Молодёжная («исповедальная») проза



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с основными направлениями и течениями художественной прозы 1950-1980-х годов, рассмотрим тематику и проблематику произведений писателей-прозаиков.

  50-80-е годы ХХ века - многогранный и достаточно сложный период развития советской литературы. Литература этих лет в большинстве своем была жестко унифицированной, подцензурной. Творчество художников слова направлялось по единому руслу - методу социалистического реализма и определялось решениями коммунистической партии и требованиями партийных документов. Узко регламентированный подход к воссозданию действительности средствами художественного слова резко ограничивал творческие возможности писателей, которые зачастую не могли преодолеть цензурные запреты, долго ожидали публикации своих произведений, а порой пополняли ряды писателей-диссидентов.

После смерти Сталина (1953 г.) в стране началась демократизация. Из ГУЛАГов возвращались невинные узники. И. Эренбург не случайно назвал свою повесть «Оттепель» (1954). На XX съезде КПСС (1956) был разоблачен культ личности Сталина, после чего надежды людей связывались со скорым построением коммунизма, с возвращением к принципам ленинской демократии. В центре внимания оказалась личность. Строгая однолинейность литературного процесса на некоторое время была прервана коротким периодом «оттепели», наступившим после XX съезда партии (1956), когда возникла иллюзия, что свободная мысль в искусстве, наконец, восторжествует.

Но после этого «вегетарианские времена», по выражению А.А.Ахматовой, вновь уступили место партийно-бюрократическому диктату.

Несмотря на существовавшие препоны было создано много интересных произведений в прозе, лирике, драматургии. Немалый вклад внесли писатели старшего поколения Л. М. Леонов, М. М. Пришвин, А. Т. Твардовский, Б.Л.Пастернак, Н. А. Заболоцкий, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, В.А.Луговской. В большую литературу входят такие писатели, как Ф.А.Абрамов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. Т. Шаламов, В.Г.Распутин, В. П. Астафьев, Ю. В. Трифонов, Ф. А. Искандер, Г.Н.Владимов, В. П. Аксенов, Ю. П. Казаков и др.

Мастера слова создавали художественно совершенные и самобытные произведения, которые не только отображали основные тенденции исторического развития, но и оказывали огромное воздействие на нравственный климат эпохи.

Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов

Лирическая проза

В начале 1960-х годов в произведениях многих писателей появляются исповедальные мотивы, монологи с читателем, возрастает экспрессивность авторской речи. Присутствие подобных элементов придает повествованию поэтичность и лиризм. Лиричность, как одно из существенных качеств произведений 1960-х годов, обусловлена характерным для прозы этого времени усилением роли художественного субъекта, стремлением писателя к открытости и откровенности в выражении не только своей идейно-политической позиции, но и своих взглядов и представлений о социально-этических нормах и принципах поведения человека нового общества. Все это привело к возникновению произведений, получивших жанровое определение «лирической прозы».

Лирическая проза - жанр, совмещающий в себе черты, характерные как для лирики, так и для эпоса.

Определение «лирическая проза» стали употреблять в советском литературоведении после выхода в свет книги О. Берггольц «Дневные звезды» (1959).

Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события. Персонифицированный рассказчик, от лица которого ведется повествование в дневнике, создает эффект достоверности изображаемого и задает определенный ракурс повествования: читатель воспринимает все сквозь призму точки зрения героя-рассказчика. Произведения лирической прозы раскрывают не столько внешнее движение, сколько мир души литературного героя. Главным в таких произведениях был не сюжет, а чувства персонажей. «Владимирские проселки» (1957) В. Солоухина, «Дневные звезды» (1959) О.Берггольц, «Ледовая книга» (1958) Ю. Смуула — все эти произведения стали образцами лирической дневниковой прозы. С лирической прозой связано и творчество замечательного рассказчика Ю.Казакова. В его произведениях изображение человеческих чувств доминирует над сюжетностью, именно этим объясняется импрессионистичность стиля, присущая творчеству писателя.

Молодёжная («исповедальная») проза

Исповедальностью характеризуется и недолго просуществовавшее в литературе 1960-х годов течение, получившее название «молодежная проза». Эта проза сумела выразить устремления нового поколения, ее герои - обычные старшеклассники, студенты, вчерашние школьники, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей его действительностью становилось несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, с романтично-наивными книжными представлениями о ней.

Молодым прозаикам времен «оттепели» (Г. Владимову, В. Войновичу, А. Гладилину, А. Кузнецову, В. Липатову, Ю. Семенову, В. Максимову) были свойственны моральные и интеллектуальные искания. «Молодёжная» проза 1960-х годов, или «исповедальная», как обозначили её критики, начиналась всего лишь с одного человека - В. Аксёнова. Произведения писателей «молодой» прозы печаталось на страницах журнала «Юность».

Лидерами течения стали Л. Гладилин («Хроника времен Виктора Подгурского», 1956), В. Аксёнов («Коллеги», 1960; «Звездный билет», 1962), А. Кузнецов («У себя дома», 1964). С «молодежной прозой» связаны обновление художественной речи, проявление иронического пафоса, романтизация героев и их отношения к жизни и друг другу. Авторы этого течения обращались к литературному опыту зарубежных писателей, среди которых известный американский писатель Э. Хемингуэй.

Герой, не соответствующий общепринятым канонам поведения, очень привлекал прозаиков того времени. Таким литературным героям было свойственно ироничное отношение к окружающему миру. И только сейчас становятся ясно, что за этой ширмой ироничности и язвительности героя, у многих авторов высился трагический семейный опыт: боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни. Но не только трагедия стала основой интереса к такому типу художественных героев, подноготная скрывалась и в высокой самооценке, породившая уверенность, что вне полной свободы они не смогут полностью реализовать свой творческий потенциал. Эстетика соцреализма навязывала представление о советском человеке как о цельной личности, живущей в ладу со своей прекрасной современностью, «молодые» писатели же никак не могли принять это наставление, из-за чего в литературе появился молодой рефлектирующий герой. В основном это были вчерашние школьники, делающие своим первые шаги в большом мире.

Свою повесть «Продолжение легенды» А. Кузнецов начинает с признания героем своей «незрелости» и беспомощности. Критики находили причину разлада в душе героя «молодой» прозы в сломе самоосознания советского общества, который произошел в начале «оттепели». В тот момент заскрипели идеологические мифы, насаждавшиеся последние сорок лет, и в этом сломе больше всего пострадало моральное самочувствие самого молодого поколение, что и привело к кризису веры.

«Зачем было готовить нас к легкой жизни?» («Продолжения легенды», Анатолий Кузнецов) – вопрошает главный герой, оказавшись в «открытом плаванье» взрослого мира. Именно это стало конфликтом в «молодой» прозе: мир оказался не таким, как его рисовали в учебниках и книжках, а за дверьми школы начиналось что-то совершенно иное, новое, к чему молодое поколение ещё не было подготовлено. Мир менялся - и это всех страшило.

Многим хотелось красивой, взволнованной жизни, как например, героям повести В. Аксёнова «Коллеги» (1968), но их романтическому представлению о мире противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются коллеги сразу после окончания мединститута. В деревню попадает Саша Зеленин, где врачуют по старинке, а Максимову приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту вместо плавания по морям и океанам. Оба героя сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои «исповедальной» должны пройти испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.

Основным конфликтом, получившем развитие в «молодежной» прозе, явился конфликт отцов и детей. В своей повести «Звездный билет» В.Аксёнов выставляется старшее поколение комично. Бунт «звездных мальчиком» - ничто иное, как протест против шаблона, стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это желание быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой.

Впрочем, стоит отметить, что в большей степени все духовные метания авторов «молодежной» прозы привели их к трагическому исходу - эмиграции, так как советская власть не могла принять такой новизны взглядов.

«Деревенская проза»

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из главных и наиболее плодотворных направлений в советской литературе 60-80-х годов. Истоки деревенской прозы восходят к остросоциальной публицистике В.В. Овечкина (очерки «Районные будни», 1952-1956), Е.Я.Дороша («Деревенский дневник». 1956-1970), программной статье писателя Ф.А. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954), произведениям В.Ф.Тендрякова, «лирической прозе» Ю. П. Казакова, ранним рассказам В. П.Астафьева, В. А. Солоухина. Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения А.И.Солженицына. В рассказе «Матренин двор» (1959) мужественно переживает все невзгоды, выпавшие на ее «свободную» долю, простая крестьянка Матрена.

 «Деревенская проза» представлена многими самобытными произведениями: «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

   

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни - нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

Художественный мир писателей-деревенщиков - деревня, дом, семья, человек. Нравственность определяется природным и народным началом.

Массовое переселение из деревни в город привело к разрушению вековых традиций, уклада жизни, утрате преемственности исторической памяти, разрушению нравственности. В разрыве с национальными корнями деревенщики видят трагедию .

Тему «малой родины» питала не только память сердца, но и боль за ее настоящее, тревога за ее будущее. В 60-70-е годы литература исследует причины разрушения ее.

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности:

1) Одни писатели (В.Ф.Тендряков, Б.А.Можаев) анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства («Чужая родня В.Ф.Тендрякова, «Проклятая деревня» Б.А. Можаева»).

2) Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей. Именно в этой среде писатели В. И. Белов, В. Г. Распутин видели героя-носителя нравственных ценностей, противостоящих бездуховности и меркантильности обывателя. В полной мере идеология этой разновидности деревенской прозы проявилась в «Привычном деле» (1966) и «Плотницких рассказах» (1968) В.И.Белова, «Прощании с Матерой» (1976) В. Г. Распутина.

Сочетание обеих тенденций, проявившихся в деревенской прозе, характерно для таких писателей, как Ф.А. Абрамов, В. М. Шукшин, В.П.Астафьев, Е. И. Носов.

«Военная проза»

Стремлением к исповедальности, субъективизации эпического образа отмечено творчество писателей-фронтовиков, активно заявивших о себе в «оттепельный» период. В связи с их произведениями на рубеже 1950-1960-х годов литературно-критический лексикон пополнился понятием «военная проза».

Именно так было названо художественное течение, объединившее эпические произведения писателей- фронтовиков.

  В это время были опубликованы первые повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959); Г.Бакланова «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959); Б. Балтера «До свидания, мальчики» (1961); В. Быкова «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) и «Фронтовая станция» (1963); В.Астафьева «Звездопад» (1961); В.Рослякова «Один из нас» (1962); К.Воробьева «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963).

Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора Некрасова, повесть которого «В окопах Сталинграда» (1946) была опубликована сразу после Победы, а с другой - выразили те же тенденции, которые были присущи «молодежной», «исповедальной прозе». Не случайно излюбленным жанром «военной прозы» стала лирическая повесть, герой которой - молодой человек, еще не имеющий значительного жизненного опыта, вчерашний школьник, студент или выпускник военного училища. Сквозным сюжетом «фронтовой повести» является процесс становления характера в трагических обстоятельствах.

В целом теме и жанру остался верен В.Быков, белорусский писатель, чье творчество входило в состав многонациональной советской литературы. Притчеобразие - характерная черта его произведений, на что впервые обратил внимание Л. Адамович. Такова и его повесть «Сотников» (1970), заставляющая читателя задуматься о силе и слабости человеческого духа безотносительно к конкретно-историческим обстоятельствам.

С эпическим началом рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (1956) связано развитие больших эпических жанров, исследующих тему Великой Отечественной войны. Одним из первых объемных произведений, в котором показан не только воинский героизм, но и трагизм военных поражений начала войны, является трилогия К. Симонова «Живые и мертвые» (1959-1971), написанная в жанре хроники.

С 1980-х годов в литературе появляются произведения, посвященные уже современным армейским будням и войнам. Назовем здесь «Афганские рассказы» (1989) О. Ермакова и роман «Афганец» (1991) Э.Пустынина.

«Лагерная проза»

«На рубеже 70-х и в 70-е годы в советской литературе произошел не сразу замеченный беззвучный переворот, без мятежа, без тени диссидентского вызова. Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать так, как если бы никакого «соцреализма» не было объявлено и диктовано, - нейтрализуя его немо... без какого-либо угождения, кадения советскому режиму, как бы позабыв о нем...» - так определил литературную ситуацию в 70-е годы А.И.Солженицын. В 1962 году в журнале «Новый мир» после долгих хлопот главного редактора А. Т. Твардовского и с личного разрешения Н.С.Хрущева было опубликовано произведение А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», главный герой которого - деревенский мужик, стойко сносящий тяготы лагерной жизни. Оно рассматривается как одна из первых ласточек лагерной прозы.

Тема ГУЛАГа - одна из ключевых тем советской литературы второй половины XX века, на которую долгое время был наложен негласный запрет. Произведения, посвященные теме сталинских репрессий, доходили до узкого круга читателей через самиздат (форма нелегального распространения литературно-художественных произведений в СССР вмашинописном виде) и тамиздат (запрещенные к публикации книги и журналы, опубликованные

за рубежом).

К трагической теме ГУЛАГа в своих произведениях обратились авторы, знакомые со сталинскими лагерями не понаслышке: В. Шаламов («Колымские рассказы», 1954-1973); Е.Гинзбург («Крутой маршрут», 1967); А.Жигулин («Черные камни», 1988); О.Волков («Погружение во тьму», книга писалась в 1957-1979 годах); А.Солженицын («В круге первом», 1955-1968; «Архипелаг ГУЛАГ», 1964-1970); Ю.Домбровский («Хранитель древностей», 1964; «Факультет ненужных вещей», 1964-1975); так и новое поколение авторов - Е. Федоров («Илиада Жени Басаева. Год 1949», 1994); В.Зубчанинов («Повесть о прожитом», 1997).

Жизненный опыт составил основу произведений и писателя Ю.Домбровского, в общей сложности проведшего 18 лет в тюрьмах, лагерях и четырёх ссылках. Его повесть «Хранитель древностей» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1964 году, а роман «Факультет ненужных вещей» (1964-1975) впервые увидел свет в 1978 году в Париже и был удостоен премии за лучшую иностранную книгу года. В СССР впервые опубликован в 1988 году.

Произведения А. И. Солженицына, В. Т. Шаламова, Ю.О.Домбровского и других писателей, в которых нашли реалистическое отражение трагические конфликты эпохи, встречали активное противодействие властей. Книги, способные изменить общую картину литературного процесса и сознание современников, были несовместимы с советской реальностью и либо не допускались в печать, либо печатались в искаженном виде.

Историческая проза

В произведениях В. Шукшина («Я пришел дать вам волю», 1971), Ю.Трифонова («Нетерпение», 1973), Б. Окуджавы («Путешествие дилетантов», 1979; «Свидание с Бонапартом», 1983), А. Солженицына («Красное колесо», 1971-1991) и других получила дальнейшее развитие историческая проза. При этом В. Шукшин и Ю. Трифонов в истории пытались найти ответы на современные вопросы; в повествовании Б.Окуджавы сопрягаются разновременные пласты истории, такой прием позволяет автору выявить вечные вопросы, актуальные и для современности; А. Солженицына интересуют переломные моменты отечественной истории, в которых так или иначе проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом.

Процесс углубления историзма происходит в собственно исторической прозе. Исторический роман в 70-е годы находился на подъеме, что дало возможность критике говорить о возрождении исторической прозы. Особую роль в этом жанре играют произведенияВ.С.Пикуля, Д.М.Балашова, В.Чивилихина.

Широкую известность приобрели романы В. Пикуля, посвященные различным этапам русской жизни ХVIII-ХХ веков. Среди них особенно выделяются такие произведения, как «Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит». Автор привлекает богатейший историко-архивный материал, вводит огромное количество действующих лиц, по-новому освещая многие события и ряд деятелей русской истории.

Интересен и необычен художественно-документальный роман-эссе «Память» В. Чивилихина. Дополнительное жанровое уточнение потребовалось, видимо, потому, что в беллетризованную ткань произведения органично вплетаются смелые научные гипотезы - плоды огромного исследовательского труда. Писатель поведал о жестоких схватках с иноземными поработителями и об истоках духовного величия русского народа, сбросившего в длительной и тяжкой борьбе монголо-татарское иго. Здесь далекое прошлое России, средние века, декабристская эпопея связаны единой нитью с нашей, уже близкой историей и сегодняшним днем. Автора привлекают многообразие свойств и признаков русского национального характера, его взаимодействие с историей. Наша современность - это и звенья памяти бесчисленных поколений. Именно память выступает мерой человеческой совести, той нравственной координатой, без которой рассыпаются в прах усилия, не сцементированные высокой гуманистической целью.

Городская проза»

В 1970-е годы в литературной критике появился термин «городская проза».

Городская проза - это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения.

С именем прозаика Ю. Трифонова (1925-1981) связано развитие городского, или интеллектуального, течения в литературе. По словам писателя, в своих произведениях он стремился многообразно запечатлеть «тот огромный слой людей средней интеллигентности и материального достатка, которых называют горожанами. Это не рабочие и не крестьяне, не элита. Это служащие, работники науки, гуманитарии, инженеры, соседи по домам и дачам, просто знакомые».

 

Объектом художественного анализа в повестях Ю. Трифонова «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) является постепенная деградация личности. В отличие от «деревенской прозы», наследовавшей почвенническую традицию, «городская» проза формировалась на основе интеллектуальной традиции. При этом оба течения поднимали проблемы девальвации нравственности в современном обществе, разрушения «самости» в личности современника. «Городская проза» также изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала.

Тематику своих «московских» повестей писатель в полемике с критиками определил так: повесть «Обмен» - о смерти, «Предварительные итоги» - о распаде семьи, «Долгое прощание» - о любви, «Другая жизнь» - о борьбе человека со смертельным горем.

В повести «Обмен» (1969) главный герой, молодой ученый Виктор Дмитриев, по настоянию расторопной жены Лены (и ее родичей Лукьяновых) решил съехаться с уже смертельно больной матерью, т.е. совершить двойной обмен, взойти «в квартирном вопросе» на более престижный уровень. Метания героя по Москве, влияние на героя Лены, пленницы вещей, остальных Лукьяновых, поездки его на дачу в кооператив «Красный партизан», где некогда в 30-е годы жили одаренный льготами отец и его братья, люди элиты с революционными биографиями, люди из «дома на набережной», — и маячащий на горизонте обмен был триумфально свершен. Это почти возвращение в Кремль! Для Лены, которая «вгрызалась в свои желания, как бульдог», и меняться не нужно было ни в чем. Она вся пленена вещами, комфортом, привыкла отпихивать других в очередях, усмирять гордую свекровь, не желающую «олукьяниваться».

Но и сам Дмитриев давно уже опустился. «Обмен» в нем свершен был гораздо раньше. Больная Дмитриева Ксения Федоровна, мать героя, хранительница какой-то нравственной высоты, особого, скажем так, «революционного аристократизма», помнящая о льготах и власти до падения мужа, говорит сыну о его снижении, «олукьянивании», вообще об измельчании, покорности духу вещизма:

«— Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел ... — Вновь наступило молчание. С закрытыми глазами она шептала невнятицу:

— Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно...»

Мать имеет в виду обмен ценностей жизни. Ее ценностям противостоят ценности семьи сына и его жены Лены. Счастливыми в этой семье остаются только сестра Вити с мужем, уехавшие из Москвы работать археологами в Среднюю Азию.

Сюжет увенчан аккордом, провоцирующим долгое прощание с героями, тревожное раздумье. Повесть Трифонова полна презрения к мещанам, ностальгии по «революционному аристократизму» отцов: теперь происходит «олукьянивание» их детей.

Завершает «московский» цикл роман «Дом на набережной». Писателя занимает в нем судьба жильцов одного из известных московских домов на Берсеневской набережной, построенного в 1931 году для высокопоставленных советских руководителей. В центре повествования находится судьба преуспевающего критика Вадима Глебова, который волею обстоятельств обращается памятью в прошлое, к 40-м годам, определившим его судьбу. Соединение разных временных пластов позволяет писателю художественно убедительно показать историю предательства Глебовым близких, любящих его людей. В нужный момент он не решается выступить в защиту своего научного руководителя, профессора Ганчука. Душевного и материального комфорта Глебов достигает путем приспособленчества, самооправдания предательства. Несостоятельность существования героя автор не оправдывает жестокими историческими обстоятельствами предшествующих десятилетий. В «городских» повестях автор исследует алчное потребительство и нравственную ограниченность как характерные черты мещанства, обкрадывающие духовность и человечность.

Философско-иронический, аналитический стиль Ю. Трифонова, его путь исследования человеческого интеллекта в схватках и компромиссах с веком по-своему продолжили и В. Макании, и А. Битов, и Ф. Горенштейн в романах «Псалом» (1975) и «Место» (1977).

Весьма популярны были в 60—80-е годы повести Владимира Маканина «Предтеча» (1982), «Где сходилось небо с холмами» (1984), роман Андрея Битова «Пушкинский дом» (1971), повести краснодарца Виктора Лихоносова (р. 1936) «Брянские» (1963), «Люблю тебя светло» (1969), повесть Владимира Kpупинa «Живая вода» (1980).

Владимир Семенович Маканин (р. 1937) - как характерны заголовки его повестей «Гражданин убегающий», «Антилидер», «Человек свиты», «Аварийный поселок», романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» и др. - не просто исследует «барак» как временное пристанище людей вне групп, сословий, людей промежуточных: он создал тип героя без равновесия, без корней (но с развитой памятью о прошлом), раздавленного стандартами быта, но ищущего новых основ бытия, доверяющего своим снам, мечтам, астрологам. Можно выделить повесть «Где сходилось небо с холмами» (1984), в которой герой, композитор Башилов, ищет ответа на вопрос: почему не поют больше в его поселке, как в годы его юности? Неужели он обобрал всех, «высосал» мелодический дар из своей среды? В других повестях писатель исследует причуды полуобразованной среды, моды, толкающей людей к обманщикам-знахарям, утробным философам («Предтеча»), поведение толпы в очередях («Сюжеты усреднения»). Почему люди видят обман, но хотят... быть обманутыми?!

Особенно интересен в ряду этой прозы опыт Андрея Георгиевича Битова (р. 1937). Именно в прозе Битова в полной мере проявилась проблема «не-своей» жизни в «ненастоящем времени». В романе «Пушкинский дом» (1964-1971) писатель независимо от зарубежных авторов использовал литературно-художественные приемы, характерные для постмодернистских произведений: авторский комментарий к тексту, эссеизм, вариативность сюжетных ходов, интертекстуальность, демонстрацию вымышленности повествования и т.д.

Следует заметить, что все диалоги внука, т.е. Левы Одоевцева, с дедом идут как бы через голову отца Левы, когда-то отрекшегося из-за страха от репрессированного отца. В подтексте всего поведения молодого героя - оценка предательства, соглашательства со злом, малодушия: все это существует где-то рядом... И автор, не безучастный к этим же этическим проблемам, порой заменяет героя, делает свои комментарии особой линией этого сложного романа. Естественно, что и сама русская литература - ведь Лева Одоевцев филолог - становится частью действительности. Роман имеет множество характерных подзаголовков глав, эпиграфов: «Бедный всадник», «Не видимые глазу бесы», «Маскарад», «Дуэль», «Выстрел», «Утро разоблачения, или Бедные люди» и т.п. В сущности - это целый мир русской классики.

Герои, живя в мире культуры и пользуясь средствами культуры, стали способны тревожиться о том, что действительно надо спасать, и самым ускоренным, авральным способом. В романе звучит мысль: человечество, вторгшись в кладовую природных богатств, сорвав двери природы, по существу, не встало на путь прогресса. Превращение в «масскультуру» того, что ей противостоит, - процесс крайне опасный. А. Битов множеством способов - и через беседы, диалоги о судьбах культуры, и через роковые поединки Левы со своим бесом-искусителем Митишатьевым - доносит тревожную мысль: натиск подделок, пошлости на подлинную культуру возрастает.

Тема интеллигенции. Изображение города тесно связано в литературе 50-х - середины 80-х годов с темой интеллигенции. В ее критически остром и гражданственно страстном художественном истолковании заметное место принадлежит роману Владимира Дмитриевича Дудинцева (род. 1918) «Не хлебом единым».

Одним из первых произведений, взорвавших тогда общественную атмосферу, стал роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», опубликованный в журнале «Новый мир» в 1956 году. По тем временам это было очень смелое произведение, по сути дела Дудинцев первым предпринял серьезную попытку дать критический анализ механизма управления страной. Он показывает, что теми, кто стоит у кормила власти, руководит не национальный интерес, а честолюбие, жажда власти, жадность к материальным благам.

Заглавием романа «Не хлебом единым», идущим от Евангелия, писатель подчеркнул, что для счастья человеку мало материального благополучия: ему необходима духовная пища, нравственное удовлетворение от дела, которому он служит. Заглавие произведения непосредственно связано с образом новатора Дмитрия Лопаткина (ему 33 года - возраст Христа, идущего на Голгофу), который вступает в открытое столкновение с консерватором Леонидом Дроздовым, директором комбината, а впоследствии крупным министерским работником.

Дудинцев выбирает в качестве главного положительного героя изобретателя, который символизирует сомнение, инакомыслие. Открыватель - всегда инакомыслящий, в любой отрасли знаний. Главный отрицательный герой - высокий чиновник, представитель «элиты власти», считающей инакомыслящих врагами.

В конечном итоге мытарства и бесконечные страдания Лопаткина, прошедшего и через тюремное заключение, завершаются внедрением его изобретения. Роман, сочувственно показавший «горести и радости людей», добивающихся своей цели, вызвал резко критические отзывы, в которых говорилось об искажении писателем советской действительности.

Поиск героя времени. К тематике научного поиска и изобретательства примыкает огромное количество произведений на производственную тему. Мотивы труда в литературе 50-80-х годов получают многообразное художественное решение. В целом ряде произведений изображается новый тип руководителя производства. Заинтересованность в судьбах людей проявляют герои повестей В. М. Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев!» и «Особое подразделение». Устами своего героя, руководителя производства Павла Балуева, писатель утверждает: «По нынешним временам хозяйственник отвечает за состояние души человека не меньше, чем за состояние техники».

Многих мастеров художественной прозы привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов. В литературе появляются классические образы антагонистов: «железобетонного хозяина» Соковина и пассивного инженера Столярского в повести В. Ф. Тендрякова «Короткое замыкание». Полон драматизма и конфликт партийных руководителей Дербачева и Юлии Борисовой в романе П. Л. Проскурина «Горькие травы». Образ молодого труженика Столетова, отвергающего «счастье для индивидуального пользования», противостоит в романе В.В.Липатова «И это все о нем» потребителю и цинику инженеру Гасилову. Комсомолец Евгений Столетов был очень популярен у молодежи 70-80-х годов. Но спустя годы после создания романа автор признавался, что Столетов как ищущий человек обречен на поражение идущей «сверху» «гасиловщиной», которая опошляет понятие труда, разрушает представления о человеческой нравственности. Тема труда развернута и в романе А. А. Бека «Новое назначение», автор которого стремится показать, что административно-командная система способна исказить созидательную суть творческого труда.

Фантастика

На 1960-е годы приходится и новый виток в развитии фантастики. Советские писатели-фантасты, прогнозируя возможное будущее науки и техники, уделяли большое внимание человеческой психологии. Огромную популярность получили произведения фантастов И. Ефремова («Туманность Андромеды», 1957), В. Колупаева, О. Ларионовой (О. Тидеман) («Леопард с вершины Килиманджаро», 1965), братьев А. и Б. Стругацких («Трудно быть богом», 1963); «Понедельник начинается в субботу», 1965), К.Булычева (И.В.Можейко) («Девочка, с которой ничего не случится», 1965; «Нужна свободная планета», 1977; «Сто лет тому вперёд», 1978). Кроме того, в СССР издавалась и зарубежная фантастика таких писателей, как Р.Шекли, Р.Брэдбери, С.Лем.

Условно-метафорическая проза

На рубеже 1970-1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых авторы вводят фантастических персонажей, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Эти приемы позволяют соотнести события современности с вневременным планом и с позиций вечности оценить текущий момент.

 

Таковы повести «Белый пароход» (1970) и «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) Ч.Айтматова, романы «Белка» (1984) А.Кима и «Альтист Данилов» (1981) В. Орлова и др.

Прозаики, входившие в литературу на рубеже 1970-1980-х годов, В.Маканин, Р. Киреев, А. Ким и другие, уже демонстрировали отличное от традиционного реализма мироощущение и художественные принципы: бесстрастность повествования, отсутствие однозначной авторской оценки, амбивалентность героя, игровое начало.

Амбивалентность (от лат. ambo - обе; valentia - сила) - двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия.

Антиутопия

В 1980-1990-х годах на волне антитоталитарных настроений к жанру сатирической антиутопии обратились Ф. Искандер («Кролики и удавы», 1982) и В. Войнович («Москва 2042», 1986), детективную антиутопию написал А. Гладилин («Французская Советская Социалистическая Республика», 1987), антиутопии-«катастрофы» создали В. Маканин («Лаз», 1991) и Л. Леонов («Пирамида», 1994). Появление жанра антиутопии в последние десятилетия XX века весьма закономерно, поскольку идеологемы общества «развитого социализма» к этому времени были лишены реального содержания. Надежды на осуществление социалистической утопии не оправдались.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 6131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!