Хозяйство. Материальная культура



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра языкознания и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

НАРОДЫ АФРИКИ: БЕРБЕРЫ

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и История

Форма обучения: очная

 

 

  Выполнил обучающийся:  Леонтьева Ольга Фёдоровна 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Руководитель: Евгеньев А.А.,     кандидат исторических наук, доцент, кафедры истории России
  ______________ ________   (оценка)                       (подпись)
   

Оренбург, 2020 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

1.ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ…………………………………….4-6

2.ХОЗЯЙСТВО. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА………………………………7-10

3.СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……......11-12

4.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………..……………13-15

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Амазиги или берберы считаются коренным населением Северной Африки. Само слово «амазиг» означает на берберском языке тамазиг «свободный человек». Берберы или берберийцы — общее название покоренных в VII в. арабами и обращенных в ислам первобытных обитателей северной Африки от Египта до Атлантического океана с одной и от негритянских государств Судана до Средиземного моря — с другой стороны.

В настоящее время численность берберов оценивается от 20 до 40 млн. человек. Последнюю цифру дает в своих оценках Всемирный конгресс амазигов – ВКА (5). Примерно 50% берберов проживает в Марокко, до 30 – в Алжире, остальные 20% распределены между Тунисом, Ливией, Египтом, Канарскими о-вами, Нигером и Мали. Места их наиболее компактного проживания находятся в горных районах Северной Африки: Риф, Атлас, Сус – Марокко; Джурджура, Бибан, Бабор, Шенуа и Орес – Алжир, Нефуза – Ливия, а также в пустынях.

 

Этногенез и этническая история

В силу своего географического положения и особенностей исторического развития страны Северной Африки синтетически восприняли арабо-мусульманскую, африканскую и европейскую культурные традиции. Эта многогранность проявляется во многих областях общественной жизни как Марокко, так и других стран Северной Африки. Марокко представляет собой методологически значимый пример социально-культурной и этнополитической модернизации североафриканского общества. Модернизационные процессы в этой стране имеют довольно длительную историю.

На территории Марокко уже много веков сосуществуют и активно взаимодействуют две различные этнокультурные традиции – арабская и берберская. Арабское вторжение XI века принесло с собой новое, хотя и ограниченное вливание арабской крови в Марокко. Сегодня коренное население страны ясно обнаруживает разнообразные источники своего происхождения.

Согласно данным Всемирного Конгресса Амазигов (ВКА), около 50% от численности всего берберского населения входят в состав марокканского общества,

30% живут в Алжире, а остальные 20% данной этнической общности проживают в

Тунисе, Ливии, Египте и Мали.

По сведениям из разных источников, численность берберского населения Марокко колеблется в диапазоне от 45 до 60%. Французские историки,работавшие в эпоху французского протектората в Марокко  отводили берберскомукомпоненту в стране 85%. Причина подобных значительных расхождений состоит не только в том, что государственная статистика намеренно понижает уровень берберского этноса в стране, но также в том, что существуют различные критерии определения той или иной этносоциальной группы (язык, самоидентификация, прочность устоев традиционной культуры в обществе и т.п.).

При определении места той или иной этнокультурной общности на территории Магриба возникают трудности, связанные с историческими особенностями сосуществования двух основных (арабского и берберского) компонентов. В ряде районов Северной Африки арабское население (особенно в центре и на востоке Алжира) состояло главным образом из арабизированных берберов. Но наряду с примерами полной арабизации известны были также случаи берберизации отдельных арабских племен, проживавших в берберских районах.

На протяжении долгих лет в отечественной историографии берберскому элементу отводилась роль этнического меньшинства в марокканском обществе. Однако существует проблема, без решения которой трудно определить реальную долю берберов в населении Марокко. Эту проблему можно сформулировать примерно так: каковы критерии определения этнической общности берберов в современном Марокко?

Определение численности той или иной этнической группы непосредственно связано с самоидентификацией каждого члена общества. Покидая свою «малую» или «большую» родину, человек самостоятельно выбирает свой дальнейший путь и

ставит перед собой сущностные вопросы. Поэтому представляется логичным относить к «истинным» берберам только тех марокканцев, которые сами причисляют себя к берберскому этносу и к берберской «цивилизации», уважают и культивируют ее традиции.

Вообще марокканцы предпочитают не говорить о «берберском вопросе». Они полагают, что иностранец задает вопрос об их этническом происхождении с единственной целью поссорить и разъединить арабское и берберское население

страны.

В таких странах Северной Африки, как Ливия и Тунис, «берберская проблема» фактически отсутствует ввиду незначительного процента берберского населения в этих обществах. В Алжире и Марокко эта проблема весьма актуальна.

Берберам в целом удалось сохранить свою культурную традицию. В большей степени это относится к находящемуся на своеобразном «перекрестке» различных

культур и цивилизаций Марокко. Путь национально-этнической интеграции берберов в современное государство проходит через признание всеми социально-политическими силами марокканского общества права берберов на собственную социокультурную идентичность и признание традиционного самобытного уклада берберского социума в качестве одной из равноправных составляющих развития современного Марокко.

В переходных обществах Северной Африки отношения между национально-этническими образованиями изначально образуют важнейший сегмент их исторического опыта и современной политики. Что касается Марокко, то здесь основными этническими группами являются арабы и берберы, и именно от их взаимоотношений, в конечном счете зависит развитие Марокко как современного общества.

 

 

Хозяйство. Материальная культура

Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению архаических форм социальной организации. В Африке сохранились многие древние хозяйственно-культурные типы, которые принято объединять в несколько групп. Берберы-кочевники по классификации Андрианова Б.В. относятся к пастбищно-животноводческому типу сельского хозяйства, основанного на ручном труде.

Берберы туареги - классические кочевники Центральной Сахары. По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением.

В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов. Диапазон кочевнических миграций в пределах пустынных нагорий и возвышенностей не превышает 30-50 км в год. Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте. Стада состоят преимущественно из вьючных верблюдов, но существуют также беговые верблюды, составляющие особую породу, называемую мегари.

 По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно.

 В недалеком прошлом кочевники играли большую роль в дальних торговых караванных связях, совершая путешествия на тысячи километров. Однако в последние годы торговля солью, зерном и другими товарами сильно сократилась. Но и теперь еще небольшие караваны по нескольку десятков верблюдов возят соль из Билмы, где её добывают, в Агадес и дальше на юг. В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль.

В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники. Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни.

Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. Скотоводы вынуждены постоянно переходить с одного места на другое в поисках пищи и воды для скота.

Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари.

Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Мужчины часто носят серьги, женщины надевают на лодыжки кольца, и те и другие украшают себя браслетами и ожерельями. Распространённым материалом для украшений является серебро или сплавы на его основе. Берберы верят, что золото – металл дьявола, поэтому выбирают только серебро. Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры. Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения.

Поселения берберов  — небольшие городки, деревни. Большинство из них лишены элементарных удобств — электричества, водопровода, канализации, телефонов. Жильём берберов-кочевников служит фелидж - шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья - муж, жена и их дети. У берберов-кочевников отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6—8 км. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса.

Берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр. Благодаря тому, что туареги испокон веков живут в пустыне, у них есть своя астрономическая система, со своими названиями звезд, планет и созвездий.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!