Иосиф Бродский. «Рождественская звезда»

Рождество в произведениях художественной литературы. Обзор.

 

Святые дни… в вас с Богом единение,

Тропинка в мир, где после смерти жить,

О, как легко вас предавать забвению

И как потом вас трудно возродить!

Д. Борисова

Рождество - один из главных праздников христиан, самый ожидаемый, волшебный и прекрасный. Этот праздник отмечают и западные (католики) и восточные (православные) христиане. Разница празднования в календаре. 25 декабря - католики (по григорианскому календарю). 7 января – православные (по юлианскому календарю) Рождество относится к непереходящим, неподвижным праздникам (дата празднования не меняется).

Этому празднику посвящены тысячи книг, песен, фильмов и картин художников.

Рождество как символ предчувствия, ожидания и, в конце концов, свершения чуда — привычный сюжет в литературе различных жанров. Рождественская литература в России вобрала в себя, с одной стороны, фольклорные мотивы, с другой стороны, достижения беллетристики, и стала заметным явлением городской культуры.

Яркие сцены празднования Рождества были созданы в классической русской литературе. Это эпизод с гаданием и страшным сном Татьяны в «Евгении Онегине», празднование святок в «Войне и мире», карнавальная «Ночь перед Рождеством».

 

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами. Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством».

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

В художественной организации повести «Ночь перед Рождеством» проявились также традиции обрядового фольклора.

Колядки — календарно-обрядовые песни, которые исполняли в Украине и в южных областях России еще со времен язычества. Название связано с Колядой — богом, который в язычестве начинал новый Круг Солнца (Сварога), то есть новый хозяйственный год. С принятием христианства Коляда ассоциировался с великим праздником Рождества. Обряд колядования состоял в том, что колядники ходили от дома к дому, пели хвалу Богу и добрые пожелания людям, а взамен получали пожертвования в общий мешок, потом эти пожертвования делились среди всех участников процессии. Коляда — символ обновления мира, символ святости и чистоты, победы добра над злом. Само слово «Коляда» происходит от «коло» (отсюда коло, колесо, колядувати) — символ Солнца. В колядках величали рождение Солнца и самые важные составляющие Вселенной — Огонь и Воду, а также рождение Христа.

Нередко колядники переодевались или выворачивали кожух, изображая волка (для отпугивания злых духов). Среди колядников был и тот, который представлялся чертом, он надевал на себя шкуру, лицо вымазывал сажей, к голове прикреплял рога, к носу — пятачок, в зубы брал горячий уголь. Он был активным участником действа (отельных сценок) во время колядования.

Атмосфера веселого народного гуляния-колядования царит в повести.

Идея единства народа, собравшегося славить Христа в колядках, постоянно звучит в произведении: В радостном единении жители Диканьки и окрестных деревень ожидали праздник рождения Христа, вместе они и встречают праздник в церкви.

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни — щедровки.

«Щедрый вечер» входит в цикл новогодних и рождественских праздников, но он не совпадает со «Свят-вечером», а наступает на неделю позже. Щедровки (укр. щедрівки) — это те магические слова, которые должны умилостивить щедрого Бога Спаса и дать в новом году хороший урожай.

Колядки и щедровки, непосредственно введенные Гоголем в повесть «Ночь перед Рождеством», придают произведению атмосферу лиризма, традиционной народной культуры и акцентируют вечные темы и мотивы, которые разворачиваются в повести: поворот к новому хозяйственному году, борьбу света и тьмы, добра и зла, а также приход великого православного праздника, ради которого должны объединиться христиане.

Фольклорные и мифологические структуры в повести Гоголя способствовали утверждению христианских идей и торжества духовных возможностей человека, его единения с Богом, природой и людьми. Кроме того, использование элементов фольклора и народной мифологии способствовало созданию национального образа мира в творчестве Гоголя.

 

Во второй половине 19 века в рождественских номерах журналов обычно печатали так называемые святочные рассказы и рождественские истории. Их писали почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Максим Горький.

Определяющим жанровое содержание святочного рассказа является особая рождественская философия с ее утопическим и сентиментальным представлением о жизни, проповедью ценности человеческой жизни, тепла, добра и радости в отношениях между людьми. Нравственный смысл становится доминантой содержания в святочном рассказе.

По форме святочный рассказ достаточно каноничен: действие приурочено к рождественским праздникам и разворачивается в течение святок или одной рождественской ночи; с героем происходят чудеса, которые предопределяют душевную метаморфозу; рассказ имеет счастливую развязку. Согласно традиции жанра святочный рассказ иллюстрирует христианско-нравственные заповеди и в этом — моралистичен и назидателен.

Н. Лесков «Зверь». Рассказ Н. Лескова был напечатан в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» в 1883 г. У произведения был подзаголовок «Рождественский рассказ». «Зверь» - традиционный рождественский рассказ. В нем происходит главное чудесное преобразование – это перерождение человеческой души. В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры. В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.

Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.

Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.

В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками. Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.

Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.

По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.

Рассказ «Зверь» автобиографичен. Тётка Лескова очень юной была отдана замуж за пожилого благодетеля семьи. Этот человек был богатым, но злобным и жестоким. В отличие от героя Лескова, с ним не произошло чудесного духовного перерождения.

 

А. П. Чехов “На святках”. “На святках” - трогательный рождественский рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Это рассказ о рождественском чуде, о любящих родителях и о “единственной любимой дочери”. Композиция рассказа разделена на две части: в первой действие происходит в деревне, во второй – в Петербурге.

Денно и нощно переживала старуха Василиса о том, как в Петербурге живет ее единственная дочь Ефимья, которая еще четыре года назад уехала со своим мужем из деревни. За неумением писать старуха обращается к брату хозяйки квартиры Егору. 

Василиса диктовала так, как сказала бы напрямую дочери про “всякие происшествия, свадьбы, смерти”, произошедшие в деревне за эти четыре года. Егор же, узнав, что муж Ефимьи как и он сам солдат, начал писать георгиевские речи, молоть про “5 Том Военных Постановлений” и проч. Таким образом, получается письмо, полное абсурда.

Отдав пять целковых за письмо, Василиса и дед уходят. Старуха корит себя за то, что не смогла в этом письме передать того, что накопилось в ней за эти четыре года, не смогла передать своей бескрайней любви и душевной теплоты, что после выходы даже огрызнулась на собаку: “У-у, язва!”. В финале первой части рассказа присутствует очень важная как семантически, так и композиционно художественная деталь - молитва: “а на рассвете она встала, помолилась и пошла на станцию”. Ее и станцию (станция здесь играет роль некого портала, ведущего к Ефимье) связывает молитва.

Молитва связывает ее и дочь. И эта молитва переносит нас в Петербург, во вторую часть рассказа, в водолечебницу доктора Б.О. Мозельвейзера, где работает муж Ефимьи. Сюда же приходит и почтальон с письмом из деревни. Андрей Хрисафыч, осматривая принесенную почту, находит данное письмо и передает его жене, которая на тот момент сидела в комнате с тремя своими детьми. С первых строк Ефимья предалась плачу: “она залилась слезами”. Сразу же она в сердечном порыве отдается во властию воспоминаний, связанных у нее с деревней: “Ребятки на саночках…И дедушка лысенький на печке…и собачка желтенькая”. Здесь же происходит раскрытие двух петербургских героев: Ефимья – чистосердечная чувственная душа, и ее муж – эгоист, стремящийся к деньгам и забывший про те письма, которые Ефимья просила отправить его в деревню, забыл про самое святое для нее и даже не почувствовал угрызений совести. Так, мы наблюдаем свершение настоящего рождественского чуда.

Хоть письмо и получилось абсурдным, все же оно от родителей и это трогает героиню, будто она за тысячи верст смогла услышать материнскую молитву на рассвете. Соединение родителей и дочери – вот самое настоящее рождественское чудо.

 

Наталья Ключарёва «Юркино рождество». Этот современный рассказ, написанный известной писательницей, лауреатом многих литературных премий, впервые был опубликован в 2009 году в январском номере журнала «Фома» и вызвал оживленные споры читателей. По внешним признакам — это жесткая социальная проза. Родители главного героя, мальчика Юрки, спиваются, и в какой-то момент он понимает: они не только себе жизнь сломали, но и ему могут сломать. Юрка ожесточается, выгоняет родителей из дома и начинает жить самостоятельно, находит источники заработка…

Проходят годы, Юрка вырастает, становится взрослым — и случайно встречает на улице свою мать. Спившуюся, опустившуюся бомжиху. И вот тут-то в сердце Юрки и происходит рождество — с маленькой буквы, но все-таки. Он устраивает ее в больницу, начинает о ней заботиться — причем мать его не узнает, считает совсем другим человеком, жалуется ему на своего бессердечного сына…

Что здесь важно, на что обратить внимание? На то, что Господь может совершить чудо совсем не там, где этого ждут, и совсем не так, как его ждут. И главное чудо — в изменении души, которая, казалось бы, зачерствела, в которой, казалось бы, уже нечему меняться. Это жесткий рассказ, в нем нет хеппи-энда, но его финал воспринимается светлым, если смотреть глазами христианина.

Рождество в произведениях художественной литературы:

· А. Т. Аверченко. Индейка с каштанами. Инквизиция. Рождественский день у Киндяковых

· Л. Андреев. Ангелочек

· А.Бестужев-Марлинский. Страшное гадание

· И. А. Бунин. В деревне

· Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством

· М. Горький. Извозчик

· Ф. Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке

· А. И. Куприн. Бедный принц. Тапер. Чудесный доктор

· Н. С. Лесков. Жемчужное ожерелье. Христос в гостях у мужика. Неразменный рубль. Запечатленный Ангел.

· В. Набоков. Рождество

· К. Станюкович. Рождественская ночь

· А. П. Чехов. Мальчики. Мошенники поневоле. Новогодние великомученики. Ночь на кладбище. Страшная ночь. Шампанское

· И. С. Шмелев. Лето Господне: «Рождество», «Святки»

Рождественская поэзия

 

Нет такого русского поэта, в творчестве которого не затрагивались бы темы, связанные с жизнью и спасительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Практически все наши отечественные поэты всех времен (вплоть до современных), непосредственно или косвенно, но откликались в своем творчестве на Благую весть христианства. Поэзия гораздо тоньше, чем проза, передает самые сокровенные переживания и думы человека. Стихи о Рождестве в полной мере отражают личный, интимный опыт переживания этого события каждым из авторов.

 

Произведения, авторы которых наиболее близко следуют Евангельскому повествованию.
А. Фет. «Ночь тиха. По тверди зыбкой...»
Л. Мей. «То были времена чудес...»
А. Блок. «Был вечер поздний и багровый...»
К. Р. ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (Отрывок)
Е. Львова. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
К. Льдов. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
В. Ходасевич. ВЕЧЕР (Отрывок)
И. Бунин. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
В. Набоков. (ЕВАНГЕЛИЕ ИАКОВА, ГЛ. 18), В ПЕЩЕРЕ
Г. Иванов. «Наконец-то повеяла мне золотая свобода...»
К. Липскеров. ИЗ ЦИКЛА «ТРИ СОНЕТА». ВОЛХВЫ
Б. Пастернак. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА
Архиепископ Иоанн (Шаховской). «СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ»
И. Бродский. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА, «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере...»

Стихи, в содержании которых присутствуют рождественские мотивы.
В. Бенедиктов. ЕЛКА. 24 декабря 1857
А. Фет. «Звезда сияла на востоке...»
А. Блок. СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ
З. Гиппиус. НАШЕ РОЖДЕСТВО
С. Есенин. «То не тучи бродят за овином...», «О Матерь Божья...»
О. Мандельштам. «Где ночь бросает якоря...»
М. Кузмин. РОЖДЕСТВО
В. Набоков. РОЖДЕСТВО
Б. Пастернак. СНЕГ ИДЕТ
Б. Ахмадулина. ЕЛКА В БОЛЬНИЧНОМ КОРИДОРЕ

Иосиф Александрович Бродский (1940- 1996) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г. Постмодернистская картина мира.

Творчество иногда разделяют на два периода. Ранний этап, который завершается в середине 60-х г: стихи более простые по форме, мелодичные, светлые и просветляющие (“Пилигримы”, “Рождественский романс”, “Стансы”, “Песня”). У позднего Бродского преобладают мотивы одиночества, пустоты, конца, абсурдности, усиливается философское и религиозное звучание, усложняется синтаксис. (“Сретение”, “Насмерть другу”, “Келомякки”, “Развивая Платона”, циклы “Части речи” и “Кентавры”).

Поэзия Бродского в своей основе давно признана христианской. Библия и, особенно, важнейшая ее часть — Евангелие входят в жизнь поэта. Библейские и евангельские сюжеты часто звучат в его стихах: жертвоприношение Авраама, Сретение и особенно Вифлеем, Рождество.

Еще в начале 60-х годов, несомненно, под влиянием опыта старших поэтов (библейские стихи А. Ахматовой, «Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад» Б. Пастернака из его цикла «Стихи из романа»), Бродский решил каждый год к Рождественским праздникам писать по стихотворению о рождении Христа. Он несколько лет исполнял задуманное, но затем такие стихи стали появляться не столь регулярно. И тем не менее, он не оставлял своего замысла и уже в поздний период, в конце 80-х-начале 90-х годов, создал такие шедевры, как «Рождественская звезда», «Колыбельная» («Родила тебя в пустыне...»), «25.XII. 1993» («Что нужно для чуда? Кожух овчара...»).

Эволюцию Иосифа Бродского от первого рождественского стихотворения, появившегося в 1961 году, к последнему, которое датировано 1995 годом, можно описать как движение от усложненности и избыточности к внешней простоте и аскетизму.

Иосиф Бродский. «24 декабря 1971 года»

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.

Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.

Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.

В одном из лучших произведений этой темы - «Рождественская звезда» (24 декабря 1987 г.) - Бродский дает свою философско-поэтическую интерпретацию библейских мотивов. На первый взгляд, здесь все достаточно традиционно, те же реалии, обстоятельства, действующие лица, что и в первоисточнике, или, к примеру, в одноименном стихотворении Б. Пастернака, только Бродский излагает сюжет и обстоятельства более конспективно, перечислительно и, быть может, несколько декоративно.

Иосиф Бродский. «Рождественская звезда»

В холодную пору в местности,
привычной скорее к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности
более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне
может зимой мести.

Ему всё кругом казалось огромным:
грудь матери, жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была
звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!