РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)



ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные практические занятия (часов) Самостоя-тельная работа (часов)
1 2 3 4 5
I . Древнерусская литература. 6 2 4
1 Историко-культурный контекст, динамика формирования и развития и идейно-художественные особенности древнерусской литературы X-XVI вв. 3 1 2
2 XVII век: проблема начала художественной литературы 3 1 2
II . Русская литература XVIII в. 35 5 30
3 Русская литература петровской эпохи. 11 1 10
4 Литература русского классицизма. 12 2 10
5 Литература русского сентиментализма. 12 2 10
III . Русская литература первой трети XIX века. 49 9 40
6 Литературная ситуация в России начала XIX века 12 2 10
7 Личность и творчество А.С. Пушкина. 13 3 10
8 Русский романтизм. М.Ю. Лермонтов как вершинная фигура русского литературного романтизма. 12 2 10
9 Личность и творчество Н.В. Гоголя. 12 2 10
ИТОГО 90 16 74

Распределение учебного материала по семестрам

Год

Сем

Всего часов

Содержание разделов дисциплины (курса)

Аудиторные занятия Сам. работа Экзамен/ зачет
I курс 41(4+37)

Основная задача: сформировать понятие о становлении, развитии и национальных особенностях средневековой (древнерусской) литературы, о специфике и динамике развития русской литературы XVIII.

2 сем 41 4 Историко-культурный контекст, динамика формирования и развития и идейно-художественные особенности древнерусской литературы X-XVI вв. XVII век: проблема начала художественной литературы.  Русская литература петровской эпохи. Литература русского классицизма. 37 -
II курс 49(12+37)

Основная задача: сформировать представление о национальных вариантах основных литературных направлений, складывавшихся в литературе изучаемого периода: классицизме, сентиментализме, романтизме; сформировать понятие о личностной и творческой уникальности каждого писателя как продукта биографических влияний и влияний эпохи.

3 сем 49 12 Литература русского сентиментализма. Литературная ситуация в России начала XIX века Личность и творчество А.С. Пушкина. Русский романтизм. М.Ю. Лермонтов как вершинная фигура русского литературного романтизма. Личность и творчество Н.В. Гоголя. 37 экзамен
  90 16 74  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

В рамках курса предусмотрено выполнение письменных работ реферативного, аналитического и творческого характера по творчеству писателей и интерпретации литературных произведений.

План анализа литературного произведения

Назвать автора, название и время создания произведения. Рассказать историю создания произведения, по возможности раскрыть влияние культурного и биографического контекста на выбор темы своего произведения автором. Определить идею произведения. Объяснить её актуальность как для творческого кредо автора, так и для эпохи в целом. Рассказать о композиции произведения: соотношение частей друг с другом, композиционные приёмы, основные композиционные моменты (завязка, кульминация, развязка). Система образов произведения. Охарактеризовать персонажей, показать их взаимоотношения, раскрыть их смысл. По возможности дать символическую и психологическую интерпретацию действий героев в произведении. Основные художественные приёмы. Привести примеры и проанализировать их с точки зрения типичности для литературы этого времени и авторской оригинальности. Раскрыть смысл использования выбранных художественных приёмов.

 

Тематика рефератов

Древнерусская литература

1. Жанровое своеобразие «Повести временных лет».

2. Проблема национального своеобразия древнерусской агиографии.

3. Ораторская проза Древней Руси XI-XIII века.

4. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении.

5. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси.

6. «Житие» протопопа Аввакума. Проблема традиционного и нового.

7. Русское стихотворство XVII века.

8. Новый тип героя в русской литературе XVII века.

9. Барокко в русской литературе второй половиныXVII-первой четверти XVIII века.

10. Литературно-эстетические взгляды писателей Древней Руси.

Русская литература XVIII века

1. Специфика русской литературы XVIII века.

2. В.К. Тредиаковский. Лирика. Переводы. Реформа стихосложения.

3. А.Д. Кантемир. Специфика жанровой модели сатир Кантемира. Приемы создания образов.

4. Лирика А.П. Сумарокова.

5. Журнальная сатира 60-70-х гг. XVIII века. Полемика «Всякой всячины» и «Трутня».

6. Литературная деятельность В.И. Майкова. Ирои-комическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх».

7. Литературная деятельность И.Ф. Богдановича.

8. Г.Р. Державин. Общая характеристика творческого пути.

9. Эмпирическая поэзия Г.Р. Державина.

10.  Религиозно-философская лирика Г.Р. Державина.

11. Жанр романа в русской литературе XVIII века (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков).

12. И.А. Крылов-журналист.

Русская литература первой трети XIX века

1. Мир баллад В.А.Жуковского. Своеобразие эстетики В.А.Жуковского.

2. Характеристика одного из поэтов пушкинского круга (П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, А.А.Дельвиг).

3. Личность А.С.Пушкина. Пушкин в русской критике.

4. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: проблематика и поэтика.

5. «Повести Белкина» А.С.Пушкина как прозаический цикл.

6. Лирика М.Ю.Лермонтова: основные мотивы, эволюция.

7. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.

8. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя как художественное единство. Своеобразие гоголевской фантастики.

9. «Петербургские повести» Гоголя.

10. Проблема «маленького человека» в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели».

11. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей». «Портрет» как эстетический манифест Гоголя.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Не предусмотрены

 

СЕМИНАРЫ

Не предусмотрены

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

Экзамен предполагает собеседование по билетам.

Билет включает два вопроса.

При оценке ответа учитывается:

1. Полнота и целостность анализа произведения литературы с учетом предложенного ракурса, умение выявлять черты творческой индивидуальности художника, привлекать при ответе необходимые знания его творчества и закономерностей историко-литературного процесса, ориентироваться в понятийном аппарате литературоведения;

2. детальное знание содержания анализируемого произведения, умение отбирать материал в целях аргументации основных положений ответа;

3. умение охарактеризовать изобразительно-выразительные средства, определить композиционное решение, систему образов, жанровое своеобразие произведения, а также логичность и правильное речевое оформление ответа;

Вопросы к экзамену.

Билет 1

1. Специфические особенности древнерусской литературы.

2. Анализ одной из од М.В. Ломоносова по выбору.

Билет 2

1. Древнерусская литература периода объединения Руси вокруг Москвы (XV-XVI вв.).

2. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина (анализ произведения).

Билет 3

1. Общая характеристика литературной ситуации в России петровской эпохи.

2. Анализ одной из баллад В.А. Жуковского по выбору.

Билет 4

1. Древнерусская литература начального, киевского периодов и периода татаро-монгольского нашествия.

2. Поэзия петровской эпохи.

Билет 5

1. Общая характеристика доктрины русского литературного классицизма.

2. Анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Билет 6

1. Личность и творческая деятельность М.М. Хераскова.

2. Анализ одной из «Повестей Белкина» А.С. Пушкина по выбору.

Билет 7

1. «Россиада» М.М. Хераскова (анализ произведения).

2. Личность и особенности творческой манеры Н.В. Гоголя.

Билет 8

1. Личность и особенности творческой манеры Н.М. Карамзина.

2. Анализ одного из произведений древнерусской литературы по выбору.

Билет 9

1. Анализ одной из повестей Н.М. Карамзина по выбору («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»).

2. Личность и особенности творческой манеры М.Ю. Лермонтова.

Билет 10

1. Стиль легкой поэзии в русской литературе начала XIX века.

2. Личность и особенности творческой манеры В.А. Жуковского.

Билет 11

1. Древнерусская литература XVII века.

2. Личность и особенности творческой манеры А.С. Пушкина.

Билет 12

1. Личность и творческая деятельность М.В. Ломоносова.

2. Анализ одной из поэм А.С. Пушкина по выбору («Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»).

Билет 13

1. Анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Общая характеристика русского литературного романтизма.

Билет 14

1. Общая характеристика литературной ситуации в России начала XIX века.

2. Анализ одной из поэм М.Ю. Лермонтова по выбору («Демон», «Тамбовская казначейша»).

Билет 15

1. Общая характеристика русского литературного сентиментализма.

2. Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Билет 16

1. Проза петровской эпохи.

2. Анализ одной из повестей Н.В. Гоголя по выбору.

Характеристика оценок

«отлично»:

— ответ правильный, развернутый, полный, показывающий глубокое понимание закономерностей развития художественного процесса изучаемой эпохи и авторской индивидуальности и своеобразия отдельного художественного произведения; самостоятельный и полный анализ проблематики, жанровых координат, сюжетно-композиционного строения и стиля произведения; интерпретация произведения искусства дается с использованием аргументов, высказанных в литературной критике, и собственных умозаключений; исчерпывающее знание содержания рассматриваемых произведений в историко-литературном контексте; свободное и точное оперирование искусствоведческими и культурологическими понятиями; рассказ о произведении демонстрирует сформированный навык искусствоведческого или культурологического анализа;

«хорошо»

— ответ правильный, полный, аргументированный, обнаруживающий уверенную ориентацию в историко-художественном контексте, но репродуктивного характера; знание закономерностей развития историко-художественного процесса изучаемой эпохи и авторской индивидуальности и своеобразия отдельного художественного произведения; полный анализ проблематики, жанровых координат, сюжетно-композиционного строения и стиля произведения с отдельными погрешностями; его интерпретация дается с использованием аргументов, высказанных в литературной критике, и собственных умозаключений; исчерпывающее знание содержания рассматриваемых литературных произведений в историко-художественном контексте; свободное и точное оперирование искусствоведческими понятиями; анализ фрагмента художественного произведения демонстрирует сформированный навык искусствоведческого анализа.

«удовлетворительно»

— ответ поверхностный, с отдельными верными суждениями о закономерностях развития историко-художественного процесса изучаемой эпохи, о творческой индивидуальности автора, о проблематике произведения и его сюжетно-композиционном строении, о историко-литературном контексте творчества писателя; бессистемное знание ряда существенных фактов; наличие общего представления о проблематике, событиях и героях предложенного произведения; неумение выстроить ответ; неуверенное использование искусствоведческих понятий; анализ фрагмента художественного текста демонстрирует лишь частично сформированный навык искусствоведческого анализа.

«неудовлетворительно»

— незнание закономерностей развития историко-художественного процесса изучаемой эпохи и авторской индивидуальности писателя, произведений и историко-литературного контекста; непонимание проблематики произведения; незнание опорных искусствоведческих понятий; неумение построить рассказ о рассматриваемом произведении; отсутствие навыка искусствоведческого анализа; отказ от ответа.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!