Подготовка художественного текста для чтения включает в себя

Средства выразительности устной речи

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает, прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

 

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

 

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

 

Основные условия выразительности речи человека.

 

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека

 

Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

 

Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

 

Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.

 

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем, же углом зрения: выразительность!

 

Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

 

Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (т.е. оно создается определенными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе – и во времени). Параметры интонации.

Тон и диапазон

Когда звуковая волна, образующаяся в результате прохождения воздуха через гортань, доходит до нашего уха, мы начинаем слышать звук.

Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки и тем самым регулирует размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Природа наделила человека разным диапазономголоса, т.е. количеством доступных голосу тонов. Но диапазон можно увеличить, выполняя специальные упражнения, “распевая” голос.

 

Один из параметров интонации – это ее диапазон. Чтение на одном тоне или в очень узком звуковом диапазоне называется монотонным (однотонным) и вызывает раздражение слушающего. Монотонный голос лишен выразительности и может донести только содержание текста. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла, коммуникативной ситуации делает речь естественной, мелодичной, приятной на слух.

Повышение тона связано в нашем сознании с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление, и приказание.

Понижение тона – показатель твердости, решительности, спокойствия, с которым выражается суждение, приказ, просьба.

Иногда (помимо мускульного напряжения и усиления выдоха) повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, к которым хотим привлечь внимание слушающего.

Плавность

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно – и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове – и говорим резко, отрывисто.

Еще один параметр интонации – плавность (отрывистость).

Пауза

Для того чтобы слова и предложения не сливались в один поток, чтобы слушатель мог понять смысл текста, необходимо делать паузы – остановки. Пауза тоже является важным параметром интонации, так как именно она отделяет смысловые фрагменты речи друг от друга, создает очень выразительный рисунок речи, подчеркивает ее смысл и позволяет выразить многие эмоции.

Длительность звучания

Чем больше мы наберем воздуха и сильнее его выдохнем, тем дольше будет звучать наш голос. Длительность звучания – еще один параметр интонации.

Сила звучания

Чем сильнее мы выдохнем воздух, тем громче будет произнесенный звук. Следующий параметр интонации – сила звучания (тише – громче).

Ударение

К речевым средствам выразительности относится также ударение. Ударение – это выделение в речи той или иной ее единицы (слога, слова и т.д.) в последовательности однородных единиц (слогов, слов и т.д.) с помощью фонетических средств. Различают словесное(выделение слога в слове), синтагматическое(выделение главного по смыслу слова в синтагме – речевом такте) и фразовое ударение.

Под фразой понимают единицу речи, выражающую законченную мысль. Фраза обычно соответствует предложению, но фразой может стать и последовательность слов, предложением не являющаяся. Например, в устной речи часто предложение интонационно, с помощью пауз, дробится на отдельные слова или словосочетания (такое явление называется парцелляцией),которые являются фразами.

Если предложение состоит из одной синтагмы, то синтагматическое (интонационный центр синтагмы) и фразовое ударения совпадут. Если предложение многосинтагменное, то фразовое ударение совпадает с синтагматическим в наиболее важной по смыслу синтагме, часто это последнее слово в предложении.

К.С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово во фразе или такте.

Кроме того, есть особый вид ударения – логическое.Назначение логического ударения – подчеркнуть смысл важного в конкретной речевой ситуации слова в предложении. В данном случае проявляется действие второго уровня речи – смыслового. Чаще всего логические ударения совпадают с фразовыми. Если по каким-либо причинам нужно подчеркнуть другое слово в предложении, то логическое ударение окажется сильнее фразового, что приведет к смещению фразового ударения.

Темп и ритм речи

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; разными по длительности могут быть и паузы. К концу высказывания темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном темпе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Ритм – это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторением сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой – безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмична стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.

Темп – скорость произнесения звуков, слогов, слов – и ритм тоже являются одним из параметров интонации.

Существует термин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явление темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произнесения слов, а быстрый – более отрывистого.

К.С. Станиславский, разбирая со своими учениками, что такое темпоритм в речи, говорил:

Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой.

Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

Вариации темпоритма создают самые разные настроения, а потому могут выражать эмоциональное состояние говорящего: в возбуждении, волнении человек говорит гораздо быстрее, чем обычно; сильные доли повторяются часто; спокойное состояние, серьезное настроение отмечаются внятной, спокойной речью и большими промежутками между сильными долями. Замедленный темп может передавать огромное внутреннее напряжение говорящего и вызывать это напряжение у слушающего. Явно ускоренный темп помогает передать динамику происходящих событий, быструю смену эмоциональных состояний повествователя или персонажа. Выбор темпа определяется и коммуникативной ситуацией: кому, зачем и что мы сообщаем.

Тембр

У звука есть еще одна характеристика – тембр, или окраска. Тембр, окраска, создается обертонами – наложениями на основную волну волн, возникающих в результате резонанса материала, из которого сделан музыкальный инструмент. У деревянных струнных и духовых резонирует дерево, у медных – металл и т.д. Поэтому тембр музыкальных инструментов зависит от материала, из которого они сделаны (дерева, металла и т.п.), от способа извлечения звука (щипок, удар, касание смычком, выдыхание воздуха и т.п.). Основной тембр человеческого голоса определяется природой – тем, как индивидуально устроены его голосовые связки (их длина, толщина), каковы у человека объем легких, особенности расположения органов речи и их состояние. Резонатором человеческого голоса является прежде всего нёбо. Окраску звука можно менять, посылая воздух то в верхнюю часть нёба (мысленно в темя), то в заднюю (в затылок), то в переднюю (в зубы).

 

Подготовка художественного текста для чтения включает в себя

этапы (по Г.А. Олейнику):

1 этаплитературоведческий анализ текста:

· выяснение сведения об авторе,

· изучение эпохи, отраженной в тексте,

· понимание темы, идеи, жанрового своеобразие произведения,

· рассмотрение композиции, сюжета произведения,

· анализ образов,

· анализ эстетических качеств текста,

· раскрытие подтекста;

2 этап – действенный анализ произведения (процесс работы над произведением, который раскрывает и выявляет сквозное словесное действие произведения и основные этапы его развития):

· расчленение произведения на части, чтобы между ними была внутренняя связь,

· озаглавливание каждой части,

· определение перспективы творческого задания для каждой части (что

касается чтения произведения),

· выполнение соответствующих отметок в тексте (партитура текста).

Для выразительного чтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил его, глубоко понял, а потом исполнил его перед слушателями.

Работа над выразительным чтением произведения происходит, как правило, в несколько этапы:

1) подготовка слушателей к восприятию произведения, так называемое вводное занятие (содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения и осведомленности слушателей);

2) первое знакомство с произведением (важно позаботиться о правильном впечатлении);

3) анализ произведения (постижение глубины художественного текста);

4) выяснение композиции и членение произведения на части (главная цель – решение сверхзадачи. Но этой цели достигают путем решения конкретных исполнительских задач, для определения которых надо проанализировать весь ход повествования, уяснить построение произведения и составить непрерывную цепь исполнительских задач. Большое произведение делится на части, последние – на куски);

5) определение отношения автора к изображаемой действительности (чтец как бы продолжает работу автора, воплощая написанное в звучащем слове);

6) уяснение особенностей языка автора (лексика, построение произведений, ритм и т.п., - т.е. что и как изображает автор);

7) работа над образами-персонажами (чтец должен представить героя, отношение автора к нему и выяснить свое отношение к герою);

8) представление изображаемых автором картин природы, событий, внешности и поведения героя (фантазирование);

9) запоминание текста (исполнитель не просто читает, а выполняет намеченные творческие задачи);

10) жизненно правдивое, целенаправленное чтение произведения по книге или наизусть.

Этот творческий процесс протекает на публике, поэтому всегда есть элемент импровизации, многое зависит от самочувствия исполнителя и восприятия аудиторией художественного чтения. Одно из главных условий творческого самочувствия чтеца – собранность и сосредоточенность.

 

13. Выразительное чтение стихотворений. Методика обучения.

Согласно программе учащиеся начальной школы должны уметь декламировать стихи, то есть выразительно рассказывать их. Однако поскольку овладение этим умением начинается, когда техника чтения еще не сформирована, устная речь несовершенна, внимание и память недостаточно устойчивы, то довольно часто у младших школьников возникают трудности при чтении стихотворений. Оно становится монотонным и невыразительным, что ничего не дает ни декламатору, ни слушателям.

 

Чтобы выразительно читать стихотворения, нужно уметь ориентироваться в особенностях поэзии, которая имеет специфическую организацию художественной речи, характеризуется повышенной эмоциональностью, образностью и насыщена разнообразными средствами выразительности. В начальной школе робота над поэтическими произведениями основывается на умении почувствовать авторский замысел через художественные образы, особенно через чувства и переживания самого автора.

 

Особенностью выразительного чтения является его направленность на передачу своего понимания произведения и воспроизведение его слушателям. Но это все невозможно, если у ребенка есть проблемы с дикцией. Поэтому прежде всего нужно выяснить, нет ли анатомических причин для нарушения произношения и не звучит ли в окружении ребенка неправильная речь. В простых случаях достаточно несколько раз зафиксировать внимание на правильном произношении, в сложных - нужна помощь специалиста-логопеда. Развитию дикции способствуют хорошо известные скороговорки и чистоговорки. Некоторые проблемы с дикцией могут иметь психологический характер: ребенок стесняется выступать, боится неудач, боится забыть текст - поэтому проговаривает поспешно, глотая слова. Помочь может тренировка, использование приемов запоминания, подбадривание, создание положительной обстановки, выступление на домашних праздниках и т. п.

 

Для эффективной работы по выразительному чтению стихотворений нужно помнить следующее;

 

• создание соответствующего настроения помогает настроиться на чтение и запоминание. Педагог может это сделать, вспомнив опыт собственного восприятия стихотворения («Как чудесно; ты будешь читать Ф. Тютчева! В детстве мне очень нравилось его стихотворение «Весенняя гроза»:

 

Люблю грозу и начале мая,

 

Когда весенний, первый гром,

 

Как бы резвяся и играя,

 

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

 

Вот дождик брызнул, пыль летит.

 

Повисли перлы дождевые,

 

И солнце нити золотит.

 

Определенное настроение создаст и сообщение о поэте, его времени. Сообщение может быть совсем кратким, главное, чтобы оно было эмоциональным. («Представляешь, Иван Андреевич Крылов подписывал свои произведения псевдонимом -- «Нави Волырк». Что оно означает? Прочитай запись справа налево. Что получилось? Иван Крылов. Говорят, что он был очень скрытный человек, «человек-наоборот», внешне безобидный толстячок, но в нем был сокрыт острый сатирический ум».) Желательно еще выяснить, когда жил этот писатель. Для младших школьников не стоит использовать понятие «столетие», представление о вековых периодах формируется только в средней школе. Лучше использовать соотнесение с другим известным человеком, например: «Когда жил Иван Крылов? Тогда, когда Пушкин, когда были цари». Конечно, для получения интересной информации нужно потратить время и обратиться к дополнительной литературе, но это того стоит; ребенку нужен образец выразительного чтения взрослого. Это важно и для более глубокого понимания, осмысления произведения, и для наследования лучших образцов, и для того, чтобы успеть ощутить наслаждение поэтическим словом; поэтому пусть читает взрослый вслух больше и чаще. И не спешите, читая стихотворение.

 

Обратите внимание, что культура чтения стихов предусматривает обязательное называние имени и фамилии автора и заголовка произведения; при чтении стихотворения ребенку помогает его форма. Стихотворение пишется «столбиком», строки чаще всего заканчиваются рифмой. В детских стихах конец строки часто совпадает с концом предложения, поэтому его чтение не представляет трудностей для чтеца. В конце строки делается пауза. Особого внимания требуют стихи с переносом, характерные главным образом для XIX в (А. Пушкин, Н. Некрасов,). Тогда конец строки нужно прочитать так, чтобы слушатели поняли, что нужно ожидать продолжения фразы (интонационно повышая голос). Взрослому нужно обратить на это внимание ребенка, несколько раз прочитать сложное место.

 

…В лесу раздавался топор дровосека

 

- А что, у отца-то большая семья?

 

- Семья-то большая, да два человека

 

Всего мужиков-то: отец мой да я...

 

(Н Некрасов «Мужичок с ноготок»)

 

для ребенка младшего школьною возраста важным ориентиром в выразительном чтении являются знаки препинания (точка, двоеточие, троеточие, запятая, тире, скобка, вопросительный и восклицательный знаки). Самой продолжительной паузы требуют точка и троеточие, вопросительный и восклицательный знаки, несколько меньшей паузы - двоеточие и тире, еще меньшей - запятая. Кроме того, знаки препинания требуют использования соответствующей интонации, особенно вопросительный и восклицательный знаки, точка; в основе выразительного чтения лежит понимание. Выразительное чтение учащегося — показатель того, что ребенок понял содержание. Осмысление — главное условие выразительности. Поэтому выразительному чтению ребенка должен предшествовать анализ художественного произведения (в виде беседы), направленный на углубление понимания; в стихотворении нужно ощутить авторский замысел через художественные образы, особенно черезчувства и переживания самого автора. Именно от понимания произведения зависят и избранный темп, и паузы, и интонации; следует обратить внимание, что «чтение должно быть при всем богатстве идей и эмоций простым. Натуральные чувства гнева, восторга, веселья в том виде, как мы их выражаем в жизни, в стихах, в чтении, в рассказе недопустимы» (выдающийся методист М. Рыбникова); важным элементом работы над выразительностью является опора на воссоздающее воображение. Ребенка нужно учить «видеть» внутренним зрением изображенное автором, а для этого ощущать и понимать авторские подсказки. Воссоздающее внимание развивает иллюстрирование (не только графическое, но и словесное;), чтение по ролям, инсценирование.

 

Учащиеся начальной школы знакомятся с эпическими (сюжетными), лирическими и драматическими стихотворениями. Отличие этих типов поэтических произведений накладывает отпечаток на их изучение.

 

Эпическим стихам присущ сюжет, развитие событий, в центре которых действуют персонажи. Этим эпические стихи подобны таким художественным жанрам, как рассказ, сказки. Поэтому и работа над эпическими стихотворениями подобна работе над рассказом и сказкой. Как и при рассмотрении прозаических произведений, после ознакомления с текстом стихотворения применяется неоднократное повторное чтение, анализ главной мысли, пересказ. Но не следует забывать, что объект анализа - поэтическое произведение. В сюжетных стихах имеется эмоциональное авторское отношение к герою или объекту изображения, которое проявляется в осуждении или одобрении действий героев.

 

Вопросы, которые помогут понять эпические стихи:

 

-Понравилось ли стихотворение?

 

-О ком и о чем идет речь в произведении?

 

-Почему это произошло? Что ты представлял, когда слушал стихотворение?

 

-Как ты думаешь, с каким настроением поэт писал это стихотворение?

 

-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением (спокойно, весело, бодро, грустно)?

 

Согласно многочисленным исследованиям, стихотворения начинают терять своих поклонников уже в начальной школе, когда дети получают определенный отрицательный опыт: неудачные попытки выучить большое по объему произведение, потерянное время, неприятные минуты рассказывания перед классом и т. и.

 

Очень важно помочь ребенку на том периоде знакомства с поэзией, когда он еще ощущает к ней положительное эмоциональное отношение, хочет слушать, читать, учить наизусть, хотя и не обладает еще достаточным уровнем техники чтения и собственным опытом, чтобы самостоятельно воспринимать художественные произведения. То есть сделать это в самом начале.

 

Одна из наиболее распространенных причин незапоминания стихотворения заключается в том, что ребенок не представляет себе его содержание. Не то чтобы совсем не представляет, но у него возникают образы нечеткие, неяркие, не вызывают соответствующих чувств. Часто это бывает, когда стихотворение читается самим ребенком в очень быстром темпе. Иногда молодые учителя увлекаются темпом (скоростью) чтения и не уделяют достаточного внимания пониманию. У ребенка вырабатывается привычка сосредоточиваться только на одной стороне исполнения.

 

Стихотворение забывается еще и тогда, когда тот, кто его читает для ребенка (учитель, родители, другие ученики), тоже спешит, не соблюдает необходимых пауз.

 

Для разучивания стихотворений предлагаются учащимся советы-памятки.

 

 

Памятка 1.

 

Прочитай выразительно стихотворение.

 

Выясни, о чем (о ком) идет речь в стихотворении.

 

Выясни непонятное в содержании и образах.

 

Прочитай стихотворение еще раз, раздели его на завершенные по смыслу логические части.

 

Старайся представить себе содержание каждой части в соответствующих картинках, образах.

 

Прочитай два – три раза поочередно каждую часть стихотворения.

 

Закрой книгу и попытайся рассказать прочитанное наизусть.

 

Перечитай еще раз стихотворение.

 

Расскажи произведение наизусть.

 

 

Памятка 2.

 

Прочитай стихотворение вслух.

 

Уточни значение непонятных слов.

 

Прочитай стихотворение еще раз. Старайся понять его настроение, интонацию, ритм.

 

Прочитай стихотворение еще два – три раза. Старайся его запомнить.

 

Через несколько минут повтори стихотворение по памяти, в случае необходимости заглядывай в текст.

 

Позже повтори стихотворение еще два – три раза, не заглядывая в текст.

 

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

 

Утром на следующий день прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.

 

 

Памятка 3.

 

Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос «О чем рассказывается в стихотворении?»

 

Прочитай произведение медленно.

 

Раздели стихотворение на отрывки, имеющие законченный характер.

 

Образно представь. О чем рассказывается в каждом отрывке. Если можешь, сделай рисунок к ним.

 

Прочитай несколько раз стихотворение вслух.

 

Попробуй рассказать все стихотворение, подсматривая в текст.

 

Для того чтобы использовать эти памятки, нужно как минимум их прочитать и понять, что требует от ребенка много усилий, чтобы выполнить эти инструкции. Это не значит, что нужно отказываться от памяток, но лучше их использовать в конце 3-го и в 4 классе. В 1-3 классах чаще всего решают эту проблему количеством повторов текста.

 

С возрастом ребенка увеличивается количество и объем стихотворений. Постепенно память с взрослением заполняется разнообразными сведениями, и запоминание происходит медленнее. По и в этом можно помочь. Если именно в этот период вооружить ребенка приемами образного восприятия стихов, то будут созданы условия легкого запоминания произведений.

 

Приемы образного представления и быстрого запоминания стихотворений:

 

- с помощью движений;

 

- с помощью одновременного рисования;

 

- с помощью подготовленных рисунков;

 

- с помощью слов-опор.

 

Разучивание стихотворений с помощью движений

 

Для того чтобы ярко представить то, о чем рассказывается, некоторые слова, можно изобразить с помощью жестов. Этот прием начинают использовать еще в дошкольном возрасте, но он эффективен и в начальной школе. Помните, что показывать ВСE слова стихотворения не нужно – только основные, которые будут опорами.

 

Разучивание стихотворений с помощью одновременного рисования

 

Некоторые стихи можно легко выучить, делая схематические рисунки, изображающие события в произведении. Даже размышление по поводу того, как и что нарисовать, уже поможет запомнить стихотворение.

 

 

5. Формирование выразительности речи дошкольников и младших школьников.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Основные задачи речевого развития дошкольников и младших школьников:

· Развитие звуковой культуры речи;

· Формирование грамматического строя речи;

· Обогащение словарного запаса;

· Развитие связной речи.

· Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Игры упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3–4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов

Есть два основных пути развития речи младших школьников:

Во–первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.

Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Развитие речи – важная задача при обучении языку. Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Задачи учителя заключается в том, что необходимо: - обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг); - обеспечить создание речевых ситуаций; - обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; - вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения; - создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Звуковая культура речи Четкая артикуляция звуков Отчетливое произношение Умение использовать голос Техника речи дыхание голосдикция артикуляция

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно..

Проколотый мяч /имитируем нажатие на мяч и произносим звук с- с-с-с:.(воздух)/;

Имитация колокольного звона /бом, бам, бим.../;

Остановить лошадь, произнося слово "тпрру;

Ароматный цветок /сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»/;

Именинный пирог /задуть свечи/;

33 Егорки /сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два- Егорка/.

Дикция – чистота, правильность, четкой произношения. Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции движений органов речи.

Пятачок \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов\.

Изображение цоканья копыт. Чищу зубы \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы\.

Хомячок \плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка\.

Конфета \закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую\.

Сластена \облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее\.

Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений.

1. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2. Прыжок в воду Вот оборот Взлетаю и Как птица, я вниз Прыжок ! стрелой Взбегаю скрываюсь Я легко быстро На вышку под водой. 3. Колыбельная А а а а а М м м м м М м м м

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Красна речь поговоркой. сообщает Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает обогащает В чужой беседе, всяк ума купит воспитывает С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет влияет Слово пуще стрелы разит помогает Язык до Киева доведёт успокаивает Доброе слово человеку, что дождь в засуху

 Скороговорки – это народно - поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филипп. Бобры храбры - идут в боры. Белые бараны били в барабаны. Бабкин боб расцвёл в дождь, Будет бабке боб в борщ. Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь

Не менее интересными являются для ребят чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:

Беспокойная ворона Все ходила вдоль перрона И о чем-то недовольно Тараторила. Видно, поезд свой ворона Проворонила… Или придуманы детьми: крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир. Чистоговорки можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш. На часок мы заш-ш-ш-ли К черепаш-ш-шке. Черепаш-ш-шка подала Чайник, чаш-ш-шки.

Работа над развитием речи на уроках русского языка. Основа связной речи – предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения. - Если бы я был цветком, я бы …. - Если бы я был волшебником, я бы … - Рисую на доске голову человека и в ее контур помещаю изображение солнца, гор, моря и прошу угадать, о чем я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы. И мы по очереди угадываем мысли каждого. - Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: Почему он плачет? - Записываю слова мама и беда. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова – плохие и предлагаю создать две группы слов.

Работа над развитием речи на уроках математики. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!