Художник воссоздал страшною реальность происходящего.
Конспект 16
Раздел: История искусства стран западной Европы конца 18-первой пол.19 вв.
Историю XIX в. открывает 1789 г. – начало Великой Французской революции. Революционерам казалось, что возникает новое общество – царство Свободы, Равенства и Братства.
· Свобода обернулась деспотизмом;
· Идея равенства привела к массовым казням аристократов;
· Во имя братства людей были развязаны захватнические войны;
· Художники стремились выделиться среди окружающих: носили необычную артистическую одежду, вели себя вызывающе;
· Наиболее популярными стали виды искусства, в которых зритель остается наедине с автором: живопись, музыка, художественная литература;
· Архитектура переживала кризис;
· «Эпоха великих археологических открытий»: велись раскопки в Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Европейцы осознали своеобразие разных народов и культур, их ценность. Впервые они открыли для себя Средние века – свое национальное прошлое – и мусульманский мир.
· Публике стали доступны многочисленные музеи, они служили школой для будущих художников;
· Соперничали два направления классицизм и романтизм;
· Ведущим стилем в искусстве стал реализм.
Тема: История искусства Испании конца XVIII – нач. XIX в.
После расцвета в XVII столетии испанская живопись пережила упадок. Художники подражали французам.
Однако во второй половине XVIII в. сформировался талант Франсиско Гойи. В его работах отразились события происходившие в стране на протяжении полувека, - правление Короля Карла IVв. Вторжение Наполеона, национально- освободительная война, испанская революция.
|
|
Франсиско Хосе де Гойя – и Лусиентес родился близ города Сарагоса в семье ремесленника – позолотчика алтарей. До 20 лет он обучался живописи в мастерской сарагоского художника, а затем девять лет провел в Италии, вернулся в Сарагосу, где расписывал церкви и дворцы, и наконец поселился в столице, в Мадриде.
По заказу Королевской шпалерной мануфактуры он создал картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни.
1. «Зонтик»
2. «Продавец посуды»
3. «Игра в жмурки»
4. «Соломенное чучело»
1 2
они погружали в мир счастливый и естественный. В картонах видны черты стиля рококо: сюжеты игры, ухаживания, выполнены в светлой фарфоровой гамме, движения персонажей изящны и несколько кукольны.
Одновременно художник писал портреты:
5. «Портрет маркизы де Понтехос»
5
6. «Семья герцога Осуна»
|
|
ему удавалось создать яркий образ, передать характерные черты модели.
Скоро Гойя стал признанным мастером, заместителем директора Королевской академии искусств, руководителем шпалерной мануфактуры, придворным художником.
Портреты художника , на первый взгляд напоминают парадные портреты Тициана, но он смотрит на модель по другому – он не знает жалости: тщеславие, уродство, жадность и пустота, вот черты портретируемых покровителей.
7. « Парадный семейный портрет короля Карла IV в.
7
Фигуры в роскошных одеждах неподвижны, словно манекены. Их некрасивые, замкнутые, холодные лица производят отталкивающее впечатление. Даже дети не выглядят естественными и жизнерадостными.
Здоровье Гойи пошатнулось: сильные головные боли, зрение ослабло, полностью оглох. Замкнулся в себе, стал зорче видеть чужое горе. Появилась серия: «Капричос» (исп. «фантазия», «ирга воображения»), состоит из 80-и офортов.
Темы: испанский фольклор, пословицы, басни, поговорки. Высмеивал людские суеверия и пороки – трусость, лицемерие, притворство, жестокость. В его офортах сплетается с фантастическим гротеск переходит в карикатуру. Каждый лист состоит из рисунка и авторского комментария к нему.
|
|
8. «Капричос»
Сон разума рождает чудовищь Неравный брак
Большинство листов серии «Капричос» выполнены с использованием новой разновидности офорта, акватинты, позволяющей работать не только линией, но и тоном. Гойя извлекал из техники акватинты выразительные контрасты тени и света.
В начале XIX в. в Испании происходили драматические события. Страну оккупировали войска Наполеона Бонапарта, что вызвало ожесточенное сопротивление испанцевЗонтик, король отрекся от престола и был изгнан; разразилась первая испанская революция, которая переплелась с национально-освободительным движением. Испанцы получили некоторые демократические свободы, но скоро они были отменены. Началась вторая революция. Эти события привлекли внимание художника.
9. « Бедствия войны» серия офортов
Жестокий реализм, который позволяет почувствовать чудовищность войны. Это изображение голода, грабежа, разбоя победителей. Хотя серия посвящена событиям в Испании, тема войны звучит обобщенно, один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду». Такие события происходят в любую эпоху, в любой стране, где идет война. Жертвами становятся беззащитные люди.
|
|
10. Лист серии «Бедствия войны», «Какое мужество!»
10
Агостина Сарагосская во время боя заменила у пушки погибших артиллеристов. Композиция проста и лаконична.
В живописи Гойя обращался к теме войны и насилия.
11. « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
11
Художник воссоздал страшною реальность происходящего.
Сюжет: Яркий свет вырывает из мрака ночи повстанцев, которых вот-вот должны расстрелять, и исполняющих приговор солдат.
Композиция построена на противопоставлении. Солдаты безлики – фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма.
Поздний период творчества Гойи, работы росписей «Дома глухого», который он приобрел до вынужденной эмиграции. Эти росписи не предназначены для посторонних глаз, они долго оставались тайной мастера и не были завершены.
Сюжет: мрачный и исполненный трагизма мир художник выплеснул на стены.
Главная мысль росписей: человеческое существование кажется Гойе ужасным, человек покинут, выброшен в мир на произвол враждебной судьбе.
Вернувшись после изгнания французов король начал преследование художника. Сославшись на необходимость лечения, Гойя покинул Испанию и уехал во Францию. Здесь он умер, забытый всеми. Но скоро творчество художника обрело много поклонников. Это были романтики – художники, поэты, писатели. Предвосхитили искусство второй пол. XIX – XX столетия.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!