Употребление горячих напитков из сибирских трав



Давайте углубимся немного в историю сибирских чаев. Давно уже принято считать черный и зелёный чаи, как исконно русские напитками. Но это не так. Исконно русскими напитками, по мнению, являются мед ставленый, березовица, квас, сикера, пиво, кисели, сбитни, морсы, рассолы. А почему так произошло? Правильно, из-за отсутствия этнографического подхода в исследованиях чаепития без учета специфики бытового уклада и верований этнокультурных групп.

Все чаи, как нам рассказывает автор - это травы. В статье было уточнение: «…Полевые этнографические материалы показывают, что заварки делали из разных растений, произрастающих в данной местности (иван-чай, листья смородины, клубники, малины, душицы, чага и т.д.). Эти заварки наши информанты нередко так и называли — по используемой траве: смородишник, малинник, голубничник, морковный и пр...» Вот этому доказательство.

Изменились не только вкусы, но и сами традиции чаепития, а также способы, приемы и посуда для приготовления чая. Сибиряки кроме кирпичного употребляли и другие виды чая. В торговых ведомостях Иркутска в числе китайских чаев, продаваемых на иркутском рынке, значатся такие, как жулан насыпной и жулан бортогон, байховый насыпной и зеленый простой чай в бахчах (коробках, бумажных пакетах). Купцы и горожане предпочитали более дорогие сорта чая. Прежде всего речь идет о байховых чаях, которых было три сорта: торговый, или черный, цветочный и обыкновенный.

А также на выставке представлены различные виды чайной посуды, предметы, связанные с торговлей чаем, а также упаковки от различного печенья, конфет и других сладостей к чаю; показано, какой чай и из какой посуды предпочитали пить разные слои населения, как менялись вкусы потребителя в зависимости от его социального статуса. Торговцы чаем всегда учитывали потребности разных слоев населения. Самым распространенным был «народный» — кирпичный чай. Его пили в основном низшие слои общества, а также инородцы. Чай варили в котлах или чайниках, в крестьянском быту для питья широко использовались так называемые чинаковки — деревянные, из березового капа, чашки с короткой ручкой.

До середины 1780-х гг. травы заваривали в чугунах и котлах, а потом уже появились и самовары. Самовары, кстати, появились после того, когда уже повсеместно в России пили китайский чай. А также в 1780-х гг. термин «чай» перешёл на горячие травяные напитки, которые до этого, как уже отмечалось, назывались заваркой. По этой причине в представлениях пожилых людей, живущих в сельской местности, до сих пор слово «чай» многозначно. Самовары были разнообразны по форме («банка», «рюмка», «ваза», «яйцо»), объему и металлу, из которого они были изготовлены (медь, латунь, серебро, чугун). Крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах. На крупных ярмарках, таких как Макарьевская, Нижегородская, имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес.

Стоимость их была различной и зависела от размеров, наличия украшений, а также от известности фабрики, на которой их изготавливали. Самовары на вес продавали оптом и в розницу по 15 рублей за пуд (16,38 кг). Их изготавливали на самоварных заводах Тулы, Москвы, Екатеринбурга и некоторых других уральских городов. Хорошо были известны фабрики Назара Лисицына, Василия и Ивана Ломовых, Ильи Федо- 118 рова, крупные производства Баташевых, Тейле, Шемариных, Маликова, к концу XIX века их насчитывалось более сотни. На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. В русской деревне самовары ценились очень высоко. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое. Самовар считался символом уюта и благополучия

А директор музея Галина Михайловна Гут из с. Евгащино Омской области вспоминала: «Морковь сушили, ягоды: малину, чернику, землянику — и пили такой чай. Варенья не было. Это назывался чай, даже если траву заваривали. Морковный чай и т.д. Раньше всю ягоду сушили ― сахару не было, купить не на что было. Я помню русские печки, и вот на этих русских печках вся эта ягода сушилась…».

В Западной Сибири пили чай из самоваров не только в домах, но и во время сенокосов и полевых работ. Летом во время сезонных работ старожилы сибирских деревень и сел отправлялись на поле с горячим самоваром. При отсутствии лошадей семья распределяла ношу между собой, договариваясь, чтобы кто-то нес самовар, кто-то чашки, кто-то булки или калачи и пр. Сибирские ямщики, отправляясь в дорогу, брали с собой помимо хлеба и пельменей также местные травы или китайский чай.

Традиции

1. В Сибири распространение чаепития с китайским листом и формирование местного старожильческого населения в XVII–XVIII вв. происходило практически одновременно, поэтому для местных потомков служилых людей и казачества этот напиток можно считать традиционным. Значительная часть Сибирского тракта проходила по левой ветви знаменитого Великого чайного пути, обеспечивая занятость населения как гоньбой лошадей, так и содержанием постоялых дворов, лавочек [Ермачкова, 2014, с. 21]. Здесь, где чаепитие распространилось ранее Европейской России, даже «обедать» или «общаться» обозначалось как чаевать или чаевничать, а звать «на чай», «на чаек» значило приглашать в гости. Предлагать любому вошедшему в дом, даже совершенно незнакомым людям, чай ― характерная черта сибирского гостеприимства, известная еще в XIX в. Обычай требовал выражения согласия на предложение хозяев. Поэтому, повествуя о нравах высших слоев сибирского общества, чиновничества, купечества начала ХIХ в.

2. Старые люди говорили, что гости должны пить одну чашку чая, три чашки пьют родственники или близкие знакомые, а две ― лакеи. Кроме того, чай должен был подаваться горячим, предлагать прохладный чай означало проявлять неуважение к гостям. Традиция включала как коллективные чаепития, включавшие неторопливые беседы, так и индивидуальные. Любовь к горячим напиткам порой вытесняла традиционную кухню, как известно, включавшую первые и вторые блюда, закуски.

3. Старообрядцы следовали старым русским традициям и употребляли травяные отвары или заварки в виде смородишника, малинника, иван-чая, из сборов калинового, черемухового цветов и пр. Например, имеются сообщения информантов, что старообрядцы Малышевской волости Барнаульского уезда Томской губернии ежедневно употребляли чай из сбора в равных частях шиповника и брусничника (Н.Н. Клочихина, Сузунский р-н Новосибирской обл.). У васюганских старообрядцев было принято делать на десерт густую как каша кулагу6 с добавлением сушеной малины, сахара и запивать травяным чаем [Фурсова и др., 2003, с. 89]

4. Горячие напитки входили в состав угощения во время разных календарных праздников, когда под угощением чаем понимался как горячий напиток на основе местных трав, так и китайский. Во многих старожильческих селах христославов не только одаривали на Рождество и Святки творожными сырничками, семечками, шаньгами, пирогами, но и подавали взрослым стопку водки или чай. После вечерней рождественской службы практиковался как вариант постной еды хлеб с чаем. Из рассказов старожилов Верхнего Прибоя следует, что чай был обязательным угощением во время зимних супрядок, а также, наряду с горячительными напитками, во время коллективных трапез святочных ряженых-шуликанов, шулюкенов и пр.

5. Чаепитие с китайским чайным листом, ставшее в начале ХХ в. русской национальной чертой культуры питания, досуга, общения, тем не менее, в отличие от повального увлечения у
англичан [Фокс, 2013, с. 378–379], не воспринималось однозначно положительно всеми группами
сибирского населения. Чаепитие входило в структуры идентификационных характеристик чалдонов, что даже позволяло интерпретировать их народное коллективное прозвище в соответствующем ключе.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!