Пользование нивелиром при раскопках поселений. 23 страница



 

Иногда деревянные изделия хранят в воде, но это хранение не может продолжаться долго. Ведь в грунте Дерево консервирует не только вода, ограничивающая доступ воздуха, но и содержащиеся в ней соли, состав которых на разных глубинах разный. Поэтому в воде можно хранить лишь максимально влажные деревянные предметы, и срок этого хранения ограничен временем, нужным для их транспортировки в стационарную лабораторию.

 

Вещи мокрые следует сушить медленно во избежание деформации дерева. А. Я. Брюсов рекомендует следующий способ сушки деревянных предметов. Их помещают в мягкое сено и оставляют в таком виде до окончания раскопок на сквозняке, например в поле под открытым небом. По окончании раскопок эти вещи упаковывают в ящики, покрывая слоем сена толщиной 4-5 см. По доставке на место вещи оставляют в том же сене, которое меняют каждый день или через день (намокшее сено сушат и снова пускают в дело), а потом реже - через 2- 3 дня, потом через неделю и т. д. в зависимости от того, как быстро намокает сено. Высушивание продолжается несколько месяцев, а иногда более года.

 

Так как не все деревянные вещи выдерживают хранение, их нужно немедленно зарисовывать и фотографировать, а также полезно сделать с них гипсовый слепок.

 

Берестяные грамоты распариваются в воде, нагретой до 60-80°, после чего осторожно распрямляются и кладутся между двумя стеклами. Между стеклами же хранят и найденные обрывки тканей, не пропитывая их ничем.

 

Все эти меры предосторожности преследуют одну цель - обеспечить медленную сушку находок, которая уменьшает их усадку.

 

Монолиты. Некоторые небольшие сооружения (например, трипольские жертвенники) желательно экспонировать в музее. Это можно сделать, разобрав объект и восстановив его на месте по чертежам, рисункам и фотографиям. Однако объект бывает настолько хрупок, что при разборке и сборке можно потерять многие его части, поэтому его следует перевезти монолитом.

 

Чтобы сооружение или погребение взять монолитом, его нужно как можно меньше расчищать и совсем не извлекать землю из его полостей, если таковые в нем есть. Определив размеры монолита, соответственно им изготовляют дощатый ящик без дна, с плотными и гладкими стенками (их можно изнутри обить фанерой). Дно и крышка ящика должны состоять из отдельных, плотно подогнанных, но не скрепленных между собой досок, привинченных к раме (стенкам ящика) шурупами (а не гвоздями, чтобы избежать сотрясения). Перед тем как произвести вырезку, дно и крышку ящика отвинчивают от рамы.

 

Объект, предназначенный для вырезки, должен образовать "стол" высотой 1,5 м, вокруг которого выкапывают на ту же глубину траншею шириной 1 м. На объект надевается рама ящика, высота стенок которой соответствует желаемой высоте вырезки. Рама надевается очень плотно, без зазора между ней и стенками "стола". Потом с одной из сторон под раму делается подкоп на ширину 15-20 см и к раме привинчивается доска днища. Под нее подводится толстая доска, оба конца которой подпирают столбиками, опирающимися на подложенные под них доски (не на грунт). После этого подрезают почву с другого конца вырезки и также подпирают столбиками. Затем небольшими участками подрезают оставшийся грунт, привинчивая доски дна ящика. В результате вырезка оказывается стоящей на четырех столбах.

 

Далее открытый ящик вынимают, заполняют его верх мокрой глиной и завинчивают доски крышки. Это делается после извлечения вырезки наверх, чтобы не увеличивать ее веса до подъема (этот вес часто достига-ет 300-400 кг и более). Потом ящик переворачивают, отвинчивают дно, заполняют мокрой глиной и снова завинчивают; причем дно дополнительно крепится двумя продольными планками.

 

Подобная вырезка хорошо переносит транспортировку.

 

Труднее делать вырезки в песчаном грунте. В этом случае грунт можно смочить водой, так как сырой песок менее сыпуч. Поверхность сыпучего грунта может быть смочена клеем БФ-4 (при помощи пульверизатора), который уменьшает сыпучесть и замедляет высыхание монолита.

 

Таким же образом делают вырезки погребений; при этом погребения должны быть совсем не расчищены, а их положение приходится определять вслепую по черепу.

 

Фрески. На стенах Пенджикента, Афрасиаба, городов Хорезма послевоенными исследованиями открыта живопись, имеющая большую историко-культурную ценность. После расчистки, зарисовки и фотографирования эту живопись нельзя оставлять на незащищенных стенах здания. Ее нужно сохранить и сделать доступной изучению, перевезя в один из музеев.

 

Методика ее вырезки и транспортировки крайне сложна и ответственна и может производиться только специалистами. Фрески Пенджикента и фрески Смоленска снимались реставраторами Госэрмитажа.

 

Эстампажи. При раскопках, а в особенности при археологических разведках, встречаются углубленные рисунки или надписи на камне. С этих изображений можно сделать эстампаж (отпечаток), по которому затем легко изготовить гипсовую копию. Для этого на снимаемую поверхность кладут не слишком плотную влажную бумагу и притирают ее щеткой, на этот лист кладут другой и с ним проделывают ту же операцию, потом - следующий, и так до 6-10 листов. Первые листы должны быть чистые; для этого используется газетная бумага (не газета!), для последующих слоев можно употреблять и газеты. Этому бумажному покрытию дают высохнуть, а затем оно легко отделяется от камня. На снятой бумажной массе получается зеркальный отпечаток изображения, который можно залить гипсом и получить копию оригинала. Если эстампаж должен храниться, то его лучше свернуть в трубку и поместить в тубус для хранения чертежей. В случае если нужно получить более жесткий эстампаж, в воду для пропитывания бумаги можно добавить жидкого канцелярского клея (200 г на ведро воды).

 

Однако бумага не всегда дает четкое изображение рельефа, поэтому иногда следует делать не бумажный эстампаж, а иловую форму для отливки гипсового слепка. Для этого изображение заливается жидким илом, а когда он застывает, его отделяют, высушивают и используют как форму для заливки гипсом.

 

Для слабо процарапанных небольших рельефов на монументальных сооружениях можно сделать эстампаж из фольги или же, если рельеф достаточно прочен, прорись через бумагу, протирая ее обратной стороной карандаша. Эстампаж, сделанный из фольги, для перевозки и хранения должен быть помещен в коробку.

 

Массовые находки. Правила учета массовых находок иные, чем индивидуальных. Массовые находки отличаются тем, что они не всегда наносятся на чертеж пласта и не получают номера. Таким образом, их название не всегда отражает их количество. Например, в каком-нибудь пласте древнерусского города может быть найдено 3 черепка и 20 шиферных пряслиц; при этом пряслица не будут считаться массовой находкой, а черепки будут.

 

Для некоторых объектов массовыми находками являются ракушки, а иногда даже камни. В большинстве случаев массовыми являются находки черепков и костей. Их собирают с каждого квадрата в особый лоток.

 

Разборочная площадка. Для сортировки керамики и костей удобнее всего соорудить разборочную площадку - модель квадратной сетки раскопа в определенном масштабе. На этой модели ориентировка сетки и нумерация квадратов та же, что и на раскопе. После того как на том или ином квадрате вскопан очередной пласт, керамику и кости с него приносят на разборочную площадку, где высыпают на квадрат, имеющий тот же номер. Здесь же оставляют и этикетку, ранее лежавшую в лотке, где имеются все те же сведения, что и в этикетках индивидуальных находок, кроме номера находки, а глубина указывается обобщенно номером пласта (например, пласт 7, глубина 120-140см).

 

На разборочной площадке керамика, если возможно, моется, сушится и обязательно сортируется в пределах каждого квадрата. Сортировку производят в зависимости от характера памятника, а часто по форме венчика т. е. по профилю. Типы венчиков каждого пласта зарисовываются в графу особой таблицы, а затем подсчитывается, сколько экземпляров такого типа керамики было собрано. Под таблицей дается описание каждого типа. Если крайние квадраты раскопа не слишком разновременны, то подобная таблица составляется для всех пластов раскопа.

 

Естественно, что в дальнейшем при обработке керамики в лаборатории в подобную сортировку вносятся коррективы, так как не может быть классификации керамики, основанной только на различии профилей венчиков без учета структуры сосудов, способа их изготовления, орнамента и т. п.

 

Для дальнейшего изучения желательно взять все найденные черепки, но обычно это невозможно, так как их негде хранить. Поэтому все черепки берутся лишь с еще не изучавшегося памятника. Там же, где раскопки ставятся повторно и керамика предварительно изучена, для лабораторного изучения отбирают венчики, донышки и орнаментированные стенки. В античных городах, где керамика классифицирована довольно полно и точно, берут единичные экземпляры черепков. Отсеянные черепки зарывают рядом с раскопом или на его дне после достижения материка. Это место отмечается на плане. Отсеянный материал должен быть подробно описан. Опись ведется в общем дневнике раскопа вместе с описью взятых находок. Описываются глина отсеянных черепков, их орнамент и другие особенности, которые могут дать указания о месте изготовления этой керамики. Подобная опись тем более важна, что в отсеянном материале могут быть не только черепки, но и фрагменты сооружений, например обмазка стен трипольского дома.

 

Упаковка керамики и костей. Черепки, отобранные для дальнейшего изучения, упаковываются по сооружениям, а если сооружений нет - поквадратно. Внутрь пакета кладется этикетка, которая раньше лежала в лотке, а на пакете пишется "керамика", номер раскопа, пласта, квадрата. На пакете можно писать только номер, но тогда обязательно составление описи пакетов, где указываются те же данные: раскоп, пласт, квадрат. Кроме того, на пакете должно быть написано название объекта, где производились раскопки.

 

Кости, приносимые на разборочную площадку, также сортируются. По костям можно определить вид животного, но для этого непригодны ребра и кости, лишенные сочленений, и если археолог искушен в остеологии, он может их не брать для лабораторной обработки. Но если у полевого работника нет достаточного опыта в сортировке костей, то их следует брать все. Обязательно берутся черепа, челюсти, зубы, позвонки, копыта, рога. Кости моются, сушатся и упаковываются так же, как керамика.

 

Иногда некоторые индивидуальные находки могут переходить в разряд массовых. Так, стеклянные браслеты русских городов в пластах моложе XIV в. - находка индивидуальная, в пластах XIII в. - массовая, а ниже - индивидуальная. Индивидуализация браслетов в младших и старших слоях вызвана необходимостью уточнения слоев их появления и исчезновения. В слоях же XIII в. эти браслеты могут регистрироваться по квадратно.

 

Деревянные вещи регистрируются как индивидуальные находки. Сюда относятся части мебели, оконниц, лодок, подшипники, блоки, посуда, ложки и пр. Но куски дерева со следами работы инструментов могут браться как массовая находка: это заостренные колья, обтесанные палочки и разные заготовки.

 

Описание сооружений. Каждое сооружение, будь то кладка, сруб, вымостка, водопровод или иные строительные остатки, после расчистки (и в ходе ее) подробно описываются. Описание ведется в том порядке, в котором производилась постройка. Сначала описываются те работы, которые подготовили почву для возведения сооружений, т. е. для каменного дома - субструкции, для деревянного - возможные сваи, для водопровода - яма, в которую он помещен, и т. д. Далее для каменного дома описывается фундамент и возможный цоколь, а затем лежащая на цоколе стена с указанием способа ее кладки, наличия раствора, скреп, облицовки, забутовки и прочих подробностей. При этом нельзя пропустить характеристики примыкания стен, указав, связаны они впритык или впереплет, что дает возможность говорить об одном или двух строительных периодах.

 

Для деревянной постройки указывается ее тип: столбовое жилище, мазанка, клеть. Если это клеть, указывается способ вязки бревен (в обло, в лапу, в присек и пр.), толщина бревен, количество венцов, следы окон и дверей, остатки печи и пола, остатки кровли и т. д.Описание полуземлянок и хозяйственных ям должно включать описание земляного пятна, заполнения, углубления, его стенок (обмазка, следы инструментов), встреченных конструкций (опорные столбы, срубы, кладки, ступени входа), описание дна ямы, очага или костра, найденных вещей (орудий, сосудов и др.) и иных подробностей.

 

Так же подробно описываются мостовые, водопроводы, завалы и другие строительные остатки. При этом в описании должно быть указано положение данного объекта по отношению к другим и описана их взаимосвязь.

 

Для сооружения нужно указать квадраты, которые оно занимает, пласты, размеры сооружения, глубину вершины и подошвы, сохранность и номера фотографий с указанием, с какой стороны сделан снимок.

 

Сооружения, встречаемые при раскопках поселений, обычно не единичны, поэтому, чтобы при повторном упоминании каждого из них не перечислять квадраты, в пределах которых оно расположено, удобнее дать ему номер, под которым оно фигурирует в дальнейшем. Кроме того, нумерация сооружений облегчает учет вещей, найденных в его пределах. Для обширных сооружений с большим количеством помещений, пристроек и перегородок удобна двойная система обозначений, где каждая стена (или кладка) обозначается цифрой, а помещение - буквой. Эти обозначения особенно удобны при описании кладок и помещений, а также при упаковке собранных в них находок.

 

Архитектурные обмеры. Описание сооружений должно сопровождаться характерными планами (общими и планами деталей), а часто и разрезами. Открытые постройки бывают настолько неправильными, что при съемке их планов и разрезов нельзя обойтись обычными чертежными приемами. В таком случае прибегают к приемам архитектурных обмеров. Основой архитектурных обмеров являются свойства треугольника как единственно жесткой фигуры, т. е. три стороны данной длины определяют лишь один треугольник.

 

Приемы архитектурных обмеров в применении к археологическим объектам упрощены, так как открываемые раскопками здания редко сохраняются на полную высоту и нет необходимости производить обмер внутренних частей отдельно от обмера наружных, не надо измерять своды, строить леса и т. д.[38] Но нужно фиксировать соотношение архитектурных остатков и культурного слоя, т. е. вычерчивать так называемые стратиграфические разрезы.

 

Чтобы быть достаточно полной, графическая фиксация архитектурных остатков должна включать исполнение чертежей планов, фасадов (снаружи и изнутри), разрезов, а также стратиграфических разрезов.

 

Обмеры наносятся на чертеж, выполняемый в полевой обстановке и являющийся основным документом. Обычно чертеж вычерчивается на миллиметровой бумаге, на которой легче откладывать (в масштабе) нужные расстояния. Иногда чертеж исполняют сразу на ватмане. В дальнейшем полевой чертеж может быть вычерчен набело, но оригинал остается основным документом.

 

Для чертежей архитектурных обмеров обычен масштаб 1:50, но для показа системы кладки или деталей берется масштаб 1:20 и даже 1:10. Некоторые детали, требующие большой точности передачи, вычерчиваются в натуральную величину. Нужно стремиться к тому, чтобы весь план сооружения был исполнен на одном листе.

 

Базой обмера служит прочный, туго натянутый шнур, называемый причалкой. Причалка натягивается горизонтально поперек раскопа между двумя прочно вбитыми кольями, по уровню. Шнур располагают примерно на высоте наиболее выступающих сохранившихся частей обмеряемого здания. После того как шнур натянут, его промеряют рулеткой, отмечают метровые деления цветной ниткой и привязывают к ниткам бумажки с цифрами - отметки метров. Каждое утро шнур перемеряют. Причалку наносят на чертеж раскопа.

 

После этого намечают характерные точки сооружения. Ими будут все углы и точки сопряжения линий. Если здание имеет закругления (например, абсиды), то на них также отмечают ряд точек. Для нанесения характерных точек на чертеж измеряют расстояние от них до двух точек причалки, выбирая такие метровые отметки, чтобы угол между линиями этих двух измерений (т. е. у .наносимой точки) был близок к прямому. Очень острый или тупой угол дает ошибку при вычерчивании. Чем больше точек замерено, тем точнее чертеж.

 

При измерении расстояний рулетку надо держать горизонтально, нулем к характерной точке здания, над которой держат отвес, поскольку причалка, а вместе с ней и рулетка расположены выше большинства точек сооружения. Отметку на рулетке берут у причалки, не прикасаясь к ней.

 

Полученные промеры наносят на чертеж раскопа засечками от соответствующих точек причалки. Например, если в натуре измерения проводились от отметок с бумажками под номерами 1 и 5, то и на чертеже ножку циркуля помещают на линию причалки сначала с отметкой 1, потом с отметкой 5.При измерении больших расстояний ошибка бывает большей, чем при измерении малых. Поэтому можно, нанеся на чертеж ближние характерные точки, измерять остальные, взяв за базу две уже нанесенные точки. Промеры и в этом случае производятся рулеткой, натянутой горизонтально. В случае очень больших размеров здания вычерчивают два или большее количество его планов, каждый от своей причалки. Но при этом должна быть составлена очень точная схема расположения причалок, проверенная несколькими взаимозасечками.

 

Если площадь и размеры измеряемого сооружения малы, можно обойтись без причалки, используя две характерные точки, находящиеся примерно на одной высоте, как концы базовой линии. Для удобства можно добавить к этим точкам третью, а потом четвертую и вести обмер от трех-четырех точек.

 

Обмер фасадов производится от горизонтальной, так называемой нулевой, линии, которую прочерчивают на фасаде мелком при помощи рейки и уровня. Затем ее разбивают на отрезки по 0,5 м (если на фасаде мало деталей, то по 1 м) и через полученные точки по отвесу прочерчивают вертикальные линии. Измерение точек, линий, деталей в таком случае производится по системе прямоугольных координат, т. е. сначала измеряют расстояние от горизонтальной линии, потом от вертикальной. При обмере нескольких фасадов желательно, чтобы все нулевые линии проходили на одной высоте, что легко достигается с помощью нивелира.

 

Для каждого здания вычерчивают минимум два разреза, часто взаимноперпендикулярных. Их задача показать соотношение высот сохранившихся частей здания.

 

Для того чтобы вычертить вертикальный разрез сооружения, также употребляется причалка. Причалка натягивается горизонтально над остатками здания в направлении желаемого разреза и с нее провешиваются вертикальные линии над каждой характерной точкой. Эти линии сразу же измеряются. Одновременно измеряется и расстояние от конца причалки, положение которой заранее определено до того места, где ее касалась нитка отвеса. Полученные данные наносятся на чертеж.

 

Если стена наклонилась и отвес на ее основание опустить нельзя, то с причалки провешивают линию через нависший край и от нее измеряют нужное расстояние. Вычерчивание разреза производится от линии, условно принятой за уровень причалки, от которой опускаются соответствующие перпендикуляры. Полученные точки соединяются.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!