С Л О В А Р Ь СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Методическая разработка

На тему

«Последовательность в работе

Н а д рисунком натюрморта».

 

       

 

Выполнила преподаватель

МБОО ДО Никольская РДШИ

Богатова Марина Александровна

 

2017 г.

 

 

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности.

Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным.

При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки, однако основными этапами принято считать:

 

1. Композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа.

 

2. Конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения.

 

3. Светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений.

 

4. Детальная проработка фона тоном.

 

5. Обобщающий этап работы над завершением рисунка.

 

В основу:

Первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин.

Второй этапначинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями.

Третий этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание.

Четвертый этапсвязан с тщательной проработкой формы каждого предмета, выявление светотеневых оттенков.

Пятый этапдолжен быть направлен на установление целостности изображения. Натюрморт может выполняться наряду с графическими материалами, также и живописными.

Пример:

1. Этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально. Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщѐнного наброска всей группы без выделения отдельных предметов.

 

 

Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.

 

 

 

 

Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы

 

 

Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и еѐ пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.

 

2.  Этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.

 

 

Сравнивать объѐмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.

Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.

 

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рѐбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.

 

 

Всѐ построение ведѐтся тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираются вспомогательные линии, линии построения.

 

Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.


 

 

Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.

 

Практическая работа в тоне.

 

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

 

 

 

1. Создаѐм светлые и серые тона.

 

Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими

диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенѐнные стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

 

2.   Переходим к тѐмным тонам.

 

 

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

 

 

3. Затемняем задний план и усиливаем тени.

 

 

Прорабатываем светлые и тѐмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

 

 

4. Работаем над контрастным сопоставлением, белого и тѐмного.

 

 

          


В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней  хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещѐнной поверхности  цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.

 

5.   Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов.

 

 

 

Усиливаем самые тѐмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещѐнной поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещѐнный предмет.

 

6. Уточняем тона.

 

Продолжаем работу над фоном и усиливаем собственные и падающие тени.

Определяем самые тѐмные места в натюрморте. Мягким карандашом 4В,  углубляя тон, показываем их.


7.  Заканчиваем работу над серой поверхностью.

 

 

 

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лѐгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

 

8. Немного высветлим фон над цилиндром.

               Г отовый рисунок.

 

С Л О В А Р Ь СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1

 

Абрис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.

 

Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искус-

стве – процесс стилизации природных форм.

 

А кц е н т – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

 

А хроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и

лишены цветового тона.

 

Б лик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверх- ности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

 

В оздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности пред- метов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

 

Г армония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочета- ние форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в жи- вописи – цветовое единство.

 

 

Гр а ф и к а – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плос-

кости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

 

Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

 

Деталь  –  элемент,  подробность,  уточняющая  характеристику,  менее значительная часть произведения, фрагмент.

 

Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художест-

венный прием, усиливающий выразительность образа.

 

Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа как у живых существ, так и у неодушевлен- ных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.

 

Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота вопло- щения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изо- бразительная задача.

 

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с це- лью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень де- тализированным.

 

К омпозиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая со- держанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплоще- ния замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на осно- ве избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению от- носится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответст- вующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла ком- позиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдель- ных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.

 

При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силу- этов в картине. В композиционном решении произведения большое значение  имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски моти- ва для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.

 

К онструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в це- лом и их соотношении.

 

К онтражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и вос-

принимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

 

К онтраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопос- тавление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопос- тавлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. То- нальный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении кон- траст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются боль- шая выразительность и острота характеристики образов.

 

К онтур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

 

М атериальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цвето-

выми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

 

М о де л и р о в к а – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учи- тывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обу- словлена содержанием произведения и замыслом художника.

 

Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значи- тельной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набро- сок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

 

Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предме- ты, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – порт- рет, пейзаж, натюрморт.

 

Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живопи- си), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изо- бражаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращен- ные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

 

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.

 

О б ъ е к т – изображение трехмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другими важными средствами переда- чи объема являются градации светотени, выраженные цветом: блик, свет, полутень, тень собствен- ная и падающая, рефлекс.

 

Оригинал (в изобразительном искусстве) – произведение, представляющее собой твор-

ческое создание художника, любое произведение искусства, с которого сделана копия.

 

Оттенок – изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

 

Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на рас- стоянии; наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим гла- зом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве. Перспектива линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным со- кращением. В художественной практике распространена так называемая перспективная на- блюдательность, т.е. изображение «на глаз» всевозможных форм предметов. Перспектива воздушная определяет изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, воз- никающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоз- душной прослойки между наблюдателем и предметом.

 

Планы пространственные – при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний и дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замыс- ла.

 

Пластика – искусство лепки форм в скульптуре, рисунке и живописи; в широком смысле – выразительность живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе кистью в живописи, выразительность формы в скульптуре и в графических и живописных изображениях.


Пластичность (в произведениях различных видов искусства) – особая красота, целост- ность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цве- товых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.

 

Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведени- ях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между све- том и глубокой тенью.

 

Полутон – тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в осве- щенной части предмета; в произведениях искусства – средство выразительности художест- венного  образа.  Использование  полутона  способствует  большей  тонкости  моделировки форм, большей мягкости переходов тона в тон.

 

Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, соотношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т.д.

 

Р а к урс – перспективное сокращение живых предметов и предметных форм, значитель- но изменяющее их внешний вид. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т.п.), а также самим положением натуры в пространстве.

 

Р и с у н о к – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств:

контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются

пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.

 

Р и т м – одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т.д.); чаще всего проявляется в монументаль- ном, декоративно-прикладном искусстве и в архитектуре. В произведениях живописи, графи- ки и скульптуры проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует соз- данию определенного настроения в картине, благодаря ему достигаются большая целост- ность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя. Ритм нередко проявляется в вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при раз- мещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции.

 

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произве- дениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверх- ности.

 

С в е т л от а – сравнительная степень отличия светлого от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.

 

Светосила – термин, имеющий отношение к светотени; в живописи – степень насы- щенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим со- седним цветовым тонам; в графике – степень светлоты одного тона по отношению к друго- му, находящемуся рядом с ним.

 

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень яв- ляется одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и мате- риала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному ре- шению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

 

Силуэт – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изо- бражение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном фоне), нарисо- ванное или вырезанное из бумаги или другого материала. В произведениях искусства – вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выражен- ной объемности или выглядит совсем плоской. Так, силуэтность приобретает фигура, постав- ленная против света. Силуэтом называются также все профильные темные изображения в графике.

 

С и мм е т ри я – такое строение предмета или композиции произведения, при котором одно- родные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, зани- мающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встре- чается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

 

С р ав нени е – метод определения пропорций, тональных и цветовых отношений и др. Свой- ства и качества познаются нашим сознанием путем сравнения. Понять характер формы предмета, определить его тон и цвет можно в сравнении его с другими предметами, передавая их на холсте или бумаге. Чтобы изобразить натуру правдиво, художник должен создать на этюде пропорцио- нальные натуре различия предметов по размерам, тону и цвету.

 

Статичность – в противоположность динамичности – состояние покоя, неподвиж- ность. Статичность может соответствовать замыслу образного решения произведения. Но иногда статичность вызвана неумением художника передать движение.

 

Т е н ь – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного предмета и на- правлением источника света. Падающие – тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусст- ва. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ве- дущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При по- мощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространст- ве и освещение предметов. Тоном передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и све- тотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.

 

Т о н ал ь н о с т ь – определенное соотношение цветов или тонов, характерное для данного произве- дения, одна из его художественных особенностей. В графике тональность определяется степенью кон- траста темных и светлых тонов. В живописи понятие тонов имеет то же значение, что и цветовая гам- ма, так как определяет особенности цветового строя произведения наряду с цветовыми нюансами.

 

Т о н ал ь н о с т ь и цветовой масштаб изображения – передача пропорциональных натуре то- нов и цветовых отношений между предметами может осуществляться в разных диапазонах свет- лоты и насыщенности красок палитры. Это зависит от общего состояния силы освещенности нату- ры и от удаления ее от рисующего.

Т о н ов о е изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона. Типичным примером тонового изображения явля- ется масляный или акварельный рисунок одним цветом (гризайль), а также рисунок карандашом, выполненный приемом тушевки.

 

Т оновые отношения – градация светотени на объемной форме и передача пропорцио- нальных натуре тональных отношений между окраской предметов обеспечивают правдивую объемную моделировку формы, материальность, пространственную глубину и состояние ос- вещенности изображаемых предметов.

 

Фактура – характерные особенности материала. поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств; особенности обработки материала, в котором выпол- нено произведение, а также характерные качества этого материала. Фактура произведения во многом зависит от свойств используемого художником материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура яв- ляется одним из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения.

 

Фас – вид спереди.

 

Фиксаж – закрепление рисунка специальными составами для придания ему лучшей со-

хранности.

 

Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искус- ства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).

 

Фо р м а – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для созда- ния образа, для раскрытия содержания произведения. В творческом процессе находят форму, наи- более соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени оп- ределяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художествен- ная форма – композиционная построенность, единство средств и приемов. реализованных в худо- жественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.

 

Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая – рондо и т.д.). Она обусловлена его общими очертаниями и отношением высоты к ширине. Выбор формы зависит от содержания и настроения, выраженного в произ- ведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он име-

ет существенное значение для образного строя произведения


 

Х у д о ж е с тв е н н ы е средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, ко- торые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: компози- ция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.

 

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), от- личающим один от другого. Хроматические цвета – цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча. Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу". Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных цветов к те- плым.

 

Целостность – необходимое важнейшее качество произведения искусства, способст- вующее его большей художественной и образной выразительности. Целостность изображе- ния заключается в соответствии разных его частей друг другу, в подчинении частного – об- щему, второстепенного – главному, частей (деталей) – целому, а также в единстве приемов исполнения.

 

Целостность изображения – результат работы с натуры методом отношений (сравне- ний) при целостном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких не- достатков рисунка или этюда, как дробность и пестрота.

Ш т р и х – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой ли- нию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимо- сти от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пят- но.

 

Э кспрес с и я – повышенная выразительность произведения искусства. Экспрессия достигает- ся всей совокупностью художественных средств и зависит также от манеры исполнения, характе- ра работы художника в том или ином материале. В более узком понимании – проявление темпера- мента художника в его творческом почерке, фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

 

Э с ки з – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего вопло- щения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. В процессе работы над картиной, скульптурой и т.д. художник обычно создает несколько эскизов. Наиболее удачные, с его точки зрения, он использует в дальнейшем, развивая и дополняя ранее найденное решение.

 

Э ски з н о с т ь – быстрота исполнения и значительная обобщенность деталей изображения. Она может быть продиктована художественным замыслом, но может проявляться и как недоста- ток произведения. В этом случае под эскизностью понимают недостаточную четкость в передаче содержания, в выражении идейно-художественного замысла картины, небрежность исполнения.

 

Э т ю д – работа, выполненная с натуры. Нередко этюд имеет самостоятельное значение. Ино- гда он является упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные навы- ки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры. Этюды могут служить вспо- могательным и подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюда ху- дожник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатывает детали и т.д.

 

Список литературы.

 

Алѐхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М 1984. Алѐхин А.Д. О языке Изобразительного искусства.- М.,1973.

Беда Г.В. Основы изобразительной Грамоты.-М.,1989.

А. Васнецов. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи… М.,

1908, с. 100.

Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь - С.Пб.,1993. Глазычев В.Л. О дизайне.- М.,1970.

С . Городецкий. По поводу художественных писем г-на Бенуа. – «Золотое руно», 1909 № 11-

12, с. 93.

Д е йнека А.А. Живопись, графика, скульптура, мозаика.-

К ирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М., 1971. В.П. Лапшин. Союз русских художников. Л., 1974, с. 90.

С. Маковецкий. Художественные итоги. – «Апполон», 1910, №7, с. 33.

Цит. По кн.: Н. Третьяков. Константин Федорович Юон. М., 1957, с. 29. Там же, л.15.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!