Глава II . Хозяйство. Материальная культура



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

НАРОДЫ АФРИКИ ФУЛЬБЕ

 

      Выполнил обучающийся: Ефремова Мария Юрьевна 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Проверил: Евгеньев Андрей Александрович, доцент кафедры История России
  ____________      (оценка)                        
   

Оренбург, 2020 г.                                 

Содержание

 

Глава I. Этногенез и этническая история…………………………………………..2

Глава II. Хозяйство. Материальная культура……………………………………...5

Глава III. Социальный строй и общественная организация………………………8

Глава IV. Духовная культура………………………………………………...…….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………….…17    

Глава I .Этногенез и этническая история

Фульбе, или фула, или фулани – население, проживающее в обширной местности в Западной Африке: от Мавритании, Гамбии, Сенегала и Гвинеи в западе вплоть до Камеруна и в том числе и Судана на востоке. Говорят, на языке фула атлантической семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. Это дисперсно расселенный народ, не имеющий единого центра. Само их название означает на их языке «рассеянные, распыленные».

О происхождении фульбе существует множество гипотез.

По взгляду некоторых антропологов, возникновение фула близко связано с Египтом. Анализ гаплогруппы народностей фульбе наличествует о среднеазиатском происхождении прародителей по отцовской линии. Древнейшее поселение отслеживается современными антропологами из Средней Азии через, Египет, Судан и Чад, что разумеется отрицает версии о происхождении фула с южного либо юго-западного течения от Сахеля.

В то время как их происхождение до этих пор порождает дискуссии, арабские писатели упоминают об их существовании еще примерно 1000 лет назад. Впервые упоминания о фульбе можно встретить в трудах арабского историка Такиюддина аль Макризи[1], описывающего двух человек, присланных в дар правителю Борцу. Раньше ученые не замечали таких фактов в древних источниках кроме Птолемея, писавшего об эфиопах “белого цвета”, после чего Аль-Бакри тоже подчеркивал, что встретил людей, исповедующих ислам, которые женились только на женщинах их рода. Они имели красивые лица, и светлую кожу. Европейцы узнали о таком народе после рассказов путешественников, проникших вглубь континента. Итальянец Альвизе де Кадамоста[2] в 15 веке видел их правителя, прославившего себя воинскими доблестями, а также подчеркивал, что воины во время утоления жажды могли осушить реку. Затем дальнейшие исследования показали удивительные отличия фульбе от остальных жителей Запада страны, так как это были высокие и стройные люди с тонкими чертами лица и красноватым оттенком кожи. Это подчеркивало древность их происхождения, но кроме многочисленных гипотез никто так и не смог выяснить, откуда они пришли на эту землю. Французские ученые предполагают, что они могут быть потомками средиземноморских жителей или египтян, а также склонны отнести их к загадочному народу фут, описанному в священных писаниях, но, ни одна из данных теорий не была подтверждена. Сами люди утверждают, что пришли сюда с Востока, где осталась их настоящая родина, а также являются кочевниками, для которых скот важнее родителей. Кочевники постоянно ведут подвижный образ жизни, потому что домашних животных нужно кормить и искать им хорошие пастбища и водопои на просторах саванны. Эти темы крайне важны для фульбе, так что в засушливые сезоны наследники и родственники хозяина стада берут на себя ответственность и берегут такое добро. Специалисты связывают скотоводство с главной причиной миграции народа, так как пастухи были вынуждены из-за быстрого размножения овец, верблюдов или лошадей вместе с крупным рогатым скотом, искать новые места для стоянок.

Вероятнее всего, протофульбе сформировались в Восточном Судане на территории Сахары до её высыхания. К концу 1-го тысячелетия нашей эры они переселились в юго-западные районы Сахары и сахеля, а в X—XI веках обосновались в долине реки Сенегал и к югу от неё в области Фута-Торо, создав ряд раннеполитических образований, крупнейшими из которых были Текрур и Вало (Уало). Столетиями они перекочевывали со своими большим крупнорогатым скотом, населяя широкие территории в регионах Сахеле и саванны Западной Африки, и превратились в огромное количество субгрупп с различными обозначениями, в том числе Фульбе, Джелгове, Гурма, Горгаве, Феллата, Фула, Фулакунда, Боророс, Водабе, Пеул, Пулаар, Халпулаар, Липтаако, Тукулёр и Тукулор. Своё начало Фула берут в равнине реки Сенегал, где они основали собственные королевства. Примерно до начала IX столетия они продолжали собственную миграцию в регионы Бунду, Бамбук, Диомбоко, Каарта и Багана. Наконец те, кто сосредоточились в Ферло, с XI по XIV века перебрались в Фута-Джалон, в бассейн реки Вольта, в Гурму, в страну Хауса, в Адавама, Богхирме, Уадай, цепь анклавов (часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства) фульбе протянулась с запада на восток от побережья Атлантического океана до озера Чад.

Становление ислама

Фульбе стали мусульманами приблизительно в XI веке нашей эпохи. Создав культурные центры, фульбе стали активно распространять ислам в Западной Африке, сотрудничая с берберскими и арабскими шейхами, а также ведя джихад или священные войны. Будучи воинственным народом, фульбе преуспели в набегах и насильственном разрушении торговых путей прежних африканских королевств, положив начало своему возвышению. В результате они стали доминирующей силой на большей части Западной Африки в средневековую и доколониальную эпоху, утвердившись не только в качестве религиозной группы, но и став серьезной политической и экономической силой. Со временем, по мере того как фултбе расселялись по разным регионам, их потомки постепенно переходили на оседлый образ жизни. XVII-XIX века были ознаменованы явлением, получившим название «джихад фульбе». Это религиозно-политическое движение привело к настоящей революции в Западной Африке. У его истоков стоял шейх Усман дан Фодио — этнический фульбе. В результате «джихада фульбе» в Западной Африке возникли теократические исламские государства фульбе, существовавшие с конца XVIII – до конца XIX в. Основные из них располагались в долине реки Сенегал, в горах Фута-Джаллон, в Гвинее, в Мали, на севере Нигерии и на плато Адамава в Камеруне. Самым ранним из таких государств стал имамат Фута-Джаллон, возникший в первой половине XVIII в. на территории современной Гвинеи.

В XVIII—XIX вв. в результате завоевательных войн под знаменем ислама фульбе создали несколько военно-теократических государств: Фута-Джаллон, Фута-Торо, Сокото, Адамауа, Липтако, Масина. Влияние фульбе в Африке остается сильным и по сей день, поскольку именно они способствовали успешному распространению ислама в Западной Африке

 

 

Глава II . Хозяйство. Материальная культура

Скотоводство

Основное занятие фульбе — скотоводство, но почти все они понемногу занимаются земледелием, возделывая ближайшие к деревням участки. Им постоянно не хватает зерна, и они обменивают на него молочные продукты.

Фульбе делятся на три группы скотоводов: кочевники-скотоводы, больше всех сохранившие свою самобытность, полукочевники и оседлые.

Сейчас кочевым скотоводством занимается только одна из многочисленных групп фульбе – бороро. Бороро кочует со своими стадами в Нигере, Верхней Вольте, Нигерии. Фульбе не запасают кормов, скот круглый год находится на подножном корму. В особенно сухие и жаркие месяцы выпас производят по ночам. Практикуется наем пастухов. За работу полагается обеспечение одеждой и пищей на все время найма, а в конце – бычок. Фульбе – бороро разводят преимущественно крупный рогатый скот – зебу, но держат также овец, лошадей, верблюдов. В районе Сокото живут группы, которые занимаются исключительно овцеводством. Как правило, крупный рогатый скот режут лишь в исключительных случаях, мясо овец служит пищей, из шкур и шерсти делают одежду. У фульбе сохраняется представление о магической силе чисел, поэтому они обычно не говорят о количестве скота, и подсчитать численность стад очень трудно. Но известно, что подавляющее число скота в Северной Нигерии сосредоточено именно у фульбе. Кочевники носят короткие бубу (некие палантины) синего цвета, а в жару — только набедренную повязку (из шерстяной ткани или шкуры) и большую воронкообразную соломенную шляпу «тенгаде», украшенную полосками цветной кожи, иногда — шарф с бахромой через плечо. Женщины-кочевницы носят только короткую черную пань (драппировка), а когда идут на рынок, надевают на голову и плечи покрывало, или «мавританское платье», закрывающее тело с головы до пят, но оставляющее открытым лицо. Их любимые украшения — крупные янтарные бусины в волосах и серебряные браслеты на руках и щиколотках.

Наиболее типичным способом ведения полукочевого скотоводства является хозяйство фульбе в горных областях Фута - Торо и Фута-Джаллона. Наряду с зебу фульбе разводят маленьких безгорбых быков породов ндами. После окончания сезона дождей и уборки урожая, фульбе уводят свои стада к югу и проводят там все сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. Останавливаясь у деревень земледельцев, фульбе устраивают себе временное жилище и живут там несколько месяцев, а стадо под надзором пастухов пасется в саванне. На дальние расстояния кочуют только богатые скотовладельцы, имеющие большие стада. С началом дождей скотоводы возвращаются к своим местам обитания. Мужчины в это время оставляют скот на попечение юношей и занимаются обработкой полей. Юноши ведут пастьбу стад, отгоняя скот по утрам и возвращаясь с ним к вечеру. Система земледелия — переложная, подсечно-огневого типа. По - прежнему в деревнях пользуются традиционными земледельческими орудиями (мотыга, палка-копалка и др.), хотя зажиточные крестьяне используют и современную сельскохозяйственную технику. Большую роль, как и прежде, играет приусадебное хозяйство, которым занимаются исключительно женщины.

Жилища.

Поселения фульбе дисперсного типа, небольшие по размеру. Они состоят из отдельных домохозяйств — галле, включающих несколько хижин в зависимости от состава семьи и ее зажиточности, и загона для скота. Жилища кочевников — полусферические палатки, крытые соломой, или навесы, защищающие со стороны ветра и солнца. Убранство жилищ состоит из циновок, кожаных подушек, бурдюков с водой и мешков с одеждой. На небольшом расстоянии от жилья находится загон для скота с оградой из колючих веток. Глинобитные хижины оседлых фульбе обычно имеют веранды — навес из циновок — и обносятся плетнем. В хижине два небольших отверстия — дверь и «окно». Несколько мелких поселений объединяются в приход — мисиди — со своей мечетью. Каждая семья или группа родственных семей имеет свою пастбищную территорию.

Пища и растения.

Фульбе едят в основном растительную пищу, употребляют большое количество парного и кислого молока. Одно из любимых блюд — рис с рыбой. Также они разводят кур, уток, коз и овец на мясо. Мясо едят крайне редко. Куры и утки дают яйца; козы и коровы – молоко для питья и изготовления масла и простокваши. Говядины фульбе почти не едят; скот забивают только в случае торжеств – первого брака или праздника буки, когда дается имя новорожденному. Некоторые группы фульбе не едят козлятину из-за поверья, что от козьего мяса можно заболеть проказой. Любопытно, что быков они не используют как рабочий скот. Это дало основание европейским ученым говорить о том, что скот для фульбе якобы всего лишь символ благородства и предмет поклонения. По мнению французского ученого Ж.Ришар-Молара, «не скот для фульбе, а фульбе живет для него, чтобы служить ему». Уже в XIX в. фульбе на Фута-Джаллоне перешли к оседлости и стали скотоводческо-земледельческим народом, причем роль земледелия все больше возрастала. С этого времени они стали выращивать рис, фонио, кукурузу, батат, таро, ямс, различные овощи. Вкус еде придают соусы – ими поливают кашу.

Ремесла.

Для оседлых фульбе характерно пренебрежительное отношение к ремеслам, к которым они так и не приобщились. Это, видимо, во многом объясняет то обстоятельство, что область творческого самовыражения народа не соприкасается ни с кузнечным или ювелирным делом, ни с ткачеством, ни с гончарным ремеслом, ни с резьбой по дереву, то есть, с тем, что традиционно составляет африканское искусство.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!