Список рекомендуемой литературы

Практическая работа №4

Тема: Создание ландшафтного дизайн-проекта садового участка.

Цель: Изучить основные элементы дизайнерского оформления ландшафта и возможности их использования при составлении проекта.

Изучить композиции пространства под открытым небом; познакомиться с растениями, являющимися основными инструментами ландшафтного оформления; изучить различные приемы их использования в создании ландшафтных композиций.

Теория:

Основная задача ландшафтного дизайна – создание красоты и гармонии на территории участка, при этом обязательно учитываются варианты использования существующих на участке зданий и строений. В этом основное отличие процесса создания ландшафтного дизайна от садоводства, где задача – выращивание урожая.

Подготовка участка

Первый этап по подготовке участка для проведения ландшафтных работ начинается с ландшафтного проектирования. Проводится художественная прорисовка плана, согласно следующим правилам:

– Распределение растений должно иметь групповой характер, то есть деревья и кустарники одного или близких видов размещаются в непосредственной близости друг от друга. Если это правило не соблюдается, то участок рискует приобрести пустынный вид.

– При планировании мест посадки растений и проведении работ по благоустройству участка следует избегать формирования прямых линий. Деревья и кустарники в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости.

Второй этап – после утверждения и согласования эскизного плана проводятся работы по созданию полноценного, точного проекта расположения всех элементов, которые будут использоваться при проектировании ландшафтного дизайна вашего участка.

Третий этап – подготовка территории, на которой будут проводится ландшафтные работы: полная очистка территории от мусора и всех ненужных растений, выкорчевка пней, удаление сухостоя, формирование кроны существующих деревьев и лечение больных деревьев.

Четвертый этап – проводится разметка согласно разбивочному чертежу всех функциональных зон, контуров дорожек и площадок, водоемов, подпорных стенок и других элементов, которые используются при озеленении данного участка.

Пятый этап – производится устройство дренажной системы, особенности которой зависит от глубины промерзания грунтов, уровня грунтовых вод, а также расположения основных элементов ландшафтного дизайна на участке.

Шестой этап – проводится мощение дорожек, устанавливается освещение, высаживаются деревья и кустарники, разбиваются клумбы и устраиваются газоны, посадка крупномеров, возводятся подпорные стенки, альпинарии, розарии, обустраиваются водоемы и ручьи.

Проектирование участка 2.

Документы, необходимые для ландшафтного проектирования:

1. Генеральный план – является основным документом, на нём указываются существующие и проектируемые насаждения, здания, сооружения, малые архитектурные формы, дорожно-тропиночная сеть, водные устройства и другие объекты сада.

2. Дендроплан составляется в дополнение к генплану, на нём указываются все сохраняемые и проектируемые насаждения.

3. План дорожно-тропиночной сети.

4. Проект инженерных коммуникаций.

5. План вертикальной планировки и мелиорации территории (если требуется).

6. Проект производства работ, который предусматривает общий порядок проведения всех видов садово-парковых работ.

При проектировании объекта необходимо определить:

– очередность и календарный план-график ландшафтных работ;

– потребность в стройматериалах и план снабжения ими;

– потребность в рабочей силе и механизмах;

– график обеспеченности рабочей силы и механизмов;

– потребность в инструментах и приспособлениях.

Работы на участке 3.

Для рациональной организации строительства объекта, ландшафтные работы имеют следующую очередность:

1. Закрепление границ проектируемого участка, развитие опорной геодезической сети на территории.

2. Строительство временных сооружений (склада материалов, туалетов для рабочих и т. д.).

3. Проведение мероприятий по сохранению и содержанию существующих насаждений: защита стволов ценных деревьев, огораживание групп кустарников; удаление сухих и больных деревьев и кустарников; обрезка сухих и повреждённых ветвей; прореживание крон деревьев и кустарников; пломбирование дупел деревьев; проведение мер по борьбе с болезнями растений и вредителями;

4. Черновая разбивка участка по проекту, вертикальная планировка территории, Вертикальная планировка по проекту – срезка и подсыпка земли на различных участках с использованием земли, вынутой при устройстве котлованов для сооружений;

5. Рытьё котлованов под фундаменты сооружений (павильонов, беседок, оград, входов, скульптур, фонтанов и т. д.); рытьё траншей для укладки электрических кабелей, водостоков, канализации, водопровода.

6. Очистка территории: корчёвка пней, удаление столбов, свай, старых фундаментов;

7. Очистка прудов;

8. Укладка сетей подземного хозяйства: электрических кабелей, водостоков, водопровода, канализации и засыпка траншей;

9. Установка фонарей для освещения объекта;

Элементы, применяемые в ландшафтном дизайне 4.

Здания и строения, формирующие центр ландшафтного проекта.

Газоны (или газонное покрытие), состоящие из трав различных видов.

Зелёные насаждения. Это могут быть как отдельные деревья, кустарники, цветы, так и различные их сочетания.

Крупные декоративные элементы ландшафтного дизайна. Обычно это: озеро, пруд, ручей, фонтан, каменные композиции или скульптуры.

Малые архитектурные формы. К ним относят беседки, навесы, розарии, элементы художественной ковки.

Геопластика – устройство рельефа территории: склоны, холмы, террасы и т.д.

Основная рабочая документация при выполнении ландшафтного дизайн-проекта:

1. Топографический план участка.

2. Описание исходных параметров участка.

3. Предварительные варианты (эскизы) планировки участка.

4. Генеральный план озеленения и благоустройства участка (вид сверху в масштабе), составленный на основании эскиза.

5. Пояснительная записка к ландшафтному проекту.

6. Дендроплан участка (схема размещения на нём деревьев и кустарников).

7. Разбивочный чертёж (схема разметки дорожек, площадок, цветников, водомов и т. д.).

8. Посадочный чертёж (схема разметки посадочных мест).

9. Ассортиментная ведомость посадочного материала.

10. Баланс площадей (схема, показывающая основные объёмы работ).

11. Смета на материалы и работы по благоустройству и озеленению участка.

Задание:

1. Объединится в группы по 3-4 человека, распределить нагрузку согласно предпочтениям и выполнить по порядку работы по создания ландшафтного проекта в графическом редакторе SketchUp.

2. Разработать модель заданного участка с строениями и рельефом –в графическом редакторе SketchUp.

2. Оформить пояснительную записку в свободном стиле.

3. Готовую работу выполнить в виде презентации в программе PowerPoint, подготовить доклад к презентации.

Порядок выполнения работы

Выполнение задания проводится поэтапно:

1. Работа с литературными источниками и данными Internet, подбор иллюстративного материала по выбранной тематике.

2. Зайти в приложение Google Планета Земля , выбрать участок с сложным рельефом в Средней полосе России (возможность выбрать любой регион). Осуществить замеры с помощью электронной рулетки и перенести изображение в графический редактор SketchUp..

3. Выполнить предварительный вариант (эскиз) планировки участка.

4. Выполнить генеральный план озеленения и благоустройства участка (вид сверху в масштабе), составленный на основании эскиза (форматА2 или А3).

Показать на нём схему размещения деревьев, кустарников, схему разметки дорожек, площадок, цветников, расположение водоёмов, показать мощение.

Примерное содержание экспликации генерального плана озеленения и благоустройства участка

1) Дом;

2) Гараж;

3) Вокруг посадки плодовых деревьев и кустарников;

4) Мощение въездной зоны плиткой на железобетонном основании;

5) Лесная зона – крупные деревья высажены по газону без подлеска, среди них возможна установка садового дивана или гамака;

6) Плотные посадки декоративных деревьев и кустарников, отсыпка грунта гравием совмещена с посадками почвопокровных теневыносливых многолетников;

7) Цветники;

Список рекомендуемой литературы

1. Лежнева, Т. Н. Ландшафтное проектирование и садовый дизайн : учеб. пособие / Т. Н. Лежнева. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 64 с.

2. Практический журнал «Идеи вашего дома №9». – Спб. : Изд. Дом «Салонпресс», 2007.

3. Практический журнал «Идеи вашего дома №9». – Спб. : Изд. Дом «Салон-пресс», 2005.

Приложение А

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

В ПРОГРАММЕ POWERPOINT

1. План и структура. Разбить текст на разделы (блоки). Выделить вступление и заключение. Продумать текст первого и последнего слайда.

2. Выбор цвета. Для фона выбирайте более холодные тона: синий или зелёный. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

3. Содержание информации Используйте короткие слова и предложения, минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание. Не дублируйте весь текст, который проговариваете.

4. Способы выделения информации рекомендуется использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

5. Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

6. Презентация исследования студента должна включать:

Название исследования;

• Цель работы;

• Ход и результат исследования;

• Выводы.

7. Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будет отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной (текст, рисунки).

8. Выбор шрифта Для заголовков – не менее 24. Для информации – не менее 18. Нельзя смешивать разные типы шрифтов. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже строчных.

9. Объём информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: единовременно запоминается не более 3-х фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность – когда ключевые пункты отображаются по одному, на каждом слайде.

     

Доклад с презентацией может продолжаться не более 25 минут.

10. Основные недоработки презентаций:

Нет постановки проблемы, вывода. Изложение только теоретического материала или просто информация по теме. Много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают от содержательной части.

– – –

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

АЛЛЕЯ (фр. alle, от аller – идти) Дорога в саду или в парке, находящаяся между рядами деревьев и кустарников, иногда оформлена клумбами, расположенными по обеим сторонам дороги.

АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Ландшафтное сооружение, сочетающее каменистые участки с растительностью.

Имитируют в уменьшенном виде горные (альпийские) природные образования (ландшафты) с присущими им растительными элементами.

АМФИТЕАТР (от греческого аmphi – окружение, полностью – amphithеatron) В Древней Греции и Риме амфитеатры возводились, как правило, круглой и полукруглой формы со ступенчатыми местами для зрителей, окружающие арену для представлений. Устраивались на природном или искусственном склоне. В эпоху Классицизма в регулярных парках в виде небольших амфитеатров устраивались места для зрителей в так называемых «зелёных театрах».

АНГЛИЙСКИЙ ПАРТЕР

Известен как травяной партер (в отличие от французских цветочных). Иногда обрамлён бордюром. При устройстве английских партеров в основном используется трава и песок.

АНГЛИЙСКИЙ ПЕЙЗАЖНЫЙ САД

Ландшафтная композиция, выполненная в приемах подражания и имитации естественной природы, с присущими этой композиции элементами: водоёмами, полянами, лугами, группами деревьев и кустарников, рощами, живописно спланированными дорожками и аллеями.

АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ

Участок суши, так или иначе преобразованный деятельностью человека: осушением, вспашкой земли, застройкой и т. п.

АНФИЛАДА

Ряд комнат и других помещений, расположенных последовательно по одной оси. В ландшафтных композициях анфиладность «зелёных помещений» актуальна при планировке узких и длинных участков.

АРКА Перекрытие, опирающееся на две вертикальные опоры полуциркульной или стрельчатой формы, выполненное из различных материалов.

АРКАДА (от французского arcade и латинского аrcus – дуга).

Ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. Применяется обычно при устройстве открытых галерей. В ландшафтном искусстве тонкие конструкции аркады, увитой зеленью, иногда назывались «берсо».

АСИММЕТРИЯ

Композиция, в которой элементы симметрии отсутствуют. Целостность, и завершенность асимметричных композиций достигается создание зрительного равновесия между различными фрагментами формы.

АХ-АХ Искусственное ландшафтное сооружение в виде нешироких каналов или рвов с водой с укреплёнными берегами. Устраивалось по периметру парка, служило помехой проходу в неположенном месте, заменяя ограду. Впервые этот термин (иногда можно встретить другое название – «ха-ха») был введён в теорию ландшафтного искусства англичанином С. Свитцером в 1715 году.

БАССЕЙН (фр. – bassin) В природном ландшафте бассейн – совокупность притоков данной реки, озера и т. п., а также площади стока поверхностных вод в водоём. Бассейн в саду или парке – искусственно построенный водоём для купания, плавания, оздоровительных водных процедур, спортивных соревнований. Бассейн может быть крытый или открытый.

БАЛЮСТРАДА (фр. – balustrade) Декоративное ограждение из столбов с перилами. Применяется при устройстве террас, балконов, подпорных стенок.

БЕРСО (фр. berceau – арка) Под этим термином подразумевалась зарешечённая арочная прогулочная аллея. В русских садах она называлась огибная аллея (например, парк в усадьбе Архангельское). Аркада из полукруглых конструкций, увитая зеленью.

     

БЕСЕДКА

Садовое сооружение различной формы, конструкции и материала. Беседка может быть открытой или застекленной, частично с глухими стенами и т. п. Часто обсаживается по периметру снаружи вьющимися растениями.

Беседка – наиболее распространённый в наше время садовый павильон. В западноевропейских теориях ландшафтного дизайна вместо русского слова беседка часто встречается слово «летний домик» (summer house).

БОРДЮР (фр. bоrdure) Узкие и длинные полосы невысоких декоративных растений, обрамляющие дорожки, аллеи, газоны, лужайки, стены.

БОСКЕТ (от английского basket корзина) Зона сада или парка, состоящая из деревьев и кустарников. Ландшафтная композиция, выполненная из стриженных древесных растений. Боскет в классических и барочных садах обрамлял открытую, парадную часть композиции ансамбля. Это замкнутые пространства правильной формы, обсаженные стрижеными растениями в виде плотной живой изгороди, которые изолируют отдельные участки в саду.

ВАЗА (от французского vasе, латинского vаs) Художественно изготовленное изделие из различных материалов, ёмкость для различных флористических композиций. В ландшафтном оформлении сада или парка ваза является классическим примером малой архитектурной формы. Стоящие на постаментах, вазы различных форм украшали многие сады эпохи Классицизма.

ВЕРАНДА (от английского – verandah – в переводе с санскрита) Крытая терраса, примыкающая к постройке, или отдельно стоящая. Может быть застеклённой, оформленной вертикальным озеленением, ампельными растениями в подвешенных ёмкостях и т. д.

ГАЗОН (от французского gazon) Специально выделенное плоское ландшафтное пространство в саду или парке, занимающее большую или меньшую площадь (в зависимости от планировки участка), засеянное травой определенного сорта, как правило, стриженой, или цветами.

ГАЛЕРЕЯ (от итальянского galleriа) Длинное и узкое помещение, соединяющее отдельные части постройки; длинный светлый коридор. В ландшафтных композициях принцип галерейности может быть применён, аналогично анфиладности, на узких участках. Имитирует переход из одного зелёного помещения в другое.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ САД (РЕГУЛЯРНЫЙ)

Ландшафтная композиция, где планировочные элементы и формы находятся в строгой геометрической закономерности. Особенно характерен геометрический сад для садов Ренессанса, Классицизма, Барокко и Роккоко. На смену им пришли пейзажные сады.

ГРОТ (от итальянского grotte – пещера) Садовый павильон. Ландшафтное сооружение, характерное для английских пейзажных парков, представляющее искусственную или естественную пещеру.

Обычно грот оформлен присущими пещерам природными элементами: сталактитами, сталагмитами, раковинами, водорослями и прочим. В некоторых парках классицизма грот оформлен как отдельное архитектурное сооружение, декорированное экзотическими элементами: морскими раковинами, цветным стеклом, слюдой и т. д. (пример – парк Кусково).

ГОЛЛАНДСКИЙ САД

Характерен малым масштабом, т. к. земля в Голландии достаточно дорогая.

Принцип планировки голландского сада строится на делении участка сада на две зоны: парадная (перед домом) и задняя (за домом). Участок по периметру должен быть огорожен живой изгородью. Эстетический принцип голландского сада – максимальная ухоженность. Изобилие раннецветущих луковичных, особенно тюльпанов. По стилю напоминает сельский сад. Керамические контейнеры – стилизованы под Дельфтский фарфор.

ГОТИЧЕСКИЙ ДОМИК

Садово-парковое сооружение в стиле Готического искусства с присущими этой эпохе элементами: стрельчатые и остроугольные формы обрамления элементов фасада, витражи и т. п. Постройки характерны для английских романтических пейзажных парков. В XVIII и XIX веках часто встречаются постройки в стиле «псевдоготики» (например, «Царицыно», арх. Баженов).

     

«ГУСИНАЯ ЛАПКА» (от французского patte d’oie) Система парковых аллей, рассекающая пространство парка в трёх направлениях. «Гусиная лапка» гармонически завершает планировочную структуру регулярной части парка.

ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ

Условно растительность можно разделить на две группы: декоративную и утилитарную. К декоративным относятся все растения, которые не являются полезным, а несут только эстетическую функцию. Например, ассортимент плодового (утилитарного) сада в основном должен состоять из деревьев и ягодников, которые имеют съедобные плоды, тогда как декоративная группа растений включает в себя ассортимент растений, характеризующийся цветом, декоративностью, запахом и другими чисто эстетическими функциями.

ДЕРЕВЕНСКИЙ САД

Один их стилей (стилизаций) современного ландшафтного дизайна. Под «садом в деревенском стиле» на крупном участке можно выделить отдельную зону. Важно, чтобы архитектура построек была органична для такого рода стилизаций ландшафта сада. «Деревенский сад» характеризуют такие элементы оформления, как плетень, телеги, домашняя и садовая утварь. Керамические емкости в виде молочных крынок, чугунков и т. п. Растительный ассортимент следует подбирать также в соответствии с этими стилистическими особенностями: растения, сеющиеся как бы «сами собой» – календула, космея, маки, ромашки и т. п. Из крупных цветущих растений сюда подойдут мальвы, подсолнухи, георгины. Желательно в композиции стиля «деревенский сад» включать вьющиеся однолетники: настурция, ипомею, хмель, фасоль, декоративную тыкву, мелотрию. Дизайн посадок и размещение малых архитектурных форм должен тяготеть к некоторой хаотичности и небрежной живописности.

ДЁРН Густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений верхний слой почвы. Для устройства газона в ландшафтном дизайне применяются вырезанные пласты из этого слоя, называемые «дернинами».

ДРЕНАЖ

Устройство для отвода избыточной воды с территории участка. Дренажные трубы – цилиндрические или иной формы конструкции с отверстиями, через которые излишки воды при паводке или ливне уходят в почву.

ЖЁСТКОЕ САДОВОЕ ПОКРЫТИЕ

К жёсткому садовому покрытию относятся все виды мощения: натуральный или искусственный камень, кирпич, плитка тротуарная и облицовочная любой формы и фактуры, гравий, песок, положенный на гравийное основание, брекчии любого вида – мраморные, гранитные, деревянный настил и т. п., за исключением газонного покрытия (натурального или искусственного), которое можно отнести к мягким садовым покрытиям.

ЖИВАЯ ИЗГОРОДЬ

Вид ограждения сада по периметру в виде постриженной растительности в ровных геометрических формах кустарников или деревьев. Живые изгороди лучше устраивать из растений, имеющих плотную густую листву или хвою.

ЗОНИРОВАНИЕ

Распределение на участке, где предполагаются ландшафтные работы определённых площадей того или иного размера по принципу их назначения. Например: хозяйственная зона, детская площадка зона, отдыха, огород, фруктовый сад, зона цветников, водоёмов и т. п.

ИЗГОРОДЬ

Вертикальное сооружение по периметру какого-либо участка. Материал, конструкция и архитектура изгороди могут быть самыми разнообразными. Существуют также живые изгороди, которые состоят из плотно посаженых кустарников и часто геометрически подстриженных.

КАМЕНИСТЫЙ САД

Природный ландшафт, где камни и гравий служат основными компонентами. В таких садах целесообразно применять засухоустойчивые растения. Ключевую роль в каменистых садах играют камни, а не растения. Стилистика такого сада будет скорее тяготеть к средиземноморскому природному прибрежному ландшафту.

КАСКАД (от французского cascadе; от итальянского саsсаtа стремительно падать) Водный ландшафтный элемент. Каскад – естественный или искусственный водопад (или система водопадов), где вода падает на ступенчатые уступы.

     

КЛУМБА

Один из основных элементов цветочно-декоративного оформления сада или парка.

По форме клумба – замкнутый компактный планировочный элемент, засаженный цветущими, декоративно-лиственными или смешанными группами растений. Конфигурации клумб разнообразны, но основные классические формы – это круг и квадрат.

КОЛОННАДА (от французского со1оnnаdе) Ряд колонн с перекрытием, обычно присущий крупным архитектурным сооружениям. Колоннада может быть и самостоятельным парковым сооружением.

Характерна для парков эпохи Классицизма, выполнялась в ордерной системе архитектуры классической Греции и Рима.

КОМПОЗИЦИЯ

Строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определённой последовательности. Составляющими элементами композиции являются: пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия, тождество, нюанс, контраст, гармоничность, ритм, композиционный центр, акцент.

ЛАБИРИНТ (от греческого 1аbyrinthos) Ландшафтная композиция в парке иди саду, предназначенная для прогулок.

Лабиринт – сложная орнаментальная композиция из дорожек и стен. Стены могут быть различной высоты (от самых низких, находящихся чуть выше уровня земли, до высоких – выше человеческого роста). Материалом стен могут быть как живые растения – стриженые кустарники, так и камни. Войдя в лабиринт и проходя все его изгибы и повороты, прогуливающиеся часто попадают в замкнутые пространства, так называемые тупики. В небольшом саду лабиринт можно устроить как чисто декоративную композицию, предназначенную для рассматривания, а не для прогулок.

ЛАНДШАФТ (от немецкого «вид природы») Ландшафт бывает природный и антропогенный (искусственный).

ЛАНДШАФТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Главный элемент ландшафтного дизайна. В графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.

ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Основными природными ландшафтными компонентами являются рельеф, вода, растительность (флора), фауна.

ЛАНДШАФТНЫЙ ИЛИ ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ

(В английском языке существует термин landscape garden – ландшафтный сад) Тип садов и парков, возникших в Англии в XVIII веке в противовес регулярным французским паркам. Другие названия: пейзажный сад, живописный стиль сада. Теория пейзажных парков рекомендует свободное и естественное расположение элементов ландшафта, близкое к природному и практически не допускает строгую геометрию в планировке. В теории пейзажных садов основная – концепция разбивка сада на живописные пространства просторных лугов, тенистых крупных групп деревьев, сохранение русла рек, ручьев, водоёмов, имеющих свободную форму. Такие сады декорировались большим количеством разнообразных садовых павильонов.

ЛУЖАЙКА

Плоскостной элемент садовой планировки. Лужайка имеет небольшие, по сравнению с лугом или поляной крупных парковых ансамблей, размеры. Лужайка может быть стриженой или иметь природный нетронутый травяной покров. Часто предназначена для игр и отдыха. Форма свободная, живописная.

Целесообразно устраивать вблизи зон детских площадок и площадок отдыха, а также может быть самостоятельной ландшафтной композицией, сходной с газоном в структуре озеленения.

МАВРИТАНСКИЙ САД

Прототипом испанских садов служат мавританские (мусульманские) сады, где основным формообразующим элементом является вода.

Водоём в мавританском саду с фонтаном (или без) строгих симметричных форм расположен по оси внутреннего прямоугольного двора, окруженного стенами. Ассортимент растительности невелик из-за жаркого засушливого климата. Некоторые растения – контейнерные (см. Контейнерные растения).

МАВРИТАНСКИЙ ГАЗОН

Площадка в саду, засеянная низкорослыми узколистными травами и полевыми цветами. Мавританский газон не подстригается, требует тщательного ухода и полива. Основной ассортимент цветов в средней полосе России – маки, калифорнийский мак (эшшольция), васильки, ромашки, колокольчики и т. п.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

В ландшафтном дизайне малые архитектурные формы являются основным декоративным элементом, формирующим облик сада и парка. К малым архитектурным формам относятся скульптуры, фонтаны, искусственные водоёмы, вазы, контейнеры, перголы, небольшие садовые павильоны, трельяжные стенки, садовая мебель, камины и другие атрибуты садового и паркового украшения.

МИКСБОРДЕР (от английского «смешанный бордюр») Миксбордер может иметь правильную геометрическую или неправильную в плане форму. Основной принцип размещения растений в бордюрах – ярусность: если бордюр односторонний (обозрение с одной стороны), то самые высокие растения размещают по самому дальнему периметру от зрителя. Если бордюр двусторонний, то самые высокие растения должны размещаться в центре композиции. Растительность для цветочного миксбордера подбирают по принципу непрерывности цветения на протяжении периода весна – лето – осень. Ассортимент цветущих растений состоит в основном из многолетников (с включением однолетников). Существуют миксбордеры, составленные из смешанного ассортимента: декоративные кустарники (лиственные, хвойные) с цветами или чисто кустарниковые.

МОЩЕНИЕ

Искусственное жесткое садовое покрытие. Материалы мощения самые разнообразные. Необходимо при устройстве мощения устраивать под него фундамент, который зависит от тяжести плит, но толщина его не должна быть менее 10 см (для всех видов жёстких покрытий).

МЯГКОЕ САДОВОЕ ПОКРЫТИЕ

Считаются виды покрытий из материалов, и жестких природных материалов (см. МОЩЕНИЕ). К ним относятся покрытия: травяные, газонные, трамбованной земли, мульчи и т. п. Мягких и сыпучих материалов.

ОДИНОЧНЫЕ ПОСАДКИ

Иногда в ландшафтной теории можно встретить термин «солитерные посадки» – солитеры. Солитеры характерны больше для живописных композиций ландшафта. Особенно хороши крупные одиночные деревья на открытом пространстве стриженого луга. Размер солитеров прямо пропорционален размеру открытого пространства, окружающего его. В небольших садовых композициях солитером может служить один или группа близко посаженных друг к другу травянистых или цветущих растений.

ОСВЕЩЕНИЕ

Ночное освещение сада или парка может быть различно в зависимости от требований эксплуатации. Существуют основные приемы освещения: периметральное, внутреннее равномерное, вдоль основных дорог, совмещенное, минимальное (чисто утилитарное). Также существует отдельная подсветка водомов. Садовые осветительные приборы бывают в основном трех типов: напольные, средней высоты (~ 1 м) и так называемые торшеры. На фасадах зданий устраивают также бра, освещающие крыльца, входы, лестницы. Для освещения особенно эффектных ландшафтных композиций используются прожекторы, расположение которых диктуется эстетической целесообразностью. При размещении в саду или парке прожектора следует учитывать его слепящий эффект и размещать в строго продуманных местах.

ОСУШЕНИЕ

Для осушения особо заболоченных территорий вырывались каналы и канавы, пруды, искусственные водоемы. Хорошим примером осушения низкой плоской заболоченной территории является парк Кусково в Москве.

ПАЛИСАДНИК

Небольшое, ограждённое забором место в саду, чаще всего расположенное вблизи дома, при входе.

ПАРАПЕТ (от итальянского рarapettо, от греческого рarа – вдоль, возле и от латинского pectus – грудь).

Ограждение, высотой до 1 м, устраиваемое в опасных для падения местах – на балконах, террасах, лестницах. Парапет необходимо устраивать над высокими подпорными стенами.

     

ПАРТЕР (от французского раrterrе) Ландшафтное понятие партера было введено в теорию садово-паркового искусства в XVII веке, когда возникли регулярные парки. Партер – плоскостная композиция газонов и дорожек парадной части парка вблизи основного здания (дворца или дома).

Парадный партер – самый красивый и эффектный элемент в системе партеров.

Как правило, это (например, в регулярных французских садах) вышитый или кружевной партер.

ПАТИО (от итальянского – внутренний дворик) Этот элемент характерен для стран с жарким климатом. Как правило – внутреннее огороженное стенами здания открытое пространство, часто с водоёмом, фонтаном место отдыха. В настоящее время патио называют планировочное пространство, огороженное иногда двумя и тремя стенами.

ПЕРГОЛА (от итальянского реrgo1а) Пергола – декоративный садовый павильон, часто служащий для отдыха и защиты от солнца. Конструктивно отличается от беседки отсутствием сплошной крыши. Материалом перголы служат решетчатые реечные конструкции. Крыша также реечная.

Бьющиеся растения, высаженные по периметру перголы, взбираются на кровлю, закрывая зеленью и цветами стены и перекрытие перголы.

ПЛАНИРОВКА

Основная структура генерального плана ландшафтной композиции. На первом этапе следует выбрать тип планировки геометрический (регулярный), живописный, совмещённый, абстрактный, эклектичный, а затем, в зависимости от структуры и стилистики дизайна, переходить к подробной дальнейшей разработке проекта.

ПЕЙЗАЖ (от французского раysagе) Фрагмент природы, пространство, видимое с определённой точки. Преобразованный природный пейзаж является ландшафтным пейзажем, сделанным в натуре по определённому замыслу, вызывает различные ощущения и настроения.

Основа удачной экспозиции всего пейзажа в целом зависит от удачного выбора видовых точек в планировочной системе композиции.

ПОДПОРНАЯ СТЕНКА

Как правило, выполненная из камня (натурального или искусственного) стена, поддерживающая террасу, устроенную на природном склоне. Подпорная стенка характерна для садов на рельефе. Если стенка высока (более 30 см), то в одном или нескольких её местах, если необходимо надо устроить лестницу или пандус.

РАБАТКА

Узкие и длинные цветочные грядки, расположенные по бокам дорожек, с одной или двух сторон, или делящие дорогу по центру, вдоль зданий, оград.

РОЗАРИЙ

Чистопородная ландшафтная композиция, состоящая, в данном случае, исключительно из роз. Чистопородной группой может так же служить, например, сирениарий и т. п.

РОКАРИЙ

Каменистая ландшафтная композиция, обычно плоская (в отличие от альпийской горки). Может состоять из валунов, сколов гранитных пород и других каменных материалов, часто с включением разнообразной растительности.

РОТОНДА

Открытый садовый павильон.

Конструкция ротонды представляет собой круглый в плане цоколь с расположенным по периметру чётным количеством колонн, которые поддерживают куполообразную крышу.

РОЩА Совокупность однородных по составу и возрасту насаждений, образующих массив (берез, дубов, сосен и т. п.).

При искусственном создании этой формы насаждений следует придерживаться естественного характера размещения деревьев и выбирать породу в соответствии с почвенными и климатическими условиями произрастания.

РУССКИЙ СТИЛЬ

В России русский стиль в ХVIII-ХIХ веке в усадебных композициях в основном заимствовался из ландшафтных приемов западноевропейских садов Англии, Франции, Германии. В настоящее время в России о русском стиле можно говорить, как о практически полной эклектике, т. е. смешении разных стилей на одном пространстве.

САД  – это участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Одну из лучших характеристик сада дал Д. С. Лихачёв: «Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой». Сад представлялся как в христианском, так и в мусульманском мире раем на земле, «Эдемом».

САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Одно из семи чудес света. Висячие сады Семирамиды являлись, по-видимому, первым образом «садов на крыше», где культивировались ампельные формы растений. В условиях жаркого климата Африки для времен, уходящих от нас на тысячелетия, такие сады являлись действительно выдающимся произведением ландшафтного искусства.

САДОВЫЙ ПАВИЛЬОН, характерный для барочных садов. Обычно имел вид небольшого дома хижины или грота. Служил местом уединения и отдыха.

СЕЛЬСКИЙ САД

При устройстве сельского сада следует разбить его на зоны: палисадник, огород, цветник, сад плодовых деревьев и кустарников, хозяйственная зона. Облик сельского сада должен быть неприхотливым, естественным. Ассортимент растений самый простой, состоящий из не сложных в уходе культур. Актуально применять в качестве малых архитектурных форм предметы сельского быта и садовую утварь.

СИММЕТРИЯ

Средство, обеспечивающее целостность объёмно-пространственной композиции.

Симметрия – закономерность расположения равных частей объёмно-пространственной формы относительно друг друга.

Симметрия в ландшафтном проектировании подразумевает зеркальное расположение элементов планировки относительно некоей оси. Ярким примером симметрии могут служить классические сады эпохи Барокко (Версаль). (См.

Регулярные сады, регулярный стиль).

СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН

Необходим при разработке генплана. На ситуационном плане обозначены в масштабе границы участка с существующими строениями, деревьями и кустарниками, дорогами и коммуникациями. Также на ситуационном плане с помощью горизонталей (условное сечение природного рельефа на равные вертикальные отрезки, которые изображаются на плане в виде волнистых линий с цифрами (отметками) отображающими с превышение уровня рельефа местности относительно нуля, т. е. уровня Балтийского моря (для России)).

СОВРЕМЕННЫЙ МОДЕРН (СТИЛЬ)

Основа планировки такого сада – чёткость и лаконичность. Открытые и занятые пространства здесь должны находиться в строгой закономерности. Что зависит от качества планировки. Обязательно присутствие партерного газона и каменного или плиточного мощения. Цветники состоят из растений одного вида, лаконично расположенных группами.

СОЛИТЕР

(См. также «Одиночные посадки») Солитер в ландшафтной композиции одиночное растение, как правило, крупное, высокое. Например, солитером можно называть одно старое крупное дерево, растущее на открытом пространстве и ничем не загороженное. Также солитером считается растение, являющиеся визуальным центром ландшафтной композиции, благодаря своим внешним признакам, например, высотой или формой.

СТИЛИ Говоря о стилях ландшафтной архитектуры, следует, прежде всего, помнить, что в настоящее время выдержать сад в каком-либо определенном стиле практически невозможно. Поэтому здесь речь может идти лишь о стилизации под определенную историческую эпоху и о типах садов. Устойчивые понятия садов в ниже перечисленных стилях относятся к английским пейзажным паркам (эпоха Классицизма, Романтизма, Викторианская), к французскому регулярному парку эпохи Барокко, Рококо, Классицизма. Почти чистым по стилю можно считать монастырские сады Европы средних веков. Маленький сад можно выполнить в японском стиле, хотя эта эстетика не так характерна для России.

В настоящее время стилизация садов имеет следующие основные тенденции: романтический сад; сад в стиле модерн; средиземноморский сад; современный модерн; голландский сад; испанский сад; сельский сад; водный сад; городской сад.

ТЕРРАСА (от французского terrasse) Приподнятая над уровнем земли площадка. Террасой также называется крытая пристройка к дому. В ландшафтном дизайне террасирование территории с организацией подпорных стенок актуально на природных склонах. Терраса на склоне – горизонтальный участок, ограниченный вертикальными подпорными стенами. Большое количество террас напоминают лестницу на природном склоне.

ТРЕЛЬЯЖ (от французского trelliage – решётка, шпалера) Решетчатые сооружения, расположенные обычно вдоль дорог. Изготавливались из крестообразно сбитых реек. Часто служил соединительным элементом между павильонами парка. Д'Арженвиль использовал такой прием, как «Берсо де трельяж» (Веrceau de trelliage) в Версальском парке, обозначающий комбинацию из двух сооружений: берсо и трельяж (стенка из решётки).

ТУННЕЛЬ

Плотно закрытый вьющейся зеленью арочный проход, типа «берсо». Имитирует тёмный подземный или подводный прокопанный проход. Актуально устраивать небольшие туннели на детских площадках.

ЦВЕТНИКИ

Ландшафтные фрагменты в саду, состоящие в основном только из цветущих растений. К ним относятся: клумбы рабатки, бордюры (цветочные).

ШПАЛЕРА

В ландшафтном искусстве шпалера это – ряд кустов или деревьев, обязательно стриженных, плотно посаженных, образующих плотную стену, расположенных вдоль аллей и дорог парка. Первоначально шпалерами называлась наружная сторона боскета.

ЭРМИТАЖ (от французского hermitage – уединённое место).

ЯПОНСКИЙ САД

Для европейского ландшафтного дизайна (если сад довольно крупных размеров) целиком сделать сад в японском стиле весьма проблематично, здесь может идти речи только о небольшом участке. И в том случае, если хозяин склонен предпочитать эстетику Дальнего Востока всем остальным стилям. Символизм и философия японской культуры, в особенности японских садов, очень сложен и многогранен, поэтому при создании японского сада в Европе можно ограничиться лишь внешними атрибутами: бонсай, камни, гравий, вода (текущая) или её имитация, мостики, фонари, беседки, и т. п. Все должно быть небольших (даже минимальных) размеров.

 

МОЩЕНИЕ УЧАСТКА

Мощение – один из наиболее популярных приёмов в оформлении внутренних двориков, садовых дорожек и прочих участков сада, так или иначе связанных с жилым домом.

 

Основы композиции, композиционные приемы.         Расположение объекта в кадре. Тотальное и цветовое взаимодействие цветов. Манипуляция взглядом зрителя. Основа для создания видовых точек в ландшафте.- Основы композиции - YouTube

Реалистичные сдания на участке - Проект дома своими руками в SketchUp. Проектирование домов для новичков. - YouTube

Планирование участка онлайн - Планировка участка 9 соток | 3D Warehouse (sketchup.com)


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!