Вопросы теории: четыре направления
Лекция №3. Теоретические школы в международных исследованиях (4 часа).
Цель: сформировать представление об основных теоретических подходах к изучению международных отношений.
Задачи: раскрыть объективные предпосылки теоретического осмысления процессов, происходящих на международной арене, изложить основные положения классических подходов к изучению международных отношений – либерализма и реализма, показать основные причины утраты ими актуальности к началу ХХ века и их модернизации (неореализм и неолиберализм), дать характеристику марксистского и постмодернистского подходов, изложить основные тенденции в развитии международной теории в конце 1990 – начале 2000-х годов.
План:
1. Реализм и неореализм.
2. Либерализм и неолиберализм.
3. Неомарксизм и постмодернистские подходы в международных исследованиях:
а). неомарксизм;
б). постмодернистский подход.
4. Тенденции в развитии теории в конце 1990 – начале 2000-х годов.
События, происходящие на международной арене, подвергаются теоретическому осмыслению, поскольку сами по себе факты лишь свидетельствуют о случившемся, но не объясняют, почему то или иное событие произошло. Понимание и объяснение этого важно не только для исследователей, но и прежде всего для тех, кто работает в практической сфере, так или иначе связанной с международным взаимодействием, для политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов и т.п. Именно на основе такого объяснения можно давать оценки и делать прогноз относительно тенденций дальнейшего развития: согласно выражению известного психолога К.Левина, нет ничего практичнее хорошей теории. Правда, как иронично было замечено впоследствии, проблемой остается как раз поиск такой теории. Но это – уже задача исследователей.
|
|
Теоретические подходы на протяжении истории развивались и изменялись, оказывали влияние друг на друга. Первоначально осмысление международных отношений проходило в рамках различных научных дисциплин, прежде всего – истории.
Насыщенность XX столетия событиями (две мировые войны, создание оружия массового поражения, холодная война, изменения в мире после ее окончания и т.п.) стимулировала развитие теории и в области собственно международных отношений. Кроме того, потенциал самой научной мысли в социальных науках XX столетия способствовал более полному теоретическому пониманию происходящего на мировой арене. По этим причинам теории международных отношений и мировой политики получают в XX в. бурное развитие, прежде всего в США, что, правда, дало основание известному исследователю Ст.Хоффманну (St. Hoffmann), получившему образование в Париже, но затем переехавшему в США, с достаточной долей сарказма назвать их «американским обществоведением».
|
|
Международные отношения крайне сложны и многоаспектны, поэтому не существует какой-либо единой теории, которая могла бы объяснить все многообразие международной реальности. Различные теоретические подходы исходят из разной аксиоматики (исходных положений). При этом, в связи с тем что в рамках государственно-центристской модели мира внешняя и внутренняя политика четко разделена, «разделенными» оказались также исследования в области теории: теория международных отношений и теория политики разрабатывались параллельно друг другу. Однако развитие мира в конце XX – начале XXI в., и прежде всего стирание границ между внутренней и внешней политикой, все с большей очевидностью ставит перед исследователями задачу формулирования теории политики, которая включала бы теоретические наработки, существующие в области как политологии, так и международных отношений. Тем более что многие проблемы по своей сути являются общими, например мораль и политика, природа человека и многие другие, включая философские истоки теоретических воззрений в области политики.
|
|
В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы в исследованиях международных отношений и мировой политики в качестве основных: реализм(в современном варианте он представлен главным образом неореализмом), либерализм(сегодня это в своей основе – неолиберализм), неомарксизми пост модернизм.Дискуссии между представителями этих школ дают возможность лучше понять смысл происходящего на мировой арене.
1. Реализм и неореализм
Теоретическая школа политического реализма (англ.: realism ), или просто реализма, восходит своими истоками к работам таких авторов, как Фукидид, Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др. Среди ее представителей следует прежде всего назвать Экарта Kappa (E.Carr), Джорджа Кеннана ( G . Кеппап), Ганса Моргентау (H. Morgenthau), Рейнхольда Нибура (R. Niebuhr ), К. У. Томпсона ( K . W . Thomson ).
Реализм – один из старейших теоретических подходов в международных исследованиях, требующий максимально точно и «реалистично» описывать международные отношения, т.е. исследовать то, что есть, а не то, что предпочтительно или возможно появится в будущем. Возник реализм в первой половине XX в. первоначально как критика моралистического и утопического подхода в политике, игнорирующего реалии силовых отношений на международной арене. Он исходит из эгоистичной природы человека, которая, согласно представлениям работающих в этой парадигме авторов, остается неизменной. Реалисты рассматривают государства в качестве «единиц» анализа и видят международные отношения как хаотичное взаимодействие государств на мировой арене, выступающей в виде «поля» острого противоборства. Согласно метафоре А. Уолферса (A.Wolferś),одного из теоретиков реализма, государства, взаимодействуя, сталкиваются, подобно бильярдным шарам. В этом смысле международные отношения представляют собой, по выражению Т.Гоббса, «войну всех против всех». Отсюда эти отношения описываются реалистами как анархические. Вопрос: что такое анархия?
|
|
Критики упрекают реалистов в том, что они не видят возможности упорядочить международные отношения. Однако это не так. Хаотичное взаимодействие, согласно представлениям реалистов, регулируется различными договорными отношениями. И здесь надо отдать должное А.Уолферсу за подробную теоретическую разработку проблем межгосударственного сотрудничества. Тем не менее сами государства, согласно реалистам, действуют на мировой арене, исходя из трех гоббсовских мотивов: достижения и обеспечения безопасности государства; удовлетворения экономических требований политически значимых слоев населения; повышения престижа государства.
Справедливости ради надо отметить, что такой акцент на государстве как «единице» анализа был характерен не только для международных отношений. Согласно американскому исследователю И.Фергюсону (Y.Ferguson),конец XIX – начало XX в., когда возникли современные социальные науки, были периодом наивысшего расцвета государства. Поэтому и социология, и политология, и экономика, а также другие дисциплины полностью восприняли так называемую этатистскую установку (этатизм),взяв за "точку отсчета" именно государство. Что такое этатизм?
Существование государств и самой системы международных отношений, по мнению реалистов, зависит от четкого следования национальным интересам (англ.: national interest ): это является одним из ключевых понятий в теории реализма. Национальные интересы, как утверждают реалисты, имеют объективный характер, поскольку определяются такими объективными факторами, как традиции, неизменная природа человека, географические условия и т.п. Поэтому в рамках реализма оказывается проблемой то, как определяются эти интересы и чем обусловлены различия в их восприятии со стороны конкретных политиков. Например, какая внешняя политика отвечает национальным интересам Украины? Очевидно, мнения разных аналитиков будут различными. То же самое можно сказать о любой другой стране.
Действуя на международной арене и следуя своим интересам, государства должны исходить из оценки своих возможностей (могущества). И потому еще одной важной категорией в реализме выступает «сила», или «могущество» (англ.: power). Другим, не менее важным понятием в реализме является «национальный суверенитет». Это краеугольный камень международного права, который дает государствам, с одной стороны, свободу поведения, не освобождая их от ответственности за предпринимаемые действия – с другой.
Реалисты учитывают значимость политического действия с моральной точки зрения, а также неизбежное противоречие между политическим действием и моральным предписанием. Они подчеркивают, что ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на определение того, «что хорошо, а что плохо» с моральной точки зрения. Именно концепция национального интереса предотвращает злоупотребления такого рода.
Самым эффективным средством сохранения мира является, по мнению реалистов, баланс сил, возникающий не только из столкновения национальных интересов, к обеспечению которых стремятся государства, но и из единства культур, взаимного уважения прав друг друга и согласия относительно основных принципов. Не случайно известный французский теоретик Р.Арон ( R .А r оп) определил международные отношения как «область дипломатов и солдат».
Переехавший в США после прихода нацистов к власти немецкий исследователь Г. Моргентау ( H . Morgenthau ), чьи взгляды в значительной степени сформировались под воздействием историков конца XIX – начала XX в., которые занимались анализом и взаимодействием государств, выступил со своеобразным манифестом классического реализма, сформулировав шесть его основных принципов. Он писал, что внешняя, как вообще любая, политика является борьбой за власть. И какими бы ни были ее цели, в них всегда присутствует в качестве основного мотива стремление к власти.
Реализм был довольно популярен в 1940 – 1970-е годы, отражая реалии Второй мировой, а затем и холодной войны. Потом ему на смену пришел неореализм. На первый план в исследованиях того периода выходили взаимодействие и соперничество государств на мировой арене. Все остальное оказывалось вторичным.
Шесть принципов Ганса Моргентау:
1. Политика управляется объективными законами, истоки которых следует искать в неизменной и несовершенной природе человека.
2. В центре политического реализма находится концепция национального интереса, который определяется через понятие силы.
3. Национальный интерес является объективным понятием. Однако его конкретность определяется политическим и культурным контекстом.
4. Необходимо учитывать значимость политического действия с моральной точки зрения. При этом следует понимать, что существует неизбежное противоречие между моральным предписанием и требованиями политического действия.
5. Концепция национального интереса предотвращает злоупотребления в определении того, «что хорошо, а что плохо», с моральной точки зрения. В результате ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель.
6. Политический реализм исходит из множественного представления о природе человека, которая включает в себя экономическую, политическую, моральную составляющие. Определение национального интереса через понятие «могущество» означает для политика то же, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.
По этой причине, анализируя межгосударственное взаимодействие, реалисты особое внимание уделяли военной сфере.
В качестве одного из направлений реализма в послевоенный период возникает подход, получивший название реалполитик (нем.: Realpolitik ), хотя сам термин был введен в оборот немецким публицистом Людвигом фон Рошау еще в XIX в. Данный подход основан на предпосылке, что государства должны готовиться к войне для сохранения мира. В более «мягком» варианте реалполитик подразумевает принцип политической деятельности, согласно которому особое внимание следует уделять действительным интересам соперника, а не тому, что он декларирует, быть готовым применить даже силу, но только в том случае, когда исчерпаны все прочие варианты воздействия.
Геополитика (нем.: Geopolirik ) по ряду параметров также может рассматриваться как одно из направлений основных положений реализма. В ней мощь государства рассматривается с учетом его территории, географического положения, климата, топографии, демографии, ресурсов, выхода к морю и т.п. Главная задача государства, согласно точке зрения геополитиков, заключается в расширении и увеличении этих ресурсов. Термин «геополитика» активно использовался в Германии па службе агрессивным целям Третьего рейха. Что такое геополитика?
В то же время геополитика включает ряд положений, выходящих за рамки реализма. Здесь нет, например, столь жесткого соотнесения мощи с понятием государства (особенно в последнее время); в некоторых исследованиях появляются элементы мистики и т.п. В связи с этим геополитика чаще рассматривается как самостоятельное направление теоретической мысли. С тем чтобы избежать идеологического «наполнения» дисциплины и ее ассоциаций с фашистской Германией, ряд исследователей предпочитают использовать термин «политическая география» как более нейтральный. В самом общем виде политическая география определяется как научная дисциплина, которая занимается изучением влияния географического фактора на политику. Однако дискуссии по этому вопросу продолжаются.
Итак, подводя итог достижениям классического реализма,
мы можем выделить его основные положения:
I. Международные отношения представляют собой взаимодействие государств, которые однородны по своей сути, являются унитарными участниками и, как люди, эгоистичны в своих устремлениях.
2. Взаимодействие государств осуществляется хаотично, так как не существует "надгосударственного властного центра". В результате международные отношения являются «анархическими».
3. Стремление к могуществу, в частности к военному превосходству, которое гарантирует безопасность государств, – главный мотив их деятельности.
4. Государства прежде всего исходят из своих интересов. При этом они могут учитывать моральные соображения, однако ни одно из них не обладает правом на определение того, "что такое хорошо, а что такое плохо". Именно категория "интереса" предохраняет от злоупотреблений спекуляциями на морали.
5. Политическая реальность отличается от экономической: для политики главное власть, для экономики – богатство.
6. В мире международных отношений, где доминирует силовой фактор, государства всегда должны быть в полной готовности.
Многие процессы, происшедшие в мире, и особенно в Европе, в 1950-1960 гг., плохо поддавались объяснению в рамках классического реализма. Речь прежде всего идет о развитии торговли, сотрудничества, интеграционных процессах. В ответ на требования времени изменяется и сам реализм. К концу 1970-х годов сформировался неореализм (англ.: neorealism ), или структурный реализм (англ.: structural realism). Классиком этого подхода является американский исследователь Кеннет Уолтц (К. Waltz }. Его работа «Теория международной политики» ( Theory of International Politics ) становится основополагающей на новом этапе развития реалистической парадигмы. В рамках неореализма работают и такие известные исследователи, как Роберт Гилпин ( R , Gilpin ), Джозеф Грико, Джон Миршаймер,Б. Бузан, (В. Buzan ).
Неореализм сохранил многие положения классического реализма, прежде всего рассмотрение государства в качестве ключевого элемента построения международных отношений. Оставаясь основными и самостоятельными единицами, или «молекулами», анализа международных отношений, государства стали рассматриваться неореалистами не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций (отсюда и другое название данного направления — структурный реализм).
Категория «силы» также сохранилась в неореалистическом подходе в качестве ключевой. Однако стала включать в себя не только военное превосходство, хотя это осталось важнейшим. Государства действуют на международной арене, согласно неореалистам, в зависимости от своей мощи. Одновременно сохраняется и понятие «баланс сил», который, по их же мнению, позволяет удерживать участников от применения силы в международных отношениях. Различают простой баланс сил, известный как биполярная система, и сложный баланс сил, предполагающий несколько силовых центров (многополярная, или многополюсная, система),
В целом неореалистами признается и анархический характер международных отношений. Однако здесь наблюдаются существенные изменения. Так, известный исследователь Б.Бузан говорит о формировании в современном мире «зрелой анархии», которая поддается регулированию. Роль регулятора, по его мнению, играют западные демократические страны, которые выступают гарантами международной безопасности.
К.Уолтц сравнивал международные отношения с рынком, где государства, подобно фирмам, действуя в своих интересах, конкурируют с одними и сотрудничают с другими. Но основной акцент в неореализме делается на конфликте и конкуренции. В этом отношении весьма показательно замечание К. Уолтца. Онпишет, что, когда страны сотрудничают и получают некую общую прибыль, они задаются вопросом, как ее разделить. При этом они вынуждены решать не только то, получат ли прибыль вообще, но и кто именно получит больше.
Свои научные построения К. Уолтц основывал на методе дедукции, полагая, что необходимо прежние размышления реалистов превратить в научную теорию. Он исходил из того, что индуктивное построение предшествующих теорий, основанное на систематическом наблюдении, охватывало только видимые связи. К. Уолтц полагает, что систему международных отношений нельзя объяснить, основываясь только на характеристиках, присущих отдельным участникам (акторам) или группе участников. Поэтому значимым шагом в развитии теории неореализма было положение, согласно которому решающее значение в современных международных отношениях оказывает глобальный уровень системы международных отношений, т.е. сама международная структура. Она и «задает» распределение возможностей (в первую очередь военных) среди государств. Тем не менее К.Уолтц вовсе не отрицает необходимости изучения отдельных стран для понимания международных отношений.
Он сформулировал три основных принципа структуры международных отношений (структурная триада К. Уолтца). Согласно первому, государства в международных отношениях руководствуются мотивом выживания. Исследователь считает, что они могут иметь бесчисленное множество различий целей. Однако основой для их достижения является выживание. Второй принцип заключается в определении участников международных отношений, которыми для К. Уолтца остаются только государства. Он отмечает, что негосударственные участники (например, транснациональные корпорации) только тогда будут играть решающую роль в системе международных отношений, когда смогут догнать и перегнать сверхдержавы по наличию полномочий и властных возможностей. Государства подвергаются влиянию и принуждению системы международных отношений, но они наделены правом решать, как будут действовать в этих условиях. Наконец, третий принцип К.Уолтца состоит в том, что государства не однородны, а обладают разными возможностями или потенциалом. Они пытаются увеличить его, что может привести, и приводит, к изменению структуры международных отношений.
Много внимания уделял К.Уолтц анализу баланса сил, рассматривая его в качестве одного из основных понятий в теории международных отношений. Он исходит из того, что ядерное оружие является важнейшим фактором, который обеспечивает баланс сил в мире. При этом его распространение не дестабилизирует систему международных отношений, а, напротив, укрепляет ее, так как обеспечивает гарантии против вооруженных конфликтов в силу эффекта устрашения.
С развитием реализма и появлением неореализма меняется и геополитика. В геополитический анализ включается не только отдельно взятое, но и группы государств, а также экономический, информационный и другие факторы. Так, после окончания холодной войны в рамках геополитики прошли дискуссии о роли США как мирового лидера с точки зрения географического положения, военной и экономической мощи этой страны.
2. Либерализм и неолиберализм
Теоретическая школа либерализма, будучи также одной из старейших в теории международных отношений, по основным позициям противоположна реализму. Исследователи, работающие в рамках данной парадигмы, основывают свои теоретические воззрения на работах Джона Локка, Иммануила Канта, Жан-Жака Руссо, Джона Стюарта Милля, Адама Смита, Давида Рикардо.
Либеральный подход в теории международных отношений дважды за свою историю пережил периоды подъема – в начале и конце XX в. Либерализм во многом связан с именем 28-го президента США Вудро Вильсона, провозгласившего открытость внешнеполитической деятельности и дипломатии, а также ориентацию во внешней политике на демократические принципы, сотрудничество и мораль.
В начале XX столетия в либерализме прослеживается три течения. Первое связано с теми надеждами, которые возлагались на возможности правового регулирования международных отношений. В Гааге прошли две конференции – в 1899 и 1907 гг., по результатам которых был подписан ряд многосторонних соглашений в области законов и обычаев войны. Первая конференция была созвана по инициативе России, и в ее работе приняли участие 27 государств. Здесь приняты три конвенции: о мирном решении международных столкновений; о законах и обычаях сухопутной войны; о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных. В конференции 1907 г. участвовали 44 государства (в том числе все участники первой – 1899 г.). На ней принято 13 конвенций, в частности о мирном решении международных столкновений; об открытии военных действий; о законах и обычаях сухопутной войны и др. Несмотря на то что это не предотвратило начало Первой мировой войны, оптимизм в отношении возможности правового регулирования возродился вновь после ее окончания.
Второе течение либерализма было ориентировано в значительной степени на то, чтобы упорядочить анархию в международных отношениях через международные организации. Реализация идеи коллективной безопасности и создание Лиги Наций были для них приоритетным направлением.
Наконец, представители третьего течения делали акцент на разоружении. Их идеи, в частности, нашли воплощение на Вашингтонской конференции 1921 – 1922 гг. представителей Бельгии, Великобритании, Голландии, Китая, Португалии, США, Франции и Японии, посвященной ограничению морских вооружений, а также ряду тихоокеанских и дальневосточных вопросов.
В отличие от реалистов у либералов прямо противоположный взгляд на природу человека. Они подчеркивают его стремление к сотрудничеству, миру; ориентацию на справедливость и мораль (по этой причине данный подход называют идеализмом). Пожалуй, единственное, в чем совпадают воззрения реалистов и либералов на природу человека, заключается в его рациональности. Иными словами, действуя по тем или иным побуждениям (эгоистическим, согласно реалистам, или общечеловеческим, согласно либералам), человек в любом случае ведет себя разумно. Этот пункт вызвал впоследствии критику представителей других теоретических направлений, которые указывали на возможность импульсивного, иррационального поведения.
Либералы подчеркивали необходимость развивать ценности, направленные на объединение человечества; формировать антивоенные установки; продвигать идею свободной международной торговли; выступали за «открытость дипломатии». Государства, как они полагают, не ориентируются только на максимизацию краткосрочной прибыли. Большие выгоды дает взаимовыгодное сотрудничество.
Основные положения классического либерализма сводятся к следующему:
1. Человек не агрессивен по своей природе. Он нацелен на сотрудничество.
2. Война – это проблема, которую можно решить только совместными усилиями.
3. Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженный конфликт.
4. Государствам необходимо реформировать свои политические системы, с тем чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничества на планете.
5. На международной арене действуют не только силовые, но и
другие факторы, такие как экономика и мораль.
После окончания холодной войны, во время которой в теоретической области международных отношений господствовали реалисты и неореалисты, вновь наступает эпоха либеральной школы. Это направление, как и реализм, преобразуется с учетом новых реалий в неолиберализм. Известные его теоретики Роберт Кохэн ( R . Кео h ап e ) и Джозеф Най ( J . Nye ) писали, что между странами существует множество связей и отношений, в которых сила или могущество представляет собой недейственный или несущественный инструмент реализации политики. Поэтому фактор вооруженной мощи, согласно неолиберальному подходу, не столь значим, как полагают неореалисты. Воздействие посредством вооруженных сил на других участников международного общения, считают неолибералы, становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективными средствами влияния являются экономические и правовые рычаги. В связи с этим неолибералы особо подчеркивают взаимосвязь политики и экономики, а также уменьшение в конце XX столетия в мировой политике такого фактора, как военная сила.
Государства в неолиберальном подходе хотя и рассматриваются как главные участники (акторы) на мировой арене, но далеко не единственные. Отмечается, что наряду с ними в современном мире действуют межправительственные организации (англ.: intergovernmental organisations – IGOs ): универсальные (ООН), региональные (в частности, ОБСЕ), специализирующиеся по сферам деятельности (в торговле, например, Генеральное соглашение по торговле и тарифам – ГАТТ, преобразованное затем во Всемирную торговую организацию – ВТО), а также неправительственные организации (англ.: nongovernmental organisations — NGOs ], прежде всего международные (англ.: INGOs ) – правозащитные, экологические, феминистские и др., не принадлежащие государству и не ориентированные на прибыль. Кроме того, активными участниками международного взаимодействия являются транснациональные корпорации (ТНК) и внутригосударственные регионы различных стран.
Поскольку неолибералы особое внимание обращают на множественность участников современных мировых процессов, данное теоретическое направление имеет и другое название – плюрализм (англ.: pluralism ). Активное подключение новых (нетрадиционных) акторов к международным отношениям имеет, согласно неолибералам, множество следствий. Государства «делятся» частью своих властных полномочий, «передавая» их другим участникам. В то же время они могут приобретать и новые функции, например, связанные с координацией усилий на мировой арене. Стирается грань между внешней и внутренней политикой. Мир становится все более сложным.
Неолиберализм имеет множество форм и направлений, которые, с одной стороны, в значительной степени пересекаются, с другой – иногда рассматриваются как самостоятельные теоретические школы. К их числу относится концепция транснациональ ных отношений (англ.: transnational relations ), предложенная американскими исследователями Робертом Кохэном и Джозефом Наем в работе «Власть и взаимозависимость: мировая политика в переходный период» ( Power and Interdependence : World Politics in Transition ), впервые вышедшей в 1977 г. и выдержавшей третье издание в 2000 г. В ней подчеркивается роль негосударственных акторов в современном мире, признается многообразие акторов, видов и каналов взаимодействия между ними, а следовательно, и необходимость отказа от анализа государства как единственного международного взаимодействия. Вместо термина «международные отношения», который подразумевал лишь межгосударственное взаимодействие, исследователи вводят другой, более широкий – «транснациональные». По этой причине данное теоретическое направление получило название «транснационализма».
Другим шагом исследований Р. Кохэна и Дж. Ная стало выдвижение теории комплексной взаимозависимости (англ.: complex interdependence ). В соответствии с ней в мире существует множество каналов связи, на основе которых строится политика, в том числе неформальные отношения между внешнеполитическими элитами, связи между правительственными и неправительственными структурами и т.п. Причем отдельно называются внутригосударственные структуры (например, внутриполитические регионы, города и т.п.). Нарушение одних связей и отношений влечет за собой целую цепочку последствий по принципу «эффекта домино» практически для всех участников международного взаимодействия. Исследования, проводимые в рамках теории комплексной взаимозависимости, анализируют, насколько государства, разрабатывая концепции национальной безопасности, учитывают взаимозависимость; какими методами она усиливается и т.п.
Важное направление в неолиберализме представлено теорией международных режимов (англ.: international regimes ), которая нашла отражение в работах Джона Рагги ( J . Ruggie ), Стефана Д. Краснера ( St . D. Krasner), Роберта Кохэна (R. Keohane ). Под международными режимами понимаются принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, в отношении которых ожидания участников мирового сообщества в той или иной сфере международных отношений и мировой политики (например, в области тарифов и торговли, финансовой политики, использования космоса и т.п.) совпадают. Строго говоря, это направление нельзя отнести только к неолиберализму, поскольку исследователи, изучающие международные режимы, принадлежат к различным школам. Однако неолибералы все же доминируют.
Еще одно направление – теория демократического мира (англ.: democratic peace ). Она разрабатывается такими авторами, как Майкл У. Дойль (М. W . Doyle ), Брюс Рассетт (В. Russett ). Исследователи данного направления обращают внимание на то, что современные либерально-демократические государства в силу общих политических принципов не склонны вступать в войну друг с другом для достижения своих целей и выбирают мирные средства для разрешения противоречий. Но теорию демократического мира, как и международных режимов, можно лишь условно отнести к неолиберализму. Некоторые авторы выделяют их в отдельные направления. Представители демократического мира ориентированы на государственно-центристскую модель мира, поскольку рассматривают внешнюю политику государств, а это сближает их с неореалистами.
Американские авторы Ч.У.Кегли (С h . W.Kegley) и Ю.Р.Уиткопф ( Eu . R.Wittkopf) проводят в теории международных отношений сравнение четырех направлений – реализма, неореализма, либерализма и неолиберализма по одним и тем же параметрам, что является довольно наглядным для их анализа (табл. 2.1).
Вопросы теории: четыре направления
Критерии | Реализм | Неореализм | Либерализм | Неолиберализм |
Ключевые единицы анализа | Независимые государства | Структуры международной системы | Институты, сменяющие государства | Индивиды, "обнов-ленные" государства, неправительственные акторы |
Основные области исследования | Проблемы вооруженного противостояния и безопасности | Борьба за власть и лидерство в усло-виях анархиче-ской организации международных отношений | Институцио-нализация отношений, способствую-щих миру | Развивающееся межгосударственное сотрудничество; экономика, социальные и экологические проблемы |
Главные проблемы | Баланс сил | Баланс "устрашения", военная готовность, сдерживание | Международное право, меж-дународные организации, демократизация | Комплексная взаимозависимость, режимы |
Оценка перспектив мирового развития | Пессимизм / стабильность | Пессимизм | Оптимизм / прогресс | Ожидание дальнейшего развития сотрудничества, создание глобальной общности |
Мотивация акторов | Национальный интерес, конку-ренция в терми-нах "игры с нуле-вой суммой" (проигрыш од-ного равен выиг-рышу другого), власть (мощь) | Мощь, престиж, получаемые преимущества по сравнению с другими государствами | Сотрудничест-во, взаимо-помощь, удовлетворе-ние основных потребностей человека | Глобальные интересы (всеобщая выгода), справедливость, мир и процветание, свобода, мораль |
Ключевые понятия | Структурная анархия международных отношений, власть (мощь), национальный интерес, баланс сил, полярность | Структурная анархия международных отношений, рациональный выбор, гонка вооружений | Коллективная безопасность, мировой поря-док, право, ин-теграция, меж-дународные организации | Транснациональные отношения, право, свободный рынок, взаимозависимость, интеграция, либеральное правление, права человека, гендер |
Рекоменда-ции | Усиливать национальную мощь, противостоять ограничениям национальной независимости | Сохранять ядерное сдерживание, избегать разоружения и создания наднациональных организаций | Проводить институцио-нальные реформы | Развивать международные режимы, способствовать распро- странению демократии и международных институтов для координации коллективных усилий при решении глобальных проблем |
Источник : Keg l ey Ch.W., Wittkopf Е u. R., World Politics: Trend and Transformation. Seventh Edition. – N.Y., 1999. P. 40.
Пожалуй, следует ввести еще один параметр при сравнении (нео)реализма и (нео)либерализма – время. Если первый ориентирован на объяснение исторических и отчасти сегодняшних реалий, то второй направлен на попытки описать будущее и найти его элементы в сегодняшнем.
3. Неомарксизм и постмодернистские подходы в международных исследованиях
3.1. Неомарксизм
Кроме двух названных теоретических школ — реализма и либерализма и современных их вариантов – неореализма и неолиберализма, – довольно распространенным является так называемый неомарксистский подход (англ.: neomarxism ), подчеркивающий экономическое неравенство в современном мире и расслоение населения по экономическому параметру, которое происходит сегодня не по линиям границ национальных государств, а главным образом по оси «Север—Юг». В рамках неомарксизма в научный оборот введены понятия «страны третьего мира» (развивающиеся) и «страны второго мира» (социалистические).
Как следует из самого названия подхода, концептуальные истоки неомарксизма находятся в работах Карла Маркса. Представителями этой теории являются Иммануил Валлерстайн ( I . Wallerstein ), Андрэ Гундер Франк ( A . G . Frank ), Роберт У. Кокс (R. W. Сох),
Мир-си cm емная теория (англ.: world - system theory ) – один из наиболее известных вариантов неомарксизма. Исходит она из следующих положений. Во-первых, мир делится не только на государства, но и на более важные структурные единицы — классы. Появление же государств было необходимым для перехода к мировой экономической системе (мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого. Во-вторых, в настоящее время существует только одна мир-экономика — капиталистическая. Развитие капитализма прошло ряд циклов экспансии и стагнации, которые начинаются с его зарождения в Европе. Сначала они охватывали относительно небольшую европейскую территорию, а потом распространились на весь мир. В результате развития капитализма произошло расслоение стран в зависимости от экономических показателей на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию. Оказавшиеся в центре страны имеют значительно более высокий жизненный уровень и доминируют над остальными.
Рис. 2.1. Представления о структуре мира и мир-системной теории.
Представители мир-системной теории исходят из того, что развитие ядра осуществляется за счет остальных стран. Этоведет, по их мнению, к конфликтам. Мир-системная теория, вслед за В. И. Лениным, подчеркивает продолжающуюся борьбу между империалистическими странами (странами ядра), но отмечает, что их общие цели, обусловленные принадлежностью к «одному клубу», доминируют в их отношениях с периферией, где они имеют доступ к дешевым ресурсам, рабочей силе, рынкам сбыта.
При этом периферия и полупериферия пытаются сопротивляться, поднимая различного рода восстания. В изданном в 2000 г. сборнике своих трудов "Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука ХХІ века" (The End of the World as We Know It : Social Science for the Twenty - First Century) И. Валлерстайн пишет, что «лидеры Октябрьской революции рассматривали себя как тех, кто организовал первую пролетарскую революцию в современной истории. Это было одно из первых, возможно, наиболее драматических национально-освободительных восстаний на периферии и полупериферии мир-системы». Вообще, мир-системная теория предупреждает о поляризации, проходящей сегодня по линии «богатый Север -бедный Юг», что ведет к потенциальным конфликтам.
Теория зависимости (англ.: dependency theory ) является несколько иным вариантом неомарксизма. В отличие от мир-системной теория зависимости делает акцент не столько на историческом развитии мира и его циклах, сколько на его современном состоянии. Представители этого теоретического подхода (в частности, А. Франк) вслед за неолибералами отмечают бурное развитие экономики в мире во второй половине XX столетия. Однако они более пессимистичны, поскольку экономически менее развитые страны, согласно их точке зрения, находятся в зависимости от более развитых. Последователи теории зависимости подчеркивают, что экономическая развитость или отсталость не являются естественными этапами развития, которые присущи всем государствам, а возникли в результате неравноправных межгосударственных отношений. В течение долгого времени происходило перераспределение прибавочного продукта от периферии (колоний и полуколоний) в пользу центра – метрополий. В итоге этот процесс привел к «зависимой отсталости» периферии («Юга»), которая могла бы успешно функционировать, будь она ориентирована на собственное развитие.
Сегодня развитые страны продолжают эксплуатировать развивающиеся, но используют не силовое, а экономическое принуждение, что является по сути лишь повой формой колониализма – неоколониализмом. Поэтому в развивающихся странах мы наблюдаем феномен «двухуровневой экономики» (англ.: dual economy ). On порождается взаимодействием развитых стран с развивающимися, вследствие чего происходит неравномерное развитие экономики последних: одни отрасли в них становятся суперсовременными, с открытыми границами, процветающими и конкурентоспособными, в то время как другие остаются традиционными с отсталыми способами производства. Все это влечет за собой социальную и политическую нестабильность в развивающихся странах.
Наконец, получила развитие в рамках неомарксизма школа Грамши (или итальянская школа), носящая имя итальянского теоретика марксизма, а также основателя и руководителя итальянской коммунистической партии Антонио Грамши (A. Grams ci ). Один из ключевых моментов в ней – положение о «мировой гегемонии». Основывается она сильным государством, которое фактически навязывает другим мировой порядок. К нему примыкают другие, в результате чего образуется «исторический гегемонный блок». В результате роста противоречий внутри блока может произойти его крушение. Примерами лидеров таких блоков могут служить: во второй половине XIX в. -Великобритания, а во второй половине XX в. – США.
3.1. Постомодернистский подход.
Постмодернистский подход (англ.: postmodernism ) возник в теории международных отношений в 1980-е годы: с одной стороны как реакция на классические теории (неолиберализм и прежде всего неореализм), с другой – под влиянием неомарксизма и поисках иной теоретической альтернативы. Французский философ Франсуа Лиотар ввел в научный оборот термин «постмодернизм», определив его как скептицизм в отношении концепций, основанных на рационалистических подходах и претендующих на истинное объяснение реальности.
На развитие постмодернизма существенное влияние оказали происшедшие в мире за предыдущее десятилетие процессы, которые сложно было объяснить с традиционных теоретических позиций неореализма и неолиберализма: нефтяной кризис 1970-х годов и деятельность стран—экспортеров нефти, валютные потрясения, расширение пропасти между богатым «Севером» и бедным «Югом». В повестке дня появились и так называемые «конфликты малой интенсивности», которые с трудом вписывались в противостояние двух сверхдержав.
Постмодернизм крайне разнообразен по теоретическим схемам, которые в нем используются, а также по направленности и авторам. Исследователи, работающие в рамках постмодернистской парадигмы: например, Джеймс Дер Дериан ( J . Der Derian), Клэр Туренн Сйоландер (С.Т. Sjolander) – отмечают, что мир слишком сложен, чтобы при анализе его упрощать, как это делают классические теории, являющиеся рационалистическими (исходящими из рационального поведения участников), прежде всего реалистическая и либеральная парадигмы. В целом своей задачей постмодернисты считали уменьшение пропасти: с одной стороны, между философскими представлениями, с другой – наблюдениями и данными из социальной практики, с третьей – социальной практикой как таковой. Они пытались также выйти за пределы противопоставления теории международных отношений и политологии путем обращения к таким более общим философским категориям, как справедливость, ценности и т.п.
Постмодернистский подход, пишет Дж. Дер Дериан, не стремится отразить реальность мировой политики в зеркале интеллектуального анализа. Рационалисты, продолжает он, ждут, когда научный прогресс позволит им найти правильный метод, мечтая о том, чтобы зафиксировать, упростить реальность, свести ее к одному, в то время как любой взгляд на мир, согласно постмодернистам, является ограниченным самой «точкой отсчета». Теория же, как заметил Р. Кокс (R. Сох), всегда существует для кого-то и для каких-либо целей.
Постмодернисты критикуют реалистов, заявляя, что невозможно неким объективным образом выявить государственные интересы. Более того, не существует универсальных интересов. Вообще, они склонны к тому, что государство является, скорее, «фикцией». Это некое понятие, используемое исследователями для обозначения группы людей, что порой и приводит к заблуждениям. Так, в реалистической концепции, подчеркивают постмодернисты, Советский Союз рассматривался в качестве целостного участника международных отношений, Нa самом деле это не так. Именно поэтому реалисты и были так озадачены распадом СССР. Представители постмодернизма выступают с идеями о "деконструкции" ключевых понятий в международных отношениях (таких как «государство», «международная система» и др.) через анализ текстов и выявление скрытого там содержания.
Критика классических подходов – вообще одно из важнейших направлений в постмодернизме (оно получило название критичес кой теории], но не исчерпывает его.
Ряд авторов, работающих в рамках постмодернизма, рассматривают мир как некий социальный конструкт. Это течение получило название конструктивизма (англ.: constructivism }. Одним из его представителей является А.Вендт ( A . Wendt ). Конструктивисты подчеркивают, что мир постоянно меняется и сами люди вызывают эти изменения. Например, говоря о суверенитете, А.Вендт подчеркивает, что основывается он на некоем наборе правил, которые предполагают определенные ожидания и понимание между субъектами. В связи с этим если представители других теорий, следуя, скорее, веберовским принципам, стремятся в первую очередь объяснить действительность, то представители постмодернизма активно пытаются изменить ее.
Другое важное положение в конструктивизме: его представители в отличие от неореалистов и неолибералов, которые просто рассматривают государства в качестве акторов на международной арене, задаются вопросом, как и почему они таковые. При этом предполагается, что интересы акторов могут различаться и не быть универсальными для всех. Некоторые представители конструктивизма сосредоточивали внимание на том, как с помощью языка (понятий) люди конструируют политический мир, в котором живут, и как порождаемые ими же конструкты влияют на их политическое поведение. Необходимо, как отмечают представители этого течения, обращать основное внимание на исследование текстов, скрытый в них смысл.
Другие конструктивисты меньше внимания уделяют собственно языковым конструктам. Их больше интересует, например, как государственные интересы воспринимаются и формируются правительством, различными негосударственными структурами и т.п. Так, если небольшое государство выступает в качестве посредника в конфликте с крупными державами, то это не может не сказываться, согласно конструктивистскому подходу, на его самовосприятии (в частности, как активного действующего участника международного взаимодействия), что в дальнейшем, вероятно, проявится и в других ситуациях.
Критикуя классические школы теории международных отношений, прежде всего реализм, конструктивисты подчеркивают, что ряд внешнеполитических действий в современном мире плохо объясняется ими. Американский автор Дж. Гольдштейн ( J . Goldstein ), описывая конструктивизм, задает вопрос: что заставило США в 1990-е годы посылать войска в Сомали – страну, которая в стратегическом плане не представляет для них особого интереса? С точки зрения реализма, данный факт сложно объяснить. Одно из конструктивистских объяснений этих действий связано с попыткой США построить, новые правила международного поведения, обеспечивающие гуманитарные гарантии населению.
Еще одно направление, которое часто ассоциируется с постмодернизмом, хотя некоторые авторы его отделяют, называется феминизмом, который представляется, в частности, Дж. Эн Тикнер (J. A. Tickner). Возник он во многом как критический подход в международных исследованиях 1960-х годов, выступив с возражениями против классических теорий осмысления международной сферы. Феминизм обратил внимание на то, что все существующие теории международных отношений основаны на видении мира мужчинами и не учитывают восприятие женщин, а также их вклад (статус, роль, систему убеждений, мировосприятие и т.п.) в политическое его развитие.
Это направление делится на несколько «ветвей». Дж. Гольдштейн выделяет три основные. Так, классический феминизм подчеркивает роль женщины в мировой политике именно в этом, как женщины, качестве. Согласно данной точке зрения, они, например, не просто являются жертвами войны (хотя до 80% беженцев во время вооруженных конфликтов составляют женщины и дети) или выступают во время военных действий в роли медицинских сестер, переводчиков и т.п. Они оказывают влияние на понимание проблем войны и мира, поддерживая, как правило, принципы справедливости, «честной игры», что обусловлено опытом, связанным с воспитанием детей.Либеральный феминизм, как направление, напротив, делает акцент на равноправии мужчин и женщин в политике. Но при этом указывает на необходимость исследования социальных ролей женщин (как политических деятелей, участников международных переговоров и т.д.). Наконец, наиболее близкое к постмодернизму направление – постмодернистский феминизм. Его сторонники полагают, что гендерные (англ.: gender ) различия хотя и существуют, но не являются столь жесткими, как это считают классические феминисты, и не сводятся к ролевым только функциям, как думают либеральные феминисты.
4. Тенденции в развитии теории в конце 1990 – начале 2000-х годов
Последнее десятилетие XX в. резко изменило политическую картину мира, ставшую привычной после завершения Второй мировой войны. Это и новая волна демократизации конца 1980 – начала 1990-х годов, и дезинтеграция, проходящая часто весьма болезненно через конфликты и кризисы, которые поразили даже относительно спокойную после этой войны Европу (например, в Югославии, Молдове и в других географических точках), а порой и так называемая «бархатная» революция (в Чехословакии). Наряду с дезинтеграцией зримо прослеживается дальнейшее развитие интеграционных процессов, прежде всего в Западной Европе. Явно ощущается самостоятельная деятельность внутригосударственных регионов, которые все чаще заявляют о себе, причем не только при решении экономических, социальных, но и политических проблем. Или активность одних международных организаций (в частности, НАТО в Косовском конфликте) на прослеживающемся фоне недостаточного влияния других, прежде всего ООН, при решении той же проблемы. Это и новые аспекты, и вызовы проблемы безопасности, в том числе обострение вопросов, связанных с терроризмом, причем особую озабоченность данная проблема вызвала в связи с возможным доступом террористических организаций к оружию массового поражения. Наконец, финансовые кризисы 1997—1998 гг., разразившиеся в Азии, Латинской Америке и затем в России. Перечень событий, которые «потрясли мир» на стыке тысячелетий, можно продолжить.
В конце 1980 — начале 1990-х годов теоретическое осмысление политических реалий мира не успевало за развитием самих процессов. На этот факт обращали внимание многие авторы, в том числе И.Валлерстайн, Р.Кохэн, Й.Фергюсон, Р.Мэнсбах и др. Так, в начале 1990-х годов американские исследователи И. Фергюсон и Р. Мэнсбах отмечали с горечью, что связанные с анализом международных отношений теоретические школы много соперничают друг с другом, но мало общаются, в результате мы оказываемся свидетелями парадигмального кризиса.
Еще более резко высказался американский историк Дж. Гэддис ( J . Gaddis ) в яркой и полемичной статье «Теория международных отношений и конец холодной войны» ( International Relations Theory and the End of the Cold War ), опубликованной в журнале «International Security» в 1992 г. Он упрекал исследователей международных отношений, а также политологов в том, что они не смогли предсказать ни распад СССР, ни разрушение биполярной структуры. Удивление никогда не покидает нас, считал он, и «внезапное окончание холодной войны, неожиданная война в Персидском заливе, внезапный распад Советского Союза поразили буквально всех – правительственные круги, научное сообщество, средства массовой информации, политических аналитиков. Хотя во всех этих событиях и не было чего-либо особо невероятного: холодная война когда-то должна была закончиться, на Ближнем Востоке всегда были вооруженные столкновения, а грядущее поражение коммунизма было очевидно уже в течение ряда лет. Тем не менее сам факт, что это случилось столь неожиданно, показывает, что средства, которыми современные политики и их пророки пытаются определить политическое будущее мира, неадекватны».
Упрек Дж. Гэддиса вряд ли справедлив во всей его полноте. И дело не только в том, что понимание международных отношений и прогноз их развития, как заметил Р. Кохэн, не тождественны. Но еще и в том, что в критической точке, точке «перелома», в которой, по сути, находится мир на рубеже XX—XXI вв., направление дальнейшего развития оказывается крайне неопределенным: слишком много факторов влияет на этот процесс, и по этой причине он может идти в совершенно противоположных направлениях. Поэтому в переходный период и становятся особенно сложными политические прогнозы.
Следует иметь в виду и еще один момент. Откровенное недоумение и растерянность наблюдались прежде всего у тех политологов и исследователей в области международных отношений, которые склонны были делать акцент на силовом взаимодействии государств. В эпоху крупных политических потрясений они, как пишут Й.Фергюсон и Р. Мэнсбах, не видят многое: не поняли французскую революцию и взрыв национализма, который сопровождал ее; не увидели значения и русской революции 1917 г.
В 1990-е годы прошли бурные дискуссии относительно теоретического осмысления политического развития мира конца XX столетия. Основная борьба развернулась между теми, кто придерживался представлений об изменении государственно-центристской системы мира, и теми, кто исходил из несущественного, непринципиального характера таких изменений. Это была так называемая «третья великая дискуссия», или спор, в теории международных отношений.
Первая дискуссия прошла между идеалистами и реалистами. «Вторая великая дискуссия» состоялась в 1960-х годах между теми, кто использовал традиционные методы анализа международных отношений (традиционалисты), и теми, кто полагал, что их исследование должно быть построено по принципу естественных наук (сциентистская ориентация в международных отношениях, или сци ентизм), когда доминируют методы, способные дать точную оценку явлениям (модернисты).
В результате «третьей великой дискуссии» основные параметры, по которым расходятся теоретические подходы, в принципе сохранились. В то же время наблюдается сближение различных школ и направлений. Российский исследователь П.А.Цыганков выделяет следующие положения, разделяемые большинством исследователей, независимо оттого, в рамках какой школы они работают.
– Несмотря на то что анархия в международных отношениях продолжает сохраняться, существуют возможности их регулирования.
– Число участников международного взаимодействия постоянно растет и включает в себя, кроме государств, международные как правительственные, так и неправительственные организации, транснациональные корпорации, различные фирмы и ассоциации и даже отдельных индивидов.
– Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается сегодня мир, имеют всеобщий характер, т.е. не могут быть решены одной или группой стран.
Важнейшим моментом, по которому оценки большинства исследователей совпадают, является также признание того, что государства остаются главными участниками (акторами) на мировой арене. Следующую группу параметров, по которым нет особых разногласий, составляют изменчивость и активность субъектов.
Сегодня мало кто настаивает на том, что и государства, и сама система международных отношений не претерпели изменений за более чем 350-летний период. Вопрос лишь в том, насколько государство как институт изменилось за это время и влиятельнее стали другие акторы; насколько регулируема современная политическая система мира; как, в какой степени деятельность участников международного взаимодействия формирует современный мир. Именно по этим позициям и разворачиваются дальнейшие дискуссии.
Возвращаясь к международным исследованиям в целом, следует подчеркнуть, что они крайне разнообразны как по теоретическим подходам, так и попроблемам. В этом плане можно согласиться с Р.Кохэном, который заметил, что глобальность самой современной международной проблематики превосходит любые теории. Не случайно поэтому все более прозрачными становятся границы между различными дисциплинами, предметные области которых так или иначе связаны с политикой как внутренней, так и в глобальном масштабе. Происходит то, что М.Доган (M. Dog a ń) назвал «гибридизацией» науки, которая представляет собой творческий обмен информацией, причем в основном в периферийных областях исследований.
В связи с этим можно предположить, что наиболее интересные результаты следует ожидать скорее на стыке различных наук. Если вести речь о международных отношениях, где в центре внимания государственные акторы, и мировой политике, изучающей в том числе и негосударственных участников, то таким «стыком» предметных областей является проблема взаимодействия в рамках сотрудничества и противостояния государственных и негосударственных акторов. Например, их сотрудничество при урегулировании конфликтов, противостояние террористических организаций и государственных структур и т.п.
Ключевые термины
Реализм, Неореализм, Либерализм, Неолиберализм, Неомарксизм, Постмодернизм, Этатизм, Национальные интересы, Могущество / сила, Национальный суверенитет, Баланс сил, Реалполитик, Геополитика, Политическая география, Структурный реализм, Биполярная система международных отношений, Многополярная или многополюсная система международных отношений, Анархический характер международных отношений, Актор, Структурная триада К.Уолтца, Коллективная безопасность, Идеализм, Межправительственные организации, Неправительственные организации, Плюрализм, Транснациональные отношения, Транснациональные корпорации,
Внутригосударственные регионы, Транснационализм, Комплексная взаимозависимость, Международные режимы, Теория демократического мира,
Мир-системная теория, Теория зависимости, Неоколониализм, Феномен "двухуровневой экономики", Школа Грамши (итальянская школа), Постмодернистский подход, Рационалистические теории, Критическая теория,
Конструктивизм, Феминизм, Традиционалисты, Сциентизм, Модернисты.
Контрольные вопросы:
Каковы основные положения реализма?
В чем неореализм стал продолжением реализма?
Какие положения неореализма можно определить как новые но сравнению с реалистической теорией?
В чем суть либерализма?
Каковы основные течения в неолиберализме?
Какие основные положения неомарксизма можно выделить в исследовании международных отношений?
Каковы причины появления постмодернизма (назовите его основные направления)?
Какие тенденции проявились в развитии теории международных отношений в 1990-е годы?
Рекомендованная литература к лекции
а) основная литература:
Ачкасов В.А., Мировая политика и международные отношения : Учебник / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 480 с. - ISBN 978-5-7567-0618-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756706185.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Батюк В. И. Мировая политика: учебник для академического бакалавриата / В. И. Батюк – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С.11–19.
Богатуров А.Д., Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 592 с. - ISBN 978-5-7567-0580-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705805.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Жильцов С.С., Современная мировая политика : Учебник / Жильцов С.С., Мозель Т.Н. - М. : Дашков и К, 2019. - 450 с. - ISBN 978-5-394-03294-3 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394032943.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Лебедева М. М. Мировая политика. – М., 2016.
Неймарк М.А., Мировая политика в фокусе современности / Неймарк М.А. - М. : Дашков и К, 2019. - 515 с. - ISBN 978-5-394-03378-0 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394033780.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под. ред. Ю. Косова. – СПб,. 2012.
Никитина Ю.А., Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность : Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. А. Никитина. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 156 с. - ISBN 978-5-7567-0757-1 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756707571.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Протасова О. Л., Наумова М. Д. Мировая политика и международные отношения. – Тамбов, 2011.
Современные международные отношения и мировая политика (под. ред. А. В. Торкунова). – М., 2012.
Торкунов А., Мальгин А. (ред.) Современные международные отношения. – М., 2012.
б) дополнительная литература:
Кортунов С.В., Мировая политика в условиях кризиса : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. В. Кортунова. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 464 с. - ISBN 978-5-7567-0577-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705775.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Кальвокоресси П., Мировая политика после 1945 года / Кальвокоресси П. – М. : Международные отношения, 2016. – 888 с. - ISBN 978-5-7133-1534-4 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785713315344.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.
Что есть что в мировой политике: словарь-справочник / Е. В. Ананьева, В. И. Батюк, М. В. Братерский (рук. авт. колл.) и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 366 с.
История международных отношений. В 3 томах / Под ред А. В. Торкунова, М. М. Наринский. – М.: Аспект Пресс, 2012. – Т.1–3.
Системная история международных отношений: В четырех томах. 1918–1991 / Под ред. А. Д. Богатурова. – М.: Московский рабочий, 2000. – Т.1. События 1918–1945; Т.2. Документы 1910–1940-х годов; Т.3. События 1945–2003; Т.4. Документы 1945–2003 гг..
Хрестоматия. Теория международных отношений. / Под.ред. П. А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002.
в) Интернет-ресурсы:
1. http://www.politnauka.org ("ПолитНаука – политология в России и мире"). – Russian
2. http://www.nationalsecurity.ru/ (Национальная и государственная безопасность Российской Федерации) – Russian
3. www.nomos.com.ua (Центр содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона) – Russian
4. http://www.risa.ru/ (Российская ассоциация международных исследований) – Russian
5. http://www.isanet.org/ (International Studies Association) – English
6. http://jia.sipa.columbia.edu (The Journal of International Affairs) – English
7. http://www.apsanet.org (American Political Science Review) – English
8. http://www.iiss.org/ (The International Institute For Strategic Studies) – English
9. http://cos.sagepub.com/ (International Journal of Comparative Sociology) – English
10. http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/irtheory.htm (Mount Holyoke College. International Relations Theory – books and articles) – English
11. http://www.lib.umich.edu/govdocs/psintl.html (University of Michigan, Documents on
12. the Net, International Relations) – English
13. http://www.library.ubc.ca/poli/international.html (University of B.C. Library, Documents on the Net, International Relations) – English
14. : http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/morg6.htm (Hans Morgenthau, Six Principles of Political Realism) – English
15. http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/aron.htm (Raymond Aron on Power Politics) – English
16. http://www.taiwansecurity.org/IS/Acharya-International-Relations-Theory-and-Cross-Strait-Relations.htm (International Relations Theory and Cross-Strait Relations) – English
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!