Прочитать предложенный материал по роману «Обломов» и начертить таблицу в тетради «Роман «Обломов».



Дата. 7.12.2020 г.

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.)

Основные этапы жизни и творчества.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества.

 

Ход урока.

  1. Оформление тетрадей.

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

 кисти», «верность рисунка»,

преобладание художественного

изображения над прямой авторской

мыслью и приговором.

В. Г. Белинский

Мне житьё и писанье – не то,

что Тургеневу, Островскому,

людям свободным и обеспеченным…

 Какое беспредельное и глубокое море

 – литература. …Литератору, если

он претендует не на дилетантизм в ней,

 а на серьёзное значение, надо положить

 в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!

И. А. Гончаров

План.

1. Биографическая и творческая справка.

                          2. Общая характеристика романа «Обломов».

 

Знакомство с биографией И. А. Гончарова. Задание. Письменно составить в тетради хронологическую таблицу « Жизнь и творчество И.А. Гончарова».

 

 

Дата Жизненные факты Произведение
6 (18) июня 1812 в Симбирске Рождение  
1822 – 1830 (8 лет) Московское коммерческое училище  
1831 Московский университет  
1832 Встреча с Пушкиным  
Весна 1835 г. Петербург. Департамент внешней торговли Министерства финансов Романтические стихи. Повести. Статьи, фельетоны, заметки.
Март – апрель 1847 г. (автору 35 лет)   «Обыкновенная история» (работал около 10 лет); Приступил к «Обломову»
Июль 1849 г. Симбирск у родных Задумал «Обрыв»
Лето 1852 г. Плавание на фрегате «Паллада» Книга очерков «Фрегат «Паллада»
1855 Старший цензор  
1857 (около 2-х месяцев) Лечение на заграничном курорте Мариенбаде Семь недель пишет «Обломов»
1859   «Обломов» в № 1 – 4 «Современника»
5 лет Совет Главного управления по делам печати  
1868 Отставка  
1869 г.   «Обрыв» (20 лет работы)
1891 Сжёг автографы произведений. Смерть.  

 

Прочитать.

· Гончаров отца почти не помнил – Александр Иванович умер, когда Ване было всего 7 лет.

 

·      Гончаров боготворил свою мать, Авдотью Матвеевну, которая любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование 4-х детей (2 мальчика – Николай и Иван и 2 девочки – Александра и Анна) другу семьи отставному морскому офицеру Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типичное помещичье воспитание.  

   

·      Сам Н. Н. Трегубов оказал огромное влияние на формирование духовных потребностей и интеллектуальное развитие Гончарова. Крёстный «был вполне просвещённый человек,- вспоминал Гончаров,- не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр». В библиотеке крёстного ещё маленьким мальчиком Гончаров пристрастился к чтению. Трегубов воспитал в будущем писателе любовь к морю, мечту о морском путешествии и оставил много света и радости в душе Гончарова.

 

· В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нём протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование.

 

В Московский университет поступил в 1831 г., где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков.

 

Незабываемое впечатление на юношу произвела встреча с А. С. Пушкиным, посетившим университет в 1832 году. Уже на склоне лет писатель живо воссоздал её в очерке «В университете»: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование».

 

В Московском университете Гончаров слушал лекции лучших российских профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого»,- писал Гончаров в воспоминаниях.

Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков.

  

·      Весной 1835 г. Гончаров переселился в Петербург и поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Он получил место рядового канцелярского чиновника – переводчика иностранной переписки. Только после 16 лет службы Гончаров стал младшим столоначальником. Он не стремился к карьере на этом поприще, но жизнь складывалась так, что нужно было служить. Через много лет, в 1874 г. Гончаров писал А. А. Толстой: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать». Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца («Обломов»).

·      В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова (портрет А. И. Гончарова кисти Н. А. Майкова), сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописный альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет («Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель,- потом переводил Гёте, Шиллера и др.»)

· Из этого периода до нас дошли немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки. Под влиянием Белинского проникается антикрепостническими идеями.

 

·  «Обыкновенная история». Л Н. Толстой так отзывался об «Обыкновенной истории» в письмах В. В. Арсеньевой: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но, зато, свой собственный становится умнее и яснее». После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров занял в русской литературе, по словам Белинского, «одно из самых видных мест».

 

· Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Плавание на «Фрегате «Паллада». Мечта о путешествии зародилась у Гончарова в детстве под влиянием бесед с Трегубовым: «хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсу, тропикам». Такая возможность представилась писателю в 40-летнем возрасте. Русское правительство отправило фрегат «Паллада» к берегам Японии для установления торговых и дипломатических отношений между 2-мя странами. 10 месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию.

      Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. «Робко ходит в первый раз человек на корабле: каюта ему кажется гробом, а между тем, едва ли он безопаснее в многолюдном городе, не шумной улице, чем на крепком парусном судне, в океане»,- писал он в книге очерков путешествия.

По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумыванье в чужую жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и честный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь». Впечатления о плавании Гончаров описал в книге очерков «Фрегат «Паллада» (издана в 1858 г.)

Современники вспоминали, что небольшая квартира Гончарова на Моховой была наполнена множеством вещей, которые писатель привёз из путешествия. Везде, где останавливался фрегат, он старался приобрести что-нибудь наиболее характерное, свойственное только для данной страны. В 2-томном издании путевых заметок «Фрегат «Паллада» Гончаров постоянно отмечает необыкновенное мастерство народных умельцев, которые только при помощи ножа и самых простых приспособлений создают настоящие произведения искусства.

    

·      Возвращаясь из путешествия через Сибирь, писатель заехал в Симбирск повидаться с родными. Он подарил им множество диковинных, заморских вещей и, в частности, сестре Анне Александровне Музалевской – редкую океанскую раковину. Эту раковину бережно хранили потомки. Теперь она находится в музее И. А. Гончарова в Симбирске.

·      Кабинет Гончарова украшали лакированные японские фаянсовые тарелки и шкатулки. Гончаров восхищался их изяществом и писал: «Лак необыкновенно густ, черен, не сходит, говорят, десятки лет и чист, как зеркало. Таких лакированных вещей нигде нет». 

 

·  Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу – на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты.

· В 1852 г. опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова.  Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

Прочитать предложенный материал по роману «Обломов» и начертить таблицу в тетради «Роман «Обломов».

Обломов».

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

 

 2) Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

  

3) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

 

· В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

  

·  В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

     

4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

 

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

 5) 4 – я часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

 

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

 

6) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

7) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

 

9) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

    

10) 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

 

11) Кульминация 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

 

 12) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

13) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

   

14) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

    

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

 

15) По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

 

Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, - считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

  

16) Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г.

 

17) Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

     

18) Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

 

1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману. Эволюция Обломова
2 часть (1 – 2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция Русско-немецкое воспитание Штольца
2 часть (3 -5 гл.) «Пробуждение». Завязка Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.
2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия. Чувство крепнет. Письмо к Ольге.
2 часть. (12 гл.) Кульминация. Объяснение в любви.
3 часть. «Испытания любви». Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя. Несостоятельность и банкротство Обломова.
4 часть. Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.
4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог. Смерть Обломова.

 

19) 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г . публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 29 лет.

 

20) При жизни Гончарова вышло 2 издания ПСС. В 1891 г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александрово-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м г. жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

 

21) Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл 3-мя романами, названия которых начинаются на «Об…».

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!