ИДЕИ О СОТВОРЕНИИ МИРА И О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗНАНИЯ 6 страница



Земля, казалось, постоянно устремлялась в виде водяных паров, к этому небу, души людей возносились к нему со смутными желаниями. Оно - центр всякого бытия, оно - само бытие. Это - Единое, неподвижное, среди которго движется Многое.

Не здесь ли следует искать объяснения приписы­ваемого ему всеми, но комментируемого на разные лады, изречения: "Бог есть сфера". Не это ли небо, со всех сторон окружавшее его и все сущее, было той сферой, которую он назвал Богом?

Правда, это объяснение не совсем совпадает с его взглядами на физический мир, в особенности с его представлением о Земле, как о плоской поверхности, нижняя часть которой бесконечна, чем и объясняется по Ксенофану неподвижность Земли. Для устране­ния этого противоречия предпринимались попытки придания вышеприведенному изречению метафоричес­кий смысл: "Эпитет сферический есть просто извест­ный оборот речи, употреблявшийся греками и озна­чавший в данном случае совершенное однообразие и абсолютное единство Божества; сфера служила выра­жением этих свойств. Это такое же метафорическое выражение, как", например, слово квадратный, употреб­ляемое также в смысле "совершенный",- выражение, которое получило теперь свое обычное значение, но которое, при возникновении математических наук, оз­начало нечто благородное и возвышенное и употреб­лялось в самых высоких поэтических произведениях. Симонид говорит о "человеке, у которого ноги, руки и ум квадратны", то есть о "человеке совершенном; та­кая же метафора встречается и у Аристотеля. Не уди­вительно, поэтому, что Ксенофан, поэт и философ, пи­савший стихами, не найдя подходящего к своим взглядам метафизического термина, обратился к образной речи и заимствовал выражение, наиболее соответство­вавшее его идее".

Можно было бы охотно принять это объяснение, если бы была уверенность в том, что физические воззрения Ксенофана именно таковы, как их представля­ют, или что они были таковыми в то время, когда он утверждал, что Бог есть сфера. Но приобрести такую уверенность неимоверно трудно, и на это-то обстоя­тельство никто из исследователей не обратил внима­ния. У человека, прожившего сто лет, мнения его по таким вопросам безусловно должны были изменять­ся, а если мнения, эти так слабо обоснованы, как у фи­лософов того времени, то естественно предположить, что перемены во взглядах могли быть часты и резки. Достоверно известно о существовании весьма важных и непримиримых противоречий между некоторыми воззрениями Ксенофана, подлинность которых несом­ненна и которые свидетельствуют, что в одном слу­чае он высказывался как сторонник ионийской фило­софской школы (физик), а в другом - как сторонник пифагорейской философской школы (математик).

Относительно вышеуказанного понятия Ксенофана о Земле следует заметить, что слова Аристотеля о том, что Ксенофан, "устремив взоры к небу, провозгласил, что Единое есть Бог", очевидно, не согласуются с пред­ставлением о беспредельности нижних слоев Земли. Единому надлежало быть Беспредельным, однако вов­се не сферой.

Что касается его монотеизма1 или, вернее, пантеиз­ма2, то в этом заключается самая важная особенность его учения. Он не только отверг идею о множестве богов, но провозгласил самосущность и разумность Единого.

1 Монотеизм - религиозное учение, признающее единого бога.

2 Пантеизм - религиозно-философское учение, отождествля­ ющее бога с природой и рассматривающее природу как воплоще­ние божества.

Бог, как Бытие, должен быть самосущим, потому что нельзя представить себе происхождение Бытия из чего-либо. Из ничего может произойти только ничто. От. куда же могло возникнуть Бытие? Из самого себя? Это невозможно, потому что для того, чтобы произвести себя, оно (Бытие) должно было бы существовать ранее, иначе оно произошло бы из ничего. Отсюда вытекает основной закон: Бытие самосуще, а если же оно самосуще, то оно вечно.

Так как из этого следует, что Бог всемогущ, пре­мудр и все содержит в себе, то во многобожии нет смысла.

Рассматриваемое как Все, Божество недвижимо: "Недвижимое и недвижущееся, оно всегда остается на одном месте, не переменяя его и тогда, когда по временам меняются его проявления".

Все должно быть недвижимо; не существует ничего такого, что могло бы приводить его в движение Само оно не может двигать себя, ибо для этого оно должно было бы находиться вне самого себя.

Не следует, однако, предполагать, что Ксенофан, отрицая подвижность Бесконечного, отрицал и подвижность Конечного. Он только утверждал, что Все не' подвижно. Конечные же предметы приводились е движение Богом, который "все направлял, без труда, силой разума и всеведения".

Монотеизм Ксенофана не имеет ничего общего с антропоморфизмом, что можно вполне уяснить из вышеприведенных стихов. Здесь стоит указать еще одно место у Диогена Лаэртского, где говорится, что Ксенофан утверждал, что "Бог не походит на человека потому что он все слышит и все видит, не дыша" Это очевидно, намек на учение Анаксимена, согласно которому духом был воздух. Ксенофан же имел в виду то что разум Бога, совершенно отличный от разума человека, не зависит от дыхания.

Ни в коем случае не стоит думать, что Ксенофан понимал Единого Бога как Личного Бога, существую­щего независимо от Вселенной. В противоположность своим современникам, политеистам, он был монотеис­том, но его монотеизм был пантеистичен. На этот счет, несмотря на неясность некоторых выражений в сочи­нениях Ксенофана, никогда бы не возникло сомнений, если бы всегда учитывалось то обстоятельство, что для древних греков боги были олицетворением сил природы. Таким образом, протестуя против политеиз­ма1 своих современников, Ксенофан боролся против олицетворения различных сторон Единого Божества, как особых божеских существ. Его возмущала профанация Божества уподоблением его человеческой при­роде, обращением отдельных сил природы в конкрет­ные лица, в независимые существа, что совершенно противоречило идее единого Бога. Он был монотеис­том, но вместе с тем и пантеистом; он не мог предста­вить себе Бога отдельно от мира, который мог быть только проявлением Бога; он не мог, признав Бога Единосущим, допустить в то же время существование такого мира, который не был бы Богом. Мыслима была только Единая сущность, Единое Бытие во многих ви­дах, и это Единое Бытие и должно было быть Богом.

В учении Ксенофана есть еще другая сторона не менее важная сторона. В его системе можно разгля­деть первоначальные проблески той скептической философии, которая с данного времени, в чем нам предстоит еще неоднократно убедиться, будет оказы­вать свое влияние во все моменты развития филосо­фии и всегда вызывать в ней кризис. До Ксенофана философия была доверчиво - догматической, а затем она уже никогда не могла снова приобрести этот про­стой характер. Ксенофан первый стал сомневаться и признавать, что разум бессилен разрешить сомнения философии и осуществить ее высокие замыслы. Однако, скептицизм Ксенофана был скорее нравственно­го, чем интеллектуального свойства. Это не был сис­тематический скептицизм; Ксенофан ревностно искал истину, и всякий раз, когда ему удавалось взглянуть мельком на ее небесный облик, или же когда ему ка­залось, что ему удалось это, он провозглашал об этом во всеуслышание, как бы это ни противоречило тому, что он говорил ранее. Продолжительные путешествия, многосторонний опыт, размышления о различных фи­лософских системах, новые и противоречивые точки зрения на ту проблему, которую он желал разрешить, - все это в совокупности развило в нем скептицизм благородного, отчасти трогательного свойства, совер­шенно непохожий на скептицизм последующих фило­софов. Это скорее была борьба противоположных идей, чем пренебрежительное отношение к знанию. Вера его была несокрушима, колебания претерпевали толь­ко его взгляды. Ксенофан был глубоко убежден в существовании вечного, премудрого, бесконечного Су­щества, но он был не в состоянии найти для этой веры надлежащее выражение. Глубокой грустью про­никнуты следующие его стихи: "Конечно, никогда не было и не будет такого смертного, который в состоя­нии был бы познать Богов и все, что мы исследуем, и если бы ему удалось как-нибудь обрести истинное и совершенное, то лишь бессознательно, ибо все, что существует, вводит нас в заблуждение".

Напрасны попытки доказать, что в этих стихах не присутствует скептицизм. И во многих других случа­ях у Ксенофана можно заметить подобное скептичес­кое направление. У человека, жизнь которого была настолько продолжительна, что он мог видеть, как са­мые заветные его убеждения обращались в заблуж­дения, у такого человека, конечно, легко вырабатывает­ся скептическое отношение к своим взглядам. Но Ксенофан не был тверд в этом скептицизме, который впрочем не препятствовал ему проповедовать то, что он считал истиной, и не отклонял его от ее поисков.

Человек, хотя и не в состоянии овладеть всей ис­тиной, может, однако, уловить ее отдельные черты. У нас никогда не может быть уверенности в том, что наше знание абсолютно; поэтому нам остается толь­ко считать свои мнения вероятными и делать то, что позволяют нам наши силы. Это не научный скепти­цизм; он не вытекает из исследований о природе ра­зума и об источниках знания и не является следстви­ем той путаницы, в которую была вовлечена филосо­фия. Логика современной Ксенофану эпохи, привела его к выводу, что Бесконечное божество не могло быть бесконечным и не могло быть конечным. Бесконеч­ным оно не могло быть потому, что только одно небы­тие лишено границ (бесконечно), как не имеющее ни начала, ни середины, ни конца. Конечным оно не мог­ло быть потому, что то, что конечно, должно быть огра­ничено чем-либо другим, между тем как Бог один.

Точно также эта логика навязывала ему умозаклю­чение, что Бог не мог быть ни движимым, ни недвижи­мым; движимым - потому, что все движимое должно быть приводимо в движение чем-либо другим, тогда как Бог только один; недвижимым - потому, что толь­ко одно небытие недвижимо, поскольку ни оно само ни к чему не приближается, ни к нему не приближа­ется ничто способное быть двигателем.

Такой игрой слов этот великий мыслитель затем­нял свое представление о Божестве. Для него, однако, это была не простая игра слов, но вывод из тех предпо­ложений, которыми он руководствовался в своем мыш­лении. Усомниться в их состоятельности значило бы для него усомниться в возможности самой филосо­фии. К этому он еще не вполне был подготовлен, и Аристотель называет его поэтому "несколько неотесанным", желая этим сказать, что идеи его были грубы не разработаны и не приведены в систему.

Хотя в колебаниях Ксенофана и присутствует зародыш позднейшего скептицизма, но при этом невозможно не согласиться с тем, что в них нельзя усмот­реть скептицизма абсолютного, то есть признания того принципа, что нет ничего доступного нашему пониманию.

Из вышеизложенного вполне можно было заметить) что хотя Ксенофан вследствие противоречий, заключавшихся в его логике, и мог относиться недоверчиво к своим собственным выводам и к выводам других, но он, однако, принимал все слишком близко к сердцу, чтобы думать, что нет ничего доступного нашему по­ниманию. Конечно, его принципы, если развивать их последовательно, могут привести к абсолютному скептицизму, но сам Ксенофан не доводил до этого их раз­витие, и нет никакого основания навязывать ему те умозаключения, которые он сам не сделал. Историки философии весьма часто впадают в чрезвычайно грубую ошибку, навязывая творцу или последователю какого-либо учения те выводы, которые он не имел в виду и которые он не принял бы, если бы они не ус­кользнули от его внимания. Подобные выводы, конечно, могли заключаться в его принципах, но отсюда еще1 не следует, что он знал о них. Смешно было бы при­писывать человеку, открывшему какой-либо закон при­роды, все те изобретения, к которым могло бы приве­сти применение этого закона; все эти изобретения потенциально могут заключаться в законе, но так как автор его ничего не знал о них, то ему и не принадле­жит слава этих изобретений. Равным образом так же нельзя упрекать человека за те выводы, которые хотя и заключались в его принципах, но не были приняты им во внимание. Вообще о Ксенофане можно сказать что, хотя он и не отличался ясностью и точность мысли, но влияние его на успехи философии было весь­ма значительно; в этом нам еще предстоит убедить­ся при ознакомлении с идеями его преемников.

Парменид

Почитатели Платона, конечно, знают его замечатель­ный диалог, в котором он восхваляет диалектическое искусство Парменида. Однако, с самого начала следу­ет предупредить их, чтобы они не воображали будто Пармениду действительно принадлежат все те идеи, которые приписаны ему Платоном. Если Платон, не стесняясь, перекраивал взгляды своего глубокоуважа­емого учителя Сократа, приписывая ему то, чего он никогда не говорил, то он тем более мог вложить в уста давно умершего человека речи, бывшие произве­дением его собственного драматического гения. По­этому к диалогу Платона "Парменид" следует отно­ситься с крайней осторожностью; целесообразнее пред­почесть в этом случае авторитет Аристотеля и до­шедшие до нас стихи самого Парменида.

Парменид родился в Элее, около 61-ой олимпиады (536 г. до Р. X.). Это не противоречит записанному Аристотелем преданию, по которому Парменид был учеником Ксенофана, у которого он мог учиться в то время, когда этот великий рапсод был уже в весьма преклонном возрасте. В данном случае, однако, лучше положиться на свидетельство Социона, утверждавше­го, что учителями Парменида были Амейний и пифа­гореец Диохет. Впрочем, возможно, что и то, и другое справедливо.

Рожденный для блеска и богатства, пользовавший­ся почетом и возбуждавший у многих зависть, как всякий человек с блестящим положением и талантом, Парменид, как говорят, вел сначала разгульную жизнь сластолюбца. Диохет сумел, однако, убедить его в ничтожестве богатства (быть может как раз в то время, когда пресыщенный наслаждениями Парменид уже сам перестал придавать ему значение) и заставил его променять скучное однообразие шумного разгула на бесконечно более разнообразную и более богатую воз­буждениями жизнь в мире философской мысли. В итоге Парменид предпочел лихорадочной погоне за наслаждениями созерцание "светлого облика истины в тихой и спокойной атмосфере приятных занятий". Но эти занятия не сопровождались эгоистическим уединением. Они не мешали ему принимать деятель­ное участие в политических делах его родного горо­да; плодом этой деятельности был составленный им свод законов, которые признавались столь мудрыми и благодетельными, что граждане ежегодно возобновля­ли клятву постоянно их соблюдать.

"И он возвысился в своем достоинстве, ибо муже­ственная добродетель приносит безграничную выгоду".

Первая характерная черта его философии заключа­ется в четком разграничении между Истиной и Мне­нием, или другими словами, между идеями, добытыми с помощью разума, и идеями, выработанными здравым смыслом. У Ксенофана был всего лишь слабый намек на такую доктрину, Парменид же придал ей ясность. У Ксенофана эта доктрина породила неуверенность в мыслях, которая привела бы более последовательного философа к абсолютному скептицизму. Но Ксенофана спасла от скептицизма вера, как Парменида, впрочем, спасла его философия. Парменид вполне понимал,*как непрочно и ненадежно человеческое мнение, но вмес­те с тем он осознавал, что ему присущи некоторые непоколебимые убеждения, в истинность которых он, подобно Ксенофану, верил безоговорочно, но которые он желал объяснить с помощью разума. Таким обра­зом, Парменид в некоторых чертах предвосхитил знаменитое учение о врожденных идеях. Эти идеи отно­сились к истинам необходимым и составляли абсо­лютное знание; все другие идеи считались шаткими и относительными.

Элейцы полагали, что они установили и были в состоянии доказать то положение, что в основе всего, что существует, лежит одна неизменная истина (сущ­ность). Но так как мысль человеческая неизбежно обращена на видимую сторону предметов и ей прихо­дится улавливать изменчивое и многое, то они долж­ны были признать, что человек неспособен вполне уяснить себе божественную истину, хотя некоторые общие принципы и доступны его пониманию. Тем не менее, утверждали они, предполагать, что и на самом деле существует изменчивое и многое, как это кажет­ся человеческой мысли, значит поддаваться обману чувств. Нужно признать, считали элейцы, что во всем, что представляется нам многообразным и изменяю­щимся, включая и все частные идеи, вырабатываемые нашим умом, есть элемент божественного, не замечае­мый вследствие человеческой слепотой и как бы скры­тый под некоторой завесой. Взгляд этот будет более понятен, если принять во внимание математическое направление всей этой школы. Свои физические зна­ния они считали случайными и обманчивыми; знания же математические, по их мнению, вечны и очевидны сами по себе. Ксенофан с одной стороны и Диохет с другой привили Пармениду убеждение, что человечес­кая мысль двойственна. Разум, то есть логика пифаго­рейцев, привел Парменида к выводу, что существует только Единое (которое он, однако, назвал не Богом, как Ксенофан, а Бытием), тогда как чувство убеждало его в существовании Многого, ибо он испытывал раз­нообразные впечатления. Отсюда Парменид пришел к необходимости признать две причины, два основных начала, из которых одно внушено разумом, а другое соответствует требованиям чувства. Сообразно тако­му взгляду он разделил свое сочинение о "Природе" на две части: в первой рассматривается абсолютная Истина, как она представляется разуму; во второй -человеческое Мнение, находящееся постоянно в за­висимости от "поспешно брошенного взгляда, слуха, смущаемого звуками, и языка", то есть от всего кажу­щегося. Однако, и это кажущееся имеет свою причи­ну, свой принцип, и, следовательно, возможна и особая, соответствующая этому кажущемуся доктрина.

Не следует думать, что Парменид имел лишь смут­ное и общее понятие о недостоверности человеческих . знаний. Утверждая, что мысль обманчива, он объяснял это тем, что мысль зависит от организации. Известная теория этой зависимости была для него также ясна, как и для последующих философов; об этом убеди­тельно свидетельствует отрывок из его сочинения, приведенный у Аристотеля в 5-ой главе 4-ой книги его "Метафизики". В этой главе Аристотель, рассуж­дая о материализме Демокрита, учившего, что мысль есть ощущение, указал, что и другие философы также разделяли это мнение, а затем заметил: "В самом деле, и Эмпедокл полагает, что перемена в нашем состоя­нии вызывает перемену в наших мыслях:

"Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем,

 а в другом месте он говорит:

"И поскольку другими они становились, Всегда уж также и мысли другие им приходили...".

И Парменид говорит тоже самое:

"Как у каждого соединились весьма гибкие члены, так и ум будет у человека:

Одно ведь и то же мыслит в людях - во всех и в каждом -

То членов природа, ибо мысль - это то, чего имеется больше".

Так как мысль, таким образом, зависит от организа­ции, и каждая организация отличается от другой сте­пенью развития, то и мнения людей должны быть раз­личны. Коль скоро мысль есть ощущение, а ощущения от одного и того же предмета различаются у разных людей сообразно их органам чувств и даже неодина­ковы у одного и того же человека в разное время, то легко понять, что одно мнение не более справедливо, чем другое, и что все мнения одинаково ложны. Но разум, согласно Пармениду, у всех людей один и тот же, поэтому он служит единственным источником достоверного знания, и всякая мысль, порожденная ощущением, дает понятие лишь о кажущемся, тогда как мысль, как продукт разума, есть безусловная исти­на. Парменид всегда противопоставляет "веру" тому, что "кажется".


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!