Многонациональность советской литературы.



09.02

Домашняя работа

Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К. Булычева и др. Многонациональность советской литературы. Ч.Айтматов. «Буранный полустанок».

 

Целеполагание

 

Сегодня на занятии речь пойдет:

- о фантастике как жанре художественной литературы,

- о лучших представителях этого жанра в советской литературе, их жизни и творчестве,

- о тех вопросах и проблемах, которые они раскрывают в своих произведениях,

- о многонациональности советской литературы;

- об идейном содержании и социально-философском смысле романа Ч.Айтматова «Буранный полустанок»,

- о реалистических и мифических образах романа «Буранный полустанок»,

- о художественном мастерстве Ч. Айтматова.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К. Булычева и др.

ФАНТА́СТИКА - (от греч. - способность, искусство воображать) – одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором «чудесном мире», на изображении странного и неправдоподобного.

Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Читатель получает возможность пересмотреть привычные и обыденные ситуации, а также переосмыслить более глобальные ценности. Действие книг часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями.

Становление и укрепление фантастического жанра в России началось в XX веке. Направление этому жанру задали такие авторы, как Александр Беляев, Иван Ефремов, Кир Булычѐв и другие. Одним из первых в СССР научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»). Экранизация последнего стала первым советским фантастическим фильмом.

В 1920-е-1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева (1884-1942). Основным жанром, в котором работал Беляев, была научная фантастика. За 16 лет творчества были написаны 17 романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, работающим в этом жанре в первой половине XX века.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?

В своих научно-фантастических романах А.Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений, хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишённые познавательного значения». Часть из них связана с освоением моря: подводные поселения и фермы, подводная съёмка и телевидение, ранцы-буксировщики для пловцов («Подводные земледельцы», «Чудесное око»). Другая — с освоением космоса: пилотируемые космические полёты, выход в открытый космос, полёт на Луну и орбитальные станции («Звезда КЭЦ», «Прыжок в ничто»).Также предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическое функционирование («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Человек, потерявший лицо» и др.). Кроме того: радиолокатор, интроскоп/интравизор («Борьба в эфире»), беспилотные летательные аппараты («Властелин мира»); микробиологическое производство («Вечный хлеб»), искусственная шаровая молния и другие.

В СССР направление научной фантастики пережило расцвет популярности: существовали семинары молодых авторов-фантастов, клубы любителей фантастики, выходили альманахи с рассказами начинающих авторов («Мир приключений», «Техника – молодежи»). В то же время, фантастика подвергалась жѐстким ограничениям со стороны цензуры: от неѐ требовался позитивный взгляд на будущее, пропаганда достижений науки, вера в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира.

В 1934 году во время Всесоюзного съезда писателей Самуил Яковлевич Маршак определил этому жанру место в одном ряду с детской литературой. Это наложило ряд соответствующих ограничений: утопия в советской фантастике была почти под запретом, жанр должен был пропагандировать достижения науки, полезность существующего государственного строя и обширность человеческих возможностей. Наиболее популярным ответвлением стала так называемая «фантастика ближнего прицела», рассказывающая о событиях и целях предполагаемого недалекого будущего – полета в космос и колонизации планет Солнечной системы. Такая литература обычно сочетала в себе детальные технические подробности и упор на научную достоверность в описании полетов с романтическими фантазиями об устройстве ближних планет, на которых в то время еще рассчитывали найти жизнь. Особенно известны в этом направлении такие авторы, как Г. Гуревич, Г. Мартынов, А. Казанцев, а также ранние книги братьев Стругацких («Страна багровых туч», «Стажѐры»).

В середине 50-х годов в советской научно-фантастической литературе рождается новая тенденция, которая и течение последующих десяти лет совершенно изменила облик этого жанра. Научная фантастика завоевала свое истинное и всеобщее признание как полноценная и неотъемлемая часть художественной литературы. Но это произошло не сразу, а после неоднократных споров и обсуждений этой проблемы на страницах печати.

Изменения, которые произошли в характере советской научной фантастики (преимущественно переход от чисто научных проблем к социальным проблемам) объясняются разными причинами. Главная из них характерна для всей советской художественной литературы. Это – расширение творческих возможностей писателей после XX съезда партии, когда были отвергнуты вульгарные литературные теории, ограничивавшие и даже тормозившие всестороннее развитие советской художественной литературы.

Вторым толчком, послужившим развитию этого жанра во всей мировой литературе в последние годы явился тот факт, что интерес людей к науке значительно возрос. Такие достижения науки, как открытие атомной энергии и развитие кибернетики тревожили людей, и наука оказалась в центре их внимания. Еще одно достижение науки – вторжение в космос тоже оказало свое влияние, хотя в отличие от первых двух это открытие вызвало чувство гордости человеческим разумом. Оно дало человеку ощущение могущества и величия. Писатели – выразители человеческой мысли, не могли быть безразличными к этим событиям. Они стали уделять больше внимания проблемам соотношения между наукой, человеком и обществом.

Третья причина, играющая очень важную роль в развитии научной фантастики в 50-е и 60-е годы, это осознание писателями некоторых достоинств и преимуществ фантастического жанра перед нефантастическим: безграничный простор для «полета» писателя в «мире мечты», огромная свобода для формирования произвольного фона, для выдвижения острых фантастических ситуаций. Другими словами, этот жанр представляет писателю удобную рамку для более свободного выражения мыслей. Фантастика может дать, в зависимости от таланта писателя, огромные потенциальные возможности его творчеству.

В целом же становление научно-популярной фантастики происходило с трудом и не вызывало сильного ажиотажа. В первую очередь, это было связано с тем, что для избавления от штампа «детской сказки» писатель обязательно должен был углубиться в научно-техническую составляющую описываемых явлений – так как фантастика в СССР строилась на описаниях научных открытий, писатель должен был разбираться в науке не хуже учѐных. Либо наоборот – учѐный должен был обладать писательским талантом, но на практике совмещение этих сфер деятельности оставалось сложной задачей.

Успешно справился с этой задачей Иван Антонович Ефремов (1908-1972). В первую очередь, он был историком и палеонтологом, а не литератором, что оставило заметный отпечаток на его ранних произведениях.

В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, усовершенствованное, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.

Главное достоинство «Туманности Андромеды» в том, что впервые в ней основное внимание переключается от сугубо научных проблем к изображению человека. Этот роман является переломным произведением и в творчестве самого Ефремова. «Туманность Андромеды» – одно из первых подлинно ценных, с художественной точки зрения, научно-фантастических произведений. Она, несмотря на некоторые ее недостатки, заложила основу для нового направления в советской научной фантастике.

В изображении будущего Ефремов использует диалектический подход, т. е. он не просто проецирует явления современности и будущее (как это, например, у Уэллса в «Машине времени»), а учитывает те изменения, которые должны произойти в промежутке между «сегодняшним» днем и тем «завтрашним днем», который описывает автор.

Ефремов, в основе своей – писатель-романтик. И одно из главных достоинств «Туманности Андромеды» – в умении писателя передать романтику явлений далекого будущего. Таков, например, характер труда в будущем обществе. Романтизация труда достигнута автором, прежде всего, тем, что он подчеркивает творческую сторону деятельности своих героев. Писатель правильно заметил тот жизненный факт, что только творческий труд в области, соответствующей призванию и вкусу человека, может стать духовной потребностью человека.

Автор полемизирует с западными фантастами, которые предвидят распад искусства с развитием науки и техники. (Например, «451° по Фаренгейту» Рея Брэдбери). У Ефремова наука и искусство не только существуют рядом в полном своем расцвете, но и содействуют взаимному развитию. Союз науки и искусства – главная черта ефремовского общества; он способствует физическому и духовному развитию людей будущего, формированию всесторонне развитых личностей. Ефремов убедительно показывает общество людей, движущими стимулами которых являются внутренняя потребность, сознание необходимости работать в общую пользу. Вместе с тем его герои, высокоразвитые индивидуальные личности, отвергают и то предположение. антикоммунистических философов и социологов, что коммунистическое общество якобы будет состоять из «стада» людей, т. е. из людей, не отличающихся друг от друга. У героев Ефремова – свои мечты, свои взгляды на жизнь, свои стремления и все они стараются выполнить их. Конечно, в этом обществе есть строгая дисциплина (за нарушение которой наказываются, например, Мвен Мас и Рен Боз), но об «абсолютной свободе» не может быть речи ни в каком разумном обществе, ибо такая свобода ни что иное, как хаос. Наоборот, усилия всех людей в обществе Ефремова направлены к одной цели – к движению человечества вперед.

Идея «Великого Кольца» в «Туманности Андромеды» отражает гуманную позицию автора. Ефремов полемизирует с западными фантастами, которые считают, что при встрече с инопланетными разумными существами неизбежно сражение (например, «Борьба миров» Г. Уэллса, «Первый контакт» М. Лейнстера). «Великое Кольцо» – символ стремления мирно сосуществовать со всеми разумными существами вселенной – подчеркивает миролюбивую политику социалистических стран в наше время и даже расширяет ее, распространяя ее до масштабов всего космоса.

Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа.

Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Было распространено мнение, что роман представляет собой карикатуру на СССР, роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х.

В 1972 году выходит последний роман писателя «Таис Афинская», в котором автор обратился ко времени Александра Македонского и попытался проследить, как ставились тогда те проблемы, решения которых он показал в произведениях о будущем. Исследования малоизвестных женских культов, сосредоточение внимания на внутреннем мире женщины и её роли для исторических судеб, размышления о генезисе культур и религий и их взаимодействии, поиск красоты и истины — всё это собрано в романе и показано в широком историческом контексте столкновения античной и восточной культуры.

Сбывшиеся «предсказания»

· Открытие месторождения алмазов в Якутии (рассказ «Алмазная труба»).

· Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае (рассказ «Озеро горных духов»)

· Открытие голографии (рассказ «Тень минувшего»).

· Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо».

· Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды»

· Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

· Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

· Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»)

На волне, поднятой Ефремовым, в стране стала формироваться настоящая фантастическая литература, чьей вершиной, безусловно, является творчество Аркадия и Бориса Стругацких, начавших с очень увлекательной и талантливо написанной «Страны Багровых туч», и закончивших произведениями, которые вошли в золотой фонд русской литературы. Первые очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.

Появляется новая тема – тема человека будущего. Показывая мир будущего, авторы подробно описывают трудовую жизнь людей, их идеалы, их стремления. Рисуя людей нового общества, они неизбежно сталкивались с вопросом о путях формирования этого общества. Как и когда наступит эра мирового счастливого будущего? Какие трудности могут встать на пути к мировому новому строю? Эти вопросы очень актуальны, и Стругацкие пытаются поставить некоторые аспекты этих вопросов в своих, до сих пор лучших, произведениях «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом». Авторов волнует вопрос – как можно ускорить наступление счастливого будущего в культурно-отсталых странах? Можно ли как-нибудь сократить путь этих народов к будущему строю?

И авторы приходят к правильному решению: развитое общество может и должно оказывать помощь отстающему обществу по его просьбе, но невозможно создать новый строй за какой-нибудь другой народ, если этот народ не подготовлен к этому; для каждого народа крайне важен собственный исторический опыт.

В повести «Трудно быть богом» вместе с такими проблемами авторы прекрасно рисуют и психологическую борьбу человека из гуманного общества с самим собою. Сложному философскому содержанию соответствует строгая продуманная художественная форма.

Новаторство Стругацких состоит в том, что они в своих произведениях («Хищные вещи века», «Второе нашествие марсиан») создают фантастические модели совершенно условных обществ (в реальной же жизни эти общества не могут существовать), преднамеренно придавая им какие-то особые черты, и расследуют естественные последствия этого отступления. Это важная сторона произведении Стругацких, так как современная научная фантастика стала своего рода социальной лабораторией, где рассматриваются результаты изменения разных социальных факторов.

Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Наиболее ярким примером является «Пикник на обочине». «Зона» в этой повести Стругацких имеет обобщенный, даже символический смысл, как зона того же конфликта цивилизаций, вмешательства в историю, которое обсуждается в других упомянутых выше произведениях – только на сей раз земляне выступают в виде отсталых туземцев, да и вмешательство само – как бы нечаянное (просто пикник). Но сложилось так, что произошло реальное событие, отчасти заслонившее действительную суть и замысел повести, – чернобыльская катастрофа. Это исказило понимание изначальной сути произведения, оторвало «Пикник» от более глобальных и абстрактных тем, привязало к одному реальному событию. В дальнейшем это вызвало всплеск интереса к повести, по сей день существует литературная серия «Сталкер», основанная на «Пикнике на обочине».

Это окончательно укрепляет начатую с 1960-х годов тенденцию ухода жанра от жѐстких рамок научности, несмотря на давление цензуры, переход к социальной, иронической фантастике. Начинается активное использование мистических элементов жанра для обозначения социальных и этических вопросов, привлечения внимания читателей к проблемам человека и государства, человека и общества. Эта тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей («Приключения Электроника» (по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси - неуловимый друг» (1971)), «Тайна третьей планеты» (по мотивам произведения К.Булычева).

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко) (1934-2003) в своих произведениях охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Приключения Алисы – наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница конца XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени, а также в Легендарной эпохе - пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство и т.п. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

Великий Гусляр – цикл о вымышленном городе, прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области. В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться, прежде всего, людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы.

Доктор Павлыш – цикл повестей и рассказов, повествующих о полётах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач.

Андрей Брюс – Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость. Роман «Подземелье ведьм» посвящён последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации.

Интергалактическая полиция – Серия книг о приключениях агента Коры Орват. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии - фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок.

Река Хронос – цикл альтернативной истории, рассматриваются возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями различных исторических событий.

Таким образом, мы можем проследить становление и развитие жанра в Советском Союзе – от преобладания жестких рамок, строгой цензуры и определенной основной идеи, вкладываемой в каждую книгу, до постепенного обретения направлением некой свободы и условности, перехода от твердой научной фантастики к более абстрактным и социальным поджанрам. Метаморфозы фантастики в СССР оказали значительное влияние на еѐ дальнейшее положение на книжном рынке и привели к сегодняшнему разнообразию направлений.

Многонациональность советской литературы.

Советская литература многонациональна и многоязычна. Она создавалась общими усилиями писателей разных национальных культур.

В начале 80‑х гг. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих СССР. До Октября их было значительно меньше – не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию – прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20–30‑е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу.

Особенно значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950-1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

Этот этап в развитии советской литературы отмечен сближением многонациональных литературных сил в постановке и решении общих тем и проблем. Со второй половины 1950-х годов в ежемесячный журнал был преобразован альманах «Дружба народов», созданный в 1939 году. На страницах журнала публикуются наиболее яркие образцы народного эпоса и фольклора, лучшие произведения писателей и поэтов разных народов СССР. Кроме того, с 1957 года в качестве приложения к журналу «Дружба народов» стали издаваться и собрания сочинений писателей разных народов СССР.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!