Николай Александрович Рыбалко
Хрестоматия
Литература родного края
Тропинки Донецкого края
Составитель:
Гейко А.П., учитель русского языка и литературы МОУ «Петровская школа» администрации Старобешевского района Донецкой Народной Республики.
Содержание
Н.Анциферов……………………………………………..5
Л.Жариков………………………………………………..8
В.Сосюра…………………………………………………15
И.Костыря………………………………………………..17
Н.Хапланов……………………………………………….21
И.Горбань………………………………………………...24
Н.Рыбалко………………………………………………...26
Дорогие друзья!
Представляем Вашему вниманию сборник «Тропинки Донецкого края». В него вошли произведения писателей и поэтов Донбасса – патриотов, которые влюблены в свой край, восхищаются его природой, гордятся самобытной культурой и народом, который здесь проживает.
Сборник содержит художественные произведения, предлагаемые учащимся 5 класса для ознакомления с литературой родного края в соответствии с программой основного общего образования для учебных организаций с русским языком обучения в Донецкой Народной Республике, а также разноплановые (развивающие и творческие) задания к ним.
Материал ориентирован на осознание маленькими гражданами одной простой истины: без прошлого нет настоящего, без малого нет большого, без любви и уважения к своему родному дому, улице, городу или селу, к людям, которые живут рядом, невозможна любовь к Родине. А человек без Родины – что дерево без корней.
|
|
Материал может быть использован учителями русского языка и литературы, истории родного края и предметов художественного цикла, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Николай Степанович Анциферов
О Донбассе пишут в географии,
Что Донбасс — край угля и металла.
Верно. Но для полной биографии
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песня о Донбассе,
Терриконы и копры воспеты.
Верно, есть такие. Я согласен.
Только это — внешние приметы.
Ну, а где же люди? Их не видно...
Потому мне горько и обидно...
Я хочу сказать о земляках.
Может быть, получится коряво,
Все-таки
Горняк.
О горняках,
Как могу,
Сказать
Имею право.
Вельможа
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лёжа.
Не найти работёнки краше,
Не для каждого эта честь.
Это - только в забое нашем:
Только лёжа - ни встать, ни сесть.
На спине я лежу, как барин.
Друг мой - рядом, упрямый парень.
|
|
"Поднажмём!" –
и в руках лопата
Всё быстрее и веселей.
Только уголь совсем не вата:
Малость крепче и тяжелей.
Эх, и угольная перина!
Не расскажешь о ней в стихах.
Извиваешься, как балерина,
Но лопата играет в руках.
Отдохнуть бы минуту, две бы!
Отдыхаешь, когда простой.
Семьянин говорит о хлебе,
О любви говорит холостой.
Но промчится пара минут -
И напарник мой тут как тут.
Шепчет: "Коля вставай, давай!
Вместе взялись, не отставай!"
На спине снова пляшет кожа.
Я дружку отвечаю: "Есть!"
Я работаю, как вельможа,
Не для каждого эта честь.
Вопросы и задания
1. Определите основные темы творчества Н.С.Анциферова.
2. Какое из двух стихотворений произвело на вас самое большое впечатление? Почему?
3. Какими чертами характера наделяет автор шахтёра? Найдите подтверждение в тексте.
4. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений, правильно соблюдая интонацию, темп чтения, логические паузы и ударения.
5. Объясните, каким настроением оно проникнуто?
v А знаете ли вы, кто такой Шубин?
О нём знает каждый шахтёр!
О Шубине существует множество легенд, шахтёрских сказов и поверий.
6. Подготовьте сообщение о происхождении Шубина, его характере и поступках.
|
|
Леонид Малахиевич Жариков
Зёрна
В каждом зерне заложено будущее. Как великое таинство, как предчувствие чуда дремлет оно в недрах зерна. И стоит семечку прикоснуться к земле, погрузиться в ее теплые глубины, таящие в себе силу материнства, как мечта обернется сказкой — невиданной, чудесной, придуманной самой матерью-природой.
В маленьком желуде заложен дуб. Крошечный, почти невесомый плод с забавной шапочкой на макушке с годами превращается в могучее красивое дерево с мощным стволом в три обхвата, с цепкими корнями, с роскошной лиственной кроной.
Сколько может вместиться в горсти человека крылатых семян? И в каждой крылатке заложено, запрограммировано дерево. Значит, в моей горсти, которую я наполнил семенами сосновых шишек, — целая роща, неоглядный дремучий бор!
Стоит лишь так подумать, и очутишься в объятиях сказки. Невольно представишь себе картину, как тысячу лет назад вышел русский богатырь Илья Муромец в поле, махнул рукой, развеял по ветру семена. И выросли от края до края былинные муромские леса, птицами воспетые, дятлами обстуканные, заячьими лапками истоптанные. И шумят, шумят сосновые чащи, радуя глаз и даруя жизнь. В зерне начало всех начал, истоки жизни — любовь, мечты, надежды, — закопченный жизненный круг от первого мгновения до последнего…
|
|
Друг мой! Если у тебя доброе сердце, береги зерно, как берегут дитя. И еще: если можешь, посей свою рощицу. Бросай в землю жизни зерна мыслей, зерна добрых поступков, и они дадут ростки, и цветы, и плоды. Есть ли награда выше этой?!
Вопросы и задания
1. О каком таинстве рассуждает автор?
2. О какой награде говорит он читателю?
3. Как вы понимаете слова, выделенные в тексте?
Ваня - светонос
Хорошо у нас в шахте в ранний час утра, когда первая смена спустилась, а ночная поднялась на-гора. Помылись горняки в душевой и разошлись, куда кому надо: кто отдыхать, кто по делам, а молодёжь – в кино…
В такую пору всюду безлюдно и тихо. И только слышно, как вздыхает машина шахтного вентилятора да откуда-то доносится песня. Это девчата поют в ламповой. Работа у них трудная, вредная – дело с кислотами имеют, отработанные лампочки заряжают…
В старые годы были на шахтах мальчики - лампоносы. Тогда в угольные копи спускались не так, как теперь, в мощных клетях, а в бадье или попросту– в железной кадушке. Взрослые углекопы стояли в ней по грудь, а у мальчонки одни глаза видны поверх бадьи. Жалко было тех маленьких рабов, да что поделаешь: кормиться надо, а хозяину шахты выгодно, потому что малышу меньше платить. И ходит мальчишка глубоко под землёй по тёмным выработкам, обменивает свежие лампы на потухшие.
Я в те годы работал на Чулковке. Был у нас мальчишка-лампонос Ваня. Все шахтёры его любили и называли – наш светлячок.
Ростом он был маленький, в дырявых холщовых штанишках, в ситцевой рубашонке. Повесит себе на шею крючками две или три лампы, да в руках по четыре. Еле стоит, бедняжка, согнулся под тяжестью горящих ламп. Спросишь: «Как живёшь, Ванюша?» «Хорошо,» - отвечает. Только где уж хорошо: щёки бледные, сам худенький, вечно голодный. Матери у него не было, один брат шахтёр.
Под землёй жизнь тревожная. Однажды случился большой выброс угля, завалило в забое двадцать человек. Лампы у всех погасли, и сидели люди в кромешной тьме, раненые и оглушённые.
Протяжно гудели гудки, надрывали сердце. Сбежались отовсюду люди к руднику. Никого, кроме горноспасателей, в шахту не пускали. Ваня прибежал к штейгеру и просит: «Дозволь, дяденька, я шахтёрам лампы понесу. У меня брат там Кирюша… Я знаю, куда их вывести, знаю ход к степному шурфу».
Усмехнулся штейгер: какая ему забота, пускай лезет мальчишка на погибель, пропадёт – не велика потеря, а лампы в шахте нужны.
Постарался Ваня раньше горноспасателей спуститься в шахту. Идёт по штреку – темнота кромешная, и людей не видно.
- Эгей! – кричит он, - где вы, я вам лампы принёс!
Долго молчали подземные ходы, потом кто-то из шахтёров услышал и отозвался. Ваня раздал лампы и повёл углекопов такими ходами, какие знал только он. Вывел всех, а брата нет. Помчался обратно. А в лаву заглянуть страшно: стойки покорёжены взрывом, тысячепудовые камни оборвались и преградили путь в лаву. Однако Ваня пробирается между глыбами камня, зовёт:
- Кирюша, братик мой, отзовись, я тебе лампу принёс!
Молчит темнота, и вдруг будто слышно:
- Ползи сюда…
- Где ты?
- Здесь я… - отзывается таинственный голос, и словно смех слышится.
А после выброса ползти трудно, дышать нечем. Ваня оторвал кусок рубахи, смочил в канавке и завязал себе половину лица.
- Где ты, братик…Я твоих товарищей вывел и тебя спасу.
- Здесь я, сюда давай, - слышит голос брата, и опять будто смех послышался, а голос удаляется. Страшно Ване. Но он не боялся смерти и смело пробирался между глыбами на локтях – иначе не пролезешь.
И тут загремели, загрохотали недра, посыпались на Ваню камни. Накрыли и погребли навсегда…
Когда пришли горноспасатели, с трудом разобрали завал. Искали мальчишку-лампоноса и не нашли. Только откопали его лампу. Подняли её и не верят чуду: огонёк в лампе светился. Мальчик погиб, а его лампа была живая. Подняли ту лампу на поверхность как диво-дивное. Смотрят люди, а огонёк в лампе горит и горит. Как же она цела осталась в такой погибели? И тогда люди сказали: это душа Вани светится в лампе…
В народе говорится: кто живёт для людей, живым навсегда остаётся.
Вот и мы с тобой будем жить так, чтобы светить людям.
Вопросы и задания
1. Какой подвиг совершил Ваня?
2. Найдите в тексте описание главного героя. Что можно добавить о его жизни и чертах характера?
3. Как относится автор к мальчику - светоносу? Найдите подтверждения в тексте.
4. Как вы относитесь к маленькому герою?
5. Прочитайте ещё раз народное изречение, которое Л.Жариков использует в качестве вывода. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с таким выводом? Поразмышляйте на эту тему.
v А знаете ли вы, сколько в Донбассе золота?
Научно доказано: в угольных пластах содержится золото! Особенно велико его содержание в пластах донецкой шахты им. М.И. Калинина. Здесь золота в 20 раз больше, чем в среднем в земной коре.
Самые глубокие шахты Украины в Донецке. Их угольные пласты разрабатываются на глубине более 1200 метров. Кстати, горные разработки Донецких шахт составляют уникальную систему подземных коридоров протяженностью более 2000 километров.
Как лиса уголь нашла
Шахтёрский сказ
Наш Донбасс – счастливый край. И про то, как были открыты подземные сокровища, сказка есть.
Шёл по степи селянский мужик с ружьём. Смотрит, в земле глубокая нора. Заглянул в неё, а там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: эх, добрая же будет у меня шапка! А тут прибежала мать-лиса, увидела своих детей у человека в руках и говорит:
- Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою.
Подумал-подумал дядька и решил: а вдруг правда, не зря ж лиса так жалостливо просит…
- Ладно, лиса, на тебе твоих малышей, а за это клад показывай.
- Бери заступ, - говорит лиса, - и копай вот тут.
- Зачем?
- Клад найдёшь.
Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала земля шла мягкая, и копать было легко. А тут камень начался, пришлось за кирку браться. Долбил-долбил, вспотел весь, а клада нет и нет.
«Ну, мошенница лиса, видать обманула». Подумал так наш дядька, а копать продолжал – интерес его разбирал, да и яму вон какую вымахал, жалко бросать работу. Вдруг взаправду докопается до клада! Пошёл опять долбить, смотрит: земля чёрная пошла. Выпачкался с головы до ног – одни глаза сверкают, а клада всё нет. Плюнул, вылез из ямы и закурил с досады. Сидит на камешке, покуривает, думу думает: как же так и зачем он поверил лисе? Кто не знает, что лиса хитрая… Докурил цигарку и бросил окурок в сторону. Сколько уж там времени прошло, а только чует – гарью потянуло. Посмотрел в одну сторону, оглянулся в другую – нигде нет огня, только в
том месте, куда он окурок бросил, обломки чёрных камней задымились. Он их сам выломал из земли и выбросил лопатой на поверхность. Смотрит и диву даётся дядька: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул в огонь, и эти занялись, да как жарко! И тут наш искатель клада смекнул: набрал чёрных камней в мешок и принёс к себе в хату, бросил в печку, и камни на глазах загорелись-загудели. От радости зовёт он жинку: ставь, говорит, чугуны да кастрюли на плиту, погляди, что я за чудо-камни нашёл.
На другой день утречком побежал к своей яме, опять набрал горючих камней. А тут навстречу лиса.
- Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?
- Хитрюга ты, Патрикеевна, обманула меня: гляди, какую яму вырыл, а клада нет.
- Не обманула я тебя, человек. Нашёл ты клад, ведь горючие камни и есть богатство дороже золота.
«И то правда,» - подумал про себя мужик и говорит лисе:
- Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька… Живи на свете, радуйся своим деткам.
Взвалил мешок с горючими камнями на спину и понёс. И опять запылало-загудело в плите жаркое пламя, да такое, что хоть окна и двери открывай да беги из хаты. Никому в селе дядька не сказал ни слова про счастливые чёрные камни. Только разве от людей спрячешься? Подглядели за ним, куда он ходит с мешком, увидали, как горят камни, и давай себе копать да похваливать соседа, дескать, вон какую он нам сделал прибыль.
Пошёл слух о чёрных камнях по всей округе. Докатилась слава до царя Петра. Затребовал он к себе того дядьку: «Какие-такие ты нашёл чудо-камни, будто от них великий жар?» Ну, тот и высказал царю всю правду и про лисичку не забыл. Удивился царь Пётр и велел позвать к себе самого знатного вельможу, чтобы, значит, послать его с мужиком в те степные края, да в казачий город Быстрянск, и там искать горючие камни, жечь их – пробу чинить.
Вельможа поговорил, пошептался с дядькой, вызнал тайну про чёрные камни и про лису спросил. Слушает и радуется вельможа: значит, много в тех краях пушного зверя. Взял поскорее ружьё, подпоясался патронташем и явился к царю:
- Готов ехать, ваше царское величество.
- А фузею зачем взял? – спрашивает царь про ружьё.
- Охотиться, ваше величество… Там, сказывал мужик, лис много.
Царь и говорит ему:
- Значит ты, вельможа, не способен вести государственные дела, ежели прежде всего об охоте думаешь. И коли так, иди служи на псарне.
Заместо вельможи велел позвать разумного в науках мужика по фамилии Капустин. Дал ему царь кирку, лопату и велел отправляться в казачьи степи искать залежи горючего камня.
Вот так, друг мой, были открыты в Донбассе угольные пласты. И пошли с той поры шахты по всей нашей неоглядной донецкой степи. Поезжай в Лисичанск – увидишь Григория Капустина, там ему памятник стоит бронзовый.
А в степь выйдешь да лисоньку встретишь, ей поклонись.
Вопросы и задания
1. С какими сказочными персонажами вы встретились в сказе?
2. Лиса в сказках – олицетворение хитрости и коварства. Так ли в данном случае? Аргументируйте свой ответ.
3. Найдите в тексте слова - определения угля. Как вы их понимаете?
4. Какими чертами характера обладает царь Пётр в сказе? Что вы знаете об этой исторической личности?
5. Какова основная тема сказа?
Владимир Николаевич Сосюра
Донетчина моя!
Вон шахты вдалеке… Гляжу на них, гляжу я,
и песнь рождается, слетает с губ моих.
Пускай снега кругом, но в сердце май бушует,
чуть вспомню о тебе, и в сердце — новый стих…
Донетчина моя, любимая, родная,
тебе все чувства я, всю жизнь отдать готов!
И снова, как дитя, к тебе я приникаю,
чтобы набраться сил для жизни и трудов.
Терриконы
И поля, и мосты, и вагоны,
и протяжная песня — слышней…
Терриконы мои, терриконы,
пирамиды донецких степей!
Где земля заждалась возрожденья,
где лишь дикие травы цвели,
неустанным трудом поколенья
вас под самое небо взнесли.
В ваших недрах, темнея угрюмо,
закипала глухая гроза:
здесь шахтерские горькие думы,
подневольная, злая слеза.
Это — в прошлом… А выше, над кручей,
словно знамя летя в небеса,
наш порыв, боевой и кипучий,
наших вольных людей голоса!
Мы ступаем вперед непреклонно,
и опять они в песне моей —
терриконы мои, терриконы,
пирамиды донецких степей.
Вопросы и задания
1. Какие картины рисует поэт, говоря о Донетчине?
2. Какими чувствами пронизаны оба стихотворения?
3. Найдите эпитеты. О чём они говорят?
4. С чем автор сравнивает терриконы? Как вы думаете, почему?
5. Сделайте рисунок к одному из стихотворений.
Иван Сергеевич Костыря
Думы о Донецком кряже
Истоки сегодняшнего могущества Донбасса кроются в немыслимой дали схлынувших веков.
Именовалась его территория по-разному: и Киммерийской землей, и Скифской, и Сарматской, и Половецкой, и Диким Полем — в зависимости от племен, которые либо кочевали по ней, либо жили оседло, либо опустошали ее своими набегами. И — Казачьими Вольностями, когда поселились здесь сечевики из Запорожской Сечи в Кальмиусской и Самарской паланках. Пока не обрела она географическое имя — Донецкий кряж, а потом уж, с открытием полезных ископаемых в ее глубинах, и Донецкий бассейн, то есть Донбасс, и наконец — Большой Донбасс.
Чего только не деялось на этой его глухоманной по тем временам территории!
Об этом рассказывается в древних преданиях и легендах, в начальной летописи Киевской Руси «Повести временных лет», в «Слове о полку Игореве», Киево-Печерском патерике, Ипатьевской летописи, в «Повести об Азовском осадном сидении» и «Повести о битве на Калке» из Тверской летописи о монголо-татарском нашествии...
Прокатилась по территории будущего Донбасса вся минувшая история, будто кошмарный сон.
И только мирный, созидательный труд рабочего люда был ему на пользу.
Первоискатели нашли здесь строительный камень, соль, а потом и уголь, железные руды, ртуть, редкие глины... И Донецкий край зажил совершенно иной жизнью.
Понятие Большой Донбасс зародилось в конце XVIII века. Сперва Иван Бригонцов, считай, наш земляк — горный инженер из Екатеринослава, автор первого научного труда о каменном угле в Донецком бассейне, засвидетельствовал:
"Край Екатеринославской губернии и вновь открытой Вознесенской по своему малолесью ощутят преважные пользы от открытия в первой из них в разных местах каменных угольев.
Они там находятся в весьма изобильном количестве, в Донецком уезде в местах: селе Белом, Ольховой, Николаевке... Также в Бахмутском уезде в Третьей Роте, где уже добыто несколько тысяч пудов каменного угля отвалом и отправлено через Таганрог морями Азовским и Черным в Херсон и Николаев..."
Затем видный геолог прошлого Леонид Иванович Лутугин, впервые составивший геологический разрез угленосной толщи Донбасса, установивший ее мощность, число угольных пластов и прослоек…
Теперь уж не только разведаны, а и добываются угли и в западной стороне, чуть ли не у самого Днепра — в Павлограде, и в восточной, едва ли не у самого Дона — в Шахтах и Новошахтинске, и в южной, почитай в Приазовской степи — в Угледаре, да и в северной стороне — вплоть до Северского Донца.
И границы Большого Донбасса раздвинулись во все стороны света, вобрав в себя и бывшие казачьи вольности Кальмиусской и Самарской паланок Запорожской Сечи, и земли Области Войска Донского, из-за которых когда-то были раздоры между запорожскими и донскими казаками, прежде единившимися в борьбе против турок и татар, да и царевых войск во время крестьянского и казачьего восстаний... Отныне Большой Донбасс географически единит независимые государства — Россию и Украину. И связывает общими заботами. И роднит добрососедством. Так что выполняет еще и дипломатические, политические функции — важнейшую миссию по содружеству двух великих славянских народов: украинского и русского.
Кануло в Лету дикое прошлое нашего края! В XX веке он и впрямь напоминал огромный муравейник: в нем строились и обновлялись Бахмутские и Славянские соляные заводы, содовые, керамические, добывалась огнеупорная глина в Часов Яре, уходили в глубь земли угольные шахты в разведанных месторождениях и ртутные рудники, возводились металлоплавильные заводы в Енакиеве, Макеевке, Мариуполе, Горловке, машиностроительные — в Краматорске, Дружковке, Ясиноватой, Юзовке, стекольные — в Константиновке, коксовые — в Авдеевке, трубные — в Харцызске, доломитные — в Гольме, химические заводы во многих городах, как и по выжигу кирпича для доменных печей, разрабатывались новые пласты угля в Снежном и Шахтерске, Доброполье, Красноармейске, Селидове и Угледаре, вскрывались железные и другие руды в открытых карьерах Докучаевска, высаживались леса и лесополосы, возделывались поля и поднималась целина первыми тракторами. Из Мариупольского порта корабли везли народнохозяйственные грузы в разные страны всего мира, а у себя дома, ко всему, строились жилые дома, школы, Дворцы культуры и стадионы...
Большой Донбасс, сторона родная, отчий край!
Не убавилось любви к тебе ни во славе, ни в горестях твоих, ни в сегодняшних поисках выхода из нелегкого, порой кажущегося тупиковым,
состояния. Любви и веры в то, что ты выпрямишься, восстанешь из-под обвально обрушившегося на тебя безвременья.
Любы неизменно и твои степи бескрайние, и курганы, холмы, буераки, леса, реки, море, и меловые горы!
Как по-прежнему любы и дороги дополняющие твой и без того неповторимый пейзаж заводские трубы по горизонту, увитые сизыми дымками, будто зацепившимися облачками, и шахты твои с копрами, на которых по вечерам зажигаются земные звезды — звезды шахтерской славы и доблести, и ухоженные поля, над которыми с вешней хлопотливой поры и до урожайной осени виснет жаворонок, воспевающий из поднебесья обозримый им труд земледельца.
Слов нет, неповторим твой облик, Большой Донбасс! И величествен!
И все же думается, что главный твой клад, подлинное твое величие - в людях. Людях, сотворивших тебя таковым, каков ты есть нынешний, и продолжающих творить твой достаток и славу сего дня и для завтрашнего дня. В каждом донбассовце, который живет и трудится по совести, заполученной от предков и от Бога.
Спаси и сохрани их всех. И каждого в отдельности.
Во имя твое, Донбасс!
Вопросы и задания
1. Расскажите, что нового вы узнали об истории родного края?
2. Как автор относится к донбассовцам?
3. Прочтите другие думы И.Костыри: о земляках, о пращурах и др. Поделитесь впечатлением с друзьями и одноклассниками.
Николай Вениаминович Хапланов
Старобешево
Древнее селенье Старобешево –
Каменных заборов кружева.
Как хочу сказать тебе я нежные,
самые красивые слова!
Пять домов, построенных здесь дедами
У былинной Кальмиус – реки.
Мне твою историю поведали
Как и ты, седые старики.
На полях твоих – хлеба былинные,
Как он сладок – хлеб твоих полей!
Мой поклон вам низкий, люди сильные –
Хлеборобы родины моей!
Улица, что с детских лет известна мне,
Мне дороже всех земных красот!
Друг мой вместе с греческими песнями
Так душевно русские поёт.
Древнее селенье Старобешево –
Каменных заборов кружева.
Как хочу сказать тебе я нежные,
самые красивые слова!
Вопросы и задания
1. Какие чувства и образы возникают при чтении стихотворения?
2. О чём оно? Какова главная мысль автора?
3. Если бы вы были художником, какую иллюстрацию создали бы к этому стихотворению?
4. Вспомни, что такое рифма и её виды (перекрестная, парная и опоясывающая). Прочти первую строфу и определи вид рифмы.
5. Попробуй создать синквейн на тему «Родина» или собственное стихотворение о родном крае, Родине, Отчизне.
В родном селе
Что ты, друг, мне говоришь,
Воздавая славу,
Про Венецию, Париж,
Лондон и Варшаву?
Кое-где бывал и я,
Видел те красоты,
Но не вздрогнула моя
Там душа чего-то.
Ну, красивы, спору нет,
Эйфелева башня,
Тегеранский минарет,
Стадионов чаши…
После всех этих красот
Еду все равно я
Не к просторам тех широт,
А в село родное.
Ведь оно в моей судьбе
В радостях и бедах –
И гора Зортав-Тобе,
Улица Победы,
Старобешевский мой парк
И Камышеваха,
И полей весенний пар,
И на поле пахарь,
Старый трактор ХТЗ
У музея Паши,
Голоса моих друзей,
Уж седыми ставших…
Вопросы и задания
1. С какими странами и городами автор сравнивает родное село? Чем они знамениты? Подготовьте сообщение об одном из них.
2. Как вы понимаете выражение «стадионов чаши»? Составьте ассоциативный ряд к слову стадион.
3. Найдите ключевые строки в стихотворении. Прочитайте их выразительно, используя разную интонацию и логическое ударение. Какой из вариантов, на ваш взгляд, является лучшим? Объясните свой выбор.
4. Составьте небольшой рассказ об улице, на которой живёте.
v А знаете ли вы, что обозначает слово Старобешево?
По одной из наиболее вероятных версий произошло слияние двух слов: «беш у», что в переводе с греческого языка обозначает «пять домов». Название поселению дали греки - переселенцы из Крыма (по указу Екатерины ІІ в начале XVIII века), которые и основали Бешево, нынешнее Старобешево (т.е. Старое Бешево).
Ирина Горбань
Королева бала
Сыплет хризантема лепестками,
Словно в танце, кружит паутина,
И художник нежными мазками
Нам рисует сентября картину.
Кисти взмах - и лошадь ускакала,
По небу помчала колесница.
Это Осень - Королева бала
К нам на землю с бубенцами мчится.
Шлейф из листьев, красная туника
И венок на голове из клена.
Вся трава последняя поникла:
Стала желтой, кое-где зеленой.
Рисовал художник увлеченно,
Превращая зелень в позолоту,
Он и пролетавшим мимо пчелам
Находил осеннюю работу.
Только слышит: кто-то тронул кисти...
Оглянулся - перед ним стояла
Раскрасавица в цветах и листьях,
Это Осень - Королева бала.
Вопросы и задания
1. Чей образ возникает в вашем воображении при чтении этого стихотворения?
2. О каких приметах осени говорит автор?
3. Какие краски использовал художник?
4. Выделите художественные средства, использованные в стихотворении, как они помогают автору передать главную мысль?
Лучик-озорник
Лучик солнечный резвится,
Зайкой прыгает кругом.
Отчего ему не спится,
Как попал он в спящий дом?
Двери заперты и окна,
Ключ на тумбочке лежит,
Зайчик прыгнул через стекла
И на коврике дрожит.
Ущипнул кота за носик
И на люстре повисел,
Лучик в дом зарю приносит -
У него немало дел.
Вопросы и задания
Попробуйте создать свой образ Королевы Осени или Солнечного Зайчика в стихотворении или в рисунке.
Николай Александрович Рыбалко
Цветы
Белый свет со мной играет в жмурки,
Мне не светят звёзды с высоты.
Говорит мне ласково дочурка:
«Посмотри, какие здесь цветы!»
Знать, она ещё не понимает,
Что вернулся я с войны слепой.
«Посмотри же, - снова умоляет, -
Это жёлтый или голубой?»
Я склонился над дочуркой ниже
И ответил, трогая цветы:
«Я давно уже цветов не вижу,
Чтобы их всегда видала ты».
Край донецкий
Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают как закат.
Край донецкий смуглолицый –
Звёзды вышли на наряд.
И, как солнце, золотится
Твой земной, твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый –
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый –
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый –
С золотинкою глаза.
Нелегко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.
Вопросы и задания
1. Определите тему стихотворения.
2. За что поэт любит донецкий край?
3. Найдите эпитеты, как вы их понимаете?
4. Какие слова повторяются в стихотворении? Как вы думаете, почему?
5. Разделяете ли вы чувства поэта по отношению к родному краю?
6. Расскажите, что означает понятие Родина?
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!