Конец ознакомительного фрагмента.



 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 180,00р. (на 08.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 


[1] Опубл.: Хранитель. Исследователь. Учитель: К 85‑летию В. М. Потина: Сб. научных статей. СПб.: Изд‑во Государственного Эрмитажа, 2005. С. 33–68.

 

[2] Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет Х‑XI в. Л., 1983.

 

[3] Карамзин Н. М. История государства Российского. М., Кн. T. Примеч. 56.

 

[4] Що означае собою знак «Тризуба» i звiдки вiн походить (Лист з Берлiна) // Тризуб. Тижневик. Paris. № С. 15–16.

 

[5] Шаповалов Г. И. Знак Рюриковичей не Тризуб, а якiр‑крест // Памъятки України. Київ, Т. 1; Он же. О символе «якорь‑крест» и значении знака Рюриковичей // Византийский Временник. Т. С. 204–210.

 

[6] См., например, определение понятий «геральдика» и «герб» в статье крупнейшего французского специалиста по геральдике Мишеля Пастуро: Heraldique // Dictionnaire du Moyen Ages. Paris, Р. 664–667: «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Гербы – это цветные эмблемы, принадлежащие индивидууму, династии или некоему коллективу и созданные по определенным правилам, правилам геральдики. Именно эти правила (впрочем, не столь многочисленные и не столь сложные, как обычно считают, основу которых составляет правильное использование цвета) отличают европейскую геральдическую систему от всех остальных эмблематических систем, предшествующих и последующих, военных и гражданских».

 

[7] Толстой И. И. Древнейшие русские монеты великого княжества Киевского. СПб., 1882.

 

[8] Там же. С. 165–182.

 

[9] Там же. С. 182.

 

[10] Там же. С. 186.

 

[11] Трутовский В. К. Ученые труды А. В. Орешникова. М., С. 8–9.

 

[12] Арциховский А. В. Памяти А. В. Орешникова // Нумизматический сборник. Вып. Ч. 1 С. 7–12.

 

[13] Орешников А. В. (А. О.) Новые материалы по вопросу о загадочных фигурах на древнейших русских монетах // Археологические известия и заметки. № С. 301–311.

 

[14] Русские древности в памятниках искусства. Вып. I V. С. 172.

 

[15] Орешников А. В. Древнейшие русские монеты // Русские монеты до 1547 года. М., 1896 (Репр. М., 1996). С. 1–5; Он же. Материалы к русской сфрагистике // Труды Московского нумизматического общества. М., Т. III. Вып. С. 9–11; Он же. Задачи русской нумизматики древнейшего периода. Симферополь, 1917; Он же. Классификация древнейших русских монет по родовым знакам // Известия АН СССР. Отделение гуманитарных наук. Л., Серия VII. № 2; Он же. Денежные знаки домонгольской Руси. М., 1936.

 

[16] Бауэр Н. П. Древнерусский чекан конца X и начала XI в. // Известия ГАИМК. Л., Т. V. С. 313–318.

 

[17] Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики // Труды музея палеографии. Л., Вып. С. 56.

 

[18] Таубе М. А. Загадочный родовой знак семьи Владимира Святого // Сборник, посвященный проф. П. Н. Милюкову. Прага, С. 117–132; Он же. Родовой знак семьи Владимира Святого в его историческом развитии и государственном значении для древней Руси // Владимирский сборник в память 950‑летия крещения Руси (988‑1938). Белград, С. 89–112.

 

[19] Таубе М. А. Родовой знак семьи Владимира Святого. С. 104.

 

[20] Там же. С. 91–92.

 

[21] Там же. С. 106.

 

[22] Там же. С. 109–110.

 

[23] Там же. С. 111–112.

 

[24] См., например, его замечания на сообщение В. К. Трутовского в Московском археологическом обществе «Новый взгляд на происхождение загадочного знака на монетах Св. Владимира» // Древности. Труды императорского Московского археологического общества. М., Т. XVII. С. 121; Орешников А. В. Денежные знаки домонгольской Руси. С. 49.

 

[25] Рапов О. М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология (СА). № С. 62–69.

 

[26] Рыбаков Б. А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси Х‑XII вв. // Там же. VI. С. 227–257.

 

[27] Там же. С. 233.

 

[28] Там же. С. 233–234.

 

[29] Там же. С. 234.

 

[30] Янин В. Л. Древнейшая русская печать X в. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). Вып. С. 39–46; Он же. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей // Там же. Вып. С. 3‑В данной работе В. Л. Янин обосновывает тезис о личностной характеристике княжеской тамги, существовавшей изначально, лишь позднее приобретшей родовой или территориальный характер (рязанская тамга XIV‑XV вв.); Он же. К вопросу о дате Лопастицкого креста // Там же. Вып. С. 31–34; Он же. Актовые печати Древней Руси. Х‑XV вв. М., Т. С. 36–41, 132–146 и др.

 

[31] Ильин А. А. Топография кладов древних русских монет Х‑XI в. и монет удельного периода. Л., С. 6.

 

[32] Лихачев Н. П. Указ. соч. С. 266.

 

[33] Там же. С. 108.

 

[34] Там же. С. 57.

 

[35] Там же. С. 266.

 

[36] Там же. C. 262–263.

 

[37] Там же. С. 264.

 

[38] Там же. С. 266.

 

[39] Голб Н., Прицак О. Хазаро‑еврейские документы X в. / Научн. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина М.; Иерусалим, 1997; Флеров В. С. Коллоквиум «Хазары» и «Краткая еврейская энциклопедия о хазарах» // Российская археология (РА). № 3; См. рецензию: Толочко П. П. Миф о хазарско‑иудейском основании Киева // Там же. № С. 38–42.

 

[40] Об этом: Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечественная история. № С. 3–15; Он же. У истоков восточнославянской государственности. М., С. 54 и след.; Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы. М., С. 127–142.

 

[41] Сотникова М. П., Спасский И. Г. Указ. соч. С. 7.

 

[42] Даркевич В. П. Романские элементы в древнерусском искусстве и их переработка // СА. № С. 71.

 

[43] Сотникова М. П., Спасский И. Г. Указ. соч. С. 6, 60–61.

 

[44] Бутырский М. Н. Образы императорской власти на византийских монетах // Нумизматический альманах. М., № С. 20–21.

 

[45] Сотникова М. П., Спасский И. Г. Указ. соч. С. 6.

 

[46] Engel A., Serrure R. Traité de Numismatique du Moyen Age. Paris, T. P. XL, 164, 183.

 

[47] Ставиский В. И. У истоков древнерусской государственной символики // Философская и социологическая мысль. № С. 99.

 

[48] См. об этом: Березкин Ю. Е. Двуглавый ягуар и жезлы начальников // Вестник Древней истории. № С. 163–164.

 

[49] Rintchen B. Les signes de proprieté chez les Mongols // Arhiv orientálni. Praha, T. ХXII. № 2‑Р. 467–473.

 

[50] Там же. С. 468.

 

[51] Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. М., С. 228–230.

 

[52] Там же. С. 231.

 

[53] Кочкина А. Ф. Знаки и рисунки на керамике Биляра // Ранние болгары в Восточной Европе. Казань, С. 97–107.

 

[54] Там же. С. 101.

 

[55] Полубояринова М. Д. Знаки на золотоордынской керамике // Средневековые древности евразийских степей. М., С. 165–212.

 

[56] Там же. С. 205.

 

[57] Там же. С. 174.

 

[58] Биджиев X. X. Хумаринское городище. Черкесск, 1983.

 

[59] Там же. С. 92.

 

[60] Артамонов М. И. История хазар. СПб., С. 308.

 

[61] Шкорпил К. В. Знаки на строительном материале // Известия Русского археологического института в Константинополе. София, Т. X.

 

[62] Обзор работ, посвященных графити Хазарии, предпринят В. Е. Флеровой (Граффити Хазарии. М., С. 11–22). См. также историографический очерк в книге: Дончева‑Петкова Л. Знаци върху археологически паметници от средновековна България VII–X век. София, С. 7–18.

 

[63] Щербак А. М. Знаки на керамике Саркела // Эпиграфика Востока. М.; Л., Т. XII. С. 52–58; Дончева‑Петкова Л. Указ. соч.; Яценко С. А. Знаки‑тамги ираноязычных народов древности и раннего Средневековья. М., С. 107–117.

 

[64] Аладжов Ж. Проучвания върху старобългарските знаци (В търсене на закономерности) // Разкопки и проучвания. София, Кн. В результате исследования комплекса знаков из могильников протоболгар и славян в языческий и христианский периоды в разных регионах Болгарии выявлена их разность, взаимовлияния, генетическое родство – по периодам; замечено сохранение в христианском периоде устойчивых типов языческих знаков и т. д. В качестве примера для подражания автор называет работу Т. И. Макаровой и С. А. Плетневой «Типология и топография знаков мастеров на стенах внутреннего города Плиски (в кн.: В памет на проф. Ст. Ваклинов. София, 1984), в которой исследуется в разных аспектах комплекс знаков, связанных с определенным точно датированным памятником.

 

[65] Флерова В. Е. Граффити Хазарии.

 

[66] Она же. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим; М., 2001.

 

[67] Там же. С. 43.

 

[68] Там же. С. 54.

 

[69] Бешевлиев В. Първобългарите. Бит и култура. София, С. 70‑Еще ранее в специальных статьях В. Бешевлиев дал более подробную характеристику этому знаку, приведя многочисленные примеры его использования и описывая варианты трактовки (Бешевлиев В. Първобългарски амулети // Известия на Народния музей Варна. Кн. IX (XXIV). С. 55–63).

 

[70] Петрова П. За произхода и значението на знака «ипсилон» и неговите дофонетични варианти // Старобългаристика. Vol. № С. 39–50.

 

[71] Овчаров Д. За прабългарските амулети // Музеи и паметници на културата. № С. 12; Он же. Още веднъж за старобългарските знаци‑тамги // Овчаров Д. Прабългарската религия. Произход и същност. София, С. 117 и след.

 

[72] Бешевлиев В. Първобългарски амулети. С. 62.

 

[73] Петрова П. Указ. соч. С. 42.

 

[74] Там же. С. Ссылка на публикацию об этой печати Ж. Аладжова, с которой ознакомиться не удалось.

 

[75] Там же. С. 50.

 

[76] См. об этом: Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 62.

 

[77] Овчаров Д. К вопросу о шаманстве в средневековой Болгарии VIII–X веков // Bulgarian Historical Review. Sofia, Vol. № P. 73.

 

[78] Там же. P. 82; Он же. За езическата символика у прабългарите // Овчаров Д. Прабългарската религия… С. 278, 281; Он же. По въпроса за Шуменската плочка // Музеи и паметници на културата. № С. 22–25; Алексиев Й. Изображение на шаман върху средновековен съд от Царевец във Велико Търново // Проблеми на Прабългарската история и култура. София, С. 440–447.

 

[79] Овчаров Н. Съществувала ли е богинята Умай в прабългарския пантеон? // Там же. С. 430–439.

 

[80] Там же. С. См. также: Овчаров Д. Ранносредновековните графитни рисунки от България и въпросът за техния произход // Плиска – Преслав: Прабългарска култура. София, Т. С. 98.

 

[81] Петрова П. Указ. соч. С. 49–50.

 

[82] Овчаров Д. Средновековни графитни рисунки от България и тяхната връзка с наскалното изкуство на Средна Азия и Сибир // България в света от древността до наши дни. София, Т. С. 244–245.

 

[83] Дончева‑Петкова Л. Указ. соч. С. 27.

 

[84] Мушмов Н. Монетите и печетите на българските царе. София, С. 97–98.

 

[85] Дончева‑Петкова Л. Указ. соч. С. 168, 170.

 

[86] Мифы народов мира. М., Т. I. С. 560–561.

 

[87] Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 63.

 

[88] Там же. С. 10.

 

[89] Мифы народов мира. Т. I. С. 527.

 

[90] Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 9–10.

 

[91] Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. Л., С. 38.

 

[92] Там же. С. 45.

 

[93] Там же. С. 43–44.

 

[94] Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 60.

 

[95] Там же. С. 117–118.

 

[96] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 410–412; Плетнева С. А. От кочевий к городам. М., С. 178; Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 117–118.

 

[97] Плетнева С. А. От кочевий к городам. С. 171.

 

[98] Там же. С. 179.

 

[99] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 64; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 3.

 

[100] Стройную концепцию существования в данном регионе в указанное время Русского каганата представил в своих трудах известный археолог, академик В. В. Седов: Седов В. В. Русский каганат IX в.; Он же. У истоков восточнославянской государственности и др.

 

[101] Петрухин В. Я. «Русский каганат»… С. 138.

 

[102] Петрашенко В. А. Волынцевская культура на Правобережном Поднепровье // Проблемы археологии Южной Руси. Киев, С. 50.

 

[103] Щеглова О. А. Салтовские вещи на памятниках волынцевского типа // Археологические памятники эпохи раннего железа Восточноевропейской лесостепи. Воронеж, С. 83.

 

[104] Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб., С. 7.

 

[105] Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, С. О контактах славян и идущих на запад болгар см.: Толочко П. П. Указ. соч. С. 22–23.

 

[106] Плетнева С. А. От кочевий к городам. С. 42–43.

 

[107] Седов В. В. Русский каганат IX в. С. 5.

 

[108] Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 41; см. о «благотворном влиянии хазар на славянский этнос»: Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. № 2‑С. 5.

 

[109] Рыбаков Б. А. Знаки собственности… С. 247; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., Т. I. Рис. 123–124; Т. II. С. 379.

 

[110] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 431 – изображены оба предмета.

 

[111] Карамзин Н. М. Указ. соч. Кн. Т. I. Примеч. 284.

 

[112] Толочко П. П. Миф о хазаро‑иудейском основании Киева (рассматривает теорию Н. Голба и О. Прицака); Он же. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 37–40; Скрынников Р. Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. № С. 6.

 

[113] Каргер М. К. Указ. соч. Т. I. С. 135–137; Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. С. 225.

 

[114] Березовець Д. Т. Слов’яни и племена салтiвської культури // Археологiя. Т. XIX. С. 47–67; Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., С. 10–14; Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 40 и след.

 

[115] Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 6; см. также: Петрашенко В. А. Указ. соч.

 

[116] Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. № С. 150–159; Он же. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. С. 8–9 и след.; Коновалова И. Г. О возможных источниках заимствования титула «каган» в Древней Руси // Славяне и их соседи. М., Вып. С. 108‑Автор приводит всю существующую литературу о титуле «каган», его происхождении, дает разные варианты его чтения у разных народов.

 

[117] Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., С. 138–139.

 

[118] Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности (по памятникам древнерусской письменности Х– XII вв.) // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М., С. 102.

 

[119] Седов В. В. Русский каганат IX века. Более подробно свои взгляды на образование и существование Русского каганата он изложил в книге «У истоков восточнославянской государственности», где проанализировал все существующие версии о местоположении Русского каганата, привел много аргументов (письменные источники, нумизматические данные) в пользу дислокации раннегосударственного образования – каганата русов – в Днепровско‑Донском регионе. В этой же книге В. В. Седов излагает материал и о государственном образовании, существовавшем в то же время на севере Восточно‑Европейской равнины, – Конфедерации словен, кривичей и мери, которую возглавил Рюрик, не именующийся каганом. По этому поводу М. И. Артамонов замечал: «Титул главы Руси – каган, который невероятен для северных славян, но вполне понятен для славян среднеднепровских…» (Артамонов М. И. Указ. соч. С. 369).

 

[120] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 369; Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства. С. 10; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 9.

 

[121] Об этом подробнее: Коновалова И. Г. Указ. соч.

 

[122] Новосельцев А. П. Принятие христианства Древнерусским государством как закономерное явление эпохи // История СССР. № С. 101–102; Он же. Образование Древнерусского государства. С. 12–14; Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. С. 69–70.

 

[123] Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 159; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 9.

 

[124] Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, С. 78.

 

[125] Авенариус А. Митрополит Иларион и начало трансформации византийского влияния на Руси // Раннефеодальные славянские государства и народности. Sofia, С. 117.

 

[126] Молдован А. М. Указ. соч. С. 4, Рис. 2; См. также: Жданов И. Н. Сочинения. СПб., С. 23, 33.

 

[127] Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, Вып. С. 49, табл. XVII–XVIII. С. 110–111, табл. LXIX, 1; LXX, 1.

 

[128] Там же. С. 39–40, табл. IX, 1; X, 2.

 

[129] Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 154; Коновалова И. Г. Указ. соч. С. Автор приводит слова Ибн Русте: «У русов есть царь (малик), именуемый хакан‑рус» (с. 117).

 

[130] Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 159.

 

[131] Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., С. 200.

 

[132] Там же. С. См. также: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., С. 269.

 

[133] Слово о полку Игореве // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., С. 376.

 

[134] Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., Т. I. С. 1171.

 

[135] Рыбаков Б. А. Знаки собственности… С. 233, 257.

 

[136] Орешников А. В. Денежные знаки домонгольской Руси. С. 35, 37; Янин В. Л. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей. С. 16.

 

[137] Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 91 (со ссылкой на Б. А. Рыбакова).

 

[138] Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., С. 94.

 

[139] Там же. С. 86.

 

[140] Мартынов В. В. Сакральный мир «Слова о полку Игореве» // Славянский и балканский фольклор. М., С. 63.

 

[141] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., С. 496–500; Топоров В. Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. С. 39.

 

[142] Мартынов В. В. Указ. соч. С. 63–66; Топоров В. Н. Указ. соч. С. 26 и след.

 

[143] Мартынов В. В. Указ. соч. С. 71–72.

 

[144] Там же. С. 69‑См. также замечания по этому поводу В. Н. Топорова: «Специфика рассмотренных здесь двух теофорных имен Дажьбогъ и Стрибогъ состоит в том, что они, будучи вполне славянскими по своему составу, вместе с тем могут пониматься как такие кальки с индоиранского, в которых оба члена в каждом из этих двух названий оказываются и генетически идентичными соответствующим индоиранским элементам» (Топоров В. Н. Указ. соч. С. 42).

 

[145] Мартынов В. В. Указ. соч. С. 61.

 

[146] Лелеков Л. А. Иран и Восточная Европа в III‑Х веках // Искусство и археология Ирана. М., С. 135–141.

 

[147] Топоров В. Н. Указ. соч. С. 23.

 

[148] Повесть временных лет // Там же. С. 124–126.

 

[149] Новосельцев А. П. Принятие христианства Древнерусским государством. С. 97.

 

[150] Там же. С. 116.

 

[151] Там же. С. 108.

 

[152] Орлов Р. С. Язычество в княжеской идеологии Руси // Обряды и верования населения древней Украины. Киев, С. 108.

 

[153] См. об этом: Петрухин В. Я. К вопросу о сакральном статусе хазарского кагана: традиция и реальность // Славяне и их соседи. Вып. С. 73–78.

 

[154] Орлов Р. С. Указ. соч. С. 108.

 

[155] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, Т. I. С. 6; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, С. 34.

 

[156] Литаврин Г. Г. Византийская система власти и болгарская государственность (VII–XI вв.) // Раннефеодальные славянские государства и народности (проблемы идеологии и культуры). София, С. 23.

 

[157] Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 82.

 

[158] См. сноску 46.

 

[159] Опубл.: Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб.: ИПК «Вести», 2003. С. 299–310.

 

[160] Российская государственность: идеи, люди, символы. Учебное пособие, подготовленное Кафедрой истории российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (в печати). Здесь государственность определяется как исторически сложившаяся система представлений о роли, функциях, правах и обязанностях государства и его институтов, о традициях государственного управления.

 

[161] См. об этом: Павлов‑Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., С. 485‑Сам он посвятил специальный очерк древним символам: Символизм в древнем русском праве // Указ. соч. Прил. I.

 

[162] Юшков С. В. Общественно‑политический строй и право Киевского государства. М., Т. С. 339; Пашуто В. Т. Место Древней Руси в истории Европы // Феодальная Россия во всемирно‑историческом процессе. М., С. 190; Горский А. А. «Всего еси исполнена земля русская…» М., С. 135.

 

[163] Schramm P. E. Kaiser, Könige und Päpste. Stuttgart, Bd. H. S. 603.

 

[164] Kämpfer F. Das Russische Herrscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978.

 

[165] Piech Z. Strój, insygnia i atrybuty książąt piastowskich do końca XIV w. (cz. I–II) // Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. № 1–2, 3–4; Mapjaнoвић‑Dyшaнић C. Владарске инсигниjе и државна симболика у Србиjи од XIII до XV века. Београд, 1994.

 

[166] См. об этом: Березкин Ю. Е. Двуглавый ягуар и жезлы начальников // Вестник Древней истории. № С. 163 и след. Здесь же отсылки к литературе.

 

[167] Памятники литературы Древней Руси (далее – Памятники). XI – начало XII века. М., С. 74.

 

[168] Там же. С. 156.

 

[169] Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 года. СПб., Л. 61 об.

 

[170] Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X–XI вв. Л., С. 161, 174, 180.

 

[171] Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., Т. I. № 4–5.

 

[172] Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV в. М., Т. III. № 10а, 12а, 13а, б.

 

[173] Жилина Н. В. Шапка Мономаха. М., С. 156.

 

[174] Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Указ. соч. С. См. там же: печать с изображением Ярослава Мудрого (№ 2а).

 

[175] Кондаков Н. П. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. СПб., Т. I. С. 70.

 

[176] Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Указ. соч. № 2б. С. 19.

 

[177] Там же. № 10а, 9б, 12а, 13а, 13б.

 

[178] Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.: Сб. документов / Подг. к печати Г. Е. Кочиным. Л., С. 43.

 

[179] Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). М., Т. I. С. 436.

 

[180] Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., С. 34.

 

[181] ПСРЛ. М., Т. X V. С. 200.

 

[182] Памятники. XII век. М., С. 330.

 

[183] Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. М., С. 34–35.

 

[184] Памятники. XII век. С. 376.

 

[185] Памятники. XIII век. М., С. 288.

 

[186] Дуйчев И. Миниатюрите на Манасиевата летопис. София, С. 63‑Л. 178, 178 (1).

 

[187] Памятники. XII век. С. 374.

 

[188] Соколова И. М. Мономахов трон. М., Илл. 11, 13.

 

[189] Древнерусская литература. Изображение общества. М., С. 9.

 

[190] Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., С. 58.

 

[191] Engel A., Serrure R. Traité de Numismatique du Moyen Age. Paris, T. P. XL.

 

[192] Там же. P. 164, 183.

 

[193] Мушмов Н. Монетите и печатите на българските царе. София, С. 97–98, 103–105.

 

[194] Дончева‑Петкова Л. Знаци върху археологически паметници от средновековна България VII–X век. София, 1980.

 

[195] Львов А. С. Лексика «Повести Временных лет». М., С. 200‑См. об этом также: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., С. 269.

 

[196] Артамонов М. И. История хазар. Л., С. 366.

 

[197] Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, С. 91–92.

 

[198] См. очень аргументированную, содержащую обширную библиографию вопроса, статью: Коновалова И. Г. О возможных источниках заимствования титула «каган» в Древней Руси // Славяне и их соседи. М., В. 10.

 

[199] Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. СПб., 1893 (Переизд.: М., 1958). Т. С. 1171.

 

[200] Например: Флерова В. Е. Граффити Хазарии. М., 1997; Дончева‑Петкова Л. Указ. соч.

 

[201] Молчанов А. А. Об атрибуции лично‑родовых знаков князей Рюриковичей X–XIII вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., Вып. С. 83.

 

[202] Engel A., Serrure R. Op. cit. P. 892.

 

[203] Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. М., С. 56.

 

[204] Грабар Андре. Император в византийском искусстве. М., С. 25.

 

[205] См. об этом: Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. I. С. 16–19.

 

[206] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., С. 8, 16, 36, 57, 59, 61, 197.

 

[207] Сборник Русского исторического общества. СПб., Т. С. 213, 238.

 

[208] Опубл.: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987 г. М., 1989. С. 128–137.

 

[209] См. об этом: Соболева Н. А. Развитие отечественной сфрагистики // Вопросы истории. № 2.

 

[210] Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. X–XV вв. М., Т. I. С. 40.

 

[211] Там же. С. 157.

 

[212] Восковые печати представляют собой следующий по времени этап развития русской сфрагистики после металлических печатей, однако не исключается сосуществование тех и других. Находки перстней‑печатей, особенно на юге России, могут свидетельствовать об употреблении наряду с буллами прикладных восковых печатей. Об этом говорят и находки металлических, деревянных, костяных печатей‑матриц в древнерусских городах (Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., С. 186–188; Милонов Н. П. Тверская печать XV в. // СА. Вып. VIII. С. 299; Полубояринова М. Д. Костяная печать из Серенска // КСИА. М., Вып. С. 95–97 (в данной работе отмечены случаи находок металлических и костяных матриц XIII–XV вв. в Москве, Новгороде, Смоленске и других древнерусских городах); Седова М. В. Печать из Суздаля // СА. № С. 278–280).

 

[213] См., например: Орешников А. В. Материалы к русской сфрагистике // Труды Московского нумизматического общества. М., Т. III. Вып. С. 150.

 

[214] Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., Вып. С. Тем не менее Лихачев допускает, что начало западноевропейского влияния на сфрагистическое изображение наблюдается уже с конца XIII – начала XIV в. (Там же. С. 22–23, 30–31, 48, 51, 68–69; Л., Вып. С. 31).

 

[215] Лакиер А. Б. Русская геральдика. СПб., С. 117–118, 125–127; Koehne В. de. Notice sur les sceaux et les armoiries de la Russie. В., P. 6–7; Лихачев Н. П. Указ. соч. Вып. С. 237, 257.

 

[216] ДДГ. М.; Л., № 21, 22; Рисунки печатей см.: СГГД. М., Ч. № 41, 42.

 

[217] Semkowicz W. Sfragistyka Witolda // Wiadomości numizmatyczno‑archеologiсzne. Kraków, XIII. S. 84–85; Vossberg F. Siegel des Mittelalters von Polen, Lithauen, Schlesien, Pommern und Preussen. Вerlin, Taf. 22.

 

[218] Лихачев Д. С. Литература времени национального подъема // Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. М., С. 5.

 

[219] Мошин В. О периодизации русско‑югославянских литературных связей X–XV вв. // ТОДРЛ. М.; Л., Т. XIX. С. 100.

 

[220] См. об этом: Тихомиров М. Н. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII в. // Славянский сборник. М., 1947; Он же. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969; Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958.

 

[221] Хорошкевич А. Л. Русско‑славянские связи конца XV – начала XVI в. и их роль в становлении национального самосознания России // VII Международный съезд славистов. Варшава, С. 416–421.

 

[222] Тихомиров М. Н. Исторические связи русского народа… С. 176–177.

 

[223] Лаппо‑Данилевский А. С. Очерк русской дипломатики частных актов. Петроград, С. 124–125.

 

[224] Dölger F. Byzanz und die europäische Staatenwelt. Ettal, S. 268–269; Idem. Aus den Schatzkämmern des heiligen Berges. München, S. 319; Idem. Die byzantinische und die mittelalterliche serbische Herrscherkanzlei // XII Congrès international des études byzantines. Belgrade‑Ochride, S. 101–102.

 

[225] Lascaris M. Influences byzantines dans la diplomatique bulgare, serbe et slavo‑roumaine // Byzantinoslavica. Praha, T. III. P. 503.

 

[226] До недавнего времени считалось, что среди сербских печатей нет ни одной свинцовой (Ивиħ А. Стари српски печати и грбови. Нови Сад, С. 11), однако сейчас известия о них опубликованы (Mošin V. Les sceaux de Stephan Nemania // Actes du VI Congrès international d’études byzantines. Paris, T. II. P. 303–306; Andelić P. Srednjovjekovni pečati iz Bosne i Hercegovine. Sarajevo, S. 55–58).

 

[227] Ивиħ A. Op. cit. C. 11.

 

[228] Dölger F. Byzantinische Diplomatik. Ettal, S. 47; Dölger F, Karayannopulos J. Byzantinische Urkundenlehre. München, S. 45; Dölger F. Die byzantinische und die mittelalterliche serbische Herrscherkanzlei. S. 98; Zacos G., Veglery A. Byzantine lead seals. Basel, Vol. S. 5.

 

[229] Яковенко П. А. Исследования в области византийских грамот. Грамоты Нового монастыря на о‑ве Хиосе. Юрьев, С. 65, 107; Dölger F. Byzantinische Diplomatik. S. 47; Dölger F, Karayannopulos I. Op. cit. S. 44–45.

 

[230] Čremošnik G. Studije za srednjovjekovnu diplomatiku i sigilografiju južnih slovena. Sarajevo, S. 82.

 

[231] См. об этом: Cmaнojeвuħ С. Студиjе о српскоj дипломатици // Глас српске кральевске академиjе. Београд, С. XXXII; Ивиħ A. Op. cit. Tabl. I–XVII.

 

[232] Cmaнojeвuħ С. Op. cit. С. 14, 17, 23–24; см. также: Ивиħ A. Op. cit. С. 13, 16; Jupeчek К. Историjа Срба. Београд, Св. 3‑я. С. 32; Čremošnik G. Op. cit. S. Тождество печати и перстня в сербской сфрагистике подтверждается круговой надписью на печати короля Вукашина, оттиснутой на зеленом воске и датируемой 1370 г.: «Благоверна крале Влъкашина прьстень» (Ивиħ A. Op. cit. Тabl. IV № 22).

 

[233] Мошин В. А. К вопросу о составлении хрисовулов у южных славян и в Византии // Юбилейный сборник Русского археологического общества в королевстве Югославия. Белград, С. 6.

 

[234] Lascaris M. Op. cit. P. 505.

 

[235] Jupечeк К. Op. cit. С. V, 32; Dölger F. Aus den Schatzkämmern. S. 322, 334.

 

[236] Герасимов Т. Антични и средневековни монети в България. София, С. 129–135; Мушмов Н. Монетитѣ и печатитѣ на Българскитѣ царе. София, С. 61, 76–77, 86–87, 94–96, 99, 102–103, 134, 144 – Мушмов считает, что в конце XIV в. сюжет всадника у болгарских царей заимствовали византийские императоры; что же касается двуглавого орла, то он, по мнению автора, явился примером для русского великого князя Ивана III.

 

[237] Мушмов Н. Op. cit. С. 144–145, 162; Gerasimov Th. Sceaux bulgares en or de XIII et XIV siècles // Byzantino‑slavica. Prague, T. XXI. № Р. 66.

 

[238] Lascaris M. Op. cit. P. 505.

 

[239] Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, С. 412.

 

[240] Čremošnik G. Op. cit. S. 37.

 

[241] Ibid. S. 38; Lascaris M. Op. cit. P. 506.

 

[242] Ивиħ A. Op. cit. C. 14‑Табл. I–XVII; Andelić P. Op. cit. S. 9‑10.

 

[243] Jupeчeк К. Op. cit. C. 15–32; Ивиħ A. Op. cit. C. 16; Čremošnik G. Op. cit. S. 61.

 

[244] Ивиħ A. Op. cit. С. 17.

 

[245] Čremošnik G. Op. cit. S. 49, 63.

 

[246] Ibid. S. 63; Ивиħ A. Op. cit. Таблицы.

 

[247] Čremošnik G. Op. cit. S. 138–139, 145.

 

[248] Soloviev A. Istorija srpskog grba. Melburn, Эта работа известна нам лишь по рецензии на нее: Grothusen К. D. // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Bd. S. 507–512.

 

[249] См., например: Жефаровиħ X. Стематографиjа. Нови Сад, Рисунок герба царства Неманичей представляет собой двуглавого орла под короной, на каждой голове по короне, крылья распахнуты. Стих под рисунком начинается с фразы: «Сербский Орел Римскаго превзыити…».

 

[250] См. об этом: Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. № 6.

 

[251] Zacos G., Veglery A. Op. cit. S. 102.

 

[252] Dölger F., Karayannopulos J. Op. cit. S. 45; Dölger F. Aus den Schatzkämmern. S. 316; см. также: Каштанов С. М. Современные проблемы европейской дипломатики // АЕ за 1981 год. М., С. 29.

 

[253] СГГД. Ч. № 33, 41, 44, 86–87.

 

[254] Там же. № 44 и 35; 89 и 87.

 

[255] Орешников А. В. Материалы к русской сфрагистике. Табл. 1, № 1.

 

[256] Тихомиров М. Н. Исторические связи русского народа… С. 176–177.

 

[257] Орешников А. В. Материалы к русской сфрагистике. Табл. 1, № 3.

 

[258] Ивиħ A. Op. cit. Табл. III, № 15–16.

 

[259] Янин В. Л. Указ. соч. М., Т. II. С. 37.

 

[260] Орешников А. В. Древнейшее русское изображение двуглавого орла // Труды Московского нумизматического общества. М., Т. II. Вып. С. 12–14.

 

[261] Подробнее об этом см.: Соболева Н. А. Указ. соч.

 

[262] Акты русского на св. Афоне монастыря. С. VIII.

 

[263] Мошин В. О периодизации. С. 99.

 

[264] Хорошкевич А. Л. Указ. соч. С. 408.

 

[265] Тихомиров М. Н. Исторические связи России… С. 83–93; Хорошкевич А. Л. Указ. соч. С. 408–409.

 

[266] Как уже отмечалось, сфрагистика Сербии испытала сильное западноевропейское влияние. Таким образом, на Русь пришла хоть и трансформированная в сербской дипломатической практике, но западноевропейская традиция скрепления документа при помощи восковой печати.

 

[267] Тихомиров М. Н. Исторические связи России… С. 9.

 

[268] Опубл.: Отечественная история. 2000. № 4. C. 25–43.

 

[269] См.: Лаушкин А. В. К вопросу о формировании великокняжеского титула во второй половине XV в. // Вестник Московского университета. Серия История. № C. 35.

 

[270] См.: Соболева Н. А. Русские печати. М., C. 157–158.

 

[271] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. (далее – ДДГ.) М.; Л., № C. 341–344; РГАДА, ф. 135, отд. I, рубр. II, № 78.

 

[272] См.: Воронец Е. Н. 1497 год на императорских регалиях. Харьков, 1897; Он же. Четырехсотлетие российского государственного герба // Московские ведомости. № 204; Лопухин Ф. Наш государственный герб. По поводу его 400‑летия // Новь. № 20 и т. д.

 

[273] См., напр.: Вилинбахов Г. В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997.

 

[274] Кучкин В. А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 г. // Вопросы истории. № 4‑C. 36.

 

[275] Полный титул Ивана III (с прибавлением «болгарский») четко зафиксирован в латинской надписи, помещенной на Спасской башне Московского Кремля и свидетельствующей, что в июле 1491 г. миланец Пьетро Антонио Солари построил «сию стрелницу». Текст надписи воспроизведен: Хрептович‑Бутенев К. А. Латинская надпись на Спасских воротах и их творец Петр‑Антоний Солари // Сб. статей в честь графини П. С. Уваровой. М., C. См. также: Салмина М. А. Повести о начале Москвы. М.; Л., C. 180, 187; Дрбоглав Д. А. Камни рассказывают, М., C. 12‑Выражаю признательность Б. М. Клоссу, обратившему мое внимание на этот факт.

 

[276] Чумиков А. Неизданные русские акты XV–XVI вв. Ревельского городского архива // ЧОИДР. Кн. Разд. I V. № 5, 6, 7, 10.

 

[277] Кучкин В. А. Указ. соч. C. 36.

 

[278] Казакова Н. А. Грамота Ивана III папе Александру VI // Археографический ежегодник за 1973 г. C. 26–28.

 

[279] Чумиков А. Указ. соч. № 10.

 

[280] Лихачев Н. П. История образования российской государственной печати // Биржевые ведомости. 15 мая 1915 г.; Аlеf G. The Adoption of the Muscovite Two‑Headed Eagle: A Discordant View // Speculum. V. XLI. № I. P. 15; Соболева Н. А. Русские печати. C. 157.

 

[281] ДДГ. № 90, 91; РГАДА. Ф. Отд. I. Рубр. II. № 79; Рубр. IV. № Выражаю признательность И. А. Балакаевой (РГАДА) за предоставленную возможность сравнить все три сохранившиеся экземпляра печати.

 

[282] Татищев В. Н. История Российская. Т. М.; Л., C. 368–369.

 

[283] Ядро Российской истории, сочиненное ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом князь Андреем Яковлевичем Хилковым в пользу российского юношества и для всех о российской истории краткое понятие иметь желающих в печать изданное, с предисловием о сочинителе сей книги и о фамилии князей Хилковых. М., 1770; Опыт российской географии с толкованием гербов и с родословием царствующего дому, собранный из разных авторов и манускриптов Ф. Г. Дилтеем. М., 1771.

 

[284] См. об этом: Кучкин В. А. Указ. соч. C. 24–25.

 

[285] Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VI. Гл. II. Примеч. 98.

 

[286] Подробнее см.: Соболева Н. А. Герб Москвы: к вопросу о происхождении // Отечественная история. № C. 8.

 

[287] Лихачев Н. П. Некоторые старейшие типы печати византийских императоров. М., C. 43.

 

[288] Он же. История образования российской государственной печати.

 

[289] Коробков Н., Иванов Б. Русские печати // Архивное дело. № 3 (51). C. 39.

 

[290] Известны несколько подобных трудов. В конце XIX в. Ф. Успенский проанализировал истоки идеологической доктрины, сближавшей царскую власть с императорской, и появления в контексте этой доктрины двуглавого орла на Руси. Тогда же П. Пирлинг, описывая предсвадебные действия в Риме, снаряжение в дальний путь Софьи Палеолог, акцентирует внимание на вычурной атрибутике ее эскорта. В начале XX века В. Савва почти целую книгу посвятил опровержению столь любимой историками XIX в. версии об огромном влиянии супруги Ивана III на придворный церемониал и русские великокняжеские обычаи. В начале 1950‑х гг. К. В. Базилевич считал недостаточно убедительным мнение об утверждении на Руси двуглавого орла в результате женитьбы Ивана III на византийской принцессе (Успенский Ф. Как возник и развивался в России восточный вопрос. СПб., C. 23–30; Пирлинг П. Россия и Восток. СПб., C. 73–80; Рierling P. La Russie et le Saint‑Siège. Études diplomatiques. Paris, P. 107–185; Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М., C. 87).

 

[291] Аlеf G. The Adoption… через 20 лет Г. Алеф включил вопрос о появлении на Руси двуглавого орла в контекст большого труда, посвященного происхождению московского самодержавия: Idem. The Origins of Muscovite Autocracy the Age of Ivan III // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. B. Berlin, 1986.

 

[292] Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. II. М., C. 37.

 

[293] Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. III. М., C. Табл. 24, № 434а, 436а.

 

[294] Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. № C. 47–59.

 

[295] Юрганов А. Л. Символы Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. № C. 118.

 

[296] См.: Лакиер А. Б. Русская геральдика. СПб., 1855 (Репринт. изд. М., 1990). C. 83–86; Янин В. Л. Указ. соч. C. 36; Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М., C. 10–11.

 

[297] См.: Орешников А. В. Русские монеты до 1547 г. М., 1996 (репринт).

 

[298] Спасский И. Г. К прижизненной иконографии Ивана Грозного // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. C. 49–53; Вилинбахов Г. В. Всадник русского герба // Труды Государственного Эрмитажа. Т. C. 117–121.

 

[299] Орешников А. В. Русские монеты… № 466–467; Таблица VIII, № 332.

 

[300] Соболева Н. А. Русские печати. Таблицы. № 16; Снегирев И. М. Еще несколько слов о московском гербе // Московские ведомости. № 69.

 

[301] Соболева Н. А. Герб Москвы… C. 13.

 

[302] Chernetsov A. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries: An Iconographic Study. Oxford, P. 104.

 

[303] Ibid. P. 50, 102–103.

 

[304] См.: Рыстенко А. Ф. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славяно‑русской литературах. Одесса, C. 471; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние святого Георгия московского большого Успенского собора. М., C. 36.

 

[305] Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия‑воина в византийском и древнерусском искусстве // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970; Алпатов М. В. Образ Георгия‑воина в искусстве Византии и Древней Руси // Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. М., 1967.

 

[306] Чудо Георгия о змии // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., C. 521–527, 616.

 

[307] Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана III // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. Л., C. 112.

 

[308] Янин В. Л. Указ. соч. C. 167–168; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Указ. соч. C. 169–171.

 

[309] См. об этом: Аlеf G. The Origins of Muscovite Autocracy… P. 82–90.

 

[310] Послание на Угру Baccиана Рыло // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. М., C. 522–537.

 

[311] Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV вв. М., C. 223.

 

[312] Там же. C. 218–219; Алпатов М. В. Указ. соч. C. 167.

 

[313] Муslivес J. Svatý Jiři ve východokřestianském uměni // Byzantinoslavika. T. V. Praha, 1933/34.

 

[314] Тaube O. F. von. Die Darstellung des heiligen Georg in der italienischen Kunst. Halle, 1910.

 

[315] Наиболее развернуто в книге: Réau L. Iconographie de l’art chrétien. T. III. Part II. Paris, P. 571‑См. также: Reallexikon zur byzantinischen Kunst. B. II. Stuttgart, S. 1056–1060; Lexikon der christlichen Ikonographie. B. Rom; Freiburg; Basel; Wien, S. 376–383.

 

[316] Тромонин К. Я. Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества с кратким описанием и биографиями художников. Т. М., C. 26, 230, 235.

 

[317] Куник А. А. О русско‑византийских монетах Ярослава I Владимировича с изображением св. Георгия Победоносца. СПб., Приложение О византийских и древнерусских изображениях св. Георгия Победоносца. C. 121–136.

 

[318] См. обширную западноевропейскую историографию в указанных выше работах В. Н. Лазарева и М. В. Алпатова.

 

[319] Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи… С. 80.

 

[320] Смирнова Э. C. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., С. 188–195.

 

[321] Порфиридов Н. Г. Георгий в древнерусской мелкой каменной пластике // Сообщения Государственного Русского музея. VIII. Л., C. 120–125; Рындина А. В. Историко‑художественное значение изразцов Успенского coбора в городе Дмитрове // Древнерусское искусство. (5). М., C. 462–472; Вагнер Г. К. Указ. соч. Гл. V; Выголов В. П. Скульптура Георгия на башне Московского Кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М., C. 5‑38; Он же. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., C. 133–169; Сидоренко Г. В. Деревянная скульптура «Святой Георгий на коне» в собрании Государственной Третьяковской галереи // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. М., C. 35–65.

 

[322] Соболев Н. Н. Русский зодчий XV века Василий Дмитриевич Ермолин // Старая Москва. Вып. М., 1914; см. также указанные работы Г. К. Вагнера, В. П. Выголова, Г. В. Сидоренко.

 

[323] См.: Сидоренко Г. В. Указ. соч. См. также: Яхонт О. В. Основные результаты научных исследований и реставрации скульптурной иконы святого Георгия Змееборца 1464 года из Московского Кремля // Государственный музей‑заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. XII. М., C. 104–119.

 

[324] Сидоренко Г. В. Указ. соч. C. 43–14.

 

[325] Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI–XVI вв. М., C. 7.

 

[326] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., C. 23.

 

[327] В этом направлении работает В. А. Калинин (Гос. Эрмитаж): Калинин В. А. Новгородский денежный двор в начале 1480‑х годов // Сообщения Государственного Эрмитажа. XXXVI. Л., C. 79–83; Он же. Монеты Ивана III с русско‑татарскими легендами // Труды Государственного Эрмитажа. XXI. Л., C. 111‑Классификацией монет Ивана III занимается аспирант Отдела нумизматики ГИМ В. В. Зайцев, который любезно ознакомил меня с результатами своих научных изысканий.

 

[328] Орешников А. В. Русские монеты… C. 123–124; Спасский И. Г. Русская монетная система. М., C. 97.

 

[329] Потин В. М. Итальянский след в русском денежном обращении XI–XVII вв. // Научная конференция памяти Матвея Александровича Гуковского. Тезисы докладов. СПб., C. 22–23.

 

[330] Он же. Венгерский золотой Ивана III // Феодальная Россия во всемирно‑историческом процессе. М., C. 284–286.

 

[331] Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото… C. 118–120; Он же. Московский «корабельник» XV века // Сообщения Государственного Эрмитажа. XLII. Л., C. Иное мнение об авторстве и месте чеканки золотых монет с именем Ивана III высказывал М. А. Львов: Львов М. А. О месте чеканки золотых монет с именем Ивана III // Труды Государственного Эрмитажа. XXI. Л., C. 106–110.

 

[332] Мельникова А. C. Московия и Италия (русско‑итальянские связи в эпоху Средневековья по нумизматическим данным) // Деньги и кредит. № C. 72.

 

[333] Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., C. 196–203.

 

[334] Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., Стб. 19.

 

[335] Барбаро и Контарини о России. К истории итало‑русских связей в XV в. Л., C. 227.

 

[336] Чупашкина А. Н. Денга «дозор» Ивана III // Государственный Владимиро‑Суздальский историко‑краеведческий и художественный музей‑заповедник. Материалы исследований. Владимир, C. 49–55.

 

[337] Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М., C. 29, 35; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., C. 5, 54–55.

 

[338] Орешников А. В. Василий Андреев, резчик монетных штампов // Сб. статей в честь графини П. С. Уваровой. М., C. 291–292.

 

[339] Ухова Т. Е. О характере преломления итальянских орнаментальных образов в русской рукописной практике // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. III. М., C. 154–164.

 

[340] Смирнова И. А. Искусство Италии конца ХШ‑XV веков. М., C. 61.

 

[341] Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., C. 104.

 

[342] Taube O. F., von. Op. cit. S. 62–99.

 

[343] Ibid. S. 89; Петрусевич Н. Искусство Франции XV–XVI веков. Л., C. 134–136; Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции и Англии. М., C. 105–106.

 

[344] Taube O. F., von. Op. cit. S. 135.

 

[345] Wörterbuch der Münzkunde [F. E. von Schrötter]. Berlin; Leipzig, S. 219.

 

[346] Corpus nummorum italicorum. V. VI. Veneto. Roma, Tab. XXVI. P. 286, 290–291; V. X. Emilia. Milano, Tab. XXX. № 114; I Gonzaga. Moneta Arta Storia. Milano, P. 211, 213, 245, 288–289.

 

[347] Corpus nummorum italicorum. V. I V. Lombardia. Tab. XLIII. № 6, 8.

 

[348] Хрептович‑Бутенев К. А. Указ. соч. C. 221–222; Снегирев В. Л. Указ. соч. C. 105; Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.). М., C. 41–49; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Указ. соч. C. 136.

 

[349] Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад. C. 43.

 

[350] Hill G. F., Pollard G. Renaissance Medals at the National Gallery of Art. London, № 156, 203, 205, Благодарю за помощь в работе с нумизматическим материалом сотрудников Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа Е. С. Щукину, B. М. Потина, В. А. Калинина и др.

 

[351] Gnudu C. Vitale da Bologna. Milano, 1962; Bologna. La Pinacoteca Nazionale [Cat.]. Bologna, Tab. LXXXVII.

 

[352] Предполагают, что надпись «сочинена и вырезана» самим Солари (Хрептович‑Бутенев К. А. Указ. соч. C. 221). Во всяком случае, на итальянское происхождение резчика указывает характерное написание слова Buolgariae через «u». Было бы заманчивым предположить, что и матрицу исследуемой печати резал Солари. В таком случае это могло произойти до мая 1493 г., когда он умер. Однако порядок слов в титуле Ивана III надписи на камне и легенды печати не совпадает, к тому же на камне «литеры начерчены грубовато и неодинаково» (Там же. C. 215), в отличие от четко выгравированной легенды печати.

 

[353] Иванов Д. Д. Германское искусство эпохи Возрождения в быте Древней Руси // Сборник Оружейной палаты. М., C. 90.

 

[354] Там же. C. 91; Маркова Г. А. Об употреблении европейского художественного серебра в Московской Руси XVI века // Государственный историко‑культурный музей‑заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. XI. М., C. 262–263.

 

[355] См. об этом: Орешников А. В. Василий Андреев, резчик монетных штампов // Сборник статей в честь графини П. С. Уваровой. М., C. 292.

 

[356] Кöhnе В. Ueber den Doppeladler // Berliner Blätter für Münz‑Siegel– und Wappenkunde. Bd. VI. 1871.

 

[357] Кондаков Н. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, C. 116.

 

[358] Sоlоvjеv A. V. Les emblèmes héraldiques de Byzance et les Slaves // Seminarium Kondakovianum. VII. Praha, P. 119–164.

 

[359] Gerоla G. L’aquila byzantina e l’aquila imperiale a due teste // Felix Ravenna. Fasc. I (XLIII). P. 7–36.

 

[360] Sоlоvjev A. V. Op. cit. P. 126–136.

 

[361] Ibid. P. 132.

 

[362] Ibid. P. 135.

 

[363] См., напр.: Маtковски А. Грбовите на Македониjа. Скопjе, 1970.

 

[364] Коrnеmann Е. Adler und Doppeladler im Wappen des alten Reiches // Das Reich. Idée und Gestalt. Festschrift für J. Haller. Stuttgart, S. 45–69.

 

[365] Hellmann M. Moskau und Byzanz // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. Bd. H. Wiesbaden, S. 332–338.

 

[366] Stökl G. Testament und Siegel Ivans I V. Opladen, S. 44–46.

 

[367] Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. № C. 159–160; Ниче П. «Москва – Третий Рим»? // Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII веков. Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. II. М., C. 204.

 

[368] Nеubесker О. Doppeladler // Reallexikon zur deutschen Kunstgeschichte. Stuttgart [1958]. Bd. Lief. S. 158–161; Коrn J. E. Adler und Doppeladler. Ein Zeichen im Wandel der Geschichte // Der Herold. Neue Folge. Bd. 5‑1965‑1968; Hуe F.– H. Der Doppeladler als Symbol für Kaiser und Reich // Mitteilungen des Instituts für österreichische Geschichtsforschung. Bd. H. I. Wien; Graz, 1973: Кittel E. Siegel. Braunschweig, 1970.

 

[369] Один из известных знатоков государственных эмблем и символов, П. Э. Шрамм, высказывал мнение, что Палеологи лишь приспосабливались к западноевропейскому обычаю пользоваться гербами.

 

[370] Sоtiriоu M. G. Mistra. Athиnes, P. 6–7, 8, fig. 3.

 

[371] Кондаков Н. П. Указ. соч. C. 115–120, 132.

 

[372] Дероко А. Споменици архитектуре IX–XVIII у Jyгoслaвиje. Београд, C. 74; Millet G. La peinture du moyen âge en Yougoslavie. Fasc. I. Pl. № Paris, 1954; Art byzantin chez les Slaves, Balkans. P. I. Pl. VIII. Paris, 1930.

 

[373] Дероко А. Монументална и декоративна архитектура у средньевековноj Србиjи. Београд, C. 84, 226, 230.

 

[374] См.: Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX–XV вв. в собраниях Советского Союза. М., C. 58.

 

[375] Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., C. 251; Лихачева В. Д. Указ. соч. С. 22.

 

[376] Corpus nummorum italicorum. V. IV. Tab. XIV. № 10–11; V. IX. Tab. IX. № 18, 19.

 

[377] Mушмов Н. Монетитѣ и печатитѣ на българскитѣ царе. София, C. 86–87, 99‑103.

 

[378] Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., Рис. на с. 223.

 

[379] Gerola G. Op. cit. Р. 34–35; Кittеl Е. Op. cit. S. 215–218.

 

[380] Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад. C. 3, 48–49.

 

[381] Об этом: Назаров В. Д. У истоков политической идеологии Русского государства в конце XV в. Текст доклада на заседании Центра истории России в Средние века и раннее Новое время. Рукопись.

 

[382] См.: Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. С. 12, 17.

 

[383] Опубл.: Труды Института российской истории РАН. 1999–2000. М., 2002. Вып. 3.

 

[384] Вилинбахов Г. В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997.

 

[385] Например: Научная конференция в Российском государственном архиве древних актов, посвященная 500‑летию первого использования изображения двуглавого орла как государственного символа России, состоявшаяся 3 ноября 1997 г.

 

[386] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., № C. 341–344.

 

[387] Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VI. Гл. II. Примеч. 98.

 

[388] Подробнее об этом см.: Соболева Н. А. Герб Москвы: к вопросу о происхождении // Отечественная история. № 3.

 

[389] Лихачев Н. П. Некоторые старейшие типы печати византийских императоров. М., C. 1, 43.

 

[390] Лихачев Н. П. История образования российской государственной печати // Биржевые ведомости. 15 мая 1915 г.

 

[391] Коробков Н., Иванов Б. Русские печати // Архивное дело. № 3/C. 39.

 

[392] Успенский Ф. Как возник и развивался в России восточный вопрос. СПб., C. 29–30; Пирлинг П. Россия и Восток. СПб., C. 73–80; Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., C. 87.

 

[393] Об этом: Solovjev A. V. Les emblèmes héraldiques de Byzance et les Slaves // Seminarium Kondakovianum. Praha, VII. P. 119–164.

 

[394] Русское государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича. Открыл и издал П. А. Безсонов. М., Ч. II. C. 184–185.

 

[395] Köhne В. Ueber den Doppeladler // Berliner Blätter für Münz‑Siegel– und Wappenkunde. Bd. VI. 1871.

 

[396] Кондаков Н. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, C. 116.

 

[397] Solovjev А. V. Op. cit.

 

[398] Gerola G. L’aquila byzantina e 1’aquila imperiale a due teste // Felix Ravenna, Fasc. 1 (XLIII). P. 7–36.

 

[399] Solovjev A. V. Op. cit. P. 132.

 

[400] Ibid. P. 135.

 

[401] Kornemann E. Adler und Doppeladler im Wappen des alten Reiches // Das Reich. Idee und Gestalt. Festschrift für J. Haller. Stuttgart, S. 45–69.

 

[402] Hellmann M. Moskau und Byzanz // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. N. F. Wiesbaden, Bd. H. S. 332–338.

 

[403] Stökl G. Testament und Siegel Ivans I V. Opladen, S. 44.

 

[404] Schramm P. E. Herrschaftszeichen und Staatssymbolik. Stuttgart, Bd. S. 897.

 

[405] Schwarzenberg K. Adler und Drache // Der Weltherrschaftsgedanke. Wien; München, 1958; Коrn J. E. Adler und Doppeladler. Ein Zeichen im Wandel der Geschichte // Der Herold. N. F. 1965‑Bd. 5/6; Hye F.– H. Der Doppeladler als Symbol für Kaiser und Reich // Mitteilungen des Instituts für österreichische Geschichtsforschung. Wien; Graz, Bd. H. 1; Nastase D. L’aigle bicéphale dissimulée dans les armoiries des pays roumains // Da Roma alla Terza Roma. Documenti e studi – Seminario 21 Aprile Roma; Constantinopoli; Mosca. Et cet.

 

[406] Hellmann M. Op. cit. S. 337.

 

[407] Myslivec J. Svatý Jiři ve východokřestianskйm uměni // Byzantinoslavica. Praha, 1933/T. V. S. 304–371.

 

[408] Ibid.

 

[409] Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах. Одесса, 1909.

 

[410] В списке анализируемых им исследований имеются не только «знаковые» труды западноевропейских ученых начала века (K. Krumbacher, J. Strzygovski, J. Aufhauser), но и практически все русские работы, вышедшие к этому времени, где так или иначе затрагивался вопрос об изображении св. Георгия (Н. П. Кондаков, Н. П. Лихачев, Ф. Успенский, Я. Смирнов и др.).

 

[411] Taube O. F., von. Die Darstellung des heiligen Georg in der italienischen Kunst. Halle, 1910.

 

[412] Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия‑воина в византийском и древнерусском искусстве // Византийский Временник. М., Т. VI; То же. Допол. и исправл. // Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., Цит. по посл. изданию.

 

[413] Там же. C. 97, 100.

 

[414] Алпатов М. В. Образ Георгия‑воина в искусстве Византии и Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., Т. XII; То же // Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., Цит. по посл. изд.

 

[415] Там же. C. 164.

 

[416] Лазарев В. Н. Указ. соч. C. 98.

 

[417] Алпатов М. В. Указ. соч. C. 167.

 

[418] Alef G. The Origins of Muscovite Autocracy the Age of Ivan III // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. B. Berlin, 1986.

 

[419] Idem. The Adoption of the Muscovite Two‑Headed Eagle: A Discordant View // Speculum. V. № 1.

 

[420] Ibid. S. 12.

 

[421] Подробнее об этом см.: Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. № 6.

 

[422] Alef G. The Origins of Muscovite. P. 89.

 

[423] Сборник Русского исторического общества. СПб., Т. C. 213, 238.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!