Движущие истоки философии в человеке



Занятие №1. Введение в философию

План:

Понятие философии. Из чего рождается философия? Функции философии.

Особенности философского знания

Место и время возникновения философии

Духовные источники философии

Основные разделы философии

Место философии в культуре

Задание

Внимательно прочитать содержание лекции,

2. В рабочей тетради сделать краткий конспект по вопросам плана,

Письменно ответить на вопросы №1-5, выделенные в тексте лекции

Философия - одно из направлений духовного поиска человечества, поиск ответов на «вечные» вопросы бытия.

Что есть окружающий меня мир?

В чем смысл жизни?

Достижима ли свобода?

Что есть Красота, Добро, Истина, Справедливость?

Философия - древнейшая колыбель всех наук: математики, физики, химии, истории, социологии, астрономии, психологии, политологии.

Функции философии:

 - понимание

 - объяснение

 - воспитание

Философия - поле битвы, столкновение мнений, суждений, школ, направлений.

Философия - это «любовь к мудрости», но она не единственная форма мудрости. Есть также притчи, афоризмы, парадоксы. 

Задание №1 Вот, например, познакомьтесь с притчей «Про слона и слепых мудрецов» и ответьте на вопрос, какое отношение она имеет к философии

ПРИТЧА ПРО СЛОНА И СЛЕПЫХ МУДРЕЦОВ

В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».

— Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
— Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
— Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
— М-м-м… это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
— Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
— Ну, нет! Слон похож на копье! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
— Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
— Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
— Нет, на веревку!
— Нет, змею!
— Стену!
— Вы ошибаетесь!
— Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.
В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

 

Существует и альтернативная юмористическая версия этой притчи:

Собралось однажды шесть слепых слонов в надежде выяснить совместными
усилиями, что же такое человек. Один слон пощупал человека ногой и сказал: «Человек это что-то маленькое и плоское». Остальные тоже пощупали человека ногой и единодушно согласились с первым.

Итак, приступим!

Апология философии

Задание №2. Что означает слово «апология»? И почему философия нуждается в апологии?

Каждый из нас в той или иной степени является философом. Все мы задумываемся о добре и зле, о смысле жизни, что такое смерть, откуда все взялось. Хотя делаем это мы с разной степенью систематичности и основательности. Философ не обязательно пишет обширные тома, непонятные большинству людей. Сократ, например, был философом устной традиции, не написал ни одной книги, а только выходил на площадь и беседовал с народом («демосом»). Философ не тождественен мудрецу. Мудрец - познавший истину. Философ - ищущий истину, стремящийся к ней. Пифагор, придумавший термин «философия» (буквально, «любовь к мудрости») писал : «Все существа можно разделить на три категории. Во-первых, это Боги. Боги мудры. Мудрость - это божественная вещь. Она связана с совершенством, всеведением, абсолютом. Вторая категория - это животные и обыватели. Люди самодовольные, поглощенные обыденностью, бытом и до такой степени немудрые, что даже не знают, что они не мудры. А есть третья категория, которые богами быть не могут, но хотят. Животными быть не хотят, тянутся к мудрости, понимая свое несовершенство».

В ответ на восхищенные слова о его мудрости, Пифагор возразил, что мудры только Боги, он же не мудрец, но лишь любящий мудрость, то есть не софос, а философос. «Философия, которую он исповедовал, целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей», — сказал о нем Порфирий.         Философская школа, основанная им - «Союз пифагорейцев», давала не просто знания о мире. Проведя долгие годы в Египте и поразив тамошних жрецов своим упорством и мужеством в постижении таинств, он принес, как сообщает Диоген Лаэртский, знания о числах и фигурах, о наблюдении небес и почитании Богов. Но самое ценное — о системе воспитания, образе жизни, позволяющем жить тем, что познаешь, и тем самым стать глубже, сильнее, внутренне свободнее. Неслучайно поэтому к нему приходили учиться со всего Средиземноморья. А его учеников приглашали в качестве советников многие правители того времени. Особое внимание пифагорейцы уделяли дружбе, следуя словам Пифагора о том, что у друзей все общее и что друг — это второй я. Тогда появилась даже поговорка: «Дружны, как пифагорейцы». Обучение в школе Пифагора начиналось с пробуждения души, внутренней жизни с помощью так называемых акусм — символических фраз, над которыми ученик должен был размышлять, чтобы понять их смысл. Например: «Через весы не шагай», то есть избегай алчности. «Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай. «Не ешь сердца», то есть не удручай себя горем. «Не садись на хлебную меру», то есть не живи праздно. «По торной дороге не ходи» — этим он велел следовать не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих.

 

Философия (буквально «любовь к мудрости», любомудрие) - учение об общих принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития природы, общества, мышления.

 

Где появилась философия?

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте. Диоген Лаэрций писал, что занятия философией впервые возникли у варваров. Первыми философами были персидские маги, ассиро-вавилонские халдеи, индийские гимнософисты, египетские жрецы, китайские шэньши. Но своей классической формы философия достигла в Древней Греции.

 

Задание№3 Запишите в рабочей тетради значение понятий, являющихся духовными источниками философии

Духовные источники философии

*Мифология

*Религия

*Магия

*Искусство

 

Особенности философского знания:

*Философия есть нечто промежуточное, как и сам человек, между божественным и обыденным. Связь философии с человечностью в человеке. Это стремление к критическому мышлению, независимости в суждениях, к осознанию самого себя.

*Философия ищет единство, гармонию. Это  ностальгия по смыслу, тоска по «дому», размышление о том, как собрать рассыпавшиеся на кусочки обрывки реальности. Мартин Бубер: «В истории человечества есть эпохи обустроенности и бездомности».

Философия - это стремление быть повсюду дома. (Новалис)

*Философия избыточна, она не необходима. Без нее можно прожить. Философия это роскошь, как поэзия, музыка, свобода, творчество, подвиг. Как все что делает человека человеком.

*Рефлексивный характер философии. Это мышление об основаниях мышления, Я не просто есть и я думаю, а я пытаюсь понять, как возможно, что я есть, что я думаю.

*Незавершаемость философии. Именно поэтому философские вопросы называют «вечными». Конфуций: «Мудрец, который утром познал истину, вечером может умереть». Разве может быть окончательный ответ на вопрос о смысле жизни, есть ли Бог и что такое смерть? Габриель Марсель: «Наука занимается проблемами, а философия тайнами». Проблема это нечто объективное и внешнее. Тайна находится внутри нас, ее нельзя доказать, обобщить, она неотделима от нас.

 

Движущие истоки философии в человеке

Аристотель «Все люди стремятся к знанию - такова их природа»

Карл Ясперс называет человеческие импульсы философии. Он считал, что можно выделить три мощных двигателя: удивление (почему есть космос, бытие, красота. Сомнение. Ставить все под вопрос, поиск достоверности. Отчаяние (ситуация «на краю», выпадение из обыденности, потеря жизненных опор, опыт крушения). Серен Кьеркегор «Сомневаемся мы только рассудком, а отчаиваемся всей душой»

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!