Портретное искусство в России

ТЕМА 3. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

Тема урока: Портрет как образ реального человека.

Домашнее задание: изучить тему урока.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?

2. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?

3. Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?

При изучении темы пользуйтесь ссылкой:

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/portret-zhanr-zhivopisi-znamenitye-portrety-i-velikie-portretisty

Образ человека — главная тема в искусстве

Если ты посещаешь музей или рассматриваешь альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаешься с лицами далеких и незнакомых тебе людей. Возможно, в своей реальной жизни тебе не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться я окружающих, даже близких людей.

Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след и его облике.

О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.

И люди смотрятся в свое изображение как в зеркало, но не в то, которое отражает внешние черты, они всматриваются вглубь, желая понять себя.

А. Дюрер. Автопортрет. Рисунок. Германия. XV в.

Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета — в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица — достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведении, манеру держать себя, темперамент.

Еще глубже лежит сходство внутреннее, то есть характера человека — властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представлении и находит нужные средства выразительности.

П.-П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Фрагмент. Масло. Фпандрия. XVII в.

Историческое время тоже вторгается в портретный образ, это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник, с которыми соотнесены его жизненные ценности и характер его умений, его изобразительный язык. Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, хотя это тоже может быть целью произведения, художника интересует конкретный человек. Но он обязательно передает его через призму своего времени. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам.

Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас — нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя.

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы похоже изображать лица.

При раскопках в Фаюме. около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед пораженными исследователями предстали ошеломляюще реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад, Их взор обращен к нам. в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

Портрет юноши. Фаюмский портрет. Темпера. Древний Рим. I в.

В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки. В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные ог сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

В Древнем Риме, наоборот, внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица — каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Ф. Липпи. Фрагмент храмовой росписи. Фреска. Италия. XV в.

Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. Это и есть основная задача создания художественного образа, только значение этого внутреннего содержания изменчиво, и потому все время идет поиск новых художественных средств, нового изобразительного языка.

Византийская императрица Феодора явлена в мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла — смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.

Императрица Феодора. Фрагмент мозаики. Византия. VI в.

В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I. Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и недобрым, упрямым взором.

Ж. Клуэ. Франциск I. Масло. Франция. XVI в. Р. ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Масло. Нидерланды. XV в.

Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности, и если на юге Европы, в Италии, художники стремились воплотить в изображениях современников представления о прекрасном, то художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

 

 

Портретное искусство в России

В русском искусстве художник» впервые обратились к созданию портретов в XVII в. н вначале писали их точно таким же методом, как и иконы, — на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».

Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно. Нет ничего удивительного в той быстроте, с какой русские художники освоили мастерство портрета, имевшего в Западной Европе такую давнюю традицию. Ведь, собственная изобразительная культура была в России очень высокой. Художники-портретисты не только перенимали чужие приемы, но и открывали новые, собственные. Русские художники достигли выдающихся успехов в искусстве портрета.

Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков, мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.

Н. Подключников. Кабинет в усадьбе. Масло. Россия. XIX в.

К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенною мастерства.

Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.

Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый именитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвящено утверждению светлых и возвышенных идеалов.

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной Масло. Россия. XVlll в. А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.

Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».

О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в. К.П. Брюллов. Всадница. Масло. Россия. XfX в.

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники (в честь знаменательных событий закладывали храмы), но постепенно появились свои мастера.

Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.

Ф.И. Шубин. Портрет князя А.М. Голицына Мрамор. Россия. XVIII в. Ф.И. Шубин. Павел I. Бронза.

Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Олнако, когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется — от сурового до комичною, от мечтательного ло жалкого, что 6 полной мере соответствовало характеру самого императора.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!