Языковое и этническое состояние



В целом для стадии позднепервобытной общины характерны дальнейшее расселение носителей праязыковых совокупностей и образование отдельных языковых семей. Но этот процесс шел постепенно, в условиях сохранявшейся лингвистической непрерывности, и между первоначальными совокупностями и позднейшими семьями, видимо, лежали посредствующие общности среднего уровня. К тому же расселялись в основном общества, перешедшие к производящему хозяйству, и на новых местах своего обитания они контактировали и смешивались с обществами охотников, рыболовов и собирателей. Бывало, что аборигены переходили на язык пришельцев. Поэтому образование языковых семей нельзя представлять себе только как процесс распадения праязыковых совокупностей. Поэтому же, говоря о границах распространения языковых семей, теперь различают «ранние прародины», где начинался процесс сложения этих семей, и «поздние прародины», где он продолжался.

В самом общем и неполном виде этот процесс представляется следующим образом.

В ностратической совокупности выделились афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская и алтайская семьи.

Афразийцы первоначально локализовались в сиро-палестинской области, а позднее также в Северной и Восточной Африке.

Раннюю прародину индоевропейцев предполагают на севере Передней Азии, позднюю – вплоть до территории Восточной Европы.

Картвелы сперва располагались на южной границе Кавказа, затем утвердились в Закавказье.

 Эламо-дравиды из Ирана распространились в Индию.

 Уральцы и алтайцы из Северного Ирана и Средней Азии продвинулись далеко на север и восток.

 В Африке из конго-сахарцев выделились нило-сахарцы и нигеро-кордофан-цы, ставшие теснить расположенных южнее палеафриканцев.

В Восточной и Юго-Восточной Азии синоти-бетцы стали контактировать с эламодравидами, а аустрийцы (или образовывавшие их совокупности) распались на несколько семей. Из них аустроазиаты из предгорьев Гималаев широко расселились в Южной Азии, а аустронезийцы из южного Китая проникли в Индонезию и Океанию.

При сохранявшейся лингвистической непрерывности языки отдельных этносов пока возникали только как исключение в результате особенно сильной изоляции, например, в горных ущельях. Зато, как показывают этнографические данные по Новой Гвинее и Южной Америке, отдельные сгустки этой непрерывности уже могли использоваться для широкого общения в обменных или других целях.

Языковая и соответствовавшая ей культурная непрерывность по-прежнему тормозили сложение четко очерченных этнических общностей со своим языком, особенностями культуры, самосознанием и самоназванием.

Но теперь уже намного сильнее ощущались и противоположные тенденции. С переходом к земледельческой оседлости и сами общины, и их конгломераты стали более устойчивыми, чем были при бродячем присваивающем хозяйстве. Межобщинное разделение труда и развитие престижной экономики укрепляли надобщинные связи. При увеличившихся, размерах общин в этом же направлении действовали межобщинные браки. Сильнее сказывалось действие новой потестарной организации – появление надобщинных и надродовых советов и лидеров. Сложились условия для превращения протоэтносов в этносы, этносоциальные организмы. Применительно к этой стадии уже можно говорить о первом из исторических типов этнических общностей – племени – с намечающейся культурно-языковой общностью и социально-потестарным единством.

Племя – один из типов этно‑социальной организации, имеет тенденцию к культурно–языковому единству и эндогамии. Организованная группа первобытного населения, совместно владеющая некоторой территорией. Имеет определённые органы власти и управления, которые регулируют отношения внутри группы и контакты с внешним миром. Племенная организация состояла из совета старейшин (позднее добавляется вождь – военачальник) народного собрания. Она обеспечивала защиту, организовывала совместную трудовую деятельность соплеменников. В основе П. лежали родовые коллективы

Племенное самосознание только превращалось в выраженное, а самоназвание далеко не всегда было достаточно четким. В то время как у каждого из звеньев сегментарной организации существовало представление о родоначальнике-эпониме, у племени его, как правило, еще не было. Как и протоэтнические общности, ранние этнические общности сохраняли иерархическую структуру.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!