Трилогия А. В. Сухово – Кобылина – новое слово в русской      драматургии.



Александр Васильевич Сухово – Кобылин прожил долгую жизнь, охватившую собой почти целое столетие (1817 – 1903). Его детство совпало с периодом формирования декабристского движения.

А. В. Сухово – Кобылин родился 17 сентября 1817 года в селе Воскресенском Подольского уезда Московской губернии, в старинной и богатой дворянской семье. Его отец, Василий Александрович, был боевым участником Отечественной войны 1812 года. Однако главой дома была мать писателя – Мария Ивановна – хозяйка прославленного литературного салона Москвы. Она дала своим детям превосходное домашнее образование.

В юности Сухово – Кобылин был связан узами тесной дружбы с Константином Аксаковым. С чувством почтительной дружбы относился к своим старшим товарищам – А. И. Герцену и Н. П. Огареву.

Сухово – Кобылин утверждал, что под влиянием Герцена он с юных лет пристрастился к литературе и философии. Писатель не без влияния своего «друга детства» поступил в 1834 году на физико – математическое отделение философского факультета.

В университете Сухово – Кобылин занимался очень серьезно и вскоре завоевал славу выдающегося студента. В студенческие годы началось страстное увлечение гегелевской философией.

В 1838 году Сухово – Кобылин окончил Московский университет, а затем отправился в Берлин для усовершенствования в области философии. Он начинает переводить Гегеля, занимается музыкой, углубленно изучает русскую литературу, зачитываясь Гоголем «до упаду».

1850 год был переломным в личной жизни Сухово – Кобылина. В Москве при таинственных обстоятельствах была убита гражданская жена писателя – француженка Луиза Симон – Деманш. В убийстве был обвинен Сухово – Кобылин. 16 ноября он был арестован. Началось сложное, до крайности запутанное «дело», длившееся более семи лет. В 1857 году Александр II утвердил решение государственного совета оправдать Сухово – Кобылина, а за «любодейную связь подвергнуть церковному покаянию для очищения совести». В тульской тюрьме была дописана пьеса «Свадьба Кречинского».

В 1858 году Сухово – Кобылин уезжает в Берлин и женится на баронессе Мари де Буглон, а спустя год она умирает от чахотки.

Успех «Свадьбы Кречинского» окрылил автора, и он с большим подъемом принялся за работу над пьесами «Дело» и «Смерть Тарелкина». Вся трилогия вышла отдельным изданием в 1869 году под общим названием «Картины прошедшего».

Остались неопубликованные философские труды Сухово – Кобылина, большая часть которых была уничтожена пожаром в 1899 году в имении Кобылинка. В 1902 году он был избран в почетные академики разряда изящной словесности Академии наук.

11 марта 1903 года А. В. Сухово – Кобылин скончался на юге Франции, в Болье.

А. В. Сухово – Кобылин вошел в историю русской литературы и русского театра как создатель сатирической трилогии: в 1854 году он написал комедию в трех действиях «Свадьба Кречинского», затем драму в пяти действиях «Дело» (1861) и комедию – сатиру в трех действиях «Смерть Тарелкина» (1868).

Эти три пьесы составляют единое художественное целое. Каждая из них имеет свою специфику, которая определяется как предметом изображения, так и своеобразием драматургического конфликта и жанровыми принципами: первая пьеса – это социально – психологическая комедия, вторая – сатирическая драма, третья – комедия – памфлет. Три пьесы связаны между собой не только действующими лицами, но и единым развитием сюжета: финал «Свадьбы Кречинского» является началом нового драматического действия, развернутого в «Деле» и «Смерти Тарелкина».

Сухово – Кобылин выступил как драматург – новатор: он смело разрушает устоявшиеся драматургические каноны, опираясь на традиции русской реалистической школы. Уже в «Свадьбе Кречинского» обнаруживается следование гоголевскому драматическому принципу.

Драматург нарисовал полнокровные художественные характеры различных сословий русского общества тех лет – поместного дворянства (Муромский, Атуева, Нелькин), купцов и ростовщиков (Щебнев и Бек), слуг и дворовых, полицейских и чиновников. Но главная заслуга Сухово – Кобылина состояла в создании образов Кречинского и Расплюева, олицетворявших новые капиталистические отношения. Ничего святого, ничего человеческого для таких людей не существует. По их понятиям, все подлежит денежному исчислению, и ради денег такие люди готовы растоптать человеческие представления о совести, чести, долге, порядочности.

На протяжении многих лет Сухово – Кобылина старались вывести за пределы большой русской литературы, но трилогия живет вопреки всем наветам, благодаря своей самобытности, жизненной достоверности и обличительной направленности.

Образы трилогии объективно призывали к борьбе против произвола и беззакония чиновничества.

Первая пьеса А. В. Сухово – Кобылина «Свадьба Кречинского» сравнительно легко проникла на сцену и завоевала популярность.

«Дело» и «Смерть Тарелкина» стали знакомы широкой русской аудитории только после многолетних цензурных мытарств.

Разоблачения Сухово – Кобылина оставались актуальными, несмотря на все попытки переадресовать его сатиру в прошлое, превратить ее в «Картины прошедшего» (как он сам из тактических соображений, надеясь обмануть бдительность цензуры, назвал свою трилогию). Тем не менее Сухово – Кобылин , создавая свою трилогию, смог отрешиться от узкоклассовой точки зрения, правдиво воссоздать современную реальность и вынести ей суровый приговор.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!