Проблема образования государства Русь.



Этнокультурные и социально-политические процессы образования и развития Древнерусского государства ( IX – XIII вв.)

Этногенез восточнославянских племён. Социально-экономические изменения в славянском обществе на рубеже VII – IX вв.

Политическая организация Древней Руси.

Этногенез восточных славян – процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению восточных славян из конгломерата индоевропейских племён.

На рубеже III – II тыс. до н.э. на территориях между Вислой и Днепром начинается обособление племён предков европейских народов. Во II тыс. до н. э. индоевропейцы, перемещаясь на просторах Евразии, составили в Центральной и Восточной Европе особый массив из германцев, балтов, славян.

Центром расселения славянских народов стал бассейн реки Висла, отсюда они двинулись на запад до р. Одер, но далее их не пустили германские племена, занявшие большую часть Центральной и Северной Европы.

В результате Великого переселения народов монолитность славян начинает разрушаться. Предки славян начали переселяться:

- на восток (до Днепра и в сторону междуречья Оки и Волги).

- на юг (в сторону Карпатских гор, Дуная и Балканского полуострова)

- на запад (Центральная Европа).

В V – VI вв. происходит демографический взрыв среди славян, продолжились мощные переселенческие процессы, славяне расселялись по Восточно-Европейской равнине. В VI – IX вв. восточные славяне заняли территорию от Карпатских гор (на западе) до Оки и верховьев Дона (на востоке), от Невы и Ладожского озера (на севере) до Среднего Поднепровья (на юге). Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, где возникнет впоследствии государство Русь, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами, происходил процесс ассимиляции народов.

1) В чём влияние географического фактора на историю славян?

2) Какие ещё факторы повлияли на развитие государства восточных славян?

3) Как географический фактор повлиял на формирование менталитета славян? (Менталитет – склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности).

4) Какова роль личности в истории России?

На историю, экономику и культуру России оказала воздействие совокупность природных, географических, геополитических и ряда других факторов.

•   Российское государство занимало срединное положение между Европой и Азией и не имело естественных географических границ. (Государство было сформировано на просторах равнины, которая не была защищена морями, горами). Необходимость защищать себя от внешних врагов вынуждала различные народности с различным уровнем развития и типом культуры объединиться для защиты территории. Все ресурсы направлялись на выживание страны и содержание армии. Процесс становления государства носил мобилизационный и милитаристский характер. Частью жизни славян стала борьба с кочевниками, вторгавшимися из пределов Азии через проход между Уральскими горами и Каспийским морем в Восточную Европу. Это противоборство замедляло развитие Восточной Европы, которая вставала на пути кочевников и защищала тем самым Запад.

•   Суровый климат и огромная территория предопределили то, что издержки производства у нас выше, чем в других странах, а прибавочный продукт, получаемый в России, крайне мал. Для функционирования экономики в таких неблагоприятных условиях требовалось государственное регулирование. В России экономика строилась государством, ведь только у него были средства, достаточные для создания промышленности, на Западе экономика создавалась частным капиталом. Государство в России – главный экономический агент. Для ускоренного развития страны и накопления средств у населения изымался не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Каждый такой рывок оплачивался огромными жертвами, но благодаря таким рывкам Россия не только сохранялась как государство, но и являлась мировой державой. На западе производство развивалось ради максимальной прибыли, в России же на первое место стояло выживание.

· Ещё одной особенностью является полиэтничность русского народа. Россия – страна множества народов, объединённых общей исторической судьбой. Россия занимала срединное положение на Евроазиатском континенте, здесь родился особый тип межнациональных отношений, отличавший Россию от Европы. Россия не была «тюрьмой народов», русские переселенцы не притесняли коренное население, стараясь наладить взаимоотношения, вступая в хозяйственные, дружественные, семейные связи. Многовековая совместная жизнь десятков этносов в одном государстве – факт, говорящий об уважительном отношении русского народа к другим.

· Тяжёлые природные условия предопределили существование более крепкой, чем на западе общины. В России ценились коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь, на западе же родились ценности индивидуализма, конкуренции, соперничества.

· Решающая роль государства в обеспечении выживания населения сформировала особый менталитет, особый тип управления и политической культуры населения. Жёсткое единоначалие и дисциплина ограничивали возможности формирования демократии. Можно было или сохранить самобытность, подчинившись жёсткой власти государства, или быть завоёванными. Было создано авторитарное государство с сильной монархической властью. Политическими и гражданскими свободами приходилось жертвовать ради сохранения государства, к которому сложилось противоречивое отношение – наивный монархизм с одной стороны и недоверие к государственным преобразованиям (государство беспощадно эксплуатировало народ) с другой.

•   Суровый климат, низкие температуры делали занятие с/х весьма проблематичным, вызывали необходимость борьбы за существование и выживание, привычку довольствоваться тем, что дано. Тяжёлые климатические условия предопределили гуманность, добросердечность, гостеприимство и неугасаемый оптимизм (жизнь в условиях, где результат стараний зависит от погоды). Ключевский отмечал русский «авось» - веру в удачу, судьбу, надежду на лучшее. Для добычи природных богатств, которые находились в труднодоступных местах, требовались материальные, людские, энергетические затраты. Отсюда родилась привычка ограничивать свои потребности и мужественно переносить лишения, стойкость перед трудностями и решимость.

Родился ценностный принцип справедливости и социального равенства. Приоритетом стал бедный, но честный человек, а не богатый и лживый. Характерна жалость к богачам из-за осознания нравственной цены богатства.

 

 

В ходе становления Русь приобрела особенности как восточной, так и западной цивилизаций.

Предпосылки появления государственности у восточных славян.

1) Экономические предпосылки.

Основным занятием восточных славян было земледелие и скотоводство. В X – VII вв. славяне овладевают выплавкой железа, что меняет их быт: появляются новые орудия труда, оружие, которое способствует прогрессу земледелия и скотоводства и ведению оборонительных и наступательных войн.

Главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства был торговый путь «Из варяг в греки», связывавший Северную и Восточную Европу. Наиболее развитые земли славянского мира – Киев и Новгород контролировали северный и южный участок торгового пути.

2) Политические.

Славяне объединяются в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы (поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, вятичи, ильменские словене и др.) – этап складывания государственности восточных славян.

В VIII – 1-й половине IX вв. у восточных славян складывается «Военная демократия» (организация власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству). Вожди превращаются в племенных князей, концентрируя в своих руках управление племенем. Значительную роль играет дружина, дружинники (профессиональные войны) занимают привилегированное положение. Наряду с этим существует вече (верховный орган самоуправления и суда), на котором решаются важнейшие вопросы жизни племени, выбираются князья и воеводы.

 

 

3) Социальные.

В восточнославянском обществе начинается социальная дифференциация: существуют «людины» - свободные люди, появляются слуги, холопы, рабы. Впоследствии расслоение общества будет усиливаться.

4) Единое социокультурное пространство.

Таким образом, к IX в. у восточных славян сложились устойчивые традиции государственности. Социально-экономические процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в межплеменные группировки. Этому способствовали и развитие торговых связей и религиозная общность и необходимость объединения военных усилий для отпора внешним врагам и ведения завоевательных походов.

 

Проблема образования государства Русь.

Русь – историческое название государства восточных славян. Также используются другие термины: Киевская Русь (Ключевский считал Киев центром политической истории), Древнерусское государство.

Условные даты существования государства Русь:

862 (882) гг. (призвание варягов, объединение Новгорода и Киева) – 1132 г. (смерть последнего князя Мстислава Великого, чья власть признавалась другими князьями).

Источники истории Древнерусского государства:

1) Повесть Временных лет (написана монахом Киевско-Печерской лавры Нестором в конце XI – начале  XII вв.) (оригинальный текст не сохранился);

2) Первая Новгородская летопись;

3) Западноевропейские хроники, труды Византийских историков, Скандинавские саги, сообщения арабских и персидских авторов.

Повесть Временных лет начинается с предыстории государства, пристальное внимание уделяется 2-м центрам расселения славян: земле полян (вокруг Киева, который археологически прослеживается с V в.) и северу восточнославянского мира (племена кривичей, ильменских словен, угро-финнов – Изборск, Новгород (X в.), Белоозеро).

Летопись рассказывает, что в 859 г. на севере появляются варяги (скандинавы), которые облагают кривичей, ильменских словен и угро-финнов данью. Но эти племена восстают и выгоняют варягов, после чего у них начинается междоусобица. «И была у них война и встал род на род». Для установления мира, стабилизации управления, введения справедливого суда, ссорящиеся племена приглашают князя со стороны. Приглашение нейтральных, компромиссных вождей на правление было распространённой практикой в Европе. Выбор пал на варяжских князей, т.к. рядом не было другой организованной военной силы. «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

В 862 г . были приглашены варяжские князья – Рюрик (Ладога, Новгород), Синеус (Белоозеро), Трувор (Изборск). Летопись говорит, что они происходили из племени варяги – русь (первое упоминание слова Русь). Однако тут же присутствует противоречие, т.к. говорится, что «язык русский славянский есть».

В XVIII в. возникла Норманская теория происхождения Русского государства. Согласно этой теории, Русское государство было привнесено извне приглашёнными князьями норманнами – носителями западной культуры. Сами же славяне не смогли создать государство, что говорит об их исторической обречённости и отсталости.

Основоположники этой теории Байер и Миллер считали, что Русское государство было создано Рюриком из племени русь, которое являлось варяжским племенем, следовательно, государство создали норманны.

В спор с ними вступил М. В. Ломоносов, указав на противоречие, существующее в летописи («язык русский славянский есть», значит русь разговаривала на славянском языке). Ломоносов предположил, что Рюрик происходил из племени пруссов, которое составляли балтийские славяне, и пришёл к выводу, что Русское государство создали славяне.

  Сейчас вопрос о том, кто создал русское государство не стоит, т.к. современная наука предполагает, что без объективных социально-экономических и политических предпосылок создать государство невозможно. В восточнославянских землях существовали экономические предпосылки – развитое земледелие, дающее прибавочный продукт, но основе чего начала выделяться элита. Варяги в русской истории были, но играли второстепенную роль – они являлись наёмниками, которые действовали по русским правилам и достаточно быстро ассимилировались. Сейчас спор между норманистами и антинорманистами – это спор о внутренних предпосылках, позволивших создать государство, и внешних факторах, которые могли ускорить или замедлить создание государства. Современные норманнисты считают, что внутренних предпосылок было недостаточно чтобы запустить процесс государствообразования. Для этого был необходим катализатор, роль которого сыграли варяги. Антинорманисты в целом признают факт призвания варягов-руси, но считают, что этот факт говорит не столько о возникновении государства, сколько о происхождении княжеской династии, а государство является продуктом развития общества. В доваряжский период у восточных славян сложились все предпосылки для возникновения государства.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!