Разбор заданий тренировочного модуля

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тезаурус

Авторская позиция – особенность авторского взгляда на изображаемый объект.

Интерьер (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Патриархальный – верный старым традициям; чуждый новой культуре, устарелый и добродушно-примитивный.

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором природа, город или архитектурный комплекс.

Портрет (от фр. рortrait портрет, изображение) в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)

Психологизм – углублённое проникновение во внутренний мир человека, изображение его душевных переживаний, мыслей, эмоций, внутренних изменений.

Символ (от греч. symbolon, что означает «условный язык»). Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством.

Сон ‒ это композиционный элемент произведения, отличительной чертой которого является максимальная сжатость, схематичность; обилие символики; стилевое несоответствие ко всему произведению. Введение сна помогает писателю создать переход от одного эпизода к другому, переход от прошлого к настоящему или от настоящего к будущему или для создания особого настроения.

Роман – литературный жанр, как правило, прозаический, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни".

Трилогия ‒ совокупность трёх произведений, объединённых преемственностью сюжета либо общей идеей.

Экспозиция ‒ предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

Художественная деталь – выразительная подробность, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; предметно-бытовые, портретные, пейзажные, психологические детали.

Основное содержание занятия

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Замысел романной трилогии И. А. Гончарова.

2. История создания романа «Обломов».

3. Сюжет, система персонажей, композиция романа «Обломов».


…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал,

что любил, что близко видел и знал, –

словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало.

И. А. Гончаров

 

Сегодня на занятии мы познакомимся с замыслом и историей создания романа И.А.Гончарова «Обломов», его сюжетом, системой персонажей и композицией.

История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и у главного героя романа Обломова.

Обильный материал для романа дали писателю его впечатления детских лет. Главным источником романа послужили наблюдения писателя над действительностью, в частности, над жизнью родного Симбирска. Вспоминая своё детство, Гончаров писал: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья и зародилось неясное представление об «“обломовщине”».

Замысел романа "Обломов" появляется у Гончарова в 1847-48 гг. Об этом есть свидетельство самого Гончарова: «...В 1848 году, и даже раньше, с 1847 года, у меня родился план „Обломова”...» (статья "Необыкновенная история" И. А. Гончарова).

Автор утверждал, что уже 1849 г. был готов план романа и черновик первой части. Началом романа было изображение воспитания главного героя в отчем доме и его обычного дня там.

О готовящемся романе появляется объявление в журнале "Современник" в 1847 г. Первоначально И.А.Гончаров думал изобразить в романе под названием «Обломовщина» историю русского дворянина-помещика от колыбели до могилы, в его деревенском и городском быте.

В начале 1849 г. Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

Писался роман в течение двенадцати лет, до 1859 г., когда и был опубликован в журнале «Отечественные записки» уже под окончательным названием «Обломов».

В октябре 1852 года писателя Ивана Гончарова, переводчика в министерстве финансов, назначили секретарем адмирала Ефима Путятина. Путешествуя с фрегатом «Паллада», Гончаров объехал три континента и не меньше десятка стран. В поездке он вел путевой дневник, в который вносил все, что его заинтересовало.

Работа над «Обломовым» была приостановлена из-за работы над книгой очерков «Фрегат «Паллада» (1853-1855 гг.). Первый его очерк был опубликован вскоре после возвращения (в 1855 году) в журнале «Отечественные записки». Через три года сочинение вышло отдельной книгой.

В июле-августе 1857 г. в немецком городке Мариенбаде невероятно быстро, «как будто по диктовке», Гончаров создал вторую и третью части, а в 1858 г. была завершена последняя, четвертая часть романа «Обломов». Но перед публикацией романа «Обломов» был основательно переписан: добавлены новые эпизоды, сокращены некоторые главы.

Не имея возможности посвящать литературной деятельности все свое время (писатель служил в Департаменте внешней торговли в Петербурге и сделал блестящую карьеру как чиновник), он, тем не менее, оставил после себя чудесное наследие.

Одна из основных тем творчества Гончарова — размышления о переходе русского общества от старого, патриархального уклада к новой, буржуазной деятельности.

Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

Сам Гончаров подчеркивает внутреннее художественное единство трёх своих знаменитых произведений — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Он говорит, что это, по сути, не три романа, а один: «Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей — перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». За 25 лет творчества, в течение которых и была создана выдающаяся трилогия, в российской истории произошло немало изменений. Гончаров знакомит читателя с обновлением страны через свои произведения, размышляя о разрушении патриархального уклада жизни и приходе буржуазных настроений.

 

«Обыкновенная история»         «Обломов»                          «Обрыв»

Произведения И. А. Гончарова, охватывающие огромный исторический период, стали особой вехой в развитии критического реализма в русской литературе. Описывая повседневную жизнь героев, автор предлагает читателю самостоятельно ответить на вопрос, каковы истинные нравственные ценности. Реакция критиков на его романы была неоднозначной, о нем писали В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д.И.Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Дружинин.

Жанр. «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Структура романа. Роман состоит из 4-х частей.

Сюжет. Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

 Действие романа происходит в середине XIX века в Петербурге. Первая часть романа начинается весной, 1 мая 1843 г. Про­должается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Главный герой романа – помещик Илья Ильич Обломов. Любимое занятие Обломова – лежать на диване и думать. У Обломова есть преданный слуга Захар. Первая часть заканчивается приездом Андрея Штольца – друг детства.

Значительно ускоряется движение времени во вто­рой и третьей частях, где под влиянием Ольги Ильинской про­исходит пробуждение героя. Обломов и Ольга влюбляются друг в друга. Время действия – несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). Но влюбленные расстаются.

В четвёртой части (зима) Обломов сближается с Агафьей Пшеницыной, хозяйкой дома, в котором он снимает жильё. Обломову удобно и спокойно с ней. У них рождается сын Андрей. Из-за своей лени и доверчивости Обломов становится жертвой мошенников – Тарантьева, знакомый Обломова, и Мухоярова, брат Агафьи Пшеницыной. Спасает Обломова Штольц. На Выборгской стороне Обломов живёт до 1851 г. В возрасте около 40 лет Обломов умирает от инсульта.

Главные герои. Илья Ильич Обломов, Захар, Андрей Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына, Тарантьев, Мухояров.

Композиция. Опорная схема.

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману. Эволюция Обломова
2 часть (1-2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция Русско-немецкое воспитание Штольца
2 часть (3-5 гл.) «Пробуждение». Завязка Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.
2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия. Чувство крепнет. Письмо к Ольге.
2 часть. (12 гл.) Кульминация. Объяснение в любви.
3 часть. «Испытания любви». Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя. Несостоятельность и банкротство Обломова.
4 часть. Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.
4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог. Смерть Обломова.

Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

Кульминация 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Этому посвящены 11-12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, - считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Для композиции романа характерна контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.

Сюжет романа «Обломов» Гончарова построен на принципе противопоставления как контрастирующих персонажей, так и противоположных по характеру событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять идею автора, затрагивающего в романе не только вопросы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активным, деятельным и пассивным, рефлексирующим, между достоянием прошлого и открытиями будущего. Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.

Роман Гончарова имел большой и шумный успех. Один из современников, критик А. М. Скабичевский, писал: «Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя».

Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

 «Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Сам Гончаров видел в своем новом произведении продолжение той критики, с которой он выступал в «Обыкновенной истории» против отсталых, косных и застойных нравов, присущих феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину.

Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами.

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Обломова превратила в кисель, в «ком теста» крепостная среда. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

ВЫВОД.

I Роман входит в трилогию «Обыкновенная история» (1847) - «Обломов» (1859) - «Обрыв» (1869).

I Жанр. «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

I Главная тема романа «Обломов» - судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

I Понятие «обломовщина» со времён Гончарова стало нарицательным и актуально по сей день.

I Обломовщина усвоено из повести Гончарова: русская вялость, лень, косность; равнодушие к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от других, а ничего от себя; непризнание за собою никаких мирских обязанностей (Словарь В.Даля).

Разбор заданий тренировочного модуля

Кто вырвался бы из засохшей чернильницы Обломова?

«Нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только _____».

Пчела

Муха

Бабочка

Оса

Правильный ответ: муха.

Художественная деталь – важное средство для писателя, с помощью которого он погружает читателя в мир героя.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!