Своеобразие руководства играми в разных возрастных группах.

Практическое занятие (семинар) 8

Тема: «Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности»

1. Дать характеристику творческой игре и ее развитию в тетради по плану:

- Источники происхождения творческих игр.

- Классификация игр, многообразие форм.

- Характеристика основных структурных компонентов.

 

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Творческие игры дошкольников, в которых все "как будто", "понарошку", создают условия для развития воображения ребенка. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не "взаправдашний" летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Творческие игры позволяют детям одновременно выступать драматургами, бутафорами, декораторами, актерами. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Творческие игры дошкольников - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Современная педагогическая классификация детских игр:

- игры творческие (со скрытыми правилами): сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительные;

- игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические.

Игры творческие (со скрытыми правилами):

· Сюжетно-ролевая игра - игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.       

· Режиссерская игра - индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами.

· Театрализованная игра - Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения

· Строительная игра - игра, основным содержанием которой является созидание; воплощение замысла связано с деятельностью конструирования.

 

2. Дать характеристику театрально-игровой деятельности дошкольников в тетради по плану:

- Значение театрализованных игр для становления личности ребенка.

- Виды театрализованных игр, их характеристика.

- Методика организации отдельных видов игр в театр.

- Игры по сюжетам литературных произведений.

- Игры-драматизации.

 

Разновидности театрализованных игр.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

 

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

 

Основные требования к организации театрализованных игр:

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

 

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так и временных затрат.

«Собери картинку»

Задачи: развитие воссоздающего воображения, связной речи.

Материал и оборудование: разрезные картинки по сюжетам художественных произведений.

«Исчезнувшая картинка»

Задачи: развитие сообразительности, быстроты реакции, памяти.

Материалы и оборудование: серия картинок по литературному произведению.

Инструкция к проведению: Перепутав картинки и убрав одну из них, воспитатель предлагает рассказать, какой эпизод «исчез».

«Театр картинок»

Задачи: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях.

Материалы и оборудование: силуэты героев сказок.

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает детям поиграть в литературную викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

- Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

- В каких сказках действие происходят в лесу?

- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения.

Драматизировать – это значит, разыграть какое-либо литературное произведение, при этом сохранить последовательность в нем эпизодов и передать характеры его персонажей. Они требует от детей умений, навыков, компетенции в литературе, театральной, изобразительной и музыкальной деятельности. Литературное произведение подсказывает ребенку – актеру, какие действия нужно выполнять, но там нет указаний об их способах воплощения: движениях, интонации, мимике.

Игры-драматизации:

1. Игра-драматизация «Дунюшка»
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.
«Дунюшка»
Дунюшка, вставай, уже день занимается.
Пусть занимается, у него до вечера много дел.
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Пусть всходит, ему далеко бежать.
Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Матушка, да я уже за столом сижу!
Ход игры.
Дети распределяют роли и инсценируют потешку .(Действующие лица – мама и дочка):
Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается».
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел».
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисанька из кухни».
Песенку «Идёт кисанька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.
«Идёт кисанька из кухни».
Идёт кисанька из кухни,
У ней глазаньки опухли.
О чем, кисанька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисаньку сказал…
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на шее бант. Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.
Дети читают стихи:
Идёт кисанька из кухни,
У ней глазаньки опухли.
О чем, кисанька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает детям):
Повар пеночку слизал
И на кисаньку сказал…
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.


3. Дать характеристику дидактическим играм в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками в тетради по плану:

- Понятие о дидактической игре.

- Дидактические игры в классической и современной педагогике.

- Классификация дидактических игр.

- Структура и функции дидактической игры.

- Условия использования дидактических игр в детском саду.

- Основные направления руководства дидактическими играми.

- Общие требования и методика руководства дидактическими играми.

 - Особенности руководства играми в разных возрастных группах.

Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. (5)

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

· дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

· содержание игры

· игровые правила;

· игровые действия;

· окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.

Дидактические игры:

1) Классические

2) Развивающие

3) Логико- математические

4) Сюжетно-ролевые

5) Обучающие

 

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Основные виды дидактических игр.

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные;

- словесные игры.

 

Используя дидактическую игру как средство умственного воспитания и форму обучения, воспитатель руководствуется общими дидактическими требованиями:

1)Системность.

2) Повторность.

3) Наглядность.

4) Слово воспитателя.

 

Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях:

· подготовка к проведению дидактической игры.

· проведение

· анализ.

 

В подготовку к дидактической игре входит:

· Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи и др.);

· Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

· Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

· Выбор места для игры. Где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

· Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

· Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

· Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

· Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 

Проведение дидактических игр включает:

· Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

· Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

· Показ игровых действий. В процессе, которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

· Определение роли воспитателя в игре его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре, определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

 

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею. Так как по результатам, которых дети добиваются в игре. Можно судить об их эффективности, о том. Будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает. Что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей. Понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру. Она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

 

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

 

Своеобразие руководства играми в разных возрастных группах.

 

Основными задачами руководства играми в младшей группе являются развитие и обогащение игровых действий с игрушками, предметами заменителями, развитие и обогащение сюжета игры, формирование умений играть рядом, а затем вместе.

Чем младше дети, тем больше педагог уделяет организации игры. Одним из основных приемов руководства является участие воспитателя в играх, совместная деятельность с детьми.

Помогает начать игру, помогает сговориться. Сговор на игру требует согласования замысла, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения ролей. Педагог направляет и стимулирует игровое общение. Можно напомнить во что дети играли утром; внести новую игрушку и предложить поиграть; предложить объединиться двум детям. С целью обучения сговору педагог вы ступает в главной роли ( я работаю в магазине, кто хочет со мной поиграть? Кто будет раскладывать продукты, кто будет покупать?) Дети включаются в игру по ходу уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку В ходе игры педагог берет на себя разные роли. Роль, которую берет воспитатель служит примером для подражания. Воспитатель называет свою роль, свои действия, обращается с вопросами к детям по поводу роли, учит игровому поведению, взаимодействию, учит использовать предметы заменители, демонстрирует образцы речевого взаимодействия.

Важно не оставлять вниманием и желание детей организовывать игру по собственной инициативе. выступает во второстепенной роли, спрашивает во что они играют, что будет делать персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты.

С целью закрепления приятных впечатлений можно привлечь других детей, вечером вспомнить, как хорошо играли , рассказать родителям, вспоминать о ней в последующие дни ( детям свойственно подражать не только другим но и себе).

Большое внимание созданию игровой обстановки ( родители),знакомит с игрушками, атрибутами, их назначением. Несколько наборов, каждый набор обыгрывается.

Игры детей: Дом, Семья, Дочки – матери, Автобус, Поезд, Веселое путешествие, День рождения куклы, Корабль, Магазин, Больница, Детский сад ( 50 – 70% на бытовые темы).

 

Средняя группа.

Руководство проявляется в обогащении содержания игр, в формировании умений организованно играть небольшими группами, сговариваться, поддерживать в игре доброжелательные отношения. У детей средней группы возникает несколько игр на разные темы. Воспитатель использует, прежде всего, косвенные приемы: расширяет знания для 1-2 игр, а затем переходит к углублению содержания других.

Воспитатель использует разные приемы и для непосредственной организации игр. Возможны короткие разговоры, вопросы к детям, которые помогают договориться, обдумать тему, распределить роли, подобрать игрушки, атрибуты.

Детям пятого года жизни можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. Воспитатель может принять участие в игре, при этом, берет на себя чаще второстепенную роль и, таким образом, может оказать детям помощь, преодолении затруднений, разрешении конфликтов, в развитии сюжета (испортился корабль – роль механика; игра парикмахерская, однообразные действия, потеря интереса – роль регистратора, косметолога). После игры можно побеседовать с детьми, обсудить, получилась игра, если нет, то почему.

 

Старшие дошкольники.

Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов), подготовить игровую обстановку. Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы ( Вопрос к студентам – подумайте какая работа пройдет перед организацией игры «Школа»?).

Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т.к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может задать вопрос, дать совет, привлечь внимание к той или другой стороне игры и т.д. В старших группах педагог реже берет на себя роль, но дети охотно принимают педагога, если он может войти в роль. Хорошо, если роль не длительная, новая, направляет игру в случае затруднений ( роль диспетчера в порту – игры в водный транспорт, роль регистратора – больница, роль феи, волшебницы – в играх, где соединяются реальные и сказочные сюжеты). После игр можно побеседовать с детьми о том, как дальше развивать игру, что для этого нужно узнать и т.д.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!