Быков — яркие личности, национальные лидеры белорусского народа, сформировавшиеся на основе национальной идеи. В постсоветское время в Беларуси, равно как и в других странах нашего региона, выдвинулись новые политические лидеры на основе защиты национальной идеи. Это лидеры национальных политических партий, организаций и движений, отстаивающих независимость и суверенитет своих стран и народов.

8.Выдвижение лидера с помощью команды единомышленников. Сегодня весьма популярный механизм выдвижения лидеров политических партий, профсоюзов, женских и молодежных организаций, отстаивающих свои политические, профессиональные и социальные интересы.

Таким образом, подготовка, формирование и выдвижение политических лидеров к власти и управлению в обществе имеет принципиально важное жизненное значение в любой стране. От компетентности, профессионализма и мобильности лидера зависит характер политического курса, стабильность и направленность развития общества, повышение уровня жизни и благосостояния людей. Наилучшие возможности для этого создает демократия.

Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера.

Во-первых, важнейшим исходным признаком политического субъекта, а значит, и лидерства, является его поведение как представителя интересов общности, от имени которой он выступает на политической арене. Точнее, чьи и какие интересы — группы, класса, партии, организации, государства — он отражает и защищает. Способы взаимосвязи и поведения лидера со своей общностью могут быть самыми разными. Так, харизматическое лидерство, основанное на вере в исключительные способности вождя, предполагает, по словам М. Вебера, непосредственную и эмоциональную окраску его связи со своими сторонниками, своего рода фанатизм. (См. М. Вебер. Харизматическое господство. «Социс», 1988, № 5, с. 139–147).

В условиях представительной демократии это поведение основано на рациональном расчете выгод и потерь от деятельности политического лидера. Нельзя исключать, что политики, действуя от имени других, всегда преследуют и свои собственные цели. В реальной жизни это очевидно, правда, не всем и не всегда четко известно. Сегодня все лидеры оперируют к народу, заботам о нем, о его благе, на деле же проводят такую политику, в которой преследуют как общие, так и свои специфические корыстные цели. Налицо немало политического лицемерия и демагогии. Такие лидеры распознаются людьми и постепенно исчезают.

Во-вторых, политическое лидерство предполагает постоянное влияние на окружающих. Влияние — это важнейший фактор поведения и мобилизации своей общности на борьбу в защиту собственных интересов. Используя его, политический лидер может превратить общность (своих сторонников, свой электорат) в политического субъекта, который восходит на политическую арену в качестве грозной политической силы, особенно во время кризисных ситуаций, избирательных компаний, решения других сложных проблем. Например, Б.Н. Ельцин в 90-е годы в борьбе за власть.

Наивысшей степенью влияния обладает тот политический лидер, который находит такие формы выражения интересов общности, которые являются одновременно и общезначимыми и привлекательными, популярными. В этом случае, его инициативы и деятельность находят поддержку большинства людей, выступают стимулами, побуждающими их к активному участию в политической жизни страны, в делах государства.

В-третьих, политическое воздействие лидера должно быть всеобщим, распространяться на всех членов управляемой совокупности. Это, в первую очередь, относится к лидерам крупных политических партий и общественных организаций, главам государств и правительств, которые непосредственно осуществляют политическую партийную и государственную власть. Именно они располагают наиболее широким представительством интересов и влиянием на окружающих.

Но нельзя не видеть, что отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества причин, неконтролируемых фактов и конфликтов социально-политической среды. Учитывая это, лица, претендующие на статус политического лидера, предлагают членам своей общности (группы, партии, организации, народа) разработанные программы решения общественных проблем, где фиксируются их интересы. Как правило, в этих программах предлагается «лучшее будущее», которое более привлекательно, чем настоящее. Ныне это демократия, программы перехода к рынку, суверенизация республик, их существование и развитие как независимых государств, и масса других «красивых обещаний».

В связи с этим, вряд ли верны упреки лидерам, кандидатам в президенты, депутатам парламентов в «краснобайстве и обилии обещаний». Надо понять, что, ведя борьбу за власть, политик не может не обещать «лучшее будущее». Такова его природа. Вопрос в другом — насколько продумано и реально осуществимо то, что он обещает. От этого в решающей степени зависит представительство и влияние, политическая популярность и авторитет настоящего лидера.

В-четвертых, в сложно организованных системах политическое лидерство предполагает также институционализацию руководящего статуса, т. е. закрепление его в законодательных нормах, правилах, привилегиях и полномочиях политического лидера.

При этом, институционный аспект лидерства в политике является ведущим, поскольку реализация управленческих решений в этой системе власти зависит в решающей степени от силы влияния и поддержки определенной организационной структуры. Без опоры на политические организации, средства массовой информации, силовые и другие структуры даже выдающаяся личность не сможет стать политическим лидером, эффективно управлять государством.

Наконец, большое значение в политическом лидерстве и его появлении имеют личные качества. Образ жизни, общественная активность, порядочность кандидата, способность привлекать сторонников. Как показывает опыт избирательных кампаний, для людей важнее бывает облик кандидата, чем его программа, умение доходчиво, четко и ясно излагать свои мысли. Опираясь на эти качества, политический лидер персонифицирует возможности решения крупных, интересующих всех, общественных проблем, делает их понятными, зримыми и доступными здравому смыслу большинства избирателей, поднимая тем самым планку своей популярности, своей известности и влияния.

Тема 7. Государство в политической системе

 

1. Государство — основной институт политической системы. Его происхождение, структура, функции.

2. Формы правления и государственного устройства.

3. Правовое государство и гражданское общество.

 

І. Проблема государства с точки зрения его генезиса, природы, роли в обществе и эволюции находится в центре внимания политической мысли на протяжении нескольких тысячелетий. И это не случайно. Ибо государство — центральный институт политической системы общества, выступающий в качестве основного инструмента регулирования отношений между людьми по поводу власти. Оно организует, направляет и контролирует совместную деятельность и взаимоотношения людей, социальных слоев, групп, классов и ассоциаций.

Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле — это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле — это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство — это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Здесь государство рассматривается как орган господства и управления, разграниченный с обществом. В обыденном сознании государство отождествляется с властью, контролем, администрированием и т.п.

Самостоятельный термин «государство» появился в Западной Европе в эпоху Возрождения и Нового времени: сначала в Испании и Франции, затем в Великобритании, позже в Германии и др. Им стали обозначать цивилизованное государственное состояние общества того времени, противопоставляя его догосударственному состоянию. Латинское слово status (состояние) стало исходным для понятия «государство»: estado (исп.), etat (франц.), State (англ.), Staat (нем.), Statout (итал.). В белорусском и русском языках этимология этих слов иная.

До XVII века роль термина «государство» выполняли другие, более древние: полития (афинская), княженье (кривичей, дреговичей), королевство (венгерское, чешское), княжество (полоцкое, ВКЛ), империя (китайская, римская) и т. п. Широко использовалось также понятие «республика», как политическая структура решения всех общественных дел (афинская, римская). Многие из этих понятий существуют и в настоящее время для обозначения формы правления или режима власти.

Таким образом, термин «государство» необходимо рассматривать применительно к конкретной исторической эпохе и относить, прежде всего, к его современным типам.

Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Оно выделилось из общества в период разложения первобытнообщинного строя как закономерный результат его дальнейшего поступательного развития.

Существует множество различных теорий, концепций и факторов, объясняющих происхождение государства и его значение в жизни общества:

теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Тома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

антропологическая концепция основана на том, что государственная форма организации заложена в самой общественной природе человека (теория естественного происхождения государства Аристотеля). Причина этого кроется в социальной и биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и конфликтность, невозможность индивидуального существования. Человек как существо общественное (греч. zoopolitikus), утверждал Аристотель, реализовать себя может в трех основных сферах: семье, общине и государстве. Причем, главной формой общения Аристотель считал государство. Вне его человек становится либо божеством, либо животным. Как отдельная личность, так и общество, без государства обречены на деградацию и распад;

патриархальная теория (от греч. pater — отец) рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен — в другие большие общности и т. д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Эта теория близка по содержанию к антропологической концепции Аристотеля, хотя возникла она в XVIII веке: ее автор — английский философ Р. Фильмер. Он утверждал, что государство — расширенная форма патриархальной власти во имя всеобщего блага;

договорная концепция появилась как результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. Авторы этой концепции Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др. Важные мотивы создания государства — опасения за жизнь, свободу, собственность, стремление избавиться от войн и иных потрясений. В основе данной концепции лежит сила разума, сознания, веры в то, что только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека — на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа — государства. Согласно Платону, философы осуществляют власть, воины охраняют государство, землевладельцы и ремесленники производят материальные блага, обеспечивая себя и первые два сословия всем необходимым для жизни;

марксистская концепция объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что государство — это организованное насилие одного класса над другими.

В современных условиях немарксистские научные школы не абсолютизируют роль частной собственности и классов в формировании государства, однако и не отрицают важного значения экономических и социально-классовых отношений в этом процессе. Как известно, в некоторых странах образование государства предшествовало и способствовало классовому расслоению. Однако современное государство по мере демократизации общества и преодоления классовых противоречий все более превращается из института власти одного класса в надклассовую общенациональную структуру.

Существует немало других теорий и факторов, объясняющих, по мнению их авторов, происхождение государства:

теория насилия появилась в XIX веке. Ее авторы (Л. Гумплович,
Ф. Оппенгеймер и др.) возникновение государства рассматривали как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство, по их мнению, это форма господства победителей над побежденными;

демографические факторы означают изменения в воспроизводстве человеческого рода и вызывают потребность в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории. Управление процессами миграции, переходом от кочевого к оседлому образу жизни, ростом численности и плотности населения, упорядочением семейно–брачных отношений и т. п. — все это под силу только государству:

географические факторы особенно важны для народов, территория проживания которых имеет выгодное геополитическое положение, требующее постоянной мобилизации сил и сплочения для отражения нападений агрессоров. Это в полной мере испытал на себе белорусский народ за тысячелетнюю историю. К географическим факторам возникновения государства можно также отнести и потребность в организации крупномасштабных работ (например, совместное строительство ирригационных систем в долинах рек Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии).

Таким образом, происхождение государства обусловлено многими факторами, выделить среди которых определяющий вряд ли представляется возможным. Оно сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.

Государство — это политическая общность, основные атрибуты (признаки) которой — территория, население, власть.

1. Территория — это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства. Она представляет собой одно из важнейших условий, делающих возможным существование государства. С утратой территории прекращает существование и государств (Речь Посполитая в конце ХVІІІ века). Именно с вопроса о контроле над определенной территорией начинаются многие политические конфликты. Территория как признак государства неприкосновенна, неотчуждаема, нераздельна. Поэтому государство имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц с помощью как дипломатических, так и военных средств (см. ст. 9 Конституции РБ).


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!