Возникновение жанра по Веселовскому:

Лекция 2.3

Литературные роды в эпоху синкретизма

· Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов

Что такое род?

Это тип литературного произведения, который отличается характером завершения литературного произведения как эстетического объекта. В структуре родового целого выделяются:

а) субъектная сфера (отношения автора и героя)

б) реализующие её формы высказывания и способы изображения

 

Появление литературных родов обозначает границу синкретизма: само их наличие – свидетельство того, что уже:

а) совершилось разграничение художественной и нехудожественной реальности,

б) художественный мир дифференцировался внутри себя.

 

НО:

Веселовский реконструировал такое состояние искусства, когда оно ещё не существовало как автономное явление, а «начала» будущих искусств и литературных родов пребывали в синкретическом виде и были составляющими мифа и обряда Þ этим открытием Веселовский показал несостоятельность:

 

- гегелевской схемы: от объекта (эпос) к субъекту (лирика) и их синтезу (драма)

- романтической версии: лирика ® эпос, лирика ® драма

 

Стало ясно, что процесс родообразования:

 

От объекта ® к субъекту ½ НЕ                                        ВЕРНО ½От нерасчленённости субъекта и объекта Þ

От субъекта ® к объекту | ВЕРНО                                              ½ к различению и автономии родовых начал

ЛОГИКА ТАКАЯ:

 

МИФ / ОБРЯД

 


                                                              

                                                     - синкретическая форма архаической культуры, это не сама жизнь, но и не                                                                    отделённое от неё искусство. Это жизнь, играющая самое себя и в ходе игры порождающая будущие идеологические формы, в том числе – искусство, его виды и роды. Единство синкретическому действу придаёт его сакрально-жизненная функция (а не эстетическая). Синкретизм есть порождение и выражение этой функции. Эстетическая функция присутствует внутри сакральной. По мере отпочковывания эстетической функции от сакральной ® происходит дифференциация искусств и родов.

·

ОБРЯД
Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделении его эстетической функции

Веселовский                                                        ® Эпос

                                                                                ® Лирика

МИФ
                                                                                ® Драма

 

ОБРЯД


Мелетинский                                                      ® Лирика                                                                                                                   ® Драма                                                                    ® Эпос

                                                                                    

 

 

МИФ
ОБРЯД
Аверинцев                                                       ®  Эпос

                                                                                ® Лирика

                                                                                ® Драма                                                        ® Эпос

 

Т.е. полной ясности в этом вопросе нет, и его решение – дело будущего

Что касается статуса слова в обрядовом синкретизме, то:

 

Веселовский считал, что руководящая роль принадлежала ритму, а роль текста – весьма скромная. Только постепенно ничего не значащая фраза обратилась в действительный текст, «эмбрион поэтического».

Мелетинский оспаривал это положение, считая, что Веселовский недооценил сакральный характер слова. Для носителей архаического сознания сама видимая бессмысленность такого текста была выражением сакрального смысла. Эстетическая функция слова не была дифференцирована от сакрально-смысловой, постепенно эстетические возможности слова будут возрастать.

 

Слово в ритуале – не условно-поэтическое, а мифологически-субстанциальное.

Функция архаического текста – не чисто эстетическая, а внежизненно-практическая, «внежизненно-активная» (Бахтин)

 

ПОЗЖЕ:

- ритуальный текст-мир ® художественный мир

- сакральное «освобождение» ® эстетическое завершение-катарсис

- внежизненная активность ® позиция автора

- эмбрионы лирического, драматического и эпического ® литературные роды и разные способы изображения и завершения

 

· Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация

 

Способ исполнения в архаике – не технических момент, а форма завершения, в котором заложена субъектная структура, принципы изображения и высказывания.

 

1) Пение (первообраз лирики): автор и герой нераздельны и слиянны, между ними нет чёткой внешней границы

2) Речь (первообраз драмы): автор уходит в героя и в его речь, перевоплощается в них

3) Наррация (первообраз эпоса): впервые становится возможным установление твёрдой границы между автором и героем и объективирование последнего в качестве «другого»

 

Синкретическое сосуществование Þ постепенное эстетическое самоопределение: не только разные формы высказывания и исполнения, но и выражение:

а) разных типов говорящего,

б) разных способов изображения.

 

· Способ изображения и дифференциация родов

ЭПОС: генезис связан с отделением автора от героя и объективацией последнего. Автор и герой оказываются разведены по разным ценностным мирам. Герой – полубог, носитель, разрушитель и восстановитель мировой целостности и полноты; он – в «абсолютном прошлом». Автор – посредник между ним и богами; он – в ином пространственно-временном локусе. Отсюда потребность в эстетической вненаходимости автора в эпической объективности. Автор трансцендентен миру героя: он внутри изображённого мира, но в то же время эстетически вненаходим по отношению к нему.

ДРАМА: рождается в тот момент, когда обрядовое действо стало обращаться в «представление» самого себя. Субъект становится предметом изображения, и этот субъект – сам автор. То есть автор в драме становится героем (другим) по отношению к самому себе (а в эпосе героем становится реальный «другой»).

ЛИРИКА: начала складываться ещё тогда, когда личность не выделилась из массы. Субъективность лирики сложилась уже за пределами эпохи синкретизма. В лирике тема (=природа) не объективируется в качестве героя («другого»), как в эпосе, и не становится действующим лицом и самообъективацией человека, как в драме, а рождается как второй субъект. Находящийся с автором в синкретических отношениях параллелизма. «Лирика есть природа, ставшая человеком» (О.М. Фрейденберг)

 

 

Жанры в эпоху синкретизма

· Понятие жанра

Бахтин: жанр – «типическое целое художественного высказывания, притом существенное целое, целое завершённое и разрешённое»

 

- Жанр находится на границе архитектонических (род) и композиционных форм, эстетического объекта и внешнего произведения (текста) – в нём эти пределы обретают своё воплощённое единство

- Жанр превращает возможность архитектонической формы в неотменимую и реализованную художественную действительность

- Жанр ориентирован: извне – на слушателей, на условия воспроизведения; изнутри – на понимаемую действительность

 

Структура жанра: тематическое содержание, стиль, композиционная завершённость Þ все эти свойства жанра – явления, уходящие своими истоками в эпоху синкретизма

Возникновение жанра по Веселовскому:

1) Обрядовые жанры, сохраняющие синкретическое единство с действом (календарные, свадебные, похор. песни и т.д.)

2) Необрядовые фольклорные жанры, выходящие за рамки синкретизма (сказка, былина, любовные, исторические песни)

3) Собственно литературные жанры (элегия, идиллия, трагедия, роман)

 

Фрейденберг считала эту концепцию ошибочной, т.к. ритуал и слово – явления параллельные и семантически тождественные, а значит – не сводимы друг к другу и одно из другого невыводимые

 

Бахтин открыл первичные (речевые) жанры, разновидностью которых стали вторичные (литературные)

 

· Исходный жанровый синкретизм

По Фрейденберг, у истоков сознания и культуры лежит комплексность представлений, - на этой стадии ещё нельзя говорить о жанрах. Когда мифологические представления утрачивают свои смысловые функции, хотя и продолжают бытовать, они становятся жанрами.

 

В эпоху кризиса синкретизма комплексный

 

 

Протомиф / проторитуал

 


Свадебные обряды                                  Ü                                                Þ                         Похоронные обряды

 

 

ß

Инициационные обряды

 

 

Т.е. мы считаем их первичными, но это – не так.

У них был гораздо более архаический субстрат, а они сами – следствие первого этапа его дифференциации, т.е. являются первыми ритуальными жанрами, органическую и неделимую часть которых составляют речевые жанры, позже ставшие литературными.

 

Приоритет постановки проблемы речевых жанров принадлежит Бахтину: «устойчивые типы высказываний»: клятва, божба, застольный тост, реплики бытового диалога, бытовой рассказ, военная команда, письмо, деловые документы, публицистические выступления, литературные жанры

 

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

 

 


                                                                                                                      

1 этап

¯                                                                                                                                                                ¯

первичные (простые): подвижны, текучи, размыты и          вторичные (литературные): тоже сохраняют следы

тесно связаны с ситуацией высказывания,                                                                                              синкретизма

сохраняют следы синкретизма,

изначальной амбивалентности

 

То есть: в неразрывно связанных друг с другом ритуальных, речевых и ранних литературных жанрах ещё долго сохраняются следы былого синкретизма, серьёзного и смехового

 

2 этап:                                                                                                                                                                    3 этап:

дифференцируются две зоны построения образа -               связан с дальнейшим развитием функционального,

серьёзная и смеховая                                                      тематического и стилистического начал и с разделением

(высокая и низкая);                                                                                            сакральной и эстетической функций

складываются функциональные, тематические и

стилистические зоны образа

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!