Какие мотивы, образы, характерные для Лермонтова, воплотились в стихотворении?



Тема «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова»

Тема вольности и одиночества в мире – одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гете, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.

По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны

· нетерпимость ко лжи, несправедливости;

· взыскательность,

· стремление к совершенству,

· в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что

· часто приводит к конфликту между ним и обществом.

Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение. Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие).

Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве («Нищий», «Я не унижусь пред тобою...» и другие). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.

Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова:

– жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);

– разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», « Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…»);

– любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);

– критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»);

– поэтическое призвание («Поэт», «Пророк»);

– судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»).

Лермонтов «И скучно и грустно». Анализ стихотворения.

Это стихотворение было написано в 1840 году буквально за год до роковой дуэли поэта. А в июле 1941 года Лермонтов покинул этот унылый и невзрачный мир, который не оправдал его надежд.

Это известное произведение было написано в стихотворной форме в жанре элегия. Тема грусти и одиночества выбрана поэтом не случайно, его угнетенное состояние полностью совпадало с его духовным миром, просвета в котором он уже больше не видел. Да и жизненные силы его были на исходе.

Анализ «И скучно и грустно» Лермонтова открывает нам тайну одиночества поэта, который от безысходности впадает в страшное уныние и признается в этом в своих трогательных строчках: «И некому руку подать в минуту душевной невзгоды».

В это время Лермонтову исполнилось всего лишь 27 лет, но поэт уже отмечает, что в душе его не осталось никаких желаний. Об этом говорят строки: «Что пользы напрасно и вечно желать?». Поэт как будто предугадывает свою судьбу, и что ничему хорошему сбыться уже не суждено.

Тема любви к женщинам у него ослабела и тоже не представляет для него никакого интереса. Лермонтов считает, что ему уже некого любить, он понимает, что это чувство опять лишь на время, и как он сам пишет, «вечно любить невозможно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления. Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во второй строфе он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой человеку тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

 

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен…», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

 

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности.

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно…

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить… но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка…

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И скУчно и грУстно

и некомУ рУкУ подать

В минУтУ душевной невзгоды…

Такая пУстая и глУпая шУтка…

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучнО ИгрустнО И

В минуту душевнОЙ

ТакАЯ пустАЯ И глупАЯ

 

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» схвачена драма русской души.

Первая строфа . «Выхожу один я на дорогу…»

Дорога жизненная, в своей же глубине поэт одинок. Мотив одиночества. Начало пути, неясное будущее, которое проглядывает сквозь туман. Тернистый путь трудный, оправдывается ли он? Русские дороги приобретают не только пространственный, но и временной смысл.

«Ночь тиха».

Ночью ощущает человек одиночество, он остаётся один на один с собой. В ночной тишине вступает в диалог с Богом.

«Пустыня внемлет Богу».

Пустыня – безлюдная природа, которая внемлет Богу. Природа не нарушает божьих законов. Человек не внемлет Богу, в этом трагедия.

«Звезда с звездою говорит».

В мире всё общается: природа, Бог, звезда с звездою. Но лирический герой исключён из этого пира общения.

Вторая строфа.

«В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом».

Человек видит красоту небес. Затем герой пытается представить землю с небес. Человек увидел красоту, но приобрёл гармонию. Но… меняется настроение.

«Что же мне так больно и так трудно…

Жду чего, жалею ли о чём?»

Созерцать землю с небес хорошо, но герой – то живёт на земле, в будничной жизни. Контраст особенно болезнен для объяснения будничной жизни, проблем. Лермонтов проявил патриотический пафос, то есть человек судит о жизни на земле высокими мерками.

Третья строфа.

«Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…»

Мы видим пессимистичное восприятие жизни. Это ответ на предыдущие строфы. Жизнь прожита плохо, но нет стыда за это. Возникает проблема покаяния. Ведь лирический герой считает, что не виноват в плохой прошлой жизни. Нелегко даётся покаяние. В этом драма русской души. (Можно вспомнить семь смертных грехов - дьявольщину: гордыня, зависть, прелюбодеяние, гнев, жадность – алчность, уныние, чревоугодие.)

« Я ищу свободы и покоя,

Я б хотел забыться и заснуть».

Возникает тема смерти и посмертной жизни. Несовместимость понятия свободы и покоя – проявление русского менталитета. Русский человек стремится к свободе и покою.

« Но не тем свободным сном могилы»…

Свобода при жизни, а не загробная, могильная.

«Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»…

Мгновение – тоже понятие вечности, так как человек может прожить, а осознать себя в какое – то мгновение, которое покажется вечностью.

«Чтоб всю ночь, весь день,

 слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел».

Тема любви. Пассивное восприятие любви. Это женское восприятие. Ведь в любви активность должны проявлять мужчины. Идеализированное восприятие любви, но ведь любовь – дело серьёзное, требует к себе жёсткого характера. Любовь не есть доброта, это в какой-то степени суровость, требовательность.

Какие мотивы, образы, характерные для Лермонтова, воплотились в стихотворении?

  • Мотив одиночества. «Выхожу один я на дорогу» в первой части стихотворения.
  • Мотив дороги, пути, странничества. «Кремнистый путь» во втором стихе, восхищавший Л.Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа.

Это ведущий мотив. Ключевое слово у поэта ставится в начале строки. «Выхожу…»

Как называется такой художественный прием? (Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели называется инверсией).

  • Мотив песни «сладкий голос» (третья часть).
  • Мотив любви.
  • Мотив неба и Земли.

«В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом».

  • Мотив сна-мечты «Я б хотел забыться и заснуть» 3 часть
  • Мотив свободы и покоя. «Я ищу свободы и покоя …»

Какому из художественных методов соответствуют эти мотивы? (Романтизм).

Итак, уже 1 стих задает широкий круг проблем.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!