Принц партийности один из ключевых.

КРИТИКА ЛЕКЦИЯ 28.11.20.

Критика конца 19 начала 20 века.

Надо сказать, что в к 19 – нач 20 века был ознаменовав исключительным по размаху обновлением в самых разных сферах искусствах, интенсивность худ развития отразилась и на деятельности критики. Критика профессионализируется: возникает ряд новых школ и направлений, происходит переоценка прежних постулатов и представлений. В критике и общественном сознании разочаровании в прежних идеалах, отход от прежних взглядов – в философии от культивизма отход, появление серебряного века. Уже в начале 90-х годов перебой в эстетических вузах, в следствие противостояние материализма и …

Новые философы Соловьев, символисты исходят из другого понимания искусства и жизни. Глубины жизни нельзя понять лишь на основе взглядов, есть глубокий мир, который нельзя открыть так просто, что есть любовь, красота. И такая общефилософская сфера парадигмы не смогла не сказаться на критике. Острое осознание кризиса критики в эт период. В литре тоже происходит это сознание, Мережковский и его статья, но говоря не только об упадке литеры, но и критики. Возникает желание изменить критику. В к 19 н 20 в складывается особая ситуация, когда в самых разных сферах культуры подводятся итоги пройденного пути. Вера существенного переосмысления русской критики 19 века. Вопрос о критике приобретает особую значимость. Нужно учитывать, что эти попытки изменить критику и одновременно подведение итогов целого периода связаны с рядом фактором:

· Кризисная тенденция развттия критики, упадок без рождения новой критики;

· Попытка иначе посмотреть на рускую классику

· Ряд юбилеев писателей и критиков, пришедших на рубеже веков. Столетие Белинского, 50-тие и 60-тие памяти Добролюбова, столетие Пушкина 100-тие Гоголя. Начало 20-го века: череда торжеств.

Катализаторами споров о критике выступают Розанов (плчему мв отказываемся от наследства 60-х и 70-х годов), Мережковский, Волынский и др.

Розанов первым в этот период в начале 90-х высказал отношение к радикальному наследству 60-х годов, высказал различие между старым и новым мировоззрением.

Ошибка в том, что как песку в пустыне, котоый лепится… они упустили любовь к живому, неповторимому человеку.

Розанов определяет начало конфликта писателей и критиков, что все самобытные дарования в литературе: Достоевский, Тостой, Пушкин и тд. Отделились от нее и перестали принимать ее указания в какое-либо соображение. Важной вехой явился трактат Мережковского о причинах упадка. В нем Мережковский рассматривая разлагающие силы одной из первых называет критику. Последователей Писарева они ввели в оборот особо иронический особый прием, стал писать грубо, иронию превращать в оскорбительную фамильярность к читателям, простату самым необходимым приличием. Мереж обратил внимание на то, что критика может выполнить объединяющую роль. Так критика сознание само поэзии, идеальная среда, которая соединяет писателя с публикой. Наши критики не были ненастоящими поэтами, а только публицистами. Пытался осуществить ту объединяющую синтезирующую деятельность. М дал манифест прогноз, выдвигая принцип субъективно художественной критики. Что происходит нового, что нового происходит. Новым для критики целый ряд моментов:

· Формулировка своей позиции с опорой на класич наследие своей литры, с этм связаны эскурсы в прошлое, выявить основы, традиции. Ы этой связи маниестный характер многих произведений, которые задали некую программу и прогноз развития в том числе и критики.

· Изменяютс взаимоотношения м/у критикой и перелжической печатью, в первую очередь мЪу критикой и толст ж. Количнство толстых издательств ументшается и на смену громоздкисим журналам типа Отечественне записки приходит те, что оперативно реагируют на события

· Характере целый ряд моментов, которые отличают ее от классической критики. 1) По сравнению с клас периодом происходит понижение обществен статуса критики, фигур подрбеоно Белинскому, Добролюбов и степени их влияние нет в эт перио. Эту осознаност все осознают. Такого рода таких новых имен нет. Но при этом именно в это время в к 19 нач 20 закрпеляется пантеон русских критиков, формируется некий канон ведущих критикив, и при всех атаках они вошли в состав этого пантеона – Михайловский, Белинский, Добролюб.

· 2) в эпоху серебренного века повышается роль писательской критики, в это время каждый литературный лагерь стремится обрести близких критиков или выдвинуть критиков из своей среды, символисты своих и т.д.

· 3) традиции, на которые опирались. Критика срб века опирается не столько на западноевропейские традиции критиков: О. Уайльд, (опора на национальные традиции рус романтизм и тд, с другой на другие). Р де Гюрмон, Ницше. Особо следует влиять выступление Уайльда «Критик, как художник». Постоянно цитировалась и была опубликована. Критика срб века активно обращается не только к писателям современникам (Куприн, Блок), но и к писателям 19 века – ретроспективность, обращена к прошлому, по-новому интерепретируется творчество Пушина, Тургенева, Д и др.

· Обращаются к не столько как историки литературы (хотя Брюсов изучал с эт позиции творчяво пушкина), обращались как критике, таралась освятить те вопросы, кот они тоже были мучимы. В тл же время много критики пишут о зарубежной литре, о западноевропейской, американской литре: о Шелли, Лондоне, Твене, Золя. В твор-ве каждого критик в обращении к рус материалм много и образение к западной литре.

· Еще одна черта: обновление обогащение жанровых форм критики. Значительное место: потрет, эссе и рецензии. Особое развитие достигает лицензия рецензии на лирическое произведение. Теор статья и проблемная широко представлены, манифест как жанр, оно так или иначе стремиться заявить о себе через формы манифеста.

· Быт эпохи. Впервые появляются жанр «интервью с писателем». Такого невозможно было представить с писателями 19 века. Это завоевание серебряного. Газетное интервью, оно становится повседневностью, ну где-то с 90-х годов. При Пушкине, при Гоголю никто не давал интервью, так как это форма еще не стала интересной и законным. Но в это время оно стало интересным и популярным. Историки считают, что первым интервьюированным называют Л. Толстого. Количество интервью возрастало. Ясная Поляна стала местом паломничества, куда приходили с разных концов мира.

· Имело обратную негативную сторону, не всегда слова писателя воспроизводились достоверно, были охвачены сенсацией. Эти интервью доставляли Т и много неприятных моментов. «Юмористическая копейка» появилась пародия на этот жанр. Пример: промучив 12 часов Татьяну Андреевну…правда ли что вы носите блузу…

· Критика как речь, лекция и выступление. Не всегда сразу появлялись в печати. Излагались публично в виде лекции и речей. Серебрянный век делает критику не столько журнальной статьев, сколько монологом обращенных к слушателю

· В этот период статьи критические не только публикуются на страницах газет журналах, но появляются специальные книги, сборники статей, не менее важное значение, имевшее в собственно литературном художественном издании. Книги Д Мережковсеого, вечные спутники. Силуэты русских писателей книги отражения Виннокентия Анненского. Критические статьи публикуются в виде книг. Такое явление не было. Статьи объединенные в книгу. Появляется запрос и элитарный писатель. Таких сборники выходили десятки, и некоторые из них имели успех. Книги дарились выпускникам гимназии.

Литературная критика развивается на фоне бурной развитии прессы, изданий. Вообще такого огромного количества альманахов и журналов не было никогда. Лаже совркменное изательство проигрывает, мало изданий, где читатель получает информацию. В России оценивалось все, что издавалось. Читатель мог получить разнородную информацию о лит новинках. Основные черты той новизны, что нового происходило в критике. Подобно тому какие процессы происходили, в литре существовало множество сосуществовах проблем и течений: реализм и модернизм в лице символизма, акмеизма. Также и в критике: традиции демократической эстектике, народническая демократическая критика котопая вела начала ыпоследней трети 19 в именами Михайлоыскрго, Оболенскогл, СКобичевского. Модернисткая критика, в него принято предсимволисткую критику Волынский, соьствено символист, критику акмеистов, футуристов, филрсофская критика прмаенительно к Соловьеву, Д Мережвскому. Отдельным направлением религиозно философская традиция. Религиозные линии символистов, выступление Мережковского, Розанова, выступление философ, выступление Бердяева, Симеона Франкова, ему принадлежали новые интепретации Гоголя, и т.д.

След направление – марксистская критика. Корней Чуковский и Измайлов.

опре

определенную роль сыиграла символисткая критика. Брюсов, Бальмонт, Сологу, Иванов, Гиппиус и др. В СИМВОЛИСТКОЙ критике меняется исходный принцип – идеалистический тип, эта критика поновому пытается истолковать твор-во крупных писателей, восполнить пробелы и недостатки в обществопублицистической критики. Предметом интерепретации становятся фундаментальная проблема свободы и творчество, религиозность художника и т.д.

Символисткая критике – это тип писательской критики, они отличалась от журноал критики 19 века ее отличал лаконизм, элитарность, преобладающее внимание к чисто символистким оуенкам, употребление релких имен, названий. Символисткая критика на ее первом этапе стала самосознанием символзима, символисты полагали, что критика не должна свою деятельность соединять…

Символисты пытались осмыслить с позиции понимания жизни.

К интерепретации жизни Добролюбова. Опора на традиции в целом та же. Выбирали нужную для них. Традиции писательской критики, с другой западноевропейское наследие. С т. Зрения форсы критика стремилась стать особым видом словесного искусства, огромную роли играли и авторы.

Мережковский. По его книгам и статья очень долго Европа воспринимала русскую литру и жизнь. Через Мережковского он получал интерпретацию русской литры. Обнаруживает наличие этих элементов и у классиков рус литры, делает их приближенцами.

Его концепция очень содержательна. Пытался найти два вечно антогоноистических понимания: атеизм и религия. Самоутвержедение плоти или самовеличие духа. Рассматривал как общие понятия. Рассматривает всю историю. С одной стороны – некая тендециозность, в чем упрек. В другой сколь он был тонким худ вкусом. ОН преодолевал схематизм, он очень внимателен к миру Пушкина, Достоевского и ТОлстовкого

Вся статья на сознательном противопоставлении. Мережковский мастер этого жанра. Его статья это монография, в котором он противопоставил Толстого Достоевскому, в первом провидца плоти, в другом провидца духа. Не смотря на схематизм, Мережковский преодолевая заданность дает очень тонкие наблюдения.

Русский философ и писатель один из самых необычных русский мыслителей.

В своей концепции исходил из интересов нацилнального развития России 18 век как пример заимственных чуждых форм рос цивилизации. Розанов иначе чем Белинский и другие посмотрел на Пушкина, отводит роль родоначальника, поскольку Пушкин отведен назад (вечно печальная дуэль). Тот кто критиковал, тот и уничтожал литру.

Как в целом оценил нелицеприятно и парадоксально в революции. Появляется фельетонная критика, активно печатавыющаяся массово на странницах журналах. Постепенно соперницей становится газета. Более оперативный тип издания, имеющая более обширный тип литры, они ориентированы на более широкую аудиоторию. Примером критики стал Измайлов. Бкллетристический репортаж, оценку произведения он ненавязчиво пережмежает рассказами о личной встрече с писателями. Корректно интимной жизни героев, немало представлен в твор-ве Измайлова интервью. Он отстативает бесспартивность, доказывая полную зависимость, парлдиями и бытовымм зарисовками.

Вели эффектную полемику.

Полемика о свободе слова в начале 20 века речь о полемике м/у откликом Брюсова на статью Ленина на партийная организация и партийная литература.

Принц партийности один из ключевых.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!