Здесь Ф. Аквинский закрепляет главную цель Закона - упорядочить общественные отношения, складывающиеся между людьми. С чем нельзя не согласиться.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

Доклад на тему:
Философско-правовые идеи Фомы Аквинского

 

Выполнила обучающаяся

1 курса, группы МЗ 13 магистратуры

заочной формы обучения

Кочетыгова Александра Егоровна

 

 

Вологда 2021

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Фома Аквинский- (1225-1274) крупнейший представитель поздней схоластики. Родился в Неаполитанском королевстве близ городка Акунино. Его философские учения охватывают весь спектр средневековой схоластики-это проблемы взаимоотношения философии и богословия, онтологического доказательства бытия Бога, двойственности истины, проблемы универсалий.[1]

Проблематика права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Освещая эти вопросы, он постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учения Аристотеля о политике и о человеке как "политическом существе" (у Фомы речь идет и о человеке как "общественном существе") и т. д.

Согласно Фоме Аквинскому, "человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью". Одновременно бог, по трактовке Фомы, — первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческих действий.

Действительно, на мой взгляд, определение человека как существо, созданное Богом и для божественных целей, очень распространенная точка зрения естественно-правовой теории происхождения права, представителем которой и являлся Фома Аквинский в период средневековья.

Вместе с тем человек — существо разумное и обладающее свободной волей, причем разум (интеллектуальные способности) является корнем всякой свободы.

Согласно концепции Фомы, свободная воля — это добрая воля. Он считает свободу человеческой воли и действование по свободной воле проявлением должной прямоты воли по отношению к божественным целям, осуществлением разумности, справедливости и добра в земной жизни, соблюдением божественного по своим первоистокам закона, определяющего необходимый порядок мироздания и человеческого общежития.

Данное положение, по моему мнению, очень актуально в наше время. Так как законодательство многих демократических государств берет за основу принцип осуществления действий человеком в своей воле, то есть свободно от других лиц, ограничивая лишь тем, что данные свободные действия не должны нарушать прав других лиц.

Здесь необходимо подчеркнуть важное положение, согласно которому свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

В свете такой, развиваемой Фомой теологической концепции взаимосвязи свободы и необходимости, — взаимосвязи, опосредуемой познающим и определяющим практическое поведение людей разумом,- свобода предстает как действование в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов (целеобусловленных, целенаправленных и целереализующих правил).[2]

Эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве. "Закон, — пишет он, — есть известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него".

Здесь хочется отметить точное попадание Ф. Аквинского в сущность и назначение «закона». Так как действительно, только закон может определить, какое действие можно совершать, а от кого необходимо воздержаться.

Сущность закона он усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели.

Здесь Ф. Аквинский закрепляет главную цель Закона - упорядочить общественные отношения, складывающиеся между людьми. С чем нельзя не согласиться.

Конкретизируя свою характеристику закона как общего правила, Фома подчеркивает, что закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом (или непосредственно самим обществом или теми, кому оно доверило попечение о себе).

Действительно, закон должен отвечать интересам всех граждан в государстве, а не выражать волю господствующего класса или каких-либо отдельных социальных групп. Только так законодателю можно добиться равновесия интересов в государстве, недопущения возникновения конфликтов и прочее.

Кроме того, к существенной характеристике закона Фома относит и необходимость его обнародования, без чего невозможно само его действие в качестве общего правила и мерила человеческого поведения.

Здесь Ф. Аквинский закрепляет один из признаков закона это его официальное обнародование. Как мы знаем Конституция РФ в ч. 3 ст. 15 закрепляет положение, согласно которому : «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.»

В свою очередь, это гарантия возможности граждан ознакомиться с текстом закона, знать его сущность, основные положения. Чтобы не допустить в последующем ситуации, когда права гражданина ограничиваются в соответствии с положениями НПА, которого возможно и нет, так как он не был опубликован, и в действительности мы не знаем, есть ли он на самом деле.

Свои характеристики закона Фома суммирует в следующем определении: "Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе".

Фома дает следующую классификацию законов:

1) вечный закон (lex aeterna),

 2) естественный закон (lex naturalis),

 3) человеческий закон (lex humana),

4) божественный закон (lex divina).[3]

Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие.

Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер.

Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т. е. законом) их природы.

Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения и познания), состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Это означает, что в сфере практического поведения человека (в области практического разума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию и т. д.). Для человека как разумного природного существа действовать по естественному закону означает вместе с тем требование действовать по велению и указанию человеческого разума.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!