Онтология и музыка пифагорейцев 12 страница



Нетрудно понять, что большинство даже самых огромных человекообразов северо-западного мифа не связано и не может быть связано с образом Монсальвата непосредственно. Ожидать непременной не­ посредственной связи значило бы обнаружить узкий и формальный подход и даже полное непонимание того, что такое общий сверхна­ родный, а не религиозно-национальный миф.

В конце концов, любой человеческий образ, созданный великим писателем, художником, композитором, длящий свою жизнь в созна­ нии и подсознании миллионов и становящийся внутренним достоя­ нием каждого, кто его воспримет творчески – любой такой образ есть образ мифический. Кримгильда и Офелия, Макбет и Брандт, Эсфирь Рембрандта и Маргарита Гете, Эгмонт и м-р Пиквик, Жан Кристоф и Джолион Форсайт мифичны совершенно в такой же мере, как Лоэнгрин и Парсифаль. Но в чем же заключается связь художествен­ ных образов, а также философских и социальных идей северо-запад­ ной культуры с полюсами северо-западного мифа – с Монсальватом и замком Клингзора?

Полюсы всякого сверхнародного мифа опоясаны множеством кру­ гов, целыми мирами образов, связь которых со средоточием не в сюжетной от них зависимости, а во внутреннем родстве, в возможно­ сти представлять эти образы и постигать их метаисторическим созер­ цанием в средоточии мифа или рядом с ним.

Фауст, конечно, не Мерлин; байроновский Каин – не Клингзор; Пэр Гюнт – не Амфортас, а гауптмановского Эммануэля Квинта, на первый взгляд, просто странно сопоставлять с Парсифалем. Образ Кундри, столь значительный в средоточии мифа, не получил, пожа­ луй, никакой равноценной параллели на его окраинах. С другой стороны, никаких праобразов Гамлета и Лира, Маргариты или Соль­ вейг мы в средоточии северо-западного мифа не найдем. Но их взор туда обращен; на их одеждах можно заметить красноватый отсвет – то ли Грааля, то ли колдовских клингзоровских огней. Эти колоссаль­ ные фигуры, возвышаясь на различных ступенях художественного реализма, на различных стадиях мистического просветления, похо­ жи на изваяния, стерегущие подъем по уступам лестницы в то святи­ лище, где пребывает высочайшая тайна северо-западных народов – святыня, посылающая в страны, охваченные сгущающимся сумра­ ком, духовные волны Промысла и благоволения.

Разве блики от излучения этой святыни – или от излучения другого полюса того же мифа, дьявольского замка Клингзора – мы различаем только на легендах о рыцарях Круглого Стола? или только на мистериях Байрэйта? Если Монсальват перестал быть для нас простым поэтическим образом в ряду других, только чарующей сказ­ кой или музыкальной мелодией, а приобрел свое истинное значение – значение высшей реальности – мы различим его отблеск на готи­ ческих аббатствах и на ансамблях барокко, на полотнах Рюисдаля и Дюрера, в пейзажах Рейна и Дуная, Богемии и Бретани, в витражах-розах за престолами церквей и в сурово скудном культе лютеранства. Этот отблеск станет ясен для нас и в обезбоженных, обездушенных дворцовых парках короля-солнца, и в контурах городов, встающих из-за океана, как целые Памиры небоскребов. Мы увидим его в ли­ рике романтиков и в творениях великих драматургов, в масонстве и якобинстве, в системах Фихте и Гегеля, даже в доктринах Сен-Си­ мона и Фурье. Потребовалась бы специальная работа, чтобы указать на то, что могущество современной науки, чудеса техники, равно как идеи социализма, даже коммунизма – с одной стороны, а нацизма – с другой, охватываются сферой мифа о Монсальвате и замке Клинг­ зора. Ничто, никакие научные открытия наших дней, кончая овла­ дением атомной энергией, не выводят северо-западного человечества из пределов, очерченных пророческой символикой этого мифа. Ду­ мается, что тому, кто прочитает настоящую книгу, уяснятся эти, не вскрытые еще взаимосвязи.

Я заговорил об одной из метакультур с ее мифом и трансмифом лишь для того, чтобы помочь конкретными образами понять идею о небесных странах человечества, пребывающих в просветленных сло­ ях на вершинах метакультур, и задуматься над их антиподами – крепостями богоотступнических начал, деятельно творящих свой ан­ тикосмос и борющихся с силами света во всех сверхнародах Энрофа, во всех слоях, во всех метакультурных зонах.

Но лестница слоев Шаданакара не заканчивается там, где завер­ шаются сегменты метакультуры: дальше поднимаются пятимерные и шестимерные миры, тоже получившие свое смутное отображение в мифах и религиях человечества. В том смысле ко многим из этих слоев тоже применимо название "трансмифов". Но в более узком и более высоком смысле слово трансмиф применяется к особой сакуале: это система миров с пятью измерениями пространства и с огромным числом временных координат; это пять грандиозных, как бы светя­ щихся изнутри солнечным сиянием, прекрасных и прозрачных пира­ мид, незыблемо высящихся над Энрофом. Не только Энроф, но и небесные страны метакультур кажутся оттуда глубоко внизу, в сум­ раке. Эти миры – высшие аспекты трех (не четырех!) великих меж­ дународных религий и двух религий, почти не разбивших своей на­ циональной замкнутости вследствие ряда исторических причин, но носивших на себе отблеск как своих затомисов, так и этой, несрав­ ненно более высокой сакуалы. Об этой сакуале подробнее будет ска­ зано в одной из следующих частей.

Хочу предварительно сделать замечание еще вот по какому пово­ ду. Думаю, что у многих, читающих эту книгу, возникает недоуме­ ние: почему все новые слова и имена, которыми обозначаются страны трансфизического мира и слои Шаданакара, даже названия почти всех иерархий – не русские. А это потому, что русская метакультура – одна из самых молодых: когда стал возникать ее Синклит, все уже было названо другими. Чаще всего можно встретить в этих словах звучания, напоминающие санскрит, латынь, греческий, еврейский и арабский языки, а иногда – языки еще более древние, которых не знает пока не один филолог. Само собой разумеется, не знаю их и я; только по этим отдельным словам я сужу об их странной фонетиче­ ской физиономии.

Теперь, мне кажется, сказано все, без чего дальнейшие части книги могли бы остаться не вполне понятными. Перед нами четыре части, почти целиком посвященные описанию структуры Шаданака­ ра, – своего рода трансфизическая география. Только составив пред­ ставление об арене и об участниках мета исторической мистерии, хотя бы самое приблизительное, можно будет перейти к тем частям, которые посвящены самим метаисторическим процессам, в особенно­ сти, метаистории России и ее культуры, а также метаистории совре­ менности. Это связано с задачами, с конкретною программою Розы Мира, с изложением тех исторических путей, на которых возможно бескровное объединение человечества в единый организм, всеобщее изобилие, воспитание поколений облагороженного образа, преобра­ зование планеты в сад, а всемирного государства – в братство. Отсю­ да перекинется мост к последним главам: к некоторым далеким исто­ рическим прогнозам, к проблеме завершающих катаклизмов всемир­ ной истории и к неизбежному, хотя и катастрофическому переходу Энрофа в другую, высшую материальность, в другой слой бытия. Космическим перспективам, раскрывающимся при этом, посвящены последние страницы.

 

ЗАТОМИСЫ

Вершины метакультур, называемые затомисами, до некоторой сте­ пени совпадают с географическими контурами соответствующих культурных зон Энрофа[7]. Пространство всех затомисов четырехмер­ но, но каждый из них отличается свойственным только ему числом временных координат. Материальность этой сакуалы сотворена од­ ной из ангельских иерархии – Господствами; сами же затомисы медленно строятся совместными усилиями иерархии, героев, гениев, праведников и способных к творчеству народных множеств, пока сверхнарод, их выдвинувший, продолжает свое становление в исто­ рии; – и позже, когда его исторический путь завершается, и милли­ оны его бессмертных монад продолжают свое восхождение от одной высоты мирового познания и творчества к другой.

Основателем каждого из затомисов является один из великих человекодухов.

Панорама этих слоев отдаленно напоминает нашу природу. По­ жалуй, из элементов земного ландшафта ближе всего к ландшафту затомисов – небо с облаками. Океанам нашим и морям соответству­ ют зоны подобные светлым парам, легко проницаемым и сияющим: это – души морских стихиалей; рекам Энрофа соответствуют их души, образования такой красоты, на которую даже намекнуть нель­ зя словами "сияющие туманы". Растительность мало походит на нашу: это – души стихиалей, о которых речь впереди... В затомисах находятся души некоторых стихиалей в промежутках между инкар­ нациями.

Смена суток в этих слоях протекает совершенно так же, как у нас, будучи обусловлена тем же самым вращением планеты вокруг оси. Погода меняется в пределах приятного и прекрасного.

Высшее человечество – синклиты метакультур – наши надежда, радость, опора и упование. Праведники, некоторые родомыслы и герои вступают сюда почти сразу после смерти в Энрофе, быстро миновав миры Просветления. О подавляющем большинстве таких душ нам не расскажет никакая история: они прошли в глубине наро­ да, не оставив следа ни в летописях, ни в преданиях, – лишь в памяти тех, кто их знал или слышал о них от живых свидетелей. Это неза­ метные герои нашей жизни; думать иначе, то есть вообразить синк­ лит метакультуры в виде некоего собрания "знаменитостей", значи­ ло бы доказать, что наш нравственно-мистический разум спит еще крепким сном. Другие, в особенности носители особых даров, даже павшие после смерти в глубину чистилищ, поднимаются оттуда си­ лами Света, сокращающими срок их искупительного очищения, и вступают в синклит. Некоторые из художественных гениев, но в основном родомыслы и герои, все праведники развязали еще в Энро­ фе – кармические узлы, искупили груз своих вин, и смерть для них была широко распахнутыми вратами затомисов. Тем, кого смерть застигла еще не подготовленными к высшим ступеням, отягощенны­ ми грехами, приходится сначала миновать ряд ступеней в верхних чистилищах – верхних по отношению к страшным кругам магм и земного ядра, но нижних по отношению к нам. Многие тысячи таких душ, достигнув, наконец, Готимны, избирают не новые спуски в Энроф, но труд и великую борьбу в братствах затомисов. У тех, кто не отяготил своих душ в Энрофе никакими падениями, напротив, но кругозор их, объем их знания, чувства космического, хотя и выросли после Олирны, все же недостаточно велики, путь их из Олирны означал начало странствия, иногда – долгого, длящегося, может быть, века, пока они не станут способными вместить задачи и муд­ рость синклита. Таким образом, между последней смертью в Энрофе и вступлением в синклит такие души не искупают, а только расши­ ряют и обогащают себя.

Путь перевоплощений вообще не есть универсальный закон. Но преобладающая часть монад движется, все-таки, по этому пути. Они испытали уже ряд рождений у других народов Энрофа, в других метакультурах, даже в другие тысячелетия и на других концах зем­ ли, а до человеческого цикла многие из них проходили свой путь в других царствах Шаданакара; их шельты над сто ял и, быть может, даже над существами растительного и животного царств. Иные зна­ ли, в незапамятные времена, воплощения в человечестве титанов, среди праангелов или даймонов. Воспоминание об этой гирлянде рождений хранится в их глубинной памяти; и объем духовной лично­ сти таких монад особенно велик, пучина воспоминаний особенно глубока, их будущая мудрость отличается неведомой нам широтой. Носители высшего дара художественной гениальности, которым по­ священо несколько глав в другой части этой книги, имели позади себя подобную гирлянду воплощений. И напротив, праведники метакуль­ тур христианских, в противоположность праведникам некоторых во­ сточных культур, знают, в большинстве, иной путь восхождения: путь, приводящий в Энроф лишь раз, зато в странствиях по другим слоям раскрывающий перед глазами такие высоты мира, что память об этом сияет в их душах как звезда, и ее лучи во время их единст­ венной жизни в Энрофе распутывают в их сердцах все тенеты тьмы.

Деятельность синклитов многообразна и во многом для нас непо­ стижима. Я мог бы указать на три ее стороны: помощь, творчество, борьбу.

Помощь оказывается всем, не достигшим затомисов. Ангелы мра­ ка, хозяева чистилищ, не выпустили бы своих жертв еще века и века, если бы не безостановочные усилия синклитов. Магмы и ужасающие миры земного ядра удерживали бы страдальцев вплоть до третьего мирового периода (ныне подходит к концу первый). Живущие в Энрофе были бы окружены почти непроницаемым панцирем духов­ ной тьмы, если бы не синклиты.

Но эта работа, избавляющая одних, облегчающая участь других, предохраняющая третьих, обогащающая четвертых, просвещающая пятых, – одна лишь сторона. Другая сторона – творчество автоном­ ных ценностей, значение которых непреходяще. Однако для нас со­ зерцание творений синклитов, а тем более понимание их, возможно лишь в минимальной степени. Передача же их смысла при помощи наших понятий исключена полностью.

Несколько понятнее третья сторона деятельности синклитов – их борьба с демоническими силами. Можно сказать, что бороться им приходится телесно, но, конечно, оружие их не имеет с оружием Энрофа ни одной точки соприкосновения. Оно разнообразно; оно зависит и от совершенства владения собственным существом, и от того, против кого оно направлено. Однако общий его принцип харак­ теризуется тем, что это – концентрация волевых излучений, пара­ лизующих врага. Гибель в бою для братьев Синклита невозможна. Возможно другое: в случае поражения – длительный плен в глубине демонических крепостей.

Ландшафты затомисов осложняются неким эквивалентом горо­ дов, очень мало, впрочем, похожих на наши, тем более, что жилищ, в строгом смысле слова, там нет. Назначение сооружений – совер­ шенно особое; это, преимущественно, места общения братьев синк­ лита с другими мирами и с духами других иерархий. Здания, где протекает их общение, в его высших формах, с монадами стихиалей, называются шериталами. И все же в архитектуре затомисов угады­ ваются стили, знакомые нам, но как бы возведенные на несравненно более высокие ступени. Это результат параллельных процессов, по­ нять которые нелегко. Нелегко – но следует. Дело в том, что пре­ красные архитектурные сооружения Энрофа, насыщаясь излучени­ ями многих человеческих психик, приобретают тем самым душу, точнее – астрал: такие астралы пребывают в затомисах. Но в затомисах есть и такие сооружения, никакого двойника которых в Энрофе нет, например, – те же шериталы. Есть и такие, которые были уловлены, поняты творцами Энрофа и намечены ими к воплощению на земле, но история поставила этому непреодолимую преграду.

Братья синклитов могут спускаться в миры нисходящего ряда вплоть до магм и подниматься до весьма высоких слоев, которые обозначаются как Высшие Аспекты Трансмифов мировых религий.

В каждом затомисе господствует преображенный язык соответст­ вующей страны Энрофа: здесь это не только звуко- но и светоязык. Нисколько не странно применить к этим языкам и наше понятие словарного фонда; при этом надо указать, что фонд этот весьма отли­ чен от нашего, соответственно иному, несравненно более богатому запасу понятий. Наряду с этими языками метакультур есть и общий язык для всех: названия слоев, существ и иерархий. Быстрота и легкость усвоения различных языков здесь не могут идти ни в какое сравнение с соответствующим процессом в Энрофе: это происходит безо всякого труда, само собой. Общий язык затомисов принято на­ зывать языком синклита Мира, но это не вполне точно: Синклит Мира... знает такие формы общения, которые не имеют ничего обще­ го с какими бы то ни было звуковыми языками. Но нисходя с высот в затомисы метакультур, братья Синклита Мира направляли создание единого языка затомисов и только поэтому условное наименование этого языка связано с их именем.

В затомисах, кроме синклитов, обитают еще и другие существа: будущие ангелы. Это чудеснейшие творения Божий, и если мы Вспомним сиринов и алконостов наших легенд, мы приблизимся к представлению тех, чье присутствие украшает жизнь в затомисах Византии и России: к представлению о существах, предопределенных стать потом "солнечными архангелами". В других затомисах обита­ ют другие существа, не менее прекрасные.

Итак, я дошел до перечня затомисов. Их девятнадцать.

Маиф – древнейший из затомисов, небесная страна и Синклит атлантической метакультуры, существовавшие в Энрофе, приблизи­ тельно, с ХХII-го по IX тысячелетие до Р.Х.

Атлантида находилась в архипелаге островов, крупнейший и главный из которых по размерам напоминал Сицилию. Ее населяла красная раса. То было рабовладельческое общество, сперва состав­ лявшее несколько мелких государств, позднее объединившихся в деспотию. Мировоззрение было политеистическим со значительным элементом магии. Пантеон и культ омрачались включением в него демонопоклонства. Ближе всего из хорошо известных нам культур Атлантида была бы к Египту и отчасти к ацтекам, но сумрачнее и тяжелее их. Из искусств доминировали архитектура, скульптура и танец. Цивилизацию ни в коем случае нельзя назвать высокой, хотя атланты, пользуясь цепью мелких островов между Атлантидой и Америкой, поддерживали связь с этим континентом, откуда вели свое происхождение. Позднее им случилось добраться и до Западной Аф­ рики. Предание об Атлантиде достигло впоследствии Египта через древнюю суданскую цивилизацию, ныне неизвестную, но следы ко­ торой еще могут быть обнаружены в будущем. Над этическими пред­ ставлениями атлантов довлели образы беспощадных и алчных бо­ жеств и в культе большую роль играло ритуальное людоедство. В поздний период возникли полуэзотерические религиозные движения светлой направленности. Но в общем картина была довольно мрач­ ной, вследствие большой активности демонических начал.

Главный остров и окружавшие его мелкие погибли от сейсмиче­ ских катастроф. Небольшие группы жителей спаслись в Америке, одна – в Африке, где и растворилась в негритянском населении Судана. Ныне Маиф, существующий уже около XV тысячелетий над некоторой зоной Атлантического океана, достиг огромного могуще­ ства света.

Эмблематический образ Маифа: красный храм на черном фоне; перед ним – четыре фигуры в белом с воздетыми руками. Фигуры обозначают культы четырех светлых божеств: именно через эти культы в атлантическую культуру сходила духовность.

Линат – затомис так называемой Гондваны, если понимать под этим именем не тот незапамятно древний материк, который задолго до появления человека, существовал в Индийском океане, но мета-культуру, очагами которой в Энрофе были Ява, Суматра, Южный Индостан и некоторые города, ныне покоящиеся на дне моря. Время существования гондванской культуры – шесть и более тысячелетий до P. X.

Это была группа государств – торговых олигархий на рабовла­ дельческой основе, причем сильно развитое мореплавание Гондваны втянуло в торговый и культурный обмен побережья Индокитайского полуострова, Цейлон и многие острова Индонезии. Господствовал политеизм и, в основном, те же три искусства; танец развился до театра мистерий. Но кровожадность и религиозно-демоническая же­ стокость атлантов Гондване были незнакомы. Это был чувственный, сангвинический, жадный до жизни народ, художественно богато ода­ ренный, с очень напряженной жизнью сексуальной сферы. Мистика пола пронизывала и культ, и повседневную жизнь, достигавшую в эпоху расцвета подлинного великолепия; подобной роскоши не знали ни Атлантида, ни даже Вавилон и Египет. Расу Гондваны можно, мне кажется, назвать протомалайской. Во всяком случае, коричневая кожа плотно обтягивала их широкие скулы и полные губы, удлинен­ ные глаза были слегка раскосы, фигуры стройны и мускулисты, с широкими плечами, тонкой талией и очень крепкими икрами ног. Народ был красив полнокровной и страстной красотой юга.

Через несколько тысячелетий в этой зоне возникла индомалай-ская культура, кое в чем повторившая свою предшественницу, но гораздо более одухотворенная.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!