Психологическое воздействие цвета на человека



       Всякий отдельный цвет и совокупность цветов воспринимается различно разными людьми. Это зависит от культурного, социального уровня. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

       Красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, тепловой, активизирует все функции организма. Используется для лечения скарлатины, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, ускоряет ритм дыхания, повышает давление.         

       Оранжевый – тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но слабее, улучшает пищеварение, ускоряет пульс, кровообращение.

       Желтый - самый светлый в спектре, тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомительный, стимулирует зрение и нервную деятельность.

        Зеленый – самый привычный для органов зрения, физиологически оптимальный, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную способность.

       Голубой – успокаивающий, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

        Синий – успокаивающий, но потом действие переходит в угнетающее, способствует заторможению функций физических систем человека.

       Фиолетовый – создает эффект красного и синего цветов, производит угнетающее действие на нервную систему.

       Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: вкус, обоняние, слух. Цветовые ощущения могут вызывать ощущения, эмоции – все это называется цветовыми ассоциациями.

 

       Физические ассоциации

а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые)

б) температурные (теплые, холодные, ледяные, горячие, жгучие)

в) фактурные (мягкие, жесткие, шершавые, гладкие, колючие, скользкие)

г) акустические ( тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные)

д) пространственные (выступающие, отступающие, далекие, близкие, поверхностные, глубокие)

 

Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, лирические)

б) негативные (грустные, невеселые, скучные, трагические)

в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные)

 

Выводы относительно ассоциаций:

1. Чем чаще и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

2. Сложные, средненасыщенные, среднесветлые цвета вызывают относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся весовые и акустические.

4. К наиболее не однозначным – эмоциональные, вкусовые, обонятельные, осязательные.

5. Желтые и зеленые цвета вызывают наиболее разнообразные ассоциации. Это происходит потому, что глаз воспринимает слишком много оттенков этих цветов.

Таблица  цветоощущения

Цвет Зрительное восприятие Физиологическое Ассоциативное восприятие психологическое
Красный Резкий, яркий Возбуждение, жар Революция, пожар, шум Горячее чувство, активность, гнев
Оранжево- красный Яркий, выделяющийся Расстройство, возбуждение Солнце, торжественность  Грубость, энергичность
Оранжевый Яркий, выделяющийся Напряженность  Закат, осень, апельсин Беспокойство, динамичность
Желто-оранжевый Блестящий, выдающийся, Колкость Восход, солнце, золото Счастье, жизнь, плодородие
Желтый блестящий Болезненность Свет, лимон Веселье, радость
Желто-зеленый Блестящий Спокойствие Весна, молодые побеги Надежда, слабость
Зеленый Неустойчивый, нейтральный Покой, свежесть Растение море Мир, уравновешенность
Синий Прозрачный Прохлада Небо, далекие горы Равновесие, успокоение
Фиолетовый сумерки Теплый воздух фиалка Торжественность, траур
Пурпурный сочный страсть Власть Динамичность, пышность
Белый   легкость снег Легкость, прозрачность
Серый нейтральный   мышь Вялость, усталость
Черный       Горе, сомнение, одиночество

 

Лекция 3  Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета

       Ахроматические цвета различаются только по светлоте, т.е. присутствию в цвете черного и белого. Белые поверхности отражают 70-90 % падающего на них света, а черные – 3-4%. Между самым ярким белым и самым темным черным цветами располагаются различные оттенки серого. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических тонов (цветов) около 300 оттенков. Ахроматическая гамма – это градации перехода от белого к черному через серые тона. Один признак – бесцветность. Ахроматические цвета по сути нейтральны но в соседстве с определенными цветами они могут быть и теплыми и холодными. Например, серый рядом с оранжевым будет казаться холодным, а рядом с синим – теплым.

       Единственным качеством ахроматических тонов является белизна.

       Хроматические цвета – это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

       Тон (греч.) напряжение, ударение. Это качественная характеристика цвета, измеряется длиной цветовой волны, характерной для данного цвета; создает определенное напряжение на сетчатке глаза при отражении цветовых волн от окрашенной поверхности. самый привычный тон для органа глаза – тон зеленого цвета.

Цветовой тон – это качество цвета, которое дает определенное название цвету.

Цветовой тон связан с название цветов. Собственные цветовые термины (синий, зеленый, желтый. Наименование по пигменту (кадмий, кармин, охра).

По окраске предметов (малиновый, сиреневый) они очень образны.

Человеческий глаз способен различать около 200 цветовых тонов. В этом выделяется 8 цветовых групп: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, это светотеневая характеристика цвета, цвета, которые светлее среднего ахроматического тона, называются светлыми, цвета которые темнее среднего ахроматического тона, называются темными.

Яркость – (огненный, сверкающий) качество насыщенности цвета, зависит от падающего на отраженный объект общего светового потока. Яркость характерна для хроматических цветов.

Насыщенность (качественная характеристика цвета, сила, концентрация тона, цвета). Под насыщенностью понимают степень разбавления данного цвета белым. Чем больше разбавлен цвет, тем менее насыщен он становится. Если мы исходный цвет смешиваем с белой краской, то это называется разбеливанием, с серой - потускнением, с черной – потуханием.

Выводы:

Светлота не равна яркости. Цвета малой насыщенности не могут быть яркими. Яркость есть следствие полной насыщенности. Сумма двух качеств цвета: яркость и насыщенность – интенсивность, напряженность цвета. Бледные сильно разбеленные цвета. Глубокие – затемненные яркие цвета. Теплота цвета – это качество, определяемое только зрительным ощущением. Мы видим этот цвет, но других приемов определения нет. Среди цветов можно выделить два полюса – теплый и холодный. Оранжевый – теплый полюс, голубой - холодный. Эти цвета имеют постоянную характеристику. Не бывает оранжевого холодного и голубого теплого.

Качество зрительного ряда более всего связано со светлотой тона. Легкие – светлые, тяжелые – темные.

Далекие и близкие цвета. Светлые и холодные цвета создают эффект отдаленности, а яркие и теплые – эффект приближения.

Активные и пассивные. К активным относятся яркие цвета теплой группы, к пассивным – сине – фиолетовая группа, а также разбеленные голубые, пурпуровые.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!