Положение, выносимое на защиту

Тема: Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской мифологии

ВВЕДЕНИЕ

 

1 Актуальность

Хотелось бы связать с фразой «Не зная прошлого, нельзя понять настоящее». Эта фраза направляет на поиск, заставляет всмотреться в «дела давно минувших дней». В полной мере она относится и к литературе, которая, как мы знаем, является отражением жизни. С помощью древнегреческой и древнеримской мифологии через раскрытие их смысла, волшебных историй, описание подвигов героев, поступков богов можно познать себя, окружающих и совершенствоваться. Благодаря этим качествам возрастает интерес к мифологии, следовательно, эта тема становится наиболее актуальной. Кроме того, с помощью мифов формируется картина мира, которую представляли жители этой цивилизации. Мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира, с ее помощью были раскрыты бытовые представления о человеке, героях и богах. Мифология питает литературу, она является источником вдохновения творческих людей.

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

 

2  Историографический обзор

 

Рассматриваемая нами тема имеет достаточно серьезное обоснование в научной литературе. Большой интерес представляет книга К. Куманецкого «История культуры Древней Греции и Рима», в которой рассматривается культура Древней Греции и Рима, её научные и художественные ценности. Также большую помощь оказали книги Н.А.Дмитриева «Античное искусство» и Л. Любимова «История древнего мира», в которых раскрывается суть нашей темы.

Книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Античности» относится к отечественной классике, у него было написано множество работ, но выделить хотелось бы одну. Выразительность и ясность изложения, блестящее знание духовного наследия Древней Греции - вот основные черты книги Н.А. Куна. Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Эта книга оказала огромную помощь в рассматриваемой нами теме.

В книге В.М. Найдыш «Мифология. Учебное пособие» описаны мифы и легенды. В книгу вошли мифы шумеров, греков, этрусков, легенды романских народов, составивших сокровищницу мирового эпоса.

В книге А.Ф. Лосева «Античная мифология» были собраны сведения о множестве героев греческой и римской мифологии, а также о разных мифических вещах, народах и местах.

Работы этих авторов будут чаще всего использованы в данной работе. Что позволит более подробнее изучить заданную тему.

 

 

3  Цели и задачи

Цель – это анализ Древнегреческой и Древнеримской мифологии, а также их сравнение. Исходя из обозначенной цели, можно определить следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по Древнегреческой и Древнеримской мифологиям;

2. Описать историческую картину Древнегреческой и Древнеримской мифологий;

3. Отразить специфику Древнегреческой и Древнеримской мифологий.

 

4  Объект и предмет исследования

 

Объектом исследования является мифы Древней Греции и Рима. Предметом является  античная мифология Древней Греции и Рима.

 

5  Хронологические рамки

 

Хронологические рамки охватывают период с VI в. до н. э., со времени появления первых записанных и знаменитых произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». А так же мы охватим сегодняшние дни, так как много исследователей, чьи произведения входят в эту работу, жили и писали именно в наши дни.

 

 

6  Географические рамки исследования

 

Территория Древней Греции и Древнего Рима, где и зародились легенды и мифы. А так же где, по приданию, обитали и сами Боги.

 

7  Характеристика источников

 

В изучении истории древних мифов, было опубликован ряд значительных исследований. Большой интерес был всегда, авторы разных столетий пытались разобраться, что же было на самом деле, откуда пошли легенды, что являлось источником. Но большая заинтересованность проявилась в ХV-XVII в., это видно по количеству работ не только литературного характера, но и изобразительного. Сколько было написано знаменитых картин и произведений, не перечесть. И все эти работы были вдохновлены мифами, легендами, подвигами героев.

Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, были Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»).

Материал для изучения греческой мифологии содержится также в греческой лирике, комедиях и трагедиях. А также в произведениях римских авторов: Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик. «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию. Конечно, а давностью лет многие оригинальные источники были утеряны, искажены и дошли до нас в более поздних списках, и все же они дают возможность составить представление о древнегреческой мифологии. В работе будут использованы  больше энциклопедии и учебники по истории античной культуры, частью которой является древнегреческая и древнеримская мифология.

 

8  Методологическая основа исследования.

 

При написании работы использовались историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный методы. Эти методы позволили более подробно и детально изучить представленные факты, события, явления.

Так же в работе был использован принцип историзма. Он позволил рассмотреть историческое явление и проследить его полный путь и развитие. Данный принцип предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующий эпохи, взаимосвязь событий. В силу каких причин, когда, как и где возникло то или иное явление. 

 

 

9  Структура работы

 

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, а так же приложений.

 

10  Положения, выносимые на защиту

 

1. На становление и развитие древнегреческой мифологии повлияло религиозное направление – Фетишизм.

 

2. На становление и развитие древнеримской мифологии повлияли такие факторы как, демократизация общества, победоносная римская агрессия.

 

3. Греческая мифология является образцом и взята за основу, но в дальнейшем римская мифология развивается самостоятельно.

 

 

Положение, выносимое на защиту

На становление и развитие древнегреческой мифологии повлияло религиозное направление – Фетишизм и Анимизм.

Для того чтобы понять откуда берет свое начало и как развивается древнегреческая мифология необходимо обратить внимание на структуру и особенности первобытнообщинного строя греков, которые воспринимали мир как жизнь одной огромной родовой общины и обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений в мифе. Зарождение мифологии древних греков происходит от одной из форм первобытной религии - фетишизма.

Фетишизм - религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение, жилище определенного злого или доброго духа.

Также древние греки поклонялись различным животным, нередко ставя их выше себя, ценя их хитрость и ловкость, веря в животное подобие божества. Эти старинные верования были чаще всего непонятны грекам периода высшей цивилизации. Греческие писатели, попадая на пережитки культа деревьев, животных или камней, пытались истолковать их с помощью различных легенд. Необходимо понимать, что такое представление у греков об окружающем мире сложилось, потому что многие природные явления они попросту не могли объяснить. Желая познать их и завести с ними дружественные отношения, греки называют их именами, и, в конце концов, окружает себя множеством богов. Любое греческое село имело свое божество, которое часто и не знали в соседнем селе. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя.

Мифология Древней Греции, как и любая другая мифология имеет свою историю развития и различает несколько этапов развития.

Первый период называется Доолимпийским. Доолимпийский период жизнь воспринимается первобытным сознанием хаосом. Окружающее мир становится живым, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля представляется первобытному сознанию живой. Одушевленным становится все из себя производящей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Земля ассоциируется с женщиной, она является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и земля понимается как источник жизни, богов, демонов, людей. Магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало.

Несмотря на все позднейшее идейно-художественное развитие таких образов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты, Геракл, их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева (обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации.

Змей и змея - наиболее типичные хтонические животные, т.е. олицетворяют природную мощь. Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является наилучшим свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом вообще. Важную роль в культе и мифе играла собака, вплоть до представления человеческих душ в виде хтонических собак. Особой популярностью пользовалась также мифология быка и коровы.

По мере развития производящего хозяйства человек начинает интересоваться составом, смыслом и принципами вещей, их строением. Тогда-то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши - отделять идею фетиша от самого фетиша, то есть отделять магическую силу демона вещи от самой вещи - так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм имел свою историю. Вначале существовало представление, что демон вещи настолько неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое существование. Затем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться после уничтожения этих вещей подобно нимфам дерева дриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева.

На смену Доолимпийскому периоду приходит Олимпийский. Этот период связан с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община появляется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп.

Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Великая богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Деметра - культурного земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны, Афродита - богиней любви и красоты, Гестия - богиней домашнего очага. Даже Артемида, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям.

Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление.

Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Всем правил Зевс. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника - уже не страшный и непобедимый демон, а прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства.

И, наконец, Поздний героизм. Разложение родовых отношений, формирования новых государств в Греции нашел отражение в греческой мифологии, а именно в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Герои в этой мифологии становятся смелее, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами.

Для этой эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели несколько поколений подряд. Существуют мифы, по которым можно проследить, как греческая мифология приходила к самоотрицанию. Прежде всего это был миф, связанный с Дионисом - сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Сам Прометей - божество. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее распространились на заре классового общества, в период формирования греческой полисной системы.

Таким образом, зарождение мифологии древних греков происходит от фетишизма и анимизма. Фетишизм - религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение, жилище определенного злого или доброго духа. Кроме того, древние греки поклонялись различным животным, нередко стая их выше себя, ценя их хитрость и ловкость, веря в животное подобие божества.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!