Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить

Лекция

Основные этапы развития риторики - от древности до наших дней

Еще в античные времена люди видели убеждающую силу живого слова, использовали речь как эффективный способ подчинения сограждан своей воле. Считалось необходимым овладеть искусством красноречия, научиться словом достигать своей цели. Этому учила риторика, которая появилась более 25 веков назад. Риторика является наукой (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору) и искусством (индивидуальный стиль оратора, его мастерство). Понятия риторика, ораторское искусство, красноречие используются как синонимы. Основные положения, которые выработали ораторы еще в древние времена, актуальны и в наши дни.

Античная (классическая) риторика

Античная риторика - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем в Древнем Риме.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.

Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

Примеры софизмов:

1.Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

2.Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину (Протагор); нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны (Ксениад). Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.

Сократ и его ученик Платон критиковали софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом: «Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым». Они положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.

Для поиска истины Сократ использовал диалоги, основой которых была ирония. Согражданам он задавал вопросы, ответы на которые обнаруживали их невежество, показывали, что они не имеют истинных знаний, хотя претендуют на это: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Истинная цель диалогов - не унизить или оскорбить человека, а помочь ему узнать себя, стать свободным, проявить свой творческий потенциал. Многим, с кем Сократ вступал в диалог, не нравилось чувствовать себя невеждой. Жизнь его закончилась трагически - приговорили к смерти через принятие яда.

Демосфен – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим родителям. Он не владел техникой и культурой речи, не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление. Кроме того, у него была нарушена дикция, из-за физической слабости тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал их приемы, постоянно работал над совершенствованием формы и содержания своих текстов. Вскоре он был признан одним из главных риторов (ораторов) в Древней Греции.

 Аристотел,ь ученик Платона, сформулировал всеохватывающий характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения; в профессиональных делах; определил искусство красноречия "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."

В своем труде «Риторика» он рассматривал три основные ее составляющие, которые актуальны и сейчас:

1. Оратор. Определенные личные качества и особенности оратора вызывают доверие слушателей, что помогает ему вернее достичь своей цели.

2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также построение речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».

3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего словом, в Риме смотрели как на бога.

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор»). Основные положения важны и для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат. Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

2. Начинать и кончать речь сильными аргументами; «говорить только о тех вещах, которые знаешь».

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения, дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

2. Риторика в эпоху Средневековья

. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.

Особенностью религиозной риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая культивируется в церквях и монастырях, является особая аргументация: о чем бы ни говорил проповедник, все свои суждения и выводы основывал и доказывал одним непререкаемым источником – Библией.

Начало формирования церковно-богословского красноречия связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста, в прозвище которого выражено не только уважение и почитание людей, умеющих воздействовать на слушателей живым словом, но и признание Иоанна великим оратором.

Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.).Каковы же особенности гомилетики?

1. Внимание форме – напыщенность, внешняя красивость.

2. Главное – не убеждать, а внушать.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение.

Академическое красноречие формировалось на основе университетской лекции. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. Важным было обращение к научным знаниям, где отражались реальные явления и факты в отличие от богословского красноречия. С развитием книгопечатания читаемая лекция начинает вытесняться устной, в которой использовались приемы риторики.

3. Риторика в эпоху Нового времени

В эпоху Возрождения, а позже и Просвещения светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении. В основе – античная риторика: гармония содержания и формы, внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике. Риторику активно используют, разрабатывают ее теоретические аспекты европейские писатели, ученые, мыслители (Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и др.).

Известный французский физик и философ Блез Паскаль предлагает программу действий оратора, в основе которой положения античной риторики.

Леонардо да Винчи считал, что «хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями».

Риторика в России

С древних времен сохранились образцы ораторского искусства, дошедшие в памятниках древнерусской литературы: духовное красноречие («Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), воинские речи-призывы (обращение князя Игоря к дружине в «Слове о полку Игореве»).

В XVII в. учение о красноречии проникает в Россию. В 1748 г. появляется «Риторика» М.В. Ломоносова. Автор считает, что оратор должен:

- иметь природные качества: душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка);

- знать элементы и структуру публичной речи.

По Ломоносову, речь должна состоять из 4-х частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Он рассматривает задачи каждой части и дает советы по ее произнесению. В XIX в. особой популярностью пользуется учебник «Общая риторика» Н. Кошанского (преподавал риторику А.С. Пушкину). Автор разграничивает понятия красноречие и декламация:

В это время активно развиваются 3 направления в риторике:

· социально-политическое,

· судебное

· академическое

В советское время риторика почти не преподается в учебных заведениях. В трудные периоды жизни страны (например, в годы Великой Отечественной войны) активизируется социально-политическое красноречие (речи-призывы).

На современном этапе в России в связи с демократическими преобразованиями вновь появляется потребность граждан в овладении ораторским искусством. Современному человеку необходимо уметь убеждать, отстаивать свою позицию, воздействуя живым словом на разум и чувства слушателей.

5. Неориторика В 50-х гг. XX в. возникает неориторика (термин ввел проф. Брюссельского университета Х. Перельман), или новая риторика, разрабатывается на стыке разных наук (психологии, психолингвистики, лингвистики, культуры речи, теории литературы, логики, философии, теории коммуникации, деловой коммуникации, коммуникационных технологий, и др. ), постоянно обогащается различными концепциями.

Неориторика разрабатывает два основных направления:

1) аргументативная риторика исследует способы аргументации в современных публичных выступлениях;

2) лингвистическая риторика изучает средства выразительности и убедительности современных речевых сообщений.

Понятие риторики сейчас рассматривают в двух значениях:

1)в узком - дисциплина, изучающая ораторское искусство;

2) в широком - как разновидность речевой коммуникации; наука об убеждающей коммуникации, о научно обоснованных способах коммуникации.

Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить

Традиционно выделяют в риторике 5 родов красноречия (социально-политическое, судебное, академическое, церковно-богословское, социально-бытовое), каждый их которых подразделяется на виды красноречия и реализуется в определенных видах, жанрах.

1. Академическое красноречие используется в области науки и образования: рассматриваются новые или известные факты, явления, резюмируются проведенные исследования. Выделяются:

· Лекция – системно представляет новые знания (факты, исследования), расширяет научный и культурный, общественно-политический кругозор слушателей:

а) вузовская (цикловая, курсовая, единовременная) предназначена для будущих специалистов; используется учебно-научный подстиль научного стиля;ее разновидность – школьная лекция;

б) научно-популярная - предназначена для широкого круга

слушателей; используется научно-публицистический подстиль научного стиля.

· Научный доклад– раскрывает тему или проблему, сообщает о процессе и результате поисков, экспериментов. Длительность - от 15-20 минут (на конференции) до 1 часа (на заседании научного сообщества).

· Научное сообщение – небольшой доклад по какому-либо аспекту темы или проблемы; частному вопросу (3-10 минут).

· Научный обзор– развернутое сообщение о проблемах и поисках их решения в каком-либо научном направлении (может быть ограничено хронологическими рамками).

2. Судебное красноречие используется для целенаправленного и эффективного воздействия на суд, а также формирования убеждений судей, присяжных и других лиц, присутствующих на процессе. На судебном заседании произносятся:

· Речь - публичное выступление правового характера.

Виды речи:

1. Обвинительные речи, направленные на обличение, осуждение:

а) прокурорская (произносится официальным обвинителем);

б) общественно-обвинительная (произносится представителем общественности);

2. Защитительные речи, доказывающие невиновность подзащитного; при убеждении больше рассчитана на эмоции слушателей:

а) адвокатская (произносится официальным защитником подсудимого);

б) общественно-защитительная (произносится представителем общественности);

в) самозащитительная (произносится обвиняемым).

3. Социально-политическое красноречие включает:

· Речь– публичное выступление социально-политического характера.

Виды речи:

1. Политическая речь - выступление с определенной политической программой; доклад на социально-политические, политико-экономические темы.

2. Митинговая речь - выступление с целью мобилизовать массы, призвать к какому-либо действию.

3. Агитационная речь – разновидность митинговой - выступление, которое отличается более высокой степенью эмоционального накала; меньшим объемом аудитории;

4. Парламентская речь - эмоциональное информирующее выступление члена парламента, отражающее его концепцию по определенному вопросу.

5. Доклад – выступление, которое раскрывает проблему социально-политического характера.

6. Военно-патриотическая речь.

Дипломатическая речь.

· 4. Социально-бытовое красноречие посвящено положительным сторонам личности, поэтому основной элемент содержания – похвала. В основе - эпидейктическая (торжественная) речь. Выделяются речи:

· юбилейная – посвящена знаменательной дате, юбилею личности или организации; носит торжественный характер;

· приветственная – произносится в начале какого-либо торжественного мероприятия;

· застольная – произносится в ситуации неофициального общения (бытовая праздничная);

· поздравительная - разновидность застольной, посвящается какому-либо событию в частной жизни человека (окончание вуза, покупка машины, день рождения и др.);

· поминальная – произносится при печальных событиях.

5. Церковно-богословское (духовное) красноречие используется в сфере религиозной деятельности. Выделяются:

· Проповедь (слово) – наставление прихожан (паствы) на добрый путь, путь, связанный с богом, предопределенный богом; произносит священник во время церковной службы.

· Речь - публичное выступление, которое произносится в особо важных для жизни церкви случаях:

а) на соборе – произносится в торжественных случаях, на соборах, которые проводятся представителями духовенства для решения жизненно важных для верующих и церкви вопросов;

б) официальная – адресуется служителям церкви или официальным лицам.

·

Домашнее задание : 1.Для тех, кто претендует на «5» и «4» Подготовить в течение недели реферат по теме «Национальные особенности речевого этикета в разных странах». (страну выбираете сами).

5. Для тех, кто претендует на «3» - составить «Памятку участника дискуссии.» (списанная с одного источника в интернете не принимается.)

З ВНИМАНИЕ!!!! Задание не касается участников олимпиады по русскому языку.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!