Как будет оцениваться коллективная и индивидуальная работа?

Методические рекомендации

 

Когда и как лучше посещать выставку?

 

Выставку следует посетить несколько раз: сначала для общего знакомства и продумывания плана работы (и делать это лучше всего в будни), потом в выходные или праздничные дни, когда на выставке будет больше народу. Важно видеть не только картины, но и поведение людей, а также всю обстановку, окружающую выставку, включая оформление, рекламу, различные виды информационного и культурно-развлекательного обслуживания. Важна не только выставка сама по себе, но все, что превращает ее в событие культурной жизни, включая происходящее за ее стенами, на «улице». Надо внимательнее отнестись к собственным эмоциям и ощущениям: возможно, они не очень сильно отличаются от переживаний других людей. А, может быть, отличаются? Но ведь это и нужно проверить!

Вместе с тем, я хотел бы обратить ваше внимание на скрытых «демонов» выставки, т.е. на такие стороны экспозиционного процесса, которые остаются невидимыми для обычных посетителей, но без которых было бы невозможно превращение художественной выставки в яркое запоминающееся событие культурной жизни, возвышающееся над повседневностью. Вспомните о различении явных и латентных функций культуры у Р. Мертона, о метафорах «сцены», «зрительного зала» и «закулисной жизни» у И. Гофмана. Как известно, театр начинается с вешалки! С чего начинается и чем заканчивается выставка?

Главное, что я хотел бы подчеркнуть — мы отправляемся изучать не выставку произведений конкретного художника, а «выставку вообще», т.е. абстрагированную социальную форму этого явления. Для нас важно понять, кто и что делает выставку выставкой, т.е. типическим явлением социально-культурной жизни. Мы идем смотреть не картины, а людей на выставке! Картины Эрика Булатова для нас — как острая приправа, чтобы нам самим было интересно и чтобы найти общий язык с обитателями коммуникативного пространства выставки. С другой стороны, обладание определенным уровнем художественной эрудиции совершенно необходимо для социолога, занимающегося изучением культуры.

 

Какие вопросы нужно задать в анкете и интервью?

 

Это мы должны решить коллегиально. Я полагаю, в анкету и гайд интервью надо заложить следующие блоки вопросов.

1. Социально-демографический блок.

2. Мотивы посещения данной конкретной выставки.

3. Оценочный блок — отношение к художнику, его произведениям и выставке.

4. Объективные показатели, характеризующие степень интереса к выставкам (частота посещений).

5. Субъективные аспекты отношения к выставкам и изобразительному искусству в целом (самохарактеристики).

Кроме того, хотелось бы выявить более тонкие нюансы: насколько люди понимают и принимают художественную концепцию автора, своеобразный язык искусства, какие эмоции они при этом испытывают, как они оценивают роль искусства в общественной и личной жизни? Я думаю, что эти вопросы лучше всего предложить в интервью.

 

Какие книги читать?

 

Кое-что из литературы уже есть на сайте. Я постарался собрать все в одном месте. Кроме того, я обязательно проконсультируюсь со специалистами и уточню список рекомендуемой литературы в течение практикума. Главные направления поисков можно обозначить уже сейчас.

· Социологическая и культурологическая литература о видах художественной практики, о методах социологического изучения искусства и, в особенности, о художественных выставках. Важно выяснить, когда и почему возникли художественные выставки, какие социально-культурные потребности они удовлетворяют, что специфично для современных форм экспозиционной деятельности?

· Литература по социологии досуга и развлечений, о современных видах и формах культурного потребления, о социальной дифференциации в этой сфере. Здесь, на мой взгляд, первостепенное значение имеют работы Пьера Бурдье, но было бы неплохо подготовить обзоры работ других отечественных и зарубежных авторов, которых, в действительности, очень много.

· Материалы о личности и творческом пути Э. Булатова, его произведениях и выставках, отзывы критиков и экспертов, материалы СМИ о данной конкретной выставке. В исследовании важно определить, так сказать, целевую функцию выставки – какую непосредственную задачу ставили перед собой ее организаторы — и что получается в итоге?

· Искусствоведческая литература о соц-арте и московском андерграунде эпохи «застоя», концептуализме и конструктивизме, вообще, о течениях в современном российском искусстве, т.к. без этого мы ничего на выставке не сможем понять, и наши выводы будут банальными.

 

Как будет оцениваться коллективная и индивидуальная работа?

 

Коллективная работа будет выполняться в подгруппах, а оценка выставляться по представлению координатора. Распределение студентов по подгруппам и кандидатуры координаторов предоставляю на ваше усмотрение.

Относительно индивидуальных работ я не ставлю особых ограничений, кроме самых общих формальных правил. Жанр можете выбрать любой по желанию: академическая статья, эссе, публицистический текст. Главное, чтобы они были самостоятельные и интересные. Мне бы хотелось подчеркнуть, что это задание творческое, и оно должно доставить удовольствие вам самим.

 

Материалы для ознакомления

 

Аудитория музеев, театров и кино как объект социологического исследования (материалы семинара 7 октября 2005 г.)

Постмодернизм: традиции и инновации в культуре (материалы семинара 29 декабря 2003 г.), в особенности доклад М. Сигутиной.

Словарь терминов московской концептуальной школы // Сайт Института проблем современного искусства — URL: http://www.safety.spbstu.ru/el-book/www.philosophy.ru/edu/ref/concept/slovar-m-k-sh.html.

Рецензии и отзывы на выставку Э. Булатова на сайте «Афиша». URL: http://afisha.yandex.ru/event.xml?city=MSK&event_id=14235249&

Соц-арт / Авт.-сост. О.В. Холмогорова. — М.: Галарт, 1994.

Что такое художественная выставка? (Размышления искусствоведа Е.В. Сальниковой).

 

Литература

1. Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М., «Медиум», 1996, СС. 15-66. URL: http://wwh.nsys.by/klinamen/dunaev-ben2.html

2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. — М.: Изд-во «Республика», 1994; его же, Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. — М.: Изд-во «Республика», 1994.

3. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2000, (Главы 1, 2).

4. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988, № 2.

5. Луман Н. Развлечение // Луман Никлас. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005, СС. 83-100.

6. Полевой В.М. Искусство XX века. 1902 — 1945 / Сер. «Малая история искусств». – М.: Искусство, 1991.

7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991. (Введение, гл. 1, 2).

8. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. – Спб., 2001.

9. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования, 2005, № 11, СС. 37-46. URL: http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/05/31/0000278735/003.MITROSHENKOV.pdf

10. Дуков Е.В. Развлечение как историко-культурная проблема // Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: "Классика-XXI", 2003, СС. 35 — 49.

11. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность, 1994, № 3.

12. Захаров А.В. Аудитория исчезла?

13. Сальникова Е.В. Эмбрионы "аудиторности" рассыпаны по истории.

14. Тяжелов В.Н., Стародубцев С.П., Прилуцкая Т.И. Музей и публика (по материалам социологических исследований в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина) // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции 25-26 ноября 1997 г. — М.: РГГУ, 1997. URL: http://liber.rsuh.ru/Conf/Museum_Moscow/museum.pdf

15. Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. "За" и "против". — М.: Изд-во "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований, 2003, СС. 431 — 453.

16. Москалева О.П. Теория художественного поля Пьера Бурдьё. (Фрагменты дипломной работы).

17. Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII-XX вв. / Отв. ред. Е.В. Дуков. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!