Художественные особенности романа

Практическое занятие № 59

Любовь и судьба мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Система вопросов и заданий

Проанализируйте эпизоды, связанные с Маргаритой и Мастером. Письменно ответьте на выделенный вопрос:

Написать в тетрадь краткое эссе «Кто она, Маргарита мастера?»

Устно

Вопросы и задания (самоконтроль):

1. Появление героя происходит только в 13 главе. Это тоже одна из загадок Булгакова. Как выглядит герой?

2. Как описана обстановка в подвале Мастера?

3. Кто или что переворачивает жизнь Мастера?

4. Кому рассказывает о встрече с Маргаритой Мастер?

5. Как встречаются герои?

6. Как Мастер узнает свою героиню? Какую цветовую лексику использует автор?

7. Мастер воспринимает желтый цвет как нехороший. А какая символика у этого цвета?

8. Какое чувство испытывают герои?

9. Как вы понимаете слова «как убийца в переулке»?

10. Какого цвета волосы у Маргариты? Какой вы ее себе представляете? Опишите.

11. Маргарита делает Мастеру какой-то подарок в знак их встречи и преклонения перед его талантом. Что это за предмет?

12. Цветовая лексика, которая сопутствует героине (черный, желтый), напоминает цветовую лексику, которая обозначает сатану и его свиту, ад (желтый, золотой, огненно-рыжий, оранжевый, черный). Как вы думаете, почему?

13. Маргарита появляется при свете дня, а как появляется Мастер?

14. Что приносит Мастеру его гениальный роман?

15. Как вы понимаете слова Левия Матвея «он не заслужил света, он заслужил покой»? Почему Мастеру не дарован свет?

16. Кто же такая Маргарита?

17. В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?

18. Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?

19. О чем это говорит?

20. Дает ли автор портретное описание героини? Как вы думаете, почему?

21. Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?

22. Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?

23. Что дал Воланд Маргарите?

24. Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.

Воланд ← Маргарита

↘↙

Мастер

25. Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера. Какое чувство она испытывает перед Мастером?

26. Что она совершает в нравственном смысле?

27. Это преступление, за которое неизбежно что?

28. Какую основную тему можно сформулировать?

29. Мастер сказал Ивану: «Роман был дописан. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». Что сделалось с его жизнью, когда он вышел в жизнь, держа роман в руках?

30. Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?

31. Чем жил Мастер все это время? Какие мысли его тревожили?

32. Чем жила Маргарита?

33. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?

34. Возможна ли такая «настоящая», верная, вечная любовь в наше время?

Эссе «Кто она, Маргарита мастера?» (ПИСЬМЕННО)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· знакомство с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

· познакомиться с особенностями изображения темы любви в романе;

· узнать, как выражается общечеловеческая проблематика романа;

· понять, как соотносится добро и зло, вера и безверие, бессмертие, милосердие, выбор и личная ответственность за него.

На занятии

мы узнаем:

· обособенностях трактовки темы любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

мы научимся:

· выявлять авторскую позицию; объяснять, как соотносятся добро и зло, вера и безверие, бессмертие, милосердие, выбор и личная ответственность за него.

мы сможем: выявлять своё отношение к проблеме любви.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Общечеловеческая проблематика романа.

2. История любви.

3. Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, милосердие, выбор и личная ответственность за него.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». О какой же любви говорит Михаил Булгаков «Мастере и Маргарите»?

Тема любви в романе является своеобразным связующим звеном сюжета. Она ведёт к постижению истины, и именно она противостоит злу. С этим чувством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии.

Мастер и Маргарита присутствуют в произведении неразрывно. Они появляются вместе в 13 главе. С этого момента начинается рассказ о любви, которая, по словам Александра Куприна, «должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», которую не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы».

Устами Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работает в одном из музеев столицы, иногда занимается переводами. Выиграв большие деньги, он снимает подвальные комнаты в маленьком доме, покупает нужные книги и начинает писать роман о римском прокураторе в Иудее Понтии Пилате. Мастер, переживает свой «золотой век». Наступающая весна прекрасна, роман о Пилате идёт к концу.

Однажды случается «нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встречает женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах». С этого момента жизнь его обретает полноту. Булгаков пишет: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Женщина эта красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна.

Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в её жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты приходит смысл.

Вот отрывок из романа, в котором происходит переход от любования автором своими персонажами к кульминации:

«Она приходила, и первым долгом надевала фартук, и в узкой передней … на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, чёрная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы. Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь. Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

– И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…». Булгаков доказывает нам, что для любви быт не помеха. Главное быть рядом с любимым человеком.

У возлюбленных есть общие интересы. Он работает над романом, эта работа поглощает и её. Она – Муза, критик, единственный читатель и соавтор.

По сюжету роман написан в августе, но его не печатают, подвергнув критике. А затем Мастера уличают в том, что он не похож на остальных авторов, не так мыслит, не так чувствует. «Настали безрадостные осенние дни...».

Мир литературы, реальность, в которую попал Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта – ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Булгаков пишет историю самоотверженного и бескорыстного чувства.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

А когда в середине января, ночью, он возвращается, в его квартире уже обитает Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик. Мастеру ничего не остаётся, как идти в клинику для душевнобольных. Он отказывается от своей любви.

Маргарита за право быть рядом с любимым соглашается продать душу дьяволу. Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. «Дикий разгром», учинённый героиней, прекращается, как только она видит в одном из окон испуганного малыша.

С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают её избавить от страданий других. Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду. «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». Всеведущий дьявол потрясён. Он не знает мира любви и мира милосердия. Он оценивает её порыв.

«– Ну что ж, Бегемот, – заговорил Воланд, – не будем наживаться на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, – он повернулся к Маргарите, – итак, это не в счёт, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?»

Превращение в ведьму не лишает Маргариту главного – истинной женственности.

В романе «Мастер и Маргарита» автором раскрывается тема вечной любви и верности как спасительной силы души.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для неё стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не всё ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» «устраивает» этот покой. Маргарита останется с любимым навсегда, ведь рядом с ним её и смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Прототипом героини стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера – сам автор.

1939 год XX века. 49-ый год жизни Булгакова. Тяжело больной, Михаил Афанасьевич продолжает работать над романом. В своём дневнике Елена Шиловская пишет: «Я люблю роман бесконечно».

Последнее, что слышит угасающий автор, это клятву жены: «Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать». Елена Сергеевна проживёт без Булгакова ещё 30 лет. Она сделает всё, что обещала мужу.

Художественные особенности романа

«Мастер и Маргарита» – очень оригинальное по своей структуре произведение. Своеобразен текст, создаваемый Мастером. Он отличается по манере от «московских» глав объективностью тона, торжественностью. Текст романа о Христе читатель узнаёт из рассказа Воланда, из сновидения Ивана Бездомного, по восстановленной рукописи мастера.

Очень разнообразны способы повествования. Здесь объединены и романтические размышления о любви Мастера и Маргариты, и обличение бюрократов, и фантастика, и фарс. Персонажи московских сюжетов имеют своих двойников в ершалаимском пласте романа.

Своеобразие романа – в том, что ответы на вечные вопросы бытия возникают из событий сюжетной линии.

Роман «Мастер и Маргарита» – это гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа, гимн творцу – Мастеру, история любви Маргариты и, наконец, это памятник Москве 30-х годов XX века.

ВЫВОД.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!