Изучение эффективности приемов и методов обучения основам цветовой гармонии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе



Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветовой гармонии необходимо использовать более понятные слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями, а также от результата своевременно организованной и проводимой педагогом диагностики формирования знаний и умений [23, с. 96].педагогика

Для более эффективного изучения цветовой гармонии обучающиеся проходят следующие виды диагностики :

Описание: Учебное задание “Цветовые гармонии” нацелено на закрепле ние теоретического материала. Оно может быть связано с предыдущими зада ниями и являться их продолжением [25, с. 57].

Перед выполнением задания учащимся необходимо выполнить ряд отдельных упражнений по изучению гармонизации цвета:

1. Выполнить абстрактную монохромную композицию.

2. Выполнить абстрактную композицию в родственных цветах.

3. Выполнить абстрактную композицию в родственно-контрастных цветах.

4. Выполнить абстрактную композицию в контрастных цветах.

5. Заполнить таблицы «Классификация цвета», «Цветовые гармонии».

В процессе выполнения задания обучающиеся учатся сознательно подходить к выбору цвета в своем творчестве, их практические работы становятся грамотными, выразительными и цельными с точки зрения выбора цветовой гаммы и общего колористического строя. Работа над заданием позволяет приобрести умение творчески работать, добиваясь создания законченных работ, стимулирует интерес к декоративному искусству, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу, что способствует повышению художественно-творческой активности [23, с. 96].

Критерии оценки работ:

1. Цветовое решение (правильность подбора цветовой гармонии, правиль ность выполнения цветовой гармонии; цветового тона; светлоты; насыщенно сти; заполнение формы);

2. Тоновое решение;

3. Аккуратность работы.

Методические пособия:

1. таблицы «Цветовой круг», «Классификация цветов», "Цветовые гармо нии" (монохромные, родственные, родственно контрастные, контрастные);

2. репродукции работ художников выполненных в определенных цветовых гармониях [21, с. 77].

Методические пособия помогают обучающимся работать над эскизами к творческой работе, сверяя результаты своей деятельности с образцами, представленными на наглядных пособиях [24, с. 130].

Последовательность выполнения задания:

Обучающиеся должны выполнить творческую работу в выбранной цветовой гармонии.

Для этого необходимо соблюдать следующую последовательность выполнения задания:

- осуществление творческого поиска,

- работа над эскизом,

- создание стилизаций,

- построение композиции,

- гармонизация цвета.

Итог задания:

Обучающиеся выполняют работу в одной из цветовых гармоний. По эскизам можно выполнить работу в технике «холодный батик».

По результатам работы можно судить об уровне художественной грамотности и технического мастерства, развитости воображения, наличии эстетического вкуса у обучающихся [25, с. 58].

Рис.1. Раздаточный материал для диагностики сформированности основ цветовой гармонии.

Таким образом были рассмотрены методики изучения эффективности приемов и методов обучения основам цветовой гармонии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе.

цвет

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет

Заключение

Исследовав проблему по методике преподавания основ цветовой гармо нии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе можно сделать следующие выводы: зенит

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании практиков и ученых к проблеме обучения обучающихся основам цветовой гармонии. Цвет является важным выразительным средством, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, отражающим материальные свойства предметов, с которым знакомятся обучающиеся на уроках изобразительного искусства, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветовой гармонии, в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. Наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. ландыш

2. Занятия по обучению цветовой гармонии ставят перед педагогом целый ряд задач, которые обогащают и углубляют представление обучаемых об окружающей действительности. Педагогу необходимо придерживаться определенной системы для осуществления учебно-воспитательных задач и использовать разнообразную методику работы с обучающимися, мастерство и находчивость, творческое отношение к занятиям. Кроме того, для достижения успеха в работе, педагогу необходимо знать, какой объём навыков и знаний может усвоить ученик в том или ином возрасте, главное продуманно выстроить методику работы с обучающимися. худо

3. Обучаемые усваивают все основные элементы цветовой гармонии, которые могут использоваться как на уроках изобразительного искусства и на уроках трудовой деятельности. С школьного возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности перспективы, светотени, формы, пропорций, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира обучающиеся закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Методы должны отвечать основным принципам дидактики, как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы они не были положены в основу изображения. Применяя такие методы и приемы как: беседы с детьми, наблюдение и восприятие картин художников, руководство и анализ практической деятельности обучающихся, необходимо учить обучающихся мыслить, развивать эстетический вкус, видеть и понимать прекрасное, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее. дело

4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу педагога по использованию методов обучения основам цветовой гармонии. Это делает вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, внимательного и неустанного наблюдения за каждым обучающимся невозможна учебно-воспитательная работа в школе. Педагог сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке, при этом он сам должен хорошо разбираться в вопросах цветовой гармонии. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их воображение, творчество, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. полоса

Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветовой гармонии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе. звук

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование возможности и необходимости осуществления грамотной организации работы педагога по использованию методов обучения основам цветовой гармонии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе. шорохи

Список литературы полоска

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. С. 205. рисунок

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественно го проектирования: учебник для учащихся. 7-е изд. М.: Академия, 2013. С. 207.

3. Васильева Т.Г. Музыка. ИЗО. МХК: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 226. лоза

4. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. СПб.: Питер, 2006. С. 191. фокус

5. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. С. 304. пейзаж

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб ное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. С. 192.

7. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики . М.: Тач Маркетинг, 2004. С. 279. кисть

8. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание. М.: Дрофа, 2010. С. 46. натюрморт

9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподава ния в школе: учебник. М.: АГАР, 2006. С. 336. идея

10. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподава ния. учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1984.С. 319.

11. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. и др. Изобразитель ное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений: учебное издание / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011. С. 141. труды

12. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. С. 256. преподавание

13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2005. С. 272. искусство

14. Психолого-педагогические основы художественного образования. В системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2005. С. 272. гармония

15. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. С. 196. палитра

16. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8–9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. С. 190. паста

17. Сизова А. В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. С. 217. соус

18. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. М.: Просвещение, 1991.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. М., 2004. сангина

20. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2010. С. 67. сепия

21. Сурина М.О. Основы цветодидактики. М., 2003. С.352. пастель

22. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. М.:Академия развития, 1997. тушь

23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской от «17» декабря 2010 г. № 1897. краска

24. Фокина Л.В. Орнамент: учебное пособие Ростов на/Д.:Феникс. 2005. С. 172. гуашь

25. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание. М.: Просвещение, 2008.С. 72. перо


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!